Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация: в статье рассматривается проблема развития у старшеклассников познавательного интереса к истории архитектуры города. Рассмотрены и теоретически обоснованы формы, методы, приемы развития познавательного интереса к истории архитектуры Тюмени у детей старшего школьного возраста. К наиболее эффективным методам и приемам указанного качества отнесены: метод создания эмоционально-нравственной ситуации, метод создания ситуации познавательного спора, метод моделирования. Среди форм учебной и внеучебной деятельности развития данного качества отмечаются: экскурсии в музей архитектуры и градостроительства, прогулки по городу, познавательные беседы о разных стилях архитектуры.
Annotation: the article deals with the problem of development in high school students of cognitive interest in the history of architecture of the city. The forms, methods, methods of development of cognitive interest in the history of architecture of Tyumen in children of senior school age are considered and theoretically substantiated. The most effective methods and techniques of this quality include: the method of creating an emotional and moral situation, the method of creating a situation of cognitive dispute, the method of modeling. Among the forms of educational and extracurricular activities of the development of this quality are: excursions to the Museum of architecture and urban planning, walking around the city, informative conversations about different styles of architecture.
Ключевые слова: познавательный интерес, любопытство, любознательность, история архитектуры.
Key words: cognitive interest, curiosity, curiosity, history of architecture.
Постановка проблемы. В современной системе образования формированию человека способствует развитие в нем способностей к саморазвитию и самоидентификации в основных формах человеческой деятельности. Одной из главных задач, которая стоит перед современной школой, является развитие познавательного интереса учащихся. Успешное проведение любого воспитательного мероприятия во многом зависит от педагога, который сумеет пробудить интерес у учащихся к изучению своего предмета путем грамотного и правильного построения его содержания, будь то лекция, беседа, или практическое занятие. Несмотря на все вышесказанное, пробуждение познавательного интереса является начальным этапом трудоемкой работы по развитию и воспитанию более глубокого интереса к потребности в самовоспитании и самообразовании. Успех пробуждения интереса во многом зависит от содержания обучения. Если оно будет выстроено правильно, то ученик будет понимать и принимать цели, поставленные учителем, и будет активным участником деятельности по их реализации. Познавательный интерес является одним из главных условий достижения эффективности и высокого качества образования. Многие полагают, что без принуждения приобщение школьников к обучению невозможно. Такое предположение является неверным, поскольку интерес к учению можно развить, не прибегая к мерам давления на ученика. Для этого необходимо найти мотивацию в расположении к обучению и в стремлении развивать познавательный интерес у учеников. Первым, кто рассматривал проблему познавательного интереса через научный подход, был Я. А. Коменский. В его «Великой дидактике» отражены идеи пробуждения у школьников серьезной любви к предмету через доказательство его превосходства и приятности. Также в ней рассматривается «новая школа как источник радости, света и знания» и интерес является одним из главных путей создания светлой и радостной обстановки обучения [4]. Связь интереса с познавательным воспитанием можно проследить в трудах Н.И. Новикова. Он указывал на первостепенность развития у детей любопытства, приобщающего его к знаниям [8].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. – М., Педагогика, 1980. – 287 с.
2. Артемьева Е.Б., Кожевникова Л.А. Роль Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук в развитии библиотечного знания и науки // Вклад информационно-библиотечной системы РАН в развитие отечественного библиотековедения. Новосибирск, 2011. – С. 157-173.
3. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. – М., Просвещение, 1994. – 75 с.
4. Коменский Я. А. Педагогическое наследие. – М. Педагогика, 1999. - 416 с.
5. Кудинов, С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты. Монография. – М., НИЦ БиГПИ, 1999. – 270 с.
6. Кучмаева И. К. Указ. соч. С. 62-75
7. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. – М., Знание, 2009. – 246 с.
8. Новиков Н. И. Санкт-Петербургские ученые ведомости. – М., Правда, 1777. – 348 с.
9. Рамонова, К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста. – М., 1961. – 85 с.
10. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. –М., СПб, 2002. – 720 с.
11. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. – М., Педагогика, 1974. – 528 с.