Фрагмент для ознакомления
2
регулирование предприятий малого и среднего бизнеса играет в сфере экономики ключевую роль. В большинстве промышленно развитых стран малый и средний бизнес выступает основой развития экономики, в том числе ее стратегических и наукоемких отраслей. В России доля малого предпринимательства составляет менее 1 / 5 части экономики, в то время как в развитых странах его доля достигает 8085% от общих объемов производства.
В налоговом регулировании различают микропредприятия и малые предприятия: с численностью работников до 15 и 100 человек соответственно, с лимитом доходности не выше 120 и 800 млн руб. соответственно, а также средние предприятия с лимитом численности работников 250 человек и доходности не выше 800 млн руб. Наиболее распространенной сферой деятельности субъектов малого предпринимательства в России является торговля и оказание бытовых услуг, а для предприятий среднего бизнеса перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство, реклама, сотовая связь, сетевая торговля. Налогообложение сферы малого предпринимательства усложняется отсутствием достоверных данных о его договорной деятельности, доходности и уровне реальных расходов, это в большой степени искажает оценку его вклада в бюджеты различного уровня.
Для субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации предусмотрены налоговые послабления и льготы, в число которых можно включить: надзорные каникулы для вновь организуемых малых предприятий, упрощенную систему бухучета и отчетности для целей налогообложения, специальные режимы налогообложения для малых и средних предприятий.
Специальные режимы налогообложения, такие как упрощенная система налогообложения, патентная система, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, отражены в Налоговом кодексе Российской Федерации и являются действующими на всей территории страны. За период 2017-2018 гг. налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства, находящихся на специальном налоговом режиме (СНР) имели положительную тенденцию. Так, в 2017 г. доходы консолидированного бюджета РФ от предприятий на специальных налоговых режимах увеличились на 4,67 % (18,23 млн руб.) и составили 184,56 млн руб.
За первое полугодие 2018 г. прирост составил 5,8% (19,82 млн руб.), в результате общие налоговые поступления от СНР составили 219,74 млн руб. В общей структуре консолидированного бюджета РФ доля налоговых платежей от предприятий малого бизнеса за рассматриваемый период менялась незначительно. В 2017 г. их доля составляла 1,175%, а за первое полугодие 2018 г. возросла до 1,180% В 2016 г. по большинству показателей налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса, применяющих льготные режимы налогообложения по России, наблюдался небольшой прирост. [1]
В соответствии со ст. 347.12 Налогового Кодекса РФ [2] при переходе на данный самый простой и популярный у предпринимателей малых форм режим налогообложения до 2016 г. было необходимо соответствовать следующим условиям:
лимит численности персонала не более 100 человек;
лимит по годовым доходам не выше 60 млн руб.;
лимит по остаточной стоимости основных средств не выше 100 млн руб.
Кроме того, соблюдать некоторые ограничения, которые были отражены в ст. 346347 Налогового Кодекса РФ.
Ограничения касались, в частности, участия других юридических лиц (не более 25%), наличия филиалов (не допускалось иметь филиалы) и вида деятельности, который должен был соответствовать п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Самым значимым ограничением для малых и средних предприятий был лимит по доходности, которая ранее определялась как выручка. С 2016 г. субъектам малого бизнеса при подсчете лимита придется учитывать не выручку или кассовые поступления, а более широкую линейку доходов, включая полученные штрафы, пени по договорам, стоимость переданного имущества (в том числе переданного им на безвозмездной основе) и дивиденды. [3]
Необходимо учитывать, что если субъект малого предпринимательства планировал переход на УСН с иного налогового режима, его выручка за три последних квартала предшествующего переходу года, не должна была превышать сумму в 45 млн руб., умноженную на коэффициентдефлятор, установленный на предшествующий переходу год.
Таким образом, введение новых ограничений по лимиту доходности для субъектов малого предпринимательства, планирующих переход на упрощенную систему налогообложения, очевидно, не позволит использовать режим УСН всем предприятиям, желающим воспользоваться данным спецрежимом.
Отметим, что изменение лимита доходов при переходе на УСН в 2016 г. будет пока действовать только для организаций. Для индивидуальных предпринимателей ограничение по размерам выручки за 9 месяцев года, предшествующему переходу на УСН, пока не установлено. Целый ряд серьезных ограничений по новому лимиту доходности будет касаться уже действующих на УСН субъектов малого предпринимательства.
В частности, в связи с необходимостью учета лимита уже не по выручке, а по доходам, предприятию будет легче потерять право работать по
Показать больше