Фрагмент для ознакомления
2
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по средствам художественной литературы
Согласно ФГОС ДО в процессе дошкольного образования должно происходить формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Сейчас перед дошкольными образовательными организациями ставится задача подготовки такого человека, который был бы способен самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Для чего необходимо формировать устойчивые нравственные свойства личности ребенка. Нравственное воспитание дошкольников – одна из сложных задач воспитания, сложность, которой выражается в трудности определения критериев нравственного развития. В данных критериях должна четко прослеживаться степень единства нравственного сознания, чувств и переживаний ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное нравственное развитие, а под влиянием норм и требований социума закладывается его фундамент – нравственные представления, определяющие отношение детей к поступкам других и регулирующие их собственное поведение. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Нравственно-патриотическое воспитание является приоритетным направлением в работе современного дошкольного учреждения. Любовь к Родине, чувство сопричастности к своему народу, гражданское сознание, желание сохранять и приумножать богатство родной земли – все это начинает формироваться с самого рождения ребенка. Малыш восхищается тем, что видит перед собой: родных людей (маму, папу и т.д.), красоту родной природы – это находит отклик в детской душе. Многие впечатления ребенок пропускает через свое восприятие, хотя полностью до конца не осознает их. Именно детские впечатления играют огромную роль в становлении личности, патриотизма, нравственного сознания.
Чувство патриотизма формируется в семье, в коллективе сверстников, в детском саду. Со временем у ребенка складывается представление о своем доме и традициях своего окружения (в дальнейшем – традициях своего народа). Любовь к своему дому человек проносит через всю жизнь, а ребенок воспринимает «свой дом» как составляющую себя самого. Чувство защищенности, уверенности – воспитывает «родительский дом». Эта любовь к родному дому постепенно становиться шире и значимей: любовь к своей улице, любовь к своему городу, любовь к своей Родине
Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется с помощью различных средств, среди которых следует выделить художественные средства. Среди художественных средств особое место занимают художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эти средства имеют огромное значение в решении задач нравственного воспитания, т.к. именно они способствуют формированию нравственного сознания детей.
Воспитание гармоничной, нравственной личности с формированной гражданской позицией – задача современного образования. Для решения этой задачи необходимо обратится к опыту, накопленному годами нашими предками. Бесценной народной мудростью, сосредоточенной в песнях, былинах, пословицах, поговорках, загадках, сказках, легендах ребенок впервые знакомится в семье, а позже в детском саду и проносит через всю жизнь, чтобы снова передать эти знания своим детям. Накапливая опыт прошедших поколений, человек считает себя неотъемлемой частью земли, на которой родился и вырос. Бесспорно, задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольника решаются различными средствами, комплексно затрагивая все образовательные области, но художественная литература занимает центральное место в воспитании гражданина и патриота.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения / М.П. Воюшина // Начальная школа. – 1989. - №5. – С. 16-20.
2. Выготский Л.С. Воспитание чувств / Л.С. Выготский // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. П.В. Дубровина и др. – М.: Академия, 1998 – С. 233-235.
3. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе -М.:Гном, 2007.
4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
5. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии / Л.А.Литвинцева. – М.: Детство-Пресс, 2012.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».