Фрагмент для ознакомления
2
Мир дошколят: поиск и творчество
Дошкольники развиваются многосторонне. Немаловажную роль в этом оказывают продуктивные виды деятельности. Ученые по всему миру проводили исследования эффективности такого рода деятельности. Они доказали, что у детей развиваются новые навыки. При их изучении дети становятся более целеустремлёнными и настойчивыми, проявляют инициативу, самостоятельность и любознательность. У ребенка развивается творческое воображение, различные свойства мышления.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом.
В образовательных стандартах России нового поколения обоснована необходимость деятельности, которая направлена на развитие творческих, умственных, эстетических способностей детей дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей у детей необходимо, так как они благотворно влияют на развитие других психических процессов: восприятия, памяти, мышления, речи.
Творчество является универсальным механизмом, способствующим развитию, оно охватывает всю нашу жизнь, через творчество люди познают себя и окружающий мир, меняются сами и меняют его.
Разнятся точки зрения ученых по поводу того, что же считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют
во-первых, деятельность в области искусства,
во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов,
в-третьих, научное познание, созидание разума,
в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы [1, с. 58].
Тяга к созиданию, творческой деятельности, желание фантазировать и сочинять появляется у ребёнка в возрасте двух-трех лет. Согласно возрастной психологии, развитие творчества проходит несколько этапов:
Маленькие люди до двух лет выражают свой потенциал самыми простыми способами: танцуют, увлеченно рисуют «каляки-маляки», художественно раскидывают сложенное мамой белье. По факту, любая разрушительная деятельность для годовалого карапуза является творчеством. Иногда родителям стоит выдохнуть и дать ему проявить себя таким нестандартным образом.
На три-четыре года приходится пик активности развития и проявления творческих способностей учеников. Появляются сюжетно-ролевые игры, процесс созидания и фантазирования становится более осознанным.
Пяти-шестилетки способны усваивать огромное количество информации, в этом возрасте на благодатную почву ложатся более сложные задания, упражнения и игры, направленные на стимулирование творческой «жилки». Дети семи-восьми лет начинают обучение в школе, где происходит целенаправленное развитие креативного мышления в различных сферах.
Раннее дошкольное детство – с 3 до 5 лет – часто «выпадает», оставаясь незадействованным. Родители только недавно успокоились после первых сложных лет карапуза – освоения ходьбы, речи, приучения к горшку. Следующим важным этапом считается старший дошкольный возраст – подготовка к школе, когда нужно много заниматься, расти физически и интеллектуально.
Умение фантазировать, придумывать, присваивать знакомым предметам новые неожиданные значения – все это характеризует высшую степень развития воображения. Малыши 2-7 лет овладевают навыками создания аутентичных образов, сочинительства, постепенно учатся применять все более сложные мыслительные операции, чтение книг, рассматривание и описание картинок, совместные посещения культурных мероприятий, экскурсий; изобразительная – лепка, рисование, создание аппликаций – чистое творчество, доступное каждому возрасту; рисование сюжетов, прожитых ребенком (реальных жизненных ситуаций), пересказ каких-то событий; сочинение сказок, рассказов, стихов; игра любого вида и направленности: подвижная, ролевая, предметная, настольная, совместная с родителями, другими детьми, или одиночная; конструирование.
Упражнений и игр, которые направлены на развитие творческих способностей дошкольников, существует множество. Для того чтобы занятия давали положительный эффект, а малыш не терялся в правилах, достаточно выбрать пару-тройку игр и упражнений, постепенно усложняя и дополняя их. Когда маленький человек полностью освоится с предложенными задачами (и наверняка начнет терять к ним интерес), список игр следует сменить, открывая для ребенка новые вершины, к покорению которых нужно будет стремиться.
На занятиях по рисованию, лепке, конструированию детям задаются различные задания. Но всю изобразительную или конструкторскую деятельность можно рассмотреть как творчество. Если ребятам задается тема, объясняется порядок выполнения задания, то творческий элемент отсутствует.
Это не значит, что подобные занятия бесполезны. Они формируют интерес к данному виду деятельности, технических навыков, развития восприятия, внимания, но не творчества.
В данном случае ребенок выполняет указания педагога, он не придумывает, не ищет путей как сделать то или иное действие.
В этом состоит главная проблема формирования творческого начала в деятельности дошкольника. Ребенок должен искать свой путь в творчестве, а педагог лишь должен активизировать творческую активность.
Педагогу необходимо помнить, что знания и умения, которые дошкольник получит без желания и интереса, не станут активным достоянием ребенка.
Организуя занятия, направленные на развитие творческого начала дошкольника педагогу необходимо позаботится о том, чтобы эмоциональный настрой поддерживался в течении всего занятия и активизировал творческую активность ребенка и мышления.
Занятия по развитию творчества должны быть связаны между собой одной сюжетной линией, так как дошкольнику свойственно неоднократное проживание ситуации.
Используя нетрадиционные формы рисования педагог может активизировать творческую активность ребенка.
Для создания готового продукта дети прилагают умственные и физические силы, улучшают мускулатуру рук, осваивают новые навыки и умения, используют творческое воображение и проявляют созидательное начало. В итоге, дети осваивают практические навыки, которые пригодятся им позднее в различных направлениях деятельности. Они становятся более умелыми и ощущают свою самостоятельность. В результате своей деятельности дети получают материальное воплощение того, что они хотели показать.
Есть различные направления этого вида деятельности:
- создание реквизита для своего спектакля,
- изготовление предметов, которые можно использовать для изучения или в играх,
- создание собственной художественной галереи,
- создание журнала наблюдений детей или «книги», состоящей из их рассказов,
- привлечение детей при подготовке к праздникам (создание тематических игрушек, поделок, украшений).
В результате такой деятельности дети осваивают различные виды творчества, улучшают навыки чтения и письма, становятся лучше подготовленными к школе, более активными, самостоятельными, терпеливыми, учатся усваивать получаемую информацию и обрабатывать ее.
Ребенок во время занятий укрепляется и физически, поэтому стоит уделять внимание походке, осанке и многому другому.
Показать больше