Фрагмент для ознакомления
2
Детский сад и дополнительное образование: рядом или вместе
Однажды Л.Н. Толстой заметил, что расстояние между новорожденным и пятилетним ребенком во много раз больше расстояния между пятилетним и им, семидесятилетним стариком. Великий мыслитель и педагог понимал значимость особой восприимчивости маленьких детей к воздействию окружающей среды. И, действительно, потенциальные возможности развития ребенка в дошкольном возрасте огромны. Следовательно, огромна и ответственность педагогов, воспитателей за создание условий для раннего выявления и развития задатков и способностей детей и таланта, который заключен в каждом ребенке.
Накопленный советской системой образования потенциал, позволяет современному российскому образованию создать новую педагогическую практику - «дополнительное образование детей», которое соответствует природе детства и имеет в основании признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности. В настоящее время роль дополнительного образования существенно возрастает. Оно призвано решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.
Следует заметить, что, какими бы замечательными ни были программы нового поколения, дошкольное образовательное учреждение ныне в силу изменившейся образовательной ситуации не может в полной мере удовлетворить возросшие запросы государства и непосредственных социальных заказчиков – родителей. Иначе не появилось бы по всей стране так много центров раннего развития детей в учреждениях дополнительного образования. Практика показывает: занимаются там не только дети, которые не посещают детский сад (так называемые неорганизованные).
Эта ситуация подсказывает одно из радикальных средств обновления – организацию социального партнерства дошкольных образовательных учреждений и системы учреждений дополнительного образования детей. Дополнительное образование с его сложившимися за 90 лет традициями и огромными возможностями для удовлетворения вариативных образовательных запросов очень близко дошкольным образовательным учреждениям по целям, духу и принципам работы. И потому социальное партнерство, объединяющее интересы и ресурсы двух систем во имя единой и главной цели – развития ребенка, имеет большие потенциальные возможности для реализации идей обновления и перевода дошкольного образовательного учреждения в инновационный режим.
Рассмотрим варианты социального партнерства: реальные и потенциальные. Наиболее часто встречающийся вариант: педагоги дополнительного образования реализуют его программы на базе дошкольного образовательного учреждения. Такие программы не дублируют, а дополняют основные программы, реализуемые педагогическим коллективом дошкольного учреждения. Анализ опыта показывает, что запросы педагогов и родителей ограничиваются стандартным набором требований, где английский и хореография занимают главное место. Однако возможности учреждений дополнительного образования намного шире.
Второй вариант: единичные выездные концерты и спектакли творческих объединений учреждений дополнительного образования и детских музыкальных школ в детских садах города.
Третья форма партнерства получила широкое распространение в Санкт-Петербурге: некоторые основные образовательные программы реализуют педагогами ДОУ не в детском саду, а на базе учреждений дополнительного образования детей. Зачастую это происходит в мастерских, театральных объединениях, лабораториях, музеях, компьютерных классах. Существует и такой опыт: на базе учреждения дополнительного образования в течение всего года проводятся различные календарные и тематические праздники, например, «День именинника».
Четвертое направление взаимодействия – реализация программ дополнительного образования педагогами ДОУ, которые, работая по совместительству в учреждениях дополнительного образования, разрабатывают программы, реализуя свои хобби, увлечения, интерес к какому-либо виду деятельности (например, начальное техническое моделирование, бисероплетение, макраме и т. п.). Как правило, благодаря большому методическому опыту, хорошему знанию детей, их возможностей и особенностей реализация программы идет планомерно и целенаправленно и дает результаты.
Таким образом, для слаженного взаимодействия детского сада и учреждения дополнительного образования необходима прежде всего концепция развития. Она должна содержать два уровня: первый – решение задач, обозначенных в государственном заказе (Концепция модернизации) как инвариантный (т. е. обязательный), и второй – решение задач, которые отражают социальный заказ (вариативный) родителей как основных заказчиков. Такая модель должна рассматриваться педагогическим коллективом как целевая установка их деятельности.
Одной из актуальных проблем образовательных учреждений является создание условий, которые обеспечивали бы возможность развития и проявления творческой активности детей, позволяя им в полной мере реализовывать свои собственные возможности. Дополнительное образование становится такой образовательной средой, поскольку расширяет возможности детей по приобретению знаний и навыков, которые позволят им успешно адаптироваться к социальной среде, развивать и реализовывать свой творческий потенциал. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование определяется как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном развитии и не сопровождается повышением уровня образования».
Социальное партнерство дошкольной организации с дополнительными учреждениями имеет разнообразные формы и уровни:
партнерство внутри системы ДО между социальными группами профессиональные общности (педагогические советы, объединения специалистов по актуальным вопросам оказания помощи детям и их родителям, методические объединения педагогов из разных образовательных учреждений);
партнерство работников образовательных учреждений с представителями других сфер образования и просвещения (учреждения здравоохранения, общественные организации, фонды, орган управления образованием на уровне района, города, края, служба социальной защиты семьи и детей);
партнерство со спонсорами, благотворительными организациями (коммерческие структуры, СМИ и реклама деятельности ДОО и УДОД).
Показать больше