Фрагмент для ознакомления
2
Программно-целевое планирование
В последние годы в различных сферах деятельности органов государственного и муниципального управления активно применяется программно-целевое управление. Его социально-экономическая эффективность уже подтвердилась в результате реализации множества целевых программ в области управления образованием и культурой, спортом и туризмом, сельским хозяйством, а также жилищно-коммунальным хозяйством как на федеральном, так и на региональном и местных уровнях [1].
Помимо преимуществ более детального планирования и снижения риска не достижения прогнозируемых результатов, применение программно-целевого подхода дает государству возможность эффективно решать сложные проблемы балансировки бюджетов разных уровней. В данном аспекте представляется важным сочетать общегосударственные требования к развитию программно-целевого бюджетного планирования посредством формирования программного бюджета, что позволит повысить заинтересованность субъектов РФ в достижении оптимальной взаимосвязи расходов региональных бюджетов и приоритетных целей (задач) социально-экономического развития регионов и получить поступательный рост доли программных расходов в бюджетах субъектов РФ [2, С.43].
За последние десятилетия в области жилищно-коммунального хозяйства произошло множество преобразований, затронувших как структуру управления, так и экономические механизмы. Это было обусловлено широким спектром накопившихся системных проблем:
- значительный износ жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры,
- отсутствие средств на восстановление и ремонт зданий, сооружений и коммунальных объектов,
- не конкурентный характер отношений между субъектами, оказывающими коммунальные услуги,
- необоснованное установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги,
- высокий уровень дебиторской задолженности перед системой жилищно-коммунального хозяйства у населения и потребителей услуг,
- низкий уровень инновационности отрасли,
- непрозрачность формирования и расходования бюджетов коммунальных предприятий и взаиморасчетов с подрядчиками и поставщиками ресурсов и услуг,
- кадровый голод среди специалистов инженерных специальностей и управленческого звена.
Все это вызвало острую необходимость реформирования отрасли и внедрения новых методов управленческого воздействия.
На современном этапе развитие жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации осуществляется преимущественно через реализацию программно-целевого подхода. Программы включают в себя описание основных целей и задач развития, механизмов и методов реализации, сроки, исполнителей, дорожную карту и финансирование [4, С.37].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Зайцев В.Е. Современный этап развития программно-целевого управления в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-etap-razvitiya-programmno-tselevogo-upravleniya-v-rossii (дата обращения: 22.02.2020).
2. Истомина Н.А. Развитие программно-целевого планирования в субъектах Российской Федерации в 2009-2017 годах // Государственные финансы. – 2019. - №1. – С.39-43
3. Кожевников С.А. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти // Вопросы территориального развития. 2016. № 5 (35). С. 2–17
4. Смирнов М.А. Повышение эффективности реализации государственных программ за счет проектного подхода // Финансы и кредит. 2016. - № 35 (707). - С. 37–48.
5. Шаш Н.Н. Управление эффективностью государственных программ: методологические основы разработки программного бюджета // Управленец. - 2015. № 1. - С. 4–15.