Фрагмент для ознакомления
2
В современной психологии большое значение имеет проблема бессмысленности. Среди различных аспектов ее изучения актуальным является отчуждение человека от собственной жизни как причина и основание потери смысла. В нашем случае необходимость исследования переживания бессмысленности в подростковом возрасте была не только теоретической, но и практической задачей, служащей решению вопроса о создании социотерапевтического пространства для подростков.
В подростковом возрасте возникновение экзистенциального кризиса связано с необходимостью самоопределения и выбора жизненного пути, а также сепарации от родительской семьи.
Его особенностью является ломка и перестраивание всех прежних отношений ребенка к миру и самому себе, в итоге, развиваются процессы самосознания и самоопределения. Эти процессы приводят к той жизненной позиции, с которой начинается самостоятельная жизнь. Итог кризиса определяет дальнейшее развитие подростка.
Кризис подросткового возраста, пожалуй, самый трудный по протеканию, как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Еще одной особенностью кризиса является размытость его границ: один ребенок может входить в кризис в 11 лет, другой – в 13 лет. Именно поэтому подростковый кризис называют затянувшимся кризисом.
Н.А. Стефаненко в своем исследовании подросткового возрастного кризиса [8, 30] отмечает, что экзистенциальный вопрос подросткового возраста складывается из нескольких составных экзистенциальных страхов:
- страх своей физической несостоятельности, который формируется в ходе стремительных физических изменений,
- страх одиночества, отвержения средой сверстников и семьей,
- страх смерти, осознание процесса взросления, невозвратности времени.
Современное общество характеризуется тем, что стремительно меняют и ментальное пространство общества, и психологические характеристики
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Гроф С. Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти. – М.: АСТ, 2007 – 304 с.
2. Зеер Э. Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека // Педагогическое образование в России, № 8, 2015, с. 69-76.
3. Карпунькина Т.Н. Психологические векторы бессмысленности и отчуждения в жизни подростков // Сибирский психологический журнал, № 57, 2015, с. 17-33.
4. Мартыненко Т.С., Дейнекина А.С. Влияние психоанализа на современную психотерапию // Северо-Кавказский психологический вестник, 13, № 4, 2015, с. 101-103.
5. Ниязбаева Н.Н., Сатыбалдина Р.А. Особенности антивитальных настроений в подростковом возрасте // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, № 12, 2017, с. 88-91.
6. Сапогова Е.Е., Чадаева К.Д. Выбор экзистенциальной логики жизни в молодости, зрелости и старости // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, № 4-1, 2014, с. 235-245.
7. Сапогова Е. Е. Смысловые измерения автобиографирования // Психология смысла жизни: методологические, теоретические и прикладные аспекты: сб. науч. ст. / ГрГУ Я. Купалы; науч. ред. В.Э.Чудновский, К.В.Карпинский. Гродно: ГрГУ, 2014 С. 33-71.
8. Стефаненко Н. А. Экзистенциальный выбор современного подростка // Ярославский педагогический вестник, № 3, 2010, с. 30.
9. Шелехов И.Л., Белозёрова Г.В., Мартынова А.И. Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, № 1 (11), 2016, с. 9-20.
10. Хало П.В. Онтогенез слоёв сознания // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 70, № 15, 2006, с. 144-151.
11. Юнг К. Очерки по психологии бессознательного (сборник). Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.libfox.ru/553283-karl-yung-ocherki-po-psihologii-bessoznatelnogo-sbornik.html Дата обращения 26.02.2020.