Фрагмент для ознакомления
2
ОРМ проверочная закупка является наиболее результативным механизмом действия правоохранительных органов, сосредоточенное на обнаружении признаков преступлений и его документальное оформление, а также установление лиц, причастных к преступлению.
Применение в качестве доказательств результатов проверочной закупки остается спорным как среди ученых, так и правоприменительной и практической деятельности правоохранительных органов. Безусловно, противодействовать преступным деяниям надо в рамках определенных критериев разграничения ОРМ, осуществленного в точном соответствии с законодательными требованиями, от провокации.
Из анализа статистических данных следует, что в 2020 году из 2 400 031 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков на территории Российской Федерации, примерно 120 000 было обнаружено в результате проведения проверочной закупки.
Учитывая высокую степень латентности наркопреступлений, следует отметить, что более 80,0% таких преступных деянии являются выявленными.
Представляется, что использование ОРМ «проверочная закупка» правоохранительными органами является недостаточно интенсивным и результативным. Также укажем, что законность ОРМ проверочная закупка зависит не только от наличия сведений о преступном деянии лица, но и от того, кто инициировал совершение действий, которые подпадают под признаки преступления.
При проведении проверочной закупки часто допускаются погрешности как организационном, так и тактическом плане. В этой связи результаты проверочной закупки, полученные с нарушениями закона, могут быть не включены как доказательства вины и в связи с чем виновные лица уходят от ответственности. Так, к примеру, из 240 000 зарегистрированных в 2019 г. преступлений в сфере оборота наркотиков в суд было направлено только 130 023 уголовных дела, а приостановлено согласно п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ – 93 568 и п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ – 3 107 уголовных дел соответственно.
При подготовке и проведении проверочной закупки необходимо базироваться на решениях Европейского суда по правам человека (далее – ЕСПЧ). В
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. Ст. 3349.
3. Европейский суд по правам человека. Решение по делу «Кумицкий и другие против Российской Федерации» (жалобы № № 66215/12, 73145/12, 3436/15, 48523/15 и 51391/15) от 10 июля 2018 г. // СПС «КонсультантПлюс».
4. Уголовное дело № 1- 29/2017// Архив Октябрьского районного суда г. Архангельска за 2017 год.
5. Чанышева А.И. Разграничение провокации от допустимых действий при проведении ОРМ «проверочная закупка» // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. материалы XVII Международной научно-практической конференции: в 3 томах. 2020. С. 269-273.
6. Шатохин И.Д., Чечетин А.Е. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности: монография. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2020. 206 с.