Фрагмент для ознакомления
2
Детская субкультура
Ключевые слова: детская субкультура; социализация; психическое развитие; психологическое сопровождение; педагогическое сопровождение; адаптивность; социокультурное развитие; интерактивность общения.
Актуальность исследования специфики и содержания субкультуры детей обусловлена опосредованностью их психического развития социально-культурными детей факторами, имеющими тенденцию к трансформации.
Интерес к исследованию вопросов детства на сегодня приобретает все большую актуальность в связи с проявляемой акселерацией развития наряду с расширением спектра проблем психического развития детей. Особый интерес представляют современные условия психического развития дошкольников в свете реализации новых образовательных стандартов и отмечаемых трансформаций современной детской субкультуры, в которой заложен значимый потенциал социокультурного развития и социализации детей. Создаваемый ими собственный мир интересных игр, продуктов словотворчества, детского фольклора и юмора отражает детское мировоззрение, эстетические и религиозные представления и обеспечивает развитие в психологически комфортной среде. В этом случае посредством различных элементов детской субкультуры ребенок не только получает шанс расширить области свой компетентности, но и апробировать свои способности и возможности в разных сферах психического развития.
Анализ трудов отечественных ученых позволил нам сформулировать основные содержательные характеристики теоретического конструкта «детская субкультура». Детская субкультура как особый мир детства со своеобразными правилами поведения всесторонне изучался в трудах:
Л.В. Басенковой [1], выявляющих специфику детской игровой субкультуры с характерными для нее проявлениями традиционных народных игр, словотворчества, детского юмора и мифотворчества и т.д.
И.А. Корепановой-Котляр [4], наглядно демонстрирующих специфику детского мировосприятия, на примере феномена детской игровой площадки.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Басенкова Л.В. Современная детская игровая субкультура и моделирование социальных отношений // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4-4. С. 96 – 98.
2. Иванова Н.В. Социализирующие возможности детской субкультуры // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. №5
3. Кон И.С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 2. С. 151 – 174.
4. Корепанова-Котляр И.А., Соколова М.В.Детская площадка как феномен детской субкультуры // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 153 – 166.
5. Майорова-Щеглова С. Н. Детская субкультура – неинституционализированный сектор детства // Социология детства. URL: http://www.childsoc.ru/doc/child_sub_kult.pdf
6. Нагаткина Е.С.Детская субкультура как научная проблема // Научное мнение. 2014. №3. С. 67 – 71
7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / под ред. Е. Егерева. СПб., 2016.
8. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 25 – 32.
9. Суворкина Е.Н. Субкультура детства как модель автономной реальности детства // Вестник Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина. 2012. №3.