Фрагмент для ознакомления
2
«Воспитание молодежи – от слов к делу»
Аннотация: в настоящей статье анализируются особенности и эффективность практических технологий по воспитанию современной молодежи. Особое внимание в статье уделено проблематике воспитательной работы с молодежью в аспекте их профессионального самоопределения.
Ключевые слова: современное студенчество, профессиональное самоопределение, технологии воспитательной работы.
Чрезвычайная ситуация мирового масштаба 2020 года, связанная с распространением коронавирусной инфекции и пандемии заболевания COVID–19, явилась дополнительным катализатором для скорейшего перехода и углубления использования инновационных методов коммуникаций и ведения деятельности, ускорила глобальные изменения во всех сферах жизни человека. Карантин и другие ограничительные меры самым непосредственным образом оказали влияние на деятельность всех сфер общества, тем самым актуализировав роль воспитательной работы с молодежью на прикладном уровне.
В условиях современной социально-экономической реальности в обстановке стремительного развития информационных и цифровых систем концепция действенной и результативной воспитательной работы в системном аспекте применения начинает занимать существенное положение в обществе и всем мировом пространстве.
Целью статьи является анализ основных условий профессионального самоопределения современной молодежи в контексте системной воспитательной работы.
Поставленная цель определила спецификацию следующих исследовательских задач:
1. Раскрыть понятие и сущность профессионального самоопределения;
2. Рассмотреть воспитательно-образовательные программы, направленные на профессиональное самоопределение молодежи;
3. Провести практический анализ особенностей профессиональной самореализации студентов в системе воспитательной работы.
Анализ понятия профессионального самоопределения в воспитательной работе, а также основных компонентов и механизмов его прикладного формирования представлен в работах С. Р. Пантелеева, М. Розенберга, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столина, Е.Т. Соколовой, К.Хорни, И.И. Чесноковой, И. Эриксона и др.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования позволят систематизировать воспитательные программы и выявить роль центров занятости в работе с молодежью, получившей высшее образование. Практическая значимость заключается в возможности разработки и реализации воспитательной социально-психологической программы формирования профессионального самоопределения современной молодежи.
Прежде всего при анализе общей характеристики юношеского возраста следует отметить, что данный возраст представляет собой важнейший этап развития человека, который находится между подростковым возрастом и взрослостью. Основоположником изучения юношеского возраста в психологии по заслуженному праву принадлежит зарубежному исследователю С. Холлу, который разработал и внедрил в практику концепцию рекапитуляции. Данный ученый предлагал считать, что стадия юношеского возраста в человеческом развитии в своих характерных чертах соответствует эпохе романтизма в аспекте развития всего человечества. Иначе говоря, юноша развивается и совершенствуется как личность только лишь при включении в определенную общественно-историческую действительность и среду коммуникаций с окружающими его людьми [4, с. 61].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2018. – 416 с.
2. Бодалев А.А. Психология общения. М.: ИПП, 2019. – 262 с.
3. Бороздина А.В. Психология характера. М.: МГУ, 2019. – 482 с.
4. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 2018. 202 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учеб пособие. / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2018. – 256с.
6. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. М., Академия, 2019. – 320 с.
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 361 с.
8. Жадан Е.А. Социально-игровая контекстность в обучении как средство социализации старшеклассников: автореферат кандидатской диссертации. Волгоград. 2019. – 122 с.
9. Ерасова Н. Ю. Становление профессиональной идентичности индивида в контексте психосоциального подхода к проблеме развития / Н. Ю. Ерасова // Психологическая наука и образование. 2018. №5. – 137 с.
10. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2018. – 302 с.
11. Колышко A.M. Психология самоотношения: Учебное пособие / А.М. Колышко. СПб., 2018. – 471 с.
12. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Союз, 2017. – 268 с.
13. Кон И.С. В поисках себя. М., 2019. – 371 с.
14. Казакова Т.Г. Индивидуальный подход в воспитании. – М.: Просвещение, 2018. – 112с.
15. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно - развивающей среды в образовательном учреждении. М.: Детство – Пресс, 2019. – 311 с.
16. Киреева Л. Г. Организация предметно - развивающей среды: из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2019. – 261 с.
17. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., Пересвет, 2019. – 421 с.
18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Педагогика. - М., 2018. – 298 с.
19. Котова И. Б. Социализация и воспитание / Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. - 2018. - 93-99 с.
20. Кусакина С. Н. Мотивация поступления в вуз у старшеклассников и студентов // Психологическая наука и образование. 2019. – 310 с.
21. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2019. – 344 с.
22. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие М., Академия, 2019. -304с.
23. Прыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 2018. – 351с.
24. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2019. – 612 с.
25. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М., 2018. – 216 с.