Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы психологической готовности педагога к развитию в условиях непрерывного профессионального образования как одного из значимых условий успешности педагогической деятельности. На основе результатов экспериментальных исследований обоснована актуальность и значимость поиска путей и условий формирования у педагогов психологической готовности к обучению в условиях непрерывного профессионального образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, психологическая готовность к обучению, психологическая структура.
Abstract: The article is devoted to the consideration of the problem of psychological readiness of a teacher for development in the conditions of continuous professional education as one of the significant conditions for the success of pedagogical activity. Based on the results of experimental studies, the relevance and significance of the search for ways and conditions for the formation of teachers' psychological readiness for learning in conditions of continuous professional education is substantiated.
Keywords: continuing education, psychological readiness to learn, psychological structure.
Возрастающая сложность преподавательской деятельности является результатом новых социальных и политических требований и вызовов, а также роста социальной ответственности учителей.
Существует много причин для необходимости внедрения в педагогическую деятельность общеобразовательных организаций инноваций, включая гуманизацию образования, изменение методов планирования образовательного процесса, которые связаны с введением ФГОС общего образования, обновление содержания ФГОС начальных школ и базовых стандартов общего образования, необходимость повышения конкурентоспособности образовательных организаций, в целом повысить качество образования и внедрить инклюзивное образование.
Поэтому требования к квалификации учителей становятся все выше и выше. Учитывая изменения в системе общего образования, вопрос повышения квалификации постоянно актуализируется. Новые ФГОС все чаще становятся частью школ, а учащиеся, учителя и родители становятся участниками важных событий школьной жизни.
Одной из основных составляющих стандарта является подготовка учителей, включая психологическую и методическую подготовку. Без этих стандартов невозможно успешно внедрять в школах ФГОС. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе в будущем. Это объясняется тем, что основная роль в реализации требований стандартов традиционно отводится преподавателю, поскольку он берет на себя большую часть ответственности за создание условий для развития личности учащихся.
Профессия учителя включает в себя постоянное совершенствование предметных методов и областей, приемов и форм преподавания. Согласно нормам трудового законодательства и Закону «Об образовании», учителя повышают свои профессиональные навыки каждые 5 лет в рамках курсов повышения квалификации. Они должны иметь необходимую квалификацию и профессиональное базовое образование, уметь в профессиональную деятельность внедрять инновации, обладать уровнем методической культуры и быть готовым к формированию непрерывного образования, но это далеко не все учителя, которые также постоянно растут духовно и личностно, с каждой новой проблемной ситуацией, с каждым новым ребенком, таким образом, учитель получает не имеющий аналогов и уникальный опыт от нового человека.
Основной концепцией образования в нашей стране является концепция непрерывного образования. Непрерывное профессиональное образование - это постоянное обучение, которое требуется для того, чтобы оставаться сертифицированным в качестве профессионала в определенных областях. Цель, стоящая за требованием этой подготовки, состоит в том, чтобы заставить профессионалов продолжать обновлять свои знания соответствующей информации.
В процессе непрерывного образования, которое понимается как процесс обучения на протяжении всей жизни, взрослые также включаются в процесс обучения и выступают в качестве учащихся. Проблема заключается в их готовности учиться. Но вопрос образования взрослых изучен недостаточно. Объяснением этому служат следующие факты.
Прежде всего, долгое время ранняя и поздняя стадии онтологии были центром исследований психологии развития человека, а исследования постепенного развития зрелой личности проводились случайным образом, спонтанно и по частям [1].
Зрелая психология находится на пороге психологического познания. Это связано с общим убеждением в научном сообществе, что само по себе развитие личности не происходит во взрослом возрасте.
В соответствии с ФГОС меняется характер преподавательской деятельности. Внедряемые новые стандарты требуют, чтобы учителя могли научить детей тому, как приобретать знания, формировать их мышление и образовательную деятельность. Современная ситуация в области преподавания характеризуется жизнеспособностью и разнообразием, и учителя должны умело адаптироваться к постоянным изменениям в содержании преподавания.
Исследование мотивации учителей к непрерывному профессиональному развитию обусловлено необходимостью разрешения противоречия между инициативами образовательной политики и мотивацией учителей к непрерывному профессиональному самосовершенствованию.
Учителям в школах с низкими результатами часто приходится выбирать и внедрять различные методы и приемы для решения проблем преподавания и воспитания учащихся из-за различных ситуаций, таких как учащиеся в сложных социальных условиях, трудные условия жизни, учащиеся с ограниченными возможностями, не являющиеся носителями русского языка и т.д.
Методологической основой исследования является концепция формирования и оценки компонентов деятельности - эмоционально-психологического, регулятивного, социального, аналитического, творческого и самосовершенствующегося компонентов (автор – О.В. Темняткина), определяемый на основе теории национальной деятельности [7-10] (таблица 1).
В исследовании приняли участие 663 педагога, в т. ч. 616 женщин (93,1%) и 46 мужчин (6,9%).
Анализ позиций преподавательского состава и сотрудников, которые приняли участие в исследовании, подтвердил ожидания, с одной стороны: больше участников исследования были учителями-предметниками, второе место – учителя начальных классов, третье место – заместители руководителей групп. Среди преподавательского состава, принявшего участие в исследовании, очень мало экспертов в других категориях: учителя-организаторы, социальные педагоги, учителя-психологи, эксперты на других должностях. На основе индекса мотивации были получены следующие ответы (табл. 2).
По итогам анализа были выявлены положительные тенденции:
– большая часть учителей от повышения своей профессиональной компетентности испытывают положительные эмоции;
– внешние мотивы (продвижение по службе, стимулирующая часть заработной платы учителя, поощрение администрации) не являются ведущими;
– учителя предпочитают коллективные формы обучения;
– подавляющее большинство преподавателей применяют знания и навыки, полученные на курсах повышения квалификации;
– все учителя любят учиться, постоянно осваивают новые технологии.
Тревожные показатели были выявлены в мотивации учителей:
– 7 учителей никогда не испытывали положительных эмоций от повышения своих профессиональных способностей, 4 – не любят знакомиться с опытом работы коллег, 12 – никогда не стремились принимать участие в курсах повышения квалификации, а 29 – не хотят принимать участие в проектной деятельности.
Далее мы определим психологическую готовность к обучению.
В психологической структуре учебной деятельности можно выделить пять функциональных блоков: личностная мотивация; представление о цели деятельности, получение учебных заданий; представление о содержании и способе выполнения деятельности; информационная основа деятельности; учебная деятельность
T.В. Жукова определила компоненты психологической структуры учебной деятельности на основе изучения психологической подготовки студентов к обучению и профессиональному росту.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гладкова Ю.А., Соломенникова О.А. Непрерывное профессиональное развитие и самообразование современного педагога // Педагогическое образование и наука. 2018. № 3.
2. Кирилова С.А. Психологическая готовность как основа профессиональной компетентности педагога // Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психология. – Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2017. № 57-12. С. 138-144.
3. Мелетичев В.В. Мотивация в профессиональной деятельности педагога // Материалы международного научно-практического конгресса педагогов, психологов и медиков «Мотивация. Путь к будущему». – Женева: Европейская ассоциация педагогов и психологов «Science», 2016. C. 43-47.
4. Мелетичев В.В. Мотивационное обеспечение профессионального развития педагога // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 59. – Ч. IV. С 74-78.
5. Профессиональная педагогика: Учеб. пособие для вузов: В 2 ч. / Под общ. ред. В.И. Блинова. М.: Юрайт, 2017. Ч. 1
6. Темняткина О.В. Исследование мотивационной готовности педагогов к непрерывному профессиональному развитию // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №1,
7. Хасанова И.И., Котова С.С. Психологическая готовность педагогов спо к освоению новых видов деятельности в условиях профессиональной реориентации. Образование и наука. 2018;20(7):147-167.