Фрагмент для ознакомления
2
Введение. Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной статье, связана с тем, что ежегодно в мире около миллиона человек совершают суицид. При этом нужно отметить, что эта статистика является очень усредненной, реальные данные говорят, что случаев совершения самоубийства оказывается в 2–3 раза больше, чем регистрируется, поскольку некоторые случаи суицида характеризуются как спорные и в официальную статистику не входят.
В 2023 году в России суицид, по официальным данным, совершил каждый стотысячный подросток в возрасте от 10 до 14 лет, при этом подростки в возрасте от 15 до 19 лет совершили самоубийства в 7 раз чаще [3].
Цель статьи – провести анализ суицида как ответа подростка на давление социально-культурной цифровой системы.
Обзор научных источников. Суицид – это совершение против себя насильственных действий, целью которых является наступление смерти. Исследователи выделяют большое количество причин суицидального поведения людей, в частности, смертельные заболевания, неразделенная любовь, различные социальные причины, психические заболевания, алкоголизм, наркотическая зависимость, банкротство и долги и многое другое [7].
Самая многочисленная социальная группа, представители которой чаще всего совершают суицид, – это подростки. К существующим и описанным в литературе причинам у них добавляется еще и эмоциональная неустойчивость, которая вызвана возрастными изменениями психики, а также множество различных негативных влияний, которые взрослые люди с большинстве случаев игнорируют, а подростки находят в них высокую значимость [2].
Несмотря на то, что в российском законодательстве существует специальная статья, которая определяет уровень уголовной ответственности за доведение до самоубийства, данное преступление доказать очень сложно, а потому многие публичные ресурсы, которые созданы злоумышленниками, оказывают «эффективное» влияние на суицидальное поведение подростков, фактически заставляя их совершать суицид, используя для этого подходящие для данного возраста формы мотивации [5].
С недавнего времени такие сайты и группы в социальных сетях стали выявлять и блокировать, что было связано с повышенной активностью украинских диверсантов, которые разработали и внедрили «проект» взаимодействия с российскими подростками с целью их уничтожения посредством телефонных звонков, в которых они представляются коммунальными службами и просят подростка включить в квартире газовую плиту [1].
Однако существуют и такие интернет-ресурсы, которые напрямую не призывают подростков к совершению суицида, однако пропагандируют суицидальную культуру, рассказывая о «великих» людях, которые завершили свою жизнь самоубийством вследствие невозможности существования в этом мире, внутреннего конфликта и т.д. – всего того, что ощущает человек в подростковом возрасте. Влияние подобных ресурсов на современных подростков очень велико, поскольку именно медиапространство является главным источником информации и эмоциональной самореализации для юных граждан [4].
Важно отметить, что планируя суицид, не каждый подросток понимает его смертельную опасность. С помощью попытки совершить самоубийство многие подростки просто хотят привлечь к себе внимание, напугать взрослых или сверстников, манипулировать в тех ситуациях, когда другими способами не могут получить желаемое. Однако такие попытки могут случайно закончиться трагически, поскольку подросток может не рассчитать собственные силы, не учесть внешние обстоятельства и т.д. [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аъзамзода, М., Атдаева, Д.М., Хаидбаев, И.М. Проблемы суицидального поведения среди подростков / М. Аъзамзода, Д.М. Атдаева, И.М. Хаидбаев // Актуальные исследования. – 2023. – № 30 (160). – URL: https://apni.ru/article/6802-problemi-suitsidalnogo-povedeniya-sredi-podro (дата обращения: 12.01.2024).
2. Григоренко, Е.А. Проблема суицидального поведения подростков (обзор литературы) / Е.А. Григоренко // SCIENTIFIC REVIEW. – 2016. – № 5. – С. 40–45.
3. Данные по суицидам в РФ за 2023 год // Росстат. – 2024. – URL: https://polic15.ru/shtrafy/dannye-po-suitsidam-v-rf-rosstat-2021?ysclid=lrbast90ht100193752 (дата обращения: 12.01.2024).
4. Елистархова, Ю.В. Психолого-педагогическая помощь по предотвращению суицидального поведения подростков / Ю.В. Елистархова // Молодой ученый. – 2021. – № 26 (368). – URL: https://moluch.ru/archive/368/82716/ (дата обращения: 12.01.2024).
5. Жидков, Р.И. Подростковый суицид: специфика и социальные причины / Р.И. Жидков // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 9. – URL: http://psychology.snauka.ru/2014/09/3623 (дата обращения: 12.01.2024).
6. Савина О.Ф., Морозова М.В. Проблемные зоны экспертного исследования по факту суицида у несовершеннолетних / О.Ф. Савина, М.В. Морозова // Психология и право. – 2022. – Т. 12. № 3. – С. 52–65.
7. Селиванова, Е.А. Профилактика суицида у подростков: как уберечь ребенка от игр со смертью / Е.А. Селиванова // Метеор-Сити. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-suitsida-u-podrostkov-kak-uberech-rebenka-ot-igr-so-smertyu?ysclid=lrbbt0ma9d554765933 (дата обращения: 12.01.2024).