Фрагмент для ознакомления
2
Введение. Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной статье, связана с тем, что в современных художественных фильмах музыкальный компонент зачастую не соответствует замыслу режиссера и внутреннему содержанию и эмоциональному смыслу фильма, поскольку каждый режиссер старается использовать наиболее модную и современную музыку, зачастую не задумываясь о том, что эмоциональное восприятие его картины может быть искажено за счет того, что музыкальные произведения, которые звучат в различные сюжетные моменты, могут сбить зрителя с нужного настроения и эмоционально настроить на неверное представление о сюжете.
В классическом советском кино такая проблема отсутствовала, поскольку режиссеры не гнались за модой, а использовали то музыкальное сопровождение, которое реально отражало эмоциональное содержание каждого фрагмента фильма и создавало особое настроение и представление о замысле режиссера.
Цель исследования – провести анализ музыки как отражения трагедии послевоенной жизни.
Теоретический обзор. Т.В. Шак отмечает, что художественный фильм можно в какой-то степени охарактеризовать как медиатекст, в котором музыка получает новое видение, поскольку находится на стыке различных искусств. В художественном фильме музыка не является самостоятельным компонентом, а воспринимается зрителем как часть системы образов – визуальных, аудиальных и вербальных, что выдвигает к ней специфические требования соответствия другому воспринимаемому зрителем материалу [3].
Т.К. Егорова в своей статье рассказывает о том, что в каждом художественном фильме применяются конкретные принципы музыкального формообразования, которые должны соответствовать драматургии и визуальным компонентам повествования в киноматериале [1].
В книге польского музыковеда З. Лисы отмечается, что при создании художественного фильма музыка выполняет важнейшие драматургические функции, первая из которых связана с общей фонограммой, а вторая – с аудиальным обеспечением зрительного ряда, который представлен в кинокартине [2].
Материал и методы. В качестве материала для проведения исследования было выбрано музыкальное сопровождение к двум фильмам П. Тодоровского – «Анкор еще анкор» (1992) и «Военно-полевой роман» (1983). Исследование было проведено методом сравнения музыкального сопровождения двух художественных фильмов на предмет применения различных методов достижения эмоциональной выразительности трагического сюжета.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Егорова, Т.К. Советская музыка кино: последний аккорд / Т.К. Егорова // Культурное наследие России. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskaya-muzyka-kino-posledniy-akkord?ysclid=ls6pg4ubaz556728392 (дата обращения: 03.02.2024).
2. Лисса, З. Эстетика киномузыки / Пер. с нем. Б. Ярустовского / З. Лисса. – М.: Музыка, 1970. – 496 с.
3. Шак, Т.Ф. «Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста» / Т.Ф. Шак // Медиаобразование. – 2005. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-kurs-muzyka-v-strukture-mediateksta?ysclid=ls6o8cunmc313707694 (дата обращения: 03.02.2024).