Фрагмент для ознакомления
2
Развитие современного общества идёт полным ходом, однако, проблематика социальных проблем продолжает сохраняться и подростки, как особая социальная группа не являются исключением: девиация, как социально-психологический феномен, продолжает существовать и проявляться в самых причинах. Как правило, это идеологический фактор, быстроменяющиеся ценностные ориентации подростков, семейные причины и осознанность в не нахождении смысла жизни. Динамика подростковых суицидов в Российской Федерации за последние 20 лет возросла в два раза: по данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. Россия занимает одно из первых мест в мире по частоте суицидов среди детей и подростков [2, с. 444].
Методология исследования. Феномен суицида во все времена волновал учёных в области различных наук, однако, сам термин «суицид» был впервые введен в психолого-педагогическую практику итальянским психологом Г. Дэзэ только в 1947 году и понимался им как «поведение с намерением лишить себя жизни». Учёные связывают суицидальные наклонности, прежде всего, с социально-психологическим кризисом личности, который проявляется в подобного рода девиации: это острое нестабильное эмоциональное состояние, которое сочетаются с внешними травмирующими факторами. Сочетание перечисленных компонентов содвигает человека на решение лишить себя жизни как единственно верное решение в сложившейся ситуации.
В соответствии с исследованиями А.Г. Амбрумовой мы можем определить суицид, как «следствие социально-психологической дезадаптации» [4, с. 23]. Автор намеренно делает акцент именно на дезадаптации, когда состояние внешней среды не соответствует внутреннему состоянию человека.
Как было указано выше, подростки, с социальной и психолого-педагогической точки зрения, являются особой социальной группе и в основе подросткового суицида лежит конфликт, который характеризуется наличием следующих компонентов:
требования, которые подросток предъявляет к сложившей ситуации;
анализ и осмысление ситуации каждого подростка в отдельности;
оценка подростком возможностей преодоления кризисной ситуации;
реализация на практике попытки суицида.
Современную педагогику и психологию в большей степени волнует не столько состоявшийся факт подросткового суицида, сколько мнение подростков о том, как они относятся к данному феномену, как возможность предотвращения дезадаптивные ситуации и применения необходимых превентивных мер. Для достижения указанной цели исследования, нами было принято решение провести социологическое исследование на тему отношения современных подростков к суициду как к одной из форм отклоняющегося поведения [5, с. 67].
Обсуждение. В рамках проблемы работы, которая посвящена проблеме исследования отношения подростков к суициду, в январе – феврале 2024 года нами было проведено социологическое исследование, в котором приняли участи 500 респондентов в возрасте от 16 до 28 лет, проживающие на территории Краснодарского Края и республики Адыгея. В число респондентов входили 63, 1 % юношей и 36, 9 % девушек. Образование респондентов следующее: 64, 7 % имеют среднее общее образование (11 классов), 24, 7 % основное общее образование (9 классов), 10 % среднее профессиональное образование, при этом 72, 5 % из числа респондентов проживают в городской местности, 27, 5 % – в сельской местности. Выборка является кластерной, поскольку берется одна и та же группа респондентов в разных регионах.
В анкетах респондентам предстояло ответить на 13 содержательных вопросов открытого и закрытого типов, помимо 5-ти вопросов, содержащихся в части «паспортички». По результатам проведённого исследования, нами были получены следующие данные.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абросимов, И. Н. Стиль межличностных отношений и риск саморазрушающего поведения в подростковом возрасте / И. Н. Абросимов // Медицинская психология в России. – 2019. – Т. 11, № 4(57). – С. 5-10.
2) Морозова, Е. А. Профилактика суицидального поведения подростков / Е. А. Морозова // Преемственность в образовании. – 2018. – № 17(04). – С. 444-454.
3) Науменко, М. В. Особенности направленности в общении и враждебности у подростков с разным риском буллинга / М. В. Науменко, Н. Н. Мозговая // Теоретические подходы к обоснованию существования буллинга в детской и подростковой среде : Коллективная монография. – Ялта : Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2021. – С. 110-126.
4) Суицидология: учебное пособие / под общ. ред. В. А. Шаповала. — Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2021 — 100 с.
5) Тулитбаева, Г. Ф. Исследование взаимосвязи одиночества и суицидальных рисков у подростков и пожилых людей / Г. Ф. Тулитбаева, Р. Н. Хайдаршина // Психолог. – 2023. – № 6. – С. 66-79.
6) Филатьева, А. И. Интеграция психологических методик в социологическое исследование суицидов / А. И. Филатьева // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе : Материалы IX Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Пермь, 06–07 декабря 2022 года. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2022. – С. 349-353.