Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проведения исследования по теме «Проблема логистики в современном этапе развития» обусловлена множеством факторов, среди которых стоит отметить следующие.
Во-первых, теоретические разработки, практические рекомендации в логистике активно внедряются развивающимися компаниями во всем мире. К основам логистики, управления поставками при этом обращаются не только в сегментах транспорта, промышленности, торговли, строительства, но и в сферах медицины, банковского, страхового дела, послепродажного сервиса, туризма и в прочих областях развития.
Как показывает анализ зарубежного опыта, потребность внедрения в России конкретного теоретического аппарата, практического инструментария логистики зависит от ряда факторов определенного исторического отрезка времени (уровня развития производства, уровня развития технологий, политической обстановки, зрелости рыночных отношений), что предопределяет необходимость изучения современных средств управления логистикой.
Во-вторых, одним из основных способов снижения стоимости проектов является совершенствование системы транспортно-технологических процессов. Создание эффективной логистической системы в целях улучшения товарно-транспортного обеспечения требует координации большинства участников таких проектов (заводов-поставщиков, транспортных, производственных, торговых и строительных организаций) с введением общей согласованной технологии грузоперевозки, которая экономически целесообразна для каждого участника логистической цепи.
Степень разработанности.
Исследованию проблематики транспортно-логистической сферы посвящено множество работ, среди которых следует указать работы А.П. Береснева, Е.А. Васильевой, Л.Е. Васильевой, Д.В. Волкова, К.Е. Иванова, М.А. Лапиной, С.Н. Махиной, А.В. Селиванова, М. М. Шумилова, А.Б. Ярощук и др. авторов. Однако, специальные вопросы организации транспортных потоков отражены лишь фрагментарно в комплексных исследованиях Р. Р. Баширзаде[16], С. А. Ермолова[24], А. А. Ильина[30], А. В. Кеменова[34], Э. В. Кузикова[37], А. В. Резера[45], У. Н. Эфендиева[58], И. В. Яхнеевой[59] и др. исследователей.
Динамичное развития российской экономики в целом и логистической сферы, в частности, обусловили требование постоянной модернизации и недостаточный уровень разработанности в России избранной темы исследования.
Основной целью данного исследования является разработка инструментов, методов организации хозяйственной деятельности, направленных на совершенствование логистических процессов АО «Международный аэропорт Хабаровск».
Исходя из основной цели работы, задачами исследования представляются:
- анализ теоретических аспектов современных проблем логистики транспортного обеспечения;
- рассмотрение факторов и критериев организации транспортных потоков;
- анализ особенностей организации и управления транспортными потоками объекта исследования;
- разработка рекомендаций по решению выявленных проблем в логистике АО «Международный аэропорт Хабаровск»;
- обоснование проектного решения по организации транспортного обеспечения.
Объектом исследования является логистическая деятельность в сфере организации работы воздушного транспорта.
1. Теоретические основы логистической деятельности организации
1.1 Современное развитие логистики и основные проблемы транспортного обеспечения
На сегодняшний день в условиях стремительно развивающегося процесса глобализации экономики большое значение приобретают вопросы управления транспортировкой. Это обусловлено тем, что развиваются торговые отношения со всеми ведущими странами мира, что требует налаженной, отлично функционирующей транспортной системы не только в этих странах, но и между ними.
Несмотря на это, и отечественные и зарубежные авторы сходятся во мнении, что управление транспортировкой – раздел логистики, занимающийся вопросами организации доставки, то есть перемещения каких-либо материальных объектов (продукция, вещества) из одного пункта в другой по оптимальному маршруту. Анализ приведенных подходов к определению управления транспортировкой с позиции направленности на повышение её эффективности позволил сделать попытку собственного определения.
Так, управление транспортировкой – это управление транспортными потоками от источника к потребителю с оптимальными затратами и целью достижения максимальной прибыли [6, с. 28].
Транспортировка – это большая доля стоимости онлайн продуктов. Успех любой транспортной цепи зависит от способа использования транспорта [34, С. 105].
Выбор вида транспорта для перевозки груза зависит от множества факторов (рис. 1):
Рис. 1. Факторы, влияющие на выбор вида транспорта [41, С. 193]
Наличие широкого выбора видов транспорта объясняется их разными техническими возможностями, разным уровнем значимости и местом в международной структуре грузоперевозок.
В определенных регионах существуют определенные географические, экономические и технологические условия для активного развития, например, морских грузоперевозок, а в других регионах главное место отводится сугубо автомобильной доставке грузов.
Целесообразность использования конкретного вида транспорта применительно к конкретному региону и конкретному грузу складывается из:
1. Себестоимости перевозок;
2. Капитальных вложений в их организацию;
3. Допустимой скорости и времени доставки;
4. Маневренности транспорта;
5. Надежности транспорта и способности к бесперебойным поставкам;
6. Условий по сохранности и безопасности грузов;
7. Провозной способности самого транспорта (объема перевозимых грузов);
8. Возможности быстрого внедрения современных технологий;
9. Уровня сложности погрузочно-разгрузочных работ.
Кроме того, серьезное влияние на осознанный выбор вида грузового транспорта оказывает ценность товаров, которые можно перевозить на транспорте, весовые и габаритные характеристике допустимых грузов, ваши технические требования по грузоперевозке и характеристики самого транспорта.
Нередко проведенные расчеты позволяют сделать вывод о том, что в конкретной местности для доставки различных видов грузов разумно использовать несколько видов транспорта или комбинированные грузоперевозки. Однако все равно придется выбирать оптимальный вариант транспорта для грузоперевозок [46].
Далее целесообразно отметить преимущества различных видов транспорта для грузоперевозок
Если говорить о преимуществах определенных видов транспорта, то следует отметить, что:
1. Железнодорожный транспорт способен осуществлять грузоперевозки на средние и дальние расстояния, в любую погоду, днем и ночью и все 365 дней в году, может двигаться по разным маршрутам для обеспечения быстрой доставки грузов и предлагает невысокую стоимость грузоперевозок;
2. Морской транспорт способен доставлять большие объемы грузов на сверхдальние расстояния в любую точку мира, отличается очень высокой пропускной способностью (может перевозить любые грузы и в любом количестве), движется достаточно быстро, обеспечивает высокую степень надежности, сохранности и защиты грузов, обеспечивает грузоперевозки по самой низкой себестоимости.
3. Речной транспорт предлагает все те же преимущества, однако он ограничен внутренними водными коммуникациями.
4. Автомобильный транспорт считается самым популярны видом транспорта, обеспечивающим богатый выбор транспортных средств с разной грузоподъемностью, не зависит от погодных условий, имеет высокую маневренность, способен доставлять грузы на малые и средние расстояния «под дверь» без промежуточных перегрузок и по весьма демократичной стоимости.
5. Авиационный транспорт способен перевозить грузы на сверхдальние расстояния с огромной скоростью, гарантирует высокую степень защиты и сохранности груза.
Среди факторов, влияющих на выбор (своим или чужим транспортом осуществлять доставку груза), важнейшая роль отводится экономическому фактору.
Экономическая оценка состоит из двух этапов (рис. 2).
Следует определить оптимальное соотношение объёма работы для собственного и наёмного автопарка.
Рис. 2. Экономическая оценка выбора транспорта (собственного или наемного)
Исходя из перечисленных характеристик транспорта, а также народнохозяйственных и отраслевых факторов, можно достаточно быстро составить для себя точную картину транспортных преимуществ и быстро выбрать наиболее функциональный и экономичный вид грузоперевозок, которые будет осуществлять транспорт с высокой степенью безопасности и минимумом финансовых затрат [13, с. 356].
На этапе создания собственного автопарка должны рассматриваться альтернативные возможности использования «лишнего» транспорта (например, продажа услуг по перевозке свободными автомобилями). Далее определяются точки безразличия или равновесия, т. е. при каком объёме работ издержки на собственный и наёмный автотранспорт одинаковы [3, с. 87-88].
Основные задачи управления транспортировкой представлены на рис. 3.
Рис. 3. Основные задачи управления транспортировкой [4, с. 72]
Цель управления транспортировкой – доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и место с оптимальными затратами (т.е. по сути, это выполнение 6 правил логистики).
Транспортировка - передвижение груза из одной точки в другую, описывающее его путь от начала логистической цепи к концу, в руки потребителя [30, С. 105-121].
Транспортировка играет ключевую роль в каждой из цепей поставок, это связано с тем, что продукты редко продаются там, где производятся. Она является важным компонентом в стоимости реализации цепи поставок. С ростом электронной торговли транспортные расходы стали еще более значительными в розничной торговле, онлайн поставщики доставляют продукты в небольших упаковках до дома потребителя, а не в полных грузовиках для розничной торговли [37].
Транспортировка состоит из ряда основных процедур. К ним относятся (рис. 4):
выбор и подготовка автотранспорта или подвижного состава;
разработка такого маршрута доставки, при котором ее сроки будут максимально сокращены;
выбор наиболее удачной схемы взаимодействия погрузочно-разгрузочных и транспортных средств
проведение погрузочно-разгрузочных работ;
подготовка документов и ведение документооборота, сопровождающего груз;
контроль за каждым этапом доставки.
Рис. 4. Составляющие транспортировки [7, с. 176]
Чтобы обеспечить выполнение этих процессов, квалифицированные логисты должны определить последовательность выполнения операций, необходимых и разработать транспортно-технологическую схему.
Транспортно-технологическая схема включает в себя следующие разделы:
точная и максимально полная информация о перевозимом грузе;
данные о грузоподъемной технике и транспортных средствах, которые будут задействованы при осуществлении данного заказа;
схема доставки, подразделенная на отдельные этапы транспортировки, включающая в себя перечень с указанием необходимых в работе механизмом, количества исполнителей (с указанием требуемой квалификации), расчет трудоемкости данных работ [9, с. 91].
Далее можно отметить обязанности ответственных лиц, принимающих груз для перевозки.
При принятии от заказчика груза, специалисты логистической компании обязаны проверить правильность записей в накладных относительно количества и маркировки грузовых мест, соответствия товара, заявленным в накладной данным, а также его нумерации. В обязательном порядке проверяется внешний вид груза и целостность упаковочного материала.
Возможность организовать перевозку в различные регионы и города зависит от наличия собственного профессионального автопарка транспортных средств, а также от развитой структуры, состоящей из представительств в тех городах, куда чаще всего осуществляется доставка грузов. Та компания, у которой есть возможность полноценно работать в отдалении от главного офиса, имеет больше шансов оперативно решить различные форс-мажорные ситуации и особо сложные задачи, требующие личного присутствия сотрудника компании, использования транзитных пунктов либо временного складского помещения.
Это крайне важно при перевозке скоропортящихся грузов, а также продукции, требующей специального подхода к своей перевозке и хранению. В таком случае компания может обеспечить не только транспортировку к пункту назначения, но и применить транспортировку и разгрузку на собственные склады [11, с. 214].
Также можно отметить особенности сложной транспортировки.
При предоставлении услуг одним из критериев, которые влияют на стоимость транспортировки, является сложность выполнения поставленной задачи. Иногда доставка на более короткие расстояния крупногабаритных товаров может равняться по стоимости перевозке обычного груза на дальние расстояния. Это происходит из-за того, что компании приходится учесть применения спецсредств и осуществить просчет наиболее удобных маршрутов транспортировки груза к ним. Перевозка таких товаров требует более сложного подхода, поэтому у компании должен быть опыт осуществления подобных доставок и ведения документации по ним. Как правило, под такую категорию попадают грузы, которые имеют нестандартный объем и вес [3, с. 87]. Необходимость доставить товар постоянно возникает как у юридических лиц в интересах бизнеса, так и у физических в личных целях.
Существует множество вариантов транспортировки в зависимости от потребностей грузополучателя и грузоотправителя, а также характеристик перевозимого товара. Самым распространенным видом являются, конечно, автотранспортные перевозки. Их несомненным преимуществом является доступность, мобильность и возможность контролировать груз на протяжении всего пути. Плюсом можно считать и его экономическую доступность. Также в процессе перевозки компании могут обойтись одним видом транспорта, но в некоторых случаях необходимо комбинировать способы доставки.
Таким образом, в данном параграфе можно сделать вывод, что организация и управление транспортировкой является важным научным направлением в современной науке и важной составляющей управленческой деятельностью на предприятии.
1.2 Роль, факторы и критерии в организации транспортных потоков
При изучении транспортного потока изначально стоит указать, что из общего понятия логистики как науки(практики) о методах и средствах управления, оптимизации финансово-материальных, транспортных и прочих потоков [38, с. 22] следует определение логистики системой научных знаний и соответствующих практических средств их реализации в целях управления и оптимизации ресурсных потоков в любой деятельности.
То есть, объект изучения логистики в части организации в основном определяется материаль¬ными потоками, а также связанными с ними информационными и финансо¬выми потоками.
Логистическая структура включает функциональные области:
1) планирования запасов в рамках финансового, материально-ресурсного и информационного потоков;
2) обработки информации по поставкам в рамках информационного потока;
3) складирования и складской обработки в рамках финансового, материально-ресурсного и информационного потоков;
4) транспортиров¬ки продукции в рамках транспортного потока с учетом материально-ресурсного, информационного, финансового потока;
5) других областей [53, с. 129].
Функциональные элементы сферы транспортной логистики обозначены на рис. 5.
Рис.5 – Функциональная структура транспортной логистики
Таким образом, первым элементом роли транспортного потока в следует указать важность обязательного взаимодействия функциональной области транспортировки продукции с другими функциями в рамках различных логистических потоков.
Успешная реализация логистического инструментария сопровождается ростом показателей качества транспортного обслуживания грузовладельца:
- полноты (объема) перевозки;
- скорости доставки;
- своевременности и ритмичности перевозки;
- сохранности груза на стадии перевозки;
- безопасности перевозки;
- уровня сервиса обслуживания.
Логистическая восприимчивость с учетом транспортного потока обусловлена[34, с. 8]:
1) переориентацией предприятий с узкофункциональных мероприятий на решение важных дополнительных проблем потребите
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017)
2. Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 05.10.2017)
3. Анисимов Л.И. Развитие отечественной авиации и внедрение информационных технологий - неразрывны. - Вестник транспорта №7, 2012. - с.25-26.
4. Артамонов Б.В., Волкова Л.П. Управление деятельностью аэропорта: Учеб. пособие для студентов спец. 061100 и 071100 дневного и заочного обучения. – М, 2015.-76 с.
5. Аэропорт-аэродром 98 (Россия и СНГ): Справочник в 2-х томах. - М., 2015..
6. Бабкин Е.В. Управление качеством транспортной продукции: Учеб. пособие. - СПб, 2016. -198 с.
7. Бакаев А.А., Гриценко В.И., Бажан Л.И., Попченко В.И. Экономико-математическое моделирование развития транспортных систем. - Киев: Наук, думка, 2011. -151 с.
8. Бочкарев A.A., Клочков В.Н. Системно-информационный анализ процессов управления в автотранспортных предприятиях: Учеб. пособие по курсу "Организация перевозок и управление на транспорте" для студентов спец. 240100. - Саратов, 2009. - 72 с.
9. Брагин В.А., Рогов В.В. Управление авиатранспортным производством: Учеб. пособие. - СПб., 2014. - 75 с.
10. Брагин В.А. Управление производством в гражданской авиации. Основы авиационного менеджмента: Учеб. пособие. - СПб, 2013. -136 с.
11. В новый век с реальными перспективами. - Воздушный транспорт №4, 2011.
12. Вальков В.М., Вершин В.Е. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. - 3-е изд., перераб. и доп. - Л.: Политехника, 2011.-269 с.
13. Галабурда В.Г., Персианов В.А., Тимошин A.A. и др. Единая транспортная система: Учеб. пособие. - М.: Транспорт, 2011. - 303 с.
14. Герасимов В.Е., Прытов A.A., Шумилов В.А., Янбых Г.Ф.; Под ред. В.Е. Герасимова, Г.Ф. Янбыха. Концепция создания фрагмента сети передачи данных системы управления авиационными перевозками. - М., 2017. – 79 с.
15. Гизатулин Р. Аэропортам приказано найти хозяина. - Коммерсант, 18.11.2003. Гончарук О.В. Управление транспортом. Вопросы теории и практики. - СПб: Наука, 2014. -218 с.
16. Курилец MA Авиатранспортный менеджмент: Учеб. пособие. - М., 2017. - 96 с.
17. Курило В.М. Перестройка системы управления в гражданской авиации. Совершенствование планирования и организационных структур управления ГА: Учеб. пособие для вузов гражданской авиации. -Л.: ОЛАГА, 2010. -118 с.
18. Курило В.М. Перестройка системы управления в гражданской авиации: Хозяйственный механизм гражданской авиации и пути его совершенствования; Учеб. пособие для вузов гражданской авиации. - Л., 2016. - 57 с.
19. Лебедев В.И., Макаров ЕВ., Овчинников О А, Исаков ПИ. Анализ эффективности и качества работы авиапредприятий. - М.: Транспорт, 1991. -184 с.
20. Макаров Е.В., Саболин ВА Воздушный транспорт мира перед лицом глобальных проблем. - Бюллетень транспортной информации №7-8, 2018. -с. 24-25
21. https://www.eg-online.ru/article/270314/
22. https://www.aex.ru/docs/8/2008/3/17/479
23. http://transportrussia.ru/item/2423-minimizatsiya-kak-razvitie.html
24. http://avianao.ru/about/
25. http://www.airkhv.ru/index.php?lang=ru