Фрагмент для ознакомления
2
Такими могут быть, например, период, связанный в связи с военной службой по призыву, безработица и т д. Они засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности. К специальному же страховому стажу относится суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми и вредными условиями труда в особых природно – климатических условиях с уплатой страховых взносов. Такой вид стажа даёт лицам право на досрочное назначение страховой пенсии по старости .
Необходимо отметить, что в уже сложившихся экономических условиях реализация пенсионной реформы в своём развитии сталкивается с серьёзными затруднениями. Одним из противоречивых и вызывающих спорные позиции остаётся в науке права социального обеспечения механизм исчисления пенсий с применением индивидуального пенсионного коэффициента в связи с тем, что в нём наблюдается немало пробелов законодательства. Это обуславливается тем, что исчисление страховой пенсии, которое производится по определённой формуле, является довольно сложным процессом. Однако количество пенсионных балов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов и, соответственно, отражается в размере страховой пенсии.
Нерешённой осталась и проблема, затрагиваемая доказательство страхового стажа. По мнению М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой, любой юридический факт в юридическом составе должен быть доказан, то есть это связанно в том числе и со страховым стажем. В действующем законодательстве существуют правила доказательства стажа в зависимости от того, когда выполнялась работа: до регистрации в качестве застрахованного лица или после неё. Но следует отметить, что в обоих случаях доказательство осуществляется с помощью документооборота. В случае если работа выполнялась до регистрации, то документы выдаются соответствующими государственными и муниципальными органами или организациями, а в случае если работа выполнялась после регистрации, то необходимые сведения о страховом стаже содержатся в документах органов Пенсионного Фонда и устанавливаются на основании сведений индивидуального учёта.
Обратим внимание на то, что статья 13 Закона о страховых пенсиях не согласуется со статьей 66 ТК РФ, где законодатель предусмотрел трудовую книжку в качестве основного документа о страховом стаже. Однако в последнее время трудовая книжка теряет своё значение в праве социального обеспечения. В случае отказа при приёме трудовой книжки в подтверждение страхового стажа спор разрешается в судебном порядке.
2.3 Порядок выплаты пенсий осужденным гражданам
Порядок выплаты пенсий осужденным к лишению свободы гражданам регулируется УИК РФ и Правилами выплаты пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 4 Ф Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Назначение и выплата пенсии производится только в том случае, если производились соответствующие отчисления – взносы из заработной платы. В соответствии с этим, ст. 107 УИК РФ является основанием для производства удержаний из заработной платы осужденных и выплаты обязательных отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с нормами уголовно-исполнительного законодательства из пенсий осужденных производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в исправительных учреждениях .
Права гражданина в области пенсионного обеспечения зависят от объема и характера его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.10.1995 № 11-П установил закрепленное в ст. 98 УИК РФ за осужденными право на пенсионное обеспечение. Согласно этой статье осужденные к лишению свободы имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение по старости, инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством. Время привлечения осужденного к оплачиваемому труду засчитывается в общий трудовой стаж.
Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года. В случае систематического уклонения осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительного учреждения из его общего трудового стажа. Он устанавливается по документам, подтверждающим время работы осужденного, в том числе и в местах лишения свободы: трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, которая выдается администрацией исправительного учреждения.
При привлечении осужденного к оплачиваемому труду, а также при выяснении других обстоятельств, влияющих на размер пенсии, администрация учреждения обязана информировать органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. Для организации выплаты пенсий осужденным, получавшим пенсию до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет сведения о них в Управление ПФР. После поступления пенсионных дел пенсия осужденных ежемесячно перечисляется на счета исправительных учреждений .
Пенсии выплачиваются органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения. Доставка пенсий осужденным к лишению свободы производится исправительным учреждением путем перечисления на лицевой счет осужденного.
Согласно указанной статьи в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленной им пенсии, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов пенсии.
В связи с особенностями выплаты пенсий осужденным исключается возможность выплаты пенсии через организации почтовой связи, кредитные учреждения, а также получение пенсии родственниками по доверенности в этих учреждениях.
После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета. Доставка пенсии будет осуществляться организацией, которую выбрал пенсионер по своему желанию.
Заявительный порядок начисления пенсии означает, что если бывший осужденный не обратится с заявлением о назначении пенсии, ему ее и не назначат. Даже в случае, если через некоторое время такое заявление будет подано, пенсию за прошлое время не выплатят (кроме случаев, когда заявление не было рассмотрено по вине пенсионного органа). Контроль за правильностью начисления и целевым использованием пенсионных средств осуществляется органами социальной защиты населения, Пенсионным фондом РФ.
Таким образом, осужденным гражданам гарантированы социальное страхование и пенсионное обеспечение в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством и законодательством о пенсионном обеспечении.
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
3.1 Анализ судебной практики по вопросам обеспечения пенсионных прав лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы
На сегодняшний день остро встает вопрос начисления пенсии лицам, ранее отбывавшим наказание. Как показало исследование, этим вопросом очень слабо владеют все участники данного процесса – сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний, Пенсионного фонда и сами осужденные. В ходе реализации пенсионных реформ основополагающими моментами для начисления пенсионного содержания стали стаж и пенсионные баллы. Относительно лиц, отбывающих наказание, возникает сложность в учете этих показателей.
Так, Г. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тверской области, Управлению Федерального казначейства по Тверской области о признании незаконным бездействия должностных лиц, взыскании невыплаченной социальной пенсии по инвалидности и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что он с ноября 2008 года по 02 ноября 2010 года содержался под стражей в СИЗО-69/1 г. Твери. Во время содержания под стражей он был предоставлен на комиссию МСЭК, где было установлено, что при наличии у него ряда заболеваний признана вторая группа инвалидности, первичное освидетельствование и присвоение ему статуса инвалида второй группы от 17.12.2009 г. Согласно положениям ст. 39 Конституции РФ при присвоении статуса инвалида назначается выплата государственной социальной пенсии. Исходя из норм действующего законодательства граждане РФ находящиеся под стражей обеспечиваются сохранением прав на государственное пенсионное обеспечение через работников соцзащиты. Считает, что по признанию его инвалидом второй группы отдел соцзащиты учреждения СИЗО-69/1 г. Твери обязан был предоставить в Пенсионный фонд РФ всю необходимую документацию для постановки его на пенсионный учет и начала денежных выплат социальной пенсии по инвалидности. Считает, что работники соцзащиты учреждения СИЗО-69/1 г. Твери своим бездействием причинили ему, т.е. истцу, материальный и моральный вред. Истец, был этапирован в СИЗО-69/1 г. Твери для дальнейшего отбывания наказания. В период отбывания наказания в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тверской области он, т.е. истец, проходил комиссию МСЭК, где было переосвидетельствование и продлена вторая группа инвалидности. Считает, что по признанию его инвалидом второй группы отдел соцзащиты учреждения ФКУ ЛИУ-3 Тверской области обязан был предоставить в Пенсионный фонд РФ всю необходимую документацию для постановки его на пенсионный учет и начала денежных выплат социальной пенсии по инвалидности. Считает, что работники соцзащиты учреждения ФКУ ЛИУ-3 Тверской области своим бездействием причинили ему, т.е. истцу, материальный и моральный вред. С момента признания его инвалидом второй группы от 17.12.2009 с переосвидетельствованием от 08.12.2010 до первого пенсионного начисления в октябре 2011 года прошло 21 месяц. Его неоднократные обращения к работникам соцзащиты СИЗО-69/1 г. Твери и ФКУ ЛИУ-3 Тверской области были проигнорированы, что и является нарушением его конституционных прав и вследствие чего причинен материальный и моральный вред выраженный препятствием в получении гарантированных социальных выплат за 21 месяц. Просит признать факт неисполнения своих должностных обязанностей работниками соцзащиты учреждения СИЗО-69/1 г. Твери и ФКУ ЛИУ-3 Тверской области, причинения материального вреда истцу; взыскать с СИЗО-69/1 г. Твери денежные средства в размере социальной пенсии по инвалидности второй группы за период с декабря 2009 года до декабря 2010 года включительно, в счет компенсации морального вреда 25000 рублей; взыскать с ФКУ ЛИУ-3 Тверской области денежные средства в размере социальной пенсии по инвалидности второй группы за период с января 2011 года до сентября 2011 года включительно, в счет компенсации морального вреда 25000 рублей. В иске Г. было отказано .
По другому делу, Р. обратился в суд с исковым заявлением к СИЗО-1 ГУФСИН России о возложении обязанности по оформлению документов на получение и доставку пенсии. Свои требования мотивировал тем, что он находится в СИЗО-1 в статусе подследственного. На КТБ-1 он был обследован врачами (МСЭ) и ему была установлена № инвалидностиВыплата пенсии была приостановлена. Он обратился в пенсионный фонд, оттуда получил ответ, что нужно обратиться к работнику социальной защиты учреждения для восстановления и доставки пенсии. Он не раз обращался к работникам социальной защиты учреждения, которые сообщили, что Приказу №173, чтобы получать пенсию нужно быть осужденным. Считает, что государственная вспомогательная пенсия выплачивается не осужденным или подследственным, а именно больным людям. К тому же полагает, что осудят его не раньше. Оформить доверенность на получение пенсии ему не на кого. В связи с чем просит обязать работников социальной защиты СИЗО-1 оформить документы на восстановление и доставку пенсии на его лицевой
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 13.01.1997. – № 2. – Ст. 198,
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 17.12.2001. – № 51. – Ст. 4831.
5. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 17.12.2001. – № 51. – Ст. 4832.
6. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 30.12.2013. – № 52 (часть I). – Ст. 6965.
7. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 // Собрание законодательства РФ. – № 17. – 22.04.1996. – Ст. 1915.
8. О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду: Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 № 727 // Собрание законодательства РФ. – 22.10.2001. – № 43. – Ст. 4106.
9. О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 727: Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 586 // Собрание законодательства РФ. – 19.08.2002. – № 33. – Ст. 3230.
10. О Порядке оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях: Письмо МВД РФ от 06.11.1997 № 18/13-204 // Пенсия. – № 11. – 1997.
Материалы судебной и административной практики
11. По делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки: постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.1995 № 11-П // Собрание законодательства РФ. – 23.10.1995. – № 43. – Ст. 4110.
12. Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 27.08.2014 № 2-3571/2014 2-3571/2014~М-2124/2014 М-2124/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Решение Ливенского районного суда (Орловская область) от 17.07.2017 по делу № 2-1-673/2017 № 2-1-673/2017 2-1-673/2017~М-1-571/2017 М-1-571/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Решение Московского районного суда г. Твери от 13.09.2017 по делу № 2-1720/2017 № 2-1720/2017 2-1720/2017~М-941/2017 М-941/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
Учебная и научная литература
15. Агапова Е.С. Пенсионное обеспечение по старости лиц, осужденных к лишению свободы / Е.С. Агапова, Г.В. Сулейманова // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения: сборник статей по материалам XXXI международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 124-129.
16. Асанова И.П. Некоторые проблемные вопросы регулирования труда осужденных в исправительных учреждениях / И.П. Асанова, Т.В. Абдульмянова // Научные исследования в социально-экономическом развитии общества Материалы Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Б.Ф. Кевбрин (отв. ред.) [и др.]. – 2017. – С. 381-386.
17. Барбосынова Ю.Б. Пенсионное обеспечение осужденных / Ю.Б. Барбосынова, Е.М. Рузаева // Научный форум: Инновационная наука Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 56-60.
18. Волкова О.А. Пенсионное обеспечение лиц, осужденных к лишению свободы / О.А. Волкова // Защита прав осужденных: опыт, проблемы, перспективы Сборник материалов межвузовского научно-практического семинара / под общей редакцией М.М. Попович. – 2017. – С. 57-67.
19. Грахова М.И. О некоторых аспектах обеспечения социально-экономических прав осужденных к лишению свободы / М.И. Грахова // Юрист Юга России и Закавказья. – 2018. – № 1 (21). – С. 25-29.
20. Гусев А.С. Гарантии и компенсации трудоустроенным осужденным / А.С. Гусев // Актуальные вопросы совершенствования российского законодательства и деятельности уголовно-исполнительной системы: сборник научных трудов. – Владимир, 2019. – С. 68-82.
21. Демидова М.В. Порядок реализации социального обеспечения осужденных к лишению свободы / М.В. Демидова // Актуальные вопросы деятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе: проблемы и перспективы Сборник научных трудов / под общей редакцией А.А. Середина. – Вологда, – 2019. – С. 33-38.
22. Еремина С.Н. Труд лиц, осужденных к лишению свободы (трудоправовой аспект) / С.Н. Еремина, С.М. Сергеев // Перспективы развития науки в современном мире Сборник статей по материалам VII международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 245-251.
23. Жукова М.С. Социальное обеспечение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы / М.С. Жукова // Аллея науки. – 2018. – Т. 6. – № 10 (26). – С. 734-737.
24. Карпова Н.С. Социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы / Н.С. Карпова // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 210-212.
25. Кокшарова М.С. Особенности реализации прав осужденных на обеспечение социальными пособиями и получение пенсионного обеспечения / М.С. Кокшарова, Е.Н. Зиньков // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе материалы Всероссийской научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов с международным участием. Самарский юридический институт ФСИН России. – 2019. – С. 118-122.
26. Лиджиева Б.С. Проблемы пенсионного обеспечения осужденных / Б.С. Лиджиева // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 200-202.
27. Марченко Д.Э. К вопросу о понятии и видах социального обеспечения осужденных к лишению свободы / Д.Э. Марченко // Вестник Самарского юридического института. – 2016. – № 4 (22). – С. 29-33.
28. Матирная А.Н. Пенсионное обеспечение осужденных / А.Н. Матирная // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 48-4. – С. 36-38.
29. Обернихина О.В. Актуальные проблемы привлечения к труду осужденных / О.В. Обернихина // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – № 3. – С. 68-74.
30. Сабиров Д.Ш. Основные направления социальной работы с осужденными / Д.Ш. Сабиров, Л.Е. Ютяева // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе Материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. – 2018. – С. 269-273.
31. Самойлова А.А. Женщины, осужденные к лишению свободы / А.А. Самойлова // Актуальные проблемы противодействия распространению экстремизма в учреждениях УИС: Мат. круглого стола. М.: ФКУ НИИ ФСИН России. – 2018. – С. 93-995.
32. Семенов Н.А. К вопросу пенсионного обеспечения осужденных / Н.А. Семенов // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 3 ч. – 2018. – С. 195-197.
33. Старцева С.В. Пенсионное обеспечение для лиц, освободившихся из мест лишения свободы / С.В. Старцева, А.В. Шаповалова // Аллея науки. – 2018. Т. 4. – № 10 (26). – С. 740-743.
34. Тарасова И.А. Правовые основы финансового обеспечения осужденных инвалидов / И.А. Тарасова, Т.А. Овсянникова, А.А. Аксенов // Актуальные проблемы организации деятельности органов и учреждений УИС Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора юридических наук, профессора А.И. Зубкова и Дню российской науки. – 2017. – С. 225-229.
35. Углицких Д.В. § 1. Понятие пенсионного обеспечения осужденных // В книге: Особенности реализации гражданских прав осужденными к лишению свободы Блинков О.Е., Кондратовская С.Н., Асмандияров В.М., Попович М.М., Рожнев М.С., Онищенко И.С., Кожина Ю.А., Воронина Н.П., Углицких Д.В., Ускова Т.В., Мельникова Н.А., Помогалова Ю.В., Осокина Ю.Ю., Мухтарова Е.А. Учебное пособие. Под общей редакцией М.М. Попович. – Вологда, 2017. – С. 180-185.
36. Ульмаскулова Д.Р. Социальная защита осужденных к лишению свободы и отбывших наказание / Д.Р. Ульмаскулова // Правовая защита частных и публичных интересов: сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского адвоката Федора Никифоровича Плевако (1842-1908). – 2019. – С. 276-277.
37. Чернов К.Н. Пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы / К.Н. Чернов, Е.С. Нефедьева // Применение законодательства в сфере труда и социального обеспечения: международный и национальный аспекты Сборник статей по материалам I Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Международной организации труда и 25-летию Государственной инспекции труда в Российской Федерации. – 2019. – С. 174-176.
38. Чуприна А.В. Социальное обеспечение осужденных / А.В. Чуприна // Современные проблемы права и правоприменительной деятельности Сборник материалов IV Всероссийской студенческой научной конференции / Под ред. Е.Л. Симатовой. – 2018. – С. 228-232.
39. Шанина А.Н. Специфика регулирования социального обеспечения осужденных к лишению свободы / А.Н. Шанина // Современные вопросы государства, права, юридического образования Сборник научных трудов по материалам XV Международной научно-практической конференции. Тамбов, – 2020. – С. 436-441.
40. Ющенко А.Н. Социально–правовое назначение социального и пенсионного обеспечения осужденных в России / А.Н. Ющенко // Пробелы в российском законодательстве. – 2017. – № 6. – С. 154-156.