Фрагмент для ознакомления
2
3. Взгляд на природу человека – вера в людей и их возможности, основа для выстраивания гармоничных отношений без оценок и суждений.
4. Потребность в познании связана с открытостью новым впечатлениями и «бескорыстной» жаждой нового опыта, а значит самопознанием и саморазвитием.
5. Креативность подразумевает не только творческие способности и их направленное развитие, но и творческое отношение к жизни.
6. Автономность как критерий психологического здоровья и зрелости, а также одна из ведущих характеристик самоактуализирующейся личности, независимой и свободной.
7. Спонтанность – на основе личной уверенности и одновременно доверия миру, по примеру маленьких детей, способных быть естественными и свободными.
8. Самопонимание – одновременно и как чувствительность к своим потребностям и желаниям, и как умение отказываться от защитных механизмов в части их деструктивного влияния [34].
9. Аутосимпатия – наличие позитивной Я-концепции, конгруэнтности самооценки [41].
10. Шкала контактности демонстрирует способность к установлению гармоничных отношений с другими (синергетические установки личности).
11. Шкала гибкости – это и неподверженность стереотипному / ригидному мышлению, и способность к самораскрытию в общении.
Методика САМОАЛ прошла валидизацию и обладает явным преимуществом перед более ранними версиями – уходом от Т-баллов в процентное измерение шкал.
При этом оптимальным значением по главной шкале – стремление к самоактуализации – является далеко не 100%. По мнению многих исследователей (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Э. Шостром), предельные значения и «зашкаливание» - признаки социальной желательности или «псевдосамоактуализации».
2. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева
Данная методика [29] была выбрана нами также в связи с характеристиками самоактуализирующейся личности по А. Маслоу и дополняет опросник САМОАЛ показателями осмысленности жизни, включая цели жизни, процесс и результат, а также локусы контроля-Я и контроля-жизнь (см. Таблица 2).
Таблица 2 - Ключ к методике СЖО Д.А. Леонтьева
Шкала Пункты теста для подсчета баллов
Общий показатель осмысленности жизни 1-20.
Субшкала 1 (Цели) 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (Процесс) 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала 3 (Результат) 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (Локус контроля-Я) 1, 15, 16, 19.
Субшкала 5 (Локус контроля-жизнь) 7, 10, 11, 14, 18,19.
Целеустремленность важна для успешной самореализации, которая является частью процесса самоактуализации.
Процесс жизни, ее насыщенность и полнота (с субъективной точки зрения), также характерна для личностей, достигающих более высокой степени самоактуализации.
Субшкала результата жизни демонстрирует степень удовлетворенности индивида самореализацией. Высокие показатели локусов контроля-Я и контроля-жизни говорят о человеке, как творце своей судьбы, и его свободе выборов.
Бланк теста приведен в Приложении 9 к данной исследовательской работе и сопровождается подробной инструкцией для оценки 20 пар полярных утверждений.
Ответы переводятся в баллы по восходящим (пп. 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17) и нисходящим (пп. 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20) шкалам.
Экспериментальные данные исследований, предшествовавших методике СЖО, свидетельствуют о наличии взаимозависимости между показателем осмысленности жизни и половозрастными характеристиками личности [29].
3. Многомерный опросник самореализации личности (Автор: профессор, член-корреспондент апн с.И. Кудинов)
Методика впервые разработана в России, не имеет аналогов за рубежом. Опросник позволяет выявить специфику самореализации субъекта. Именно самореализацию, а не самоактуализацию. Методика разработана в рамках авторского полисистемного подхода, где аргументировано, изложена сущность понятий самореализации (воплощение, опредмечивание своих способностей, знаний, умений и навыков, возможностей, здесь и сейчас, в настоящий момент времени в различных сферах жизнедеятельности) и самоактуализации (стремление реализовать свой потенциал в значимой для субъекта сфере в отдаленной или ближайшей перспективе).
Несмотря на очевидное содержательное различие этих дефиниций в ряде научных статей их приводят как рядоположенные.
4. Метод личностных семантических дифференциалов (ЛСД) для оценки образа «Я» (Кустова О.Л.) [22].
Данный метод используется для субъективной оценки выбранного испытуемой актуального архетипа.
Преимущество этой методики – наличие специальных шкал феминности (пп. 22, 23, 24, 26,40,41, а также 19 и 28), маскулинности (пп. 12, 14, 32, 34,43, 44, 45) и андрогинности («гендерно нейтральных качеств», пп. 2,7,8, 35, 36, 37, 38, 39), которые могут быть проверены на корреляцию с показателями гендерной идентичности и самоактуализации / самореализации / саморазвития из других опросников. Также могут быть интересны для анализа на взаимосвязь следующие шкалы ЛСД:
- сила личности – пп. 9, 10, 11, 12, 13,14, 15;
- эмоциональность – пп. 17, 26, 28, 29, 37;
- социальный статус – пп. 12,31,32, 33, 34;
- зависимость – пп. 16, 18, 20, 21, 24;
- эмпатийность – пп. 7, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 30;
- современность – пп. 9, 11,12, 31, 32,33,43,44,45.
Фактор оценки общей привлекательности образа не учтен в данном исследовании, как наименее конкретный и релевантный для наших целей и задач.
Общая программа реализации исследования включала два основных этапа. На первом этапе проведено пилотное структурное исследование выборки из 40 человек с помощью четырех методик, перечисленных выше.
На втором этапе планировалось сравнительное исследование. Для этого выделены две относительно равные по количеству подгруппы из первоначальной выборки в 40 человек на основании одной из гендерных характеристик.
Сопоставление полученных данных в каждой из подгрупп призвано выявить наличие или отсутствие взаимосвязей между показателем-гендерной характеристикой, ставшей основой деления на подгруппы, и показателями самоактуализации личности.
5.Тест на саморазвитие (Рогов Е.И.).
Саморазвитие – это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха.
Эмпирическая часть исследования была реализована в соответствии со следующим планом:
1. Подготовительный этап
1.1. Постановка и анализ проблемы (включая анализ теоретической базы – см. Глава I).
1.2. Планирование исследования.
2. Первый этап (структурное и корреляционное исследование)
2.1. Сбор данных и их обработка.
2.2. Интерпретация результатов.
3. Второй этап (сравнительное исследование)
3.1. Обработка и сравнение данных.
3.2. Интерпретация результатов.
4. Заключительный этап.
4.1. Сопоставление результатов двух этапов исследования и их оформление.
4.2. Подготовка выводов и рекомендаций.
Для контроля качества ответов при сборе данных для первого (пилотного) и второго (дополняющего) этапа исследования были подготовлены максимально четкие инструкции в формате Microsoft Excel-файлов, упрощающих также подсчет результатов, и учитывалась личная мотивация испытуемых в получении достоверного результата (индивидуальные результаты диагностики высылались на электронный адрес после заполнения всех методик и опросников).
Чтобы обеспечить равенство условий эксперимента относительно психологических познаний респондентов, в выборке были исключены специалисты в области психологии и психотерапии.
2.2. Диагностика уровня сформированности самореализации
3. Опросник САМОАЛ (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина)
Для 90% респондентов характерен средний и высокий уровень стремления к самоактуализации (примерно в одинаковой пропорции), как иллюстрирует график на рис. 1.
Рис. 1 - Распределение респондентов по показателям шкалы
«Стремление к самоактуализации» (чел.)
Средний показатель стремления к самоактуализации по выборке (59%) приближается к нижней границе высокого уровня самоактуализации (60%) (см. Рис. 2).
Рис. 2 - Средние значения и размах показателей самоактуализации по выборке
Пояснения к шкалам: СтрСам (стремление к самоактуализации), ОрВр (ориентация во времени), Цен (ценности), ПриЧ (взгляд на природу человека), ПП (потребность в познании), Кре (креативность), Авт (Автономность), Спо (спонтанность), СП (самопонимание), АС (аутосимпатия), Кон (контактность), Гиб (гибкость в общении).
Более детальный анализ особенностей самоактуализации респондентов до эксперимента в выборке позволяет сделать выводы о том, что наиболее высокий уровень значений характерен для таких показателей, как креативность (70%) и ценности (65%).
Это совпадает с тенденциями, отмеченными в исследованиях возрастной психологии.
Наименьшие значения в среднем по выборке характерны для показателей автономности, потребности в познании (по 50%). Одновременно эти шкалы демонстрируют большой размах колебаний значений (от 20% до 80% (87%).
4. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева
Анализ результатов методики СЖО Д.А. Леонтьева и теста саморазвития Е.И. Рогова позволяет дополнить картину самоактуализации в исследуемой выборке. Средние значения по всем шкалам смысложизненных ориентаций оказались на 2-3 балла выше, чем средние значения для группы. В отношении потребностей в саморазвитии (шкала БС) среднее значение по выборке соответствует высокому уровню (более 55 баллов) и характеризует осознанную целенаправленную деятельность по обретению нового опыта, знаний, навыков.
Таблица 3 - Средние значения и размах показателей осмысленности жизни и саморазвития по исследуемой выборке
Статистический показатель Шкалы методики СЖО Шкала саморазвития
ЦЖ ПЖ РЖ КЯ КЖ ОЖ
Среднее значение 31.13 30.65 26.43 20.78 30.65 101.48 56,40
Стандартное отклонение 7.08 4.92 4.88 4.21 5.70 16.13 7,10
Минимальное значение 8 20 13 10 16 54 38
Максимальное значение 40 39 34 27 41 123 69
Пояснения к шкалам: ЦЖ (цели жизни), ПЖ (процесс жизни), РЖ (результат жизни), КЯ (локус контроля-Я), КЖ (локус контроля-жизнь), ОЖ (осмысленность жизни).
3. Метод личностных семантических дифференциалов (ЛСД) для оценки образа «Я» (Кустова О.Л.)
Исследование установок респондентов в отношении семейной жизни и брачных отношений, как одной из главных сфер самоактуализации респондентов до эксперимента также позволяет сделать определенные выводы. Наиболее высокий средний балл соответствует шкалам ожиданий – эмоционально-психотерапевтической поддержке (7,43) и социальной активности (7,15).
При этом ценность социальной активности партнеров (6,94) и личные притязания на деятельность по самореализации (6,73) также на очень высоком уровне.
Это подкрепляет выводы исследователей в области семейной психологии (А. Варга) о том, что современные браки все чаще становятся «бикарьерными», а функции родительства вытесняются эмоционально-психологической поддержкой друг друга [44].
Ожидания от другого большей вовлеченности в родительство превышают установки на личное участие в воспитании детей, а в сфере хозяйственно-бытовых отношений вклады примерно должны уравниваться, по мысли респондентов (см. Рис. 3). Важно также проверить связь данных показателей с гендерными характеристиками в выборке.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие для вузов / В.И.Андреев. – Казань, 2015. – 500 c.
2. Андреев, В. И. Эвристика для творческого саморазвития: учеб. пособие для вузов / В.И.Андреев. – Казань., 2014. – 247 с.
3. Андреева М.П. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в современной школе в условиях реализации ФГОС // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2
4. Анисимова В.А. Формирование готовности женщин в период кризиса середины жизни к самореализации в образовательном процессе университета/ В.А. Анисимова, Л.А. Закирова, О.Л. Карпова// Омский научный вестник. – 2008. - № 3. – С. 97-99.
5. Архангельская М.В. Некоторые методологические умения, формируемые у женщин в период кризиса середины жизни и аспирантов/ М.В. Архангельская, М.Н. Коротяева, А.В. Коржуев// Наука и школа. – 2008. - № 2. – С. 3-5.
6. Архипова А.А. Адаптация женщин в период кризиса середины жизни как одно из условий самореализации личности/ А.А. Архипова// Педагогические науки. – 2007. - № 3. – С. 173-177.
7. Балашов, Л. Е. Становление (категориально-логический портрет) [Электронный ресурс] / Л. Е. Балашов // Полигнозис. – 2019. – № 1. – Режим доступа: balashov44.narod.ru/KATEGOR/Stanovl.doc (дата обращения: 12.05.2016).
8. Биркс Д. Человеческое творчество и творческая эволюция/ Д. Биркс, пер. с англ. Л.В.Скворцова// Культурология. – 2002. - № 2. – С. 7-10.
9. Близнецова О.И. Отношение, целеполагание и самореализация в структуре самостоятельной работы женщин в период кризиса середины жизни/ Близнецова О.И., Снегирева Т.В.// Психология обучения. – 2009. - № 4. – С. 49-60.
10. Богданов С.В. Военно-историческая реконструкция и сохранение культурного наследия России / С.В. Богданов // Вопросы культурологии. – 2014. – № 3. – С. 28-31.
11. Божок, Н.С. Движение реконструкторов как социокультурный феномен / Н.С. Божок // Современное российское образование в инновационном и социокультурном контекстах. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2009. – С. 38-41.
12. Божок, Н.С. Метод «Living History» («живая история») как инновационный фольклорноэтнографический компонент исторической реконструкции в контексте молодежной политики / Н.С. Божок // Инновационная деятельность. – 2013. – №2 (25). – С. 162-169. 186
13. Божок, Н.С. Некоторые языковые аспекты речевого поведения представителей клубов исторической реконструкции в контексте теории субкультур / Н.С. Божок // Языки в современном мире. М.: Изд. «КДУ», 20019. – С. 135-141.
14. Божок, Н.С. Новейшие международные формы исторической реконструкции / Н.С. Божок // Инновационная лингводидактика в контексте межкультурной и профессиональной коммуникации. Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2010. – С. 42-45.
15. Божок, Н.С. Социологическое содержание понятия «историческая реконструкция» / Н.С. Божок // Вестник Саратовского государственного технического университета, 2013. – №3 (72). – C.181-185.
16. Божок, Н.С. Структурно-функциональная специфика коммуникативного поведения представителей молодежных клубов реконструкции / Н.С. Божок // Психолингвистические аспекты языкового анализа текста. Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2019. – С. 20- 22. 1
17. Божок, Н.С. Экология исторической реконструкции / Н.С. Божок // Экология: синтез естественно-научного, технического и гуманитарного знания. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2012. – С. 129-133.
18. Браво В. Военно-исторический фестиваль "Великое Смоленское сражение" / В. Браво ; фото автора // Праздник. – 2016. – № 1. – С. 6-11 21. Быков, А. Историческая реконструкция. Проблемы и решения [Электронный источник] / А. Быков. – Режим доступа: http://www.goldenforests.ru/library/misc/bykov_rekonstrukciya.html
19. Браво, В. Гнёздово-2017: Фестиваль исторической реконструкции и раннесредневековой культуры / В. Браво // Праздник. – 2017. – № 11. – С. 20-23.
20. Валеева Р. Учебно-исследовательская работа женщин в период кризиса середины жизни – средство самореализации личности/ Р. Валеева, С. Усова// Высшее образование в России. – 2006. - № 9. – С. 91-94.
21. Васильева Е. Е., Комарова М. В. Особенности организации научного творчества студенческой молодежи в высших учебных заведениях // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2017. № 2 (76). С. 189-199.
22. Веселова, Е.M. Активная лидерская позиция и патриотическое воспитание, развиваемые на базе клубов исторической реконструкции как основополагающие факторы достижения устойчивого экономического развития современного общества / Е.M. Веселова // Устойчивое экономическое развитие: интеграция государства и бизнеса в современном обществе: материалы 14-й Междунар. науч.-практич. конф. Вып. 2.-М.: ГУУ, 2009. – С.109-115
23. Веселова, Е.M. Развитие лидерских качеств личности в клубах исторической реконструкции / Е.M. Веселова // Актуальные проблемы управления - модернизация и инновации в экономике: материалы 15-й междунар. науч.-практич. конф. Вып. 4. – М.: ГУУ, 2015. – С.189-192.
24. Власенко А. С. Некоторые вопросы воспитания студенчества. Москва, 2017. 190 с.
25. Глобальное исследование эффективности учителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pearson.com/ innovation/global-survey-of-educator-effectiveness.html (10.10.2018).
26. Глухарев, И.В. Витязи XX века / И.В. Глухарев. // Мастер класс. Тула. – 2017. – №2.
27. Глухарев, И.В. Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен : автореферат дис. ... канд. культурологии : 24.00.04 / И.В. Глухарев. – М., 2019. – 21 с.
28. Глухарев, И.В. Ратоборцы / И.В. Глухарев. // Мастер класс. Тула. – 2017. – №3. 27. Демина, А.В. Движение исторической реконструкции: пути и решения / А. В. Демина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2012. – №5.
29. Готт, В. С. Методологические вопросы изучения виртуальных частиц и процессов / В. С. Готт, А. Ф. Перетурин // Симметрия. Инвариантность. Структура. Философские очерки. – М. : Высшая школа, 2017.
30. Демина, А. В. Феномен «ролевого движения» в России / А. В. Демина // Каспийский регион : политика, экономика, культура. – 2016. – № 2. – С. 101-106.
31. Дик, А.И. Движение исторической реконструкции в Омске: попытка исследования [Электронный источник] / А.И. Дик, А.И. Клюев, А.В. Свешников, В.О. Федяева // Вестник Омского университета. Сер. «Исторические науки». – 2017. – №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dvizhenie-istoricheskoy-rekonstruktsii-v-omske-popytkaissledovaniya.
32. Драчева, Е. Л. Историческая реконструкция как основа формирования нового турпродукта / Е. Л. Драчева // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2014. – № 4. – С. 55- 67.
33. Дружилов, С. А. Концептуальные основы психологического изучения становления профессионализма как реализации ресурсов профессионального развития человека [Электронный ресурс] / С. А. Дружилов // Психология, социология и педагогика. – 2017. – № 4. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/04/3025 (дата обращения: 12.11.2015).
34. Ефимова Е.А.Формирование творческой самореализации будущего педагога: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08. – Ишим, 2007. – 214 с.
35. Журавчик В.Н. Формирование готовности женщин в период кризиса середины жизни образовательных учреждений среднего профессионального образования к профессиональной самореализации/ В.Н. Журавчик, И.Л. Беккер// Педагогическое образование и наука. – 2008. - № 4. – С. 68-70.
36. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I "Об образовании" (www.garant.ru)
37. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. – М.: Логос, 2014. – 384 с.
38. Игнатьева М. В. Социализация будущих специалистов через внеурочную деятельность в преподавании дисциплин «История» и «Обществознание // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 154–158.
39. Квитков М. Г. Педагогические условия самореализации молодежи в общественных организациях: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. Омск, 2000. 160 с. URL: https: // search.rsl.ru (дата обращения: 12.02.2019).
40. Кемеров, В. Е. Становление [Электронный ресурс] / В. Е. Кемеров // Философский словарь. Энциклопедия философских терминов онлайн. – Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/ fil/s/stanovlenie.html (дата обращения: 15.05.2018).
41. Крупнов А.И. Психологическая структура образований и свойств личности М, 2014.
42. Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. Уфа, 2017. .
43. Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. Уфа, 2017.
44. Кудинов С.И. Экспериментально-теоретические аспекты исследования базовых свойств личности. Тольятти, 2017
45. Кудряшов, И. Дорогами былых войн к... [Электронный источник] / Илья Кудряшов. – Режим доступа: http://reenactment.genstab.ru/moniteur/001.htm
46. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ Н.В. Кузьмина. – М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.