Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день не представляется эффективным функционирование современного общества без осуществления социальной работы. В каждом государстве существуют граждане, которые испытывают какие-либо жизненные трудности. Ключевым показателем благополучия страны является отношение в нем к пожилым, инвалидам, сиротам, многодетным семьям, малоимущим.
Согласно данным Росстата, на 01.01.2019 г. в России зарегистрировано 13,1 млн. человек с инвалидностью, увеличивается численность пожилых лиц (около 40 млн. человек), в период с 2005 по 2018 гг. численность граждан пожилого возраста возросла на 20%.
Конституция РФ провозглашает Россию как социальное государство, ориентированного на формирование благоприятных и необходимых для полноценного жизнеобеспечения условий.
Граждане пожилого возраста в РФ являются своего рода хранителями и примером для молодого поколения, народных традиций, жизненного опыта поколений. Улучшение у пожилых людей социально-экономического положения, повышение социального статуса должно являться предметом деятельности, как социальных работников, так и целых государственных (региональных) структур на всех уровнях власти.
Цель выпускной квалификационной работы – изучение социальной работы с пожилыми людьми (на материалах Управления социального обслуживания «Кикеринский дом-интернат для пожилых людей и инвалидов» Волосовского района Ленинградской области) (далее - УСО «Кикеринский дом-интернат для пожилых людей и инвалидов»).
Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1) Раскрыть понятие и сущность социальной работы в РФ;
2) Выявить современные формы и методы социальной работы с пожилыми людьми;
3) Изучить нормативно-правовое регулирование социальной работы с гражданами пожилого возраста;
4) Провести общую характеристику Управления социального обслуживания «Кикеринский дом-интернат для пожилых людей и инвалидов» Волосовского района Ленинградской области;
5) Проанализировать формы и методы социальной работы с пожилыми людьми в учреждении;
6) Разработать направления по совершенствованию форм социальной работы с пожилыми людьми.
Объект исследования – пожилые люди.
Предмет исследования – социальная работа с пожилыми людьми.
При написании выпускной квалификационной работы применялись такие методы исследования, как анализ литературы по проблеме, синтез, обобщение и сравнение, дедукция и индукция, логический анализ, системный метод, социологические методы (анкетирование).
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения могут быть использованы при совершенствовании государственной политики в области социальной работы с пожилыми людьми, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях власти. Материалы исследования могут найти свое применение в деятельности социальных работников, в государственных (региональных) и муниципальных структурах, в преподавании учебных курсов, лекциях, семинарах.
Структура выпускной квалификационной работы отвечает логике исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.
1. ТЕОРТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
1.1. Понятие и сущность социальной работы в РФ
До настоящего времени среди специалистов – теоретиков и практиков – нет единого мнения о том, что такое социальная работа, каковы ее главные цели и задачи. На сегодняшний день не существует единое мнение по поводу трактовки и значения понятия «социальная работа». Рассмотрим боле подробно трактовки разных авторов (таблица 1).
Таблица 1- Подходы к понятию «социальная работа»
Автор Понятие
Н.С. Данакин Оказание помощи людям в решении их личных проблем.
М.В. Игошев Комплекс социальных отношений, ориентированных на удовлетворение потребностей индивидов.
И.А. Зима Междисциплинарная наука, чей объект – взаимодействие индивидов между собой или с группой лиц.
Е.А. Холостова Разнообразные виды помощи, предоставляемые гражданам.
А.М. Авдеев Социальная деятельность, имеющая цель – оптимизация реализации субъектной роли людей во всех сферах жизни общества.
М. Ричмонд Строгая последовательность процедур, подчиненных определенной логике.
Ш. Рамон, Т. Шанин Организация личностной службы помощи человеку.
Итак, в более общем виде социальная работа является профессиональной деятельностью, которая ставит перед собой цель содействию отдельным индивидам, социальным группам в преодолении жизненных трудностей через поддержку, защиту, коррекцию и реабилитацию. В настоящее время профессия «социальный работник» повсеместно распространена. Необходимо, чтобы социальный работник был гуманный, ответственный, нравственный.
Итак, социальная работа рассматривается в качестве самостоятельной науки, определяющей ее место в системе наук.
Социальная работа базируется на определенных фундаментальных подходах:
- индивидуальный подход (М. Ричмонд);
- диагностический (Г. Гамильтон);
- структурный (И.Г. Зайнышев);
- общественный (И.А. Зима);
- технический и коммуникативный (А.А. Козлов).
М. Ричмонд первый из ученых, который раскрыл сущность социальной работы. В своем труде он акцентировал внимание на необходимости индивидуального подхода к гражданам. Индивидуальный подход направлен на выявление мер адаптации, реабилитации к социальным условиям.
Представители диагностического подхода указывали на важности получения и сбора сведений о клиентах, потребителях услуг. Так, Г. Гамильтон, считала «диагноз» некой моделью, которая способствует пониманию ситуации, в которой находится индивид . То же самое мнение разделял и В. Робинсон .
С точки зрения И.Г. Зайнышева, структурный подход исторически должен считаться первым в разработке концепций социальной помощи клиенту .
И.А. Зима - представитель общественного подхода, полагает, что социальная работа – «междисциплинарная наука, чей объект - взаимодействие человека с самим собой, с другими людьми .
А.А. Козлов в своей работе предложил два подхода к клиентам и их проблемным ситуациям: технический и коммуникативный. При техническом подходе социальный работник как врач или инженер .
Коммуникативный подход базируется на общении клиента и социального работника на основе сотрудничества. Предмет деятельности - не клиент, а его проблема. Задачей социального работника является формирование условий для решения совместно идентифицированной проблемы .
Итак, выделим ряд аспектов социальной работы :
- социальная работа – деятельность, которая осуществляется на профессиональном уровне специалистами, их помощниками, ориентирована на предоставление помощи человеку, семье или группе лиц, которые испытывают жизненные трудности;
- социальная работа – профессиональная деятельность, ориентированная на то, чтобы активизировать потенциал собственных возможностей личности в решении трудностей;
- социальная работа – профессиональная деятельность, которая носит превентивный характер;
- социальная работа – профессиональная деятельность, ориентированная на достижение гармонии социальных отношений.
К целям социальной работы следует отнести :
– повышение самостоятельности клиентов, способности контролировать свою жизнь;
– формирование условий для проявления клиентами своих возможностей и получение всего, что положено по закону;
– адаптация или реадаптация;
– формирование условий, при которых человек может жить;
– достижение результата, при котором необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает».
Сущность социальной работы связана с такими ключевыми категориями, как социальная защита, социальная поддержка, социальное обслуживание, социальное обеспечение.
Социальная защита представляет собой систему мер, направленную на удовлетворение потребностей человека . В советское время в социальной защите нуждались, в основном, нетрудоспособные граждане, которые получали данную помощь через социальное обслуживание. В текущей ситуации стать получателем социальной защиты может любое лицо, которое оказалось в сложной жизненной ситуации.
Социальная защита граждан должна базироваться на таких принципах, как :
- адаптивность;
- гуманизм;
- системность;
- превентивность социальных мер;
- многосубъективность;
- адресный характер.
Система социальной защиты рассматривается и как с позиции организационно-правовых форм, через которые она реализуется, так и через компоненты, из которых эта система состоит . Отметим, что, в основном, реализацией функций и задач в области социальной защиты населения занимаются органы государственной власти посредством социального страхования, пенсионного обеспечения.
В процессе реформирования пенсионной системы страны возникла новейшая форма - негосударственное пенсионное обеспечение, которое производится негосударственными пенсионными фондами (далее – НПФ), банками и страховыми компаниями. Данные организационно-правовые формы реализуют право человека на социальную защиту на законодательном уровне.
Также среди видов социальной защиты следует выделить материальные блага, которые предоставляются в конкретной форме (рисунок 1) :
Рисунок 1 - Организационно-правовые основы социальной защиты населения
- субсидии и выплаты;
- льготы;
- медицинская помощь и предоставление лекарственных средств.
Субсидия является безналичной помощью, ориентированная на возмещение затрат по оплате ЖКХ, покупки газа, бытового топлива и пр. Денежные выплаты могут быть в виде пенсий, пособий, компенсаций.
На бесплатной основе оказывается натуральная помощь. Она представляет собой бесплатное обеспечение граждан предметами первой необходимости.
В качестве особого компонента системы социальной защиты необходимо выделить социальное страхование - пенсионное, медицинское, на случай временной нетрудоспособности, от несчастных случаев. В целях осуществления социального страхо¬вания страховщики уплачивают страховые взносы. Застрахованные граждане, тем самым, более уверенно себя ощущают. Основным типом социальной защиты служат пенсии, на втором месте – социальная помощь, предоставляемая как в денежной форме (пособие по уходу за ребенком), натуральной (например, лекарственные средства), так и в безналичной форме (субсидия) .
Ключевая проблема, на сегодняшний день, низкое качество социальной защиты населения в РФ. Во многих регионах страны социальная инфраструктура недостаточно развита (например, в сельской местности труднодоступно оказание медицинской, просветительской и иной помощи), недостаточный уровень квалификации социальных работников, нежелание повышать свой квалификационный уровень.
Итак, система социальной защиты является экономических, социальных, юридических гарантий и прав, учреждений, закрепленных на законодательном уровне, обеспечивающих их реализацию и формирование необходимой среды поддержания жизнеобеспечения населения.
К факторам, влияющим на развитие социальной системы относятся (рисунок 2) .
Рисунок 2 – Факторы, влияющие на развитие социальной системы
Социальные услуги необходимо рассматривать в качестве отдельного вида социального обеспечения – компонента социальной работы.
Социальное обеспечение - выражение социальной политики государства, направленное на материальное обеспечение конкретной категории граждан путем средств федерального бюджета и внебюджетных фондов .
Выделим признаки социального обеспечения, в частности :
- государственный характер;
- закрепление социальных рисков на законодательном уровне;
- закрепление прав лиц, подлежащих социальному обеспечению;
- нормирование государством социального стандарта обеспечения.
Социальный педагог Р.И. Иванова выделила следующие признаки социального обеспечения :
- объективность мер;
- наличие источников социального обеспечения;
- наличие способов формирования фондов;
- закрепление правил предоставления социального обеспечения в нормах.
Социальное обеспечение представляет собой, помимо экономической, и правовую категорию, так как правительство проводит меры по перераспределению доходов посредством нормативно-правового механизма, закрепляет пути реализации социального обеспечения, их правовой статус. Социальное обеспечение выполняет следующие функции, в частности :
- экономическая (социальное обеспечение как метод распределения части ВВП);
- производственная (уровень обеспечения в зависимости от характера и уровня вознаграждения за труд);
- социально-реабилитационная (поддержание социального статуса граждан при наступлении разных социальных рисков);
- политическая (закрепление политики органов власти путем правовых актов);
- демографическая (оказание воздействия системы социального обеспечения на демографию) и пр.
К отраслевым принципам оказания социального обеспечения следует отнести :
- распространение на все государства;
- общедоступность мер;
- многообразные формы и виды социального обеспечения;
- многообразные условия и порядок предоставления социального обеспечения.
Итак, социальное обеспечение - комплекс социально-экономических мер, являющиеся гарантом социальной защиты граждан.
Далее рассмотрим виды социального обеспечения в зависимости от различного рода признаков (таблица 2) .
Таблица 2 – Классификация видов социального обеспечения
Классификационный признак Вид социального обеспечения
Источник денежных средств - правоотношения по обеспечению за счет средств бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных фондов;
- правоотношения по обеспечению из негосударственных средств
Формы государственного социального обеспечения правоотношения по:
-социальному обеспечению;
- социальному страхованию,
- пенсионному страхованию.
Виды социального обеспечения - правоотношения в связи с предоставлением денежных выплат;
- правоотношения в связи с предоставлением социальных услуг и льгот.
Сроки существования во времени - исполнение обязанности;
- исполнение к определенному времени;
- неопределенный срок существования во времени.
В зависимости от источника денежных средств различают два вида социаль¬ного обеспечения :
- государственное: государственное социальное страхование и государственная социальная помощь (за счет бюджетов разных уровней);
- негосударственное (средства юридических и физических лиц).
Социальное обслуживание граждан - деятельность по удовлетворению потребностей таких граждан в социальных услугах . Социальное обслуживание граждан производится по решению органов социальной защиты населения в подведомственных учреждениях, или по договорам, которые заключаются органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания.
Социальное обслуживание производится только на добровольной основе, а также по желанию - на постоянной или временной основе. В случае отказа от социального обслуживания гражданам (законным представителям) разъясняются возможные последствия принятого ими решения.
Если индивид отказался от социального обслуживания, при условии, что такой отказ повлечет за собой ухудшение состояния здоровья, оформляется письменно самим гражданином или его законным представителем, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.
Итак, социальное обслуживание – ключевая функция и направление деятельности государства, на сегодняшний день. Государство является гарантом возможности получения тех или иных социальных услуг по принципу социальной справедливости вне зависимости от полового признака, расы, национальности, языка, иных факторов. Грамотная политика органов власти поможет решить все социальные проблемы в обществе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (с изм. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс, справочно-правовая система – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.04.2020)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 18 июля 2019 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс, справочно-правовая система – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 20.04.2020)
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 01 мая 2019 г.). [Электронный ресурс] // Консультант Плюс, справочно-правовая система – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 20.04.2020)
4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 02 августа 2019 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс, справочно-правовая система – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 20.04.2020).
5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (с изм. от 16 октября 2019 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс, справочно-правовая система – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 20.04.2020).
6. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (с изм. от 01 апреля 2019 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс, справочно-правовая система – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16565/ (дата обращения: 20.04.2020).
7. Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг: Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс, справочно-правовая система – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171432/ (дата обращения: 20.04.2020).
8. Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений: Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 940н. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»
9. Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания: Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 934 н. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
10. Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания: Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 24.11.2014 № 935н. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
11. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий: ГОСТ Р 53064-2008 // Электронный фонд нормативной и правовой документации. 2017. 15 января.
12. Авдеев А.М. Социальная работа в России и за рубежом/А.М. Авдеева//Социологические науки. – 2018. – № 4. – С. 29-35.
13. Алакаева Н.С. Социология/под ред. Н.С. Алакаевой. –2016. – 310 с.
14. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики / М.О. Буянова // Право. – 2015. – № 3. – С. 4-8.
15. Гамильтон Г. Теория социальной работы/Г. Гамильтон. М.,2003. – 315 с.
16. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х./Е.Ш.Гонтмахер. М.: Гелиос - АРВ, 2015. – 366 с.
17. Данакин Н.С. Теория социальной работы/Н.С. Данакин. М.: Просвещение, 2015. – 158 с.
18. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат Батлук, 2014. – 318 с.
19. Зима И.А. Введение в социальную работу / И. А. Зима. М.: Академический проспект, 2015. – 214 с.
20. Зонов А.К. Введение в социологи./А.К. Зонов. – 2008. – 322 с.
21. Иванова Р.И. Социальное обеспечение в России/Р.И. Иванова//Право социального обеспечения. – 2015. –№ 9. – С. 21-28.
22. Игошев М.В. Социальная работа в России/М.В. Игошев//Социологические науки. – 2016. –№ 6. – С. 81-85.
23. Киселева И.Н. Повышение социально-экономической эффективности социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской федерации / И.Н. Киселева // Фундаментальные исследования. 2017. – № 10. – С. 418-428.
24. Клочкова Е.В., Мальцев С.Б. Физическая терапия и эрготерапия как новые специальности / Е.В. Клочкова, С.Б. Мальцев // Инновационные технологии. –2016. –№ 6. –С. 22-26.
25. Козлов А.А. Подходы к социальной работе/А.А. Козлов//Право социального обеспечения. – 2017. –№ 4. – С. 81-86.
26. Кощеев С. В. Инновационно - ориентированная подготовка персонала для сферы обслуживания/ С.В. Кощеев // Молодой ученый. – 2018. № 7. – С. 17-24.
27. Магура М. И. Обучение персонала как конкурентное преимущество. М.: Интел-Синтез, 2014. –215 с.
28. Марков В.П. Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы. М.: «МарТ», 2015. – 455 с.
29. Отчет деятельности Управления социального обслуживания «Кикеринский дом-интернат для пожилых людей и инвалидов» Волосовского района Ленинградской области URL: https://internat-kikerino.lo.socinfo.ru/lokal (дата обращения: 20.04.2020).
30. Официальный сайт Госкомстат РФ. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.04.2020)
31. Официальный сайт Управления социального обслуживания «Кикеринский дом-интернат для пожилых людей и инвалидов» Волосовского района Ленинградской области [Электронный ресурс]. – URL: https://uszn-komint.e-gov36.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).
32. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К°», 2017. – 592 с.
33. Пантелеева Т.С.. Экономические основы социальной работы. - М., 2014. – 240 с.
34. Парамонова П.А. Социальная педагогика/П.А. Парамонова. – М.: Лига, 2016. – 148 с.
35. Платонова Н. М. Технология и методика социальной работы/Н.М. Платонова. – М.: Академия. – 2013. – 400 с.
36. Приходько И.М. Инновационные формы в социальной работе с пожилыми людьми/И.М. Приходько //Социологические науки. – 2018. – № 8. –С. 27-36.
37. Прокопенко Н.А. / Социальная адаптация в пенсионном периоде жизни: проблемы и условия/Н.А. Прокопенко//Социологические науки. – 2018.– № 2. – С. 17-26.
38. Рамон Ш., Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен/Ш. Рамон, Т. Шанин. - М., 1997. – 89 с.
39. Ричмонд М. Социальные диагнозы/М. Ричмонд. 1917. – 511 с.
40. Робинсон В. Психология изменений в социальной индивидуальной работе/В. Робинсон. М., 1930. –204 с.
41. Ручкевич А.Ш. Теория и практика социального обеспечения. – 2008. – 326 с.
42. Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2016. – 1032 с.
43. Смолкин В.П. Введение в социальную работу/В.П. Смолкин. – 2017. – 247 с.
44. Смоляков Н.А. Социальная работа: теория и практика/Н.А. Смоляков//Право социального обеспечения. –2017. –№ 6. – С. 67-72.
45. Социальное обслуживание: направление и перспектива. [Электронный ресурс] URL: http://socialnoe_obslyzivanie_napravlenie_i_perspectiva_6587_5521232 (дата обращения: 10.04.2020)
46. Социальное обслуживание в России [Электронный ресурс] URL: http://socialnoe_obslyzivanie_napravlenie_i_perspectiva_1365_5847677 (дата обращения: 10.04.2020)
47. Теория и методика организации деятельности учреждения социального обслуживания. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/51/6687/ (дата обращения: 13.04.2020)
48. Устав Управления социального обслуживания «Кикеринский дом-интернат для пожилых людей и инвалидов» Волосовского района Ленинградской области [Электронный ресурс] URL: https://uszn-komint.e-gov36.ru/its/dokumenti-organizatsii (дата обращения: 10.04.2020)
49. Федулкина А.П. Социальная работа в современной России/А.П. Федулкина//Социальная педагогика. – 2017.- № 6. – С. 28-34.
50. Фирсов М. В. История социальной работы в России. – М.: Академический проект, Гаудеамус, 1999. – 256 с.
51. Хасанов, Н.П. Виды социального обеспечения. Специфика/Н.П. Хасанов. – С-Пб.: ЛИГА. 2016. – 198 с.
52. Холостова Е.А. Социальная реабилитация/Е.А. Холостова//Вестник Московского университета. – 2014. – № 4. – С. 113-122.
53. Холостова Е.И., Кононова Л.И. Технология социальной работы. Москва: Дашков и К.; 2014. – 114 с.
54. Цеплакова А.М.Пожилые люди: тенденция и ситуация/А.М, Цеплакова//Социальная работа. – 2019. - № 8. – С. 58-65.
55. Яков В.В. Социальная политика государства. С-Пб.: Дело, 2018. – 128 с.
56. Яковенко А.Н. Социальная работа как фактор устойчивого развития региона/А.Н. Яковенко//Социальная работа. – 2018. – № 3. –С. 51-58.
57. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. – М.: А-Приор, 2014. – 210 с.