Фрагмент для ознакомления
2
должностными обязанностями и личными интересами, однако заинтересованность потенциально может проявиться и повлиять на исполнение должностных обязанностей.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда в одном исправительном учреждении проходят службу супруги. Мужа назначают на должность заместителя начальника колонии, в результате чего он с супругой оказывается в отношениях непосредственной подчиненности, что представляет собой конфликтную ситуацию, прямо запрещенную федеральным законодательством о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.
При мнимом конфликте интересов не существует реальной личной заинтересованности служащего, который при этом не совершает правонарушений и не проявляет недобросовестности и при исполнении своих должностных обязанностей.
Данная классификация имеет практическое значение, так как специфика ситуации конфликта интересов оказывают влияние на механизм разрешения таких ситуаций.
В зависимости от субъекта, участвующего в конфликтной ситуации, можно выделить конфликт интересов лично у сотрудника уголовно-исполнительной системы, а также конфликт интересов, возникающий в случае, когда юридическое лицо предоставляет услуги государственному органу и в силу ряда причин не может оказывать данные услуги беспристрастно. Однако большинство исследователей склоняются к тому, что конфликт интересов формируется на основе личного интереса и не может затрагивать ситуацию, когда сталкиваются интересы юридического лица и публичные интересы.
Относительно стадии развития и формы умысла можно соответственно выделить скрытый и открытый конфликт интересов, умышленный и неумышленный.
Можно выделить следующие виды конфликтов интересов:
-в зависимости от временного фактора постоянный и разовый;
-в зависимости от правового статуса стороны конфликта;
-в зависимости от вида личной заинтересованности;
-с правовых позиций – конфликт интересов, возникающий в результате неправомерных действий сотрудника и конфликт, не связанный с осуществлением неправомерных действий;
-конфликт интересов в ситуации, прямо указанной в нормативных правовых актах, и в ситуации, не нашедшей в них своего отражения.
Наибольшим прикладным значением обладает классификация в зависимости от области столкновения публичного и частного интереса, то есть исходя из наиболее типичных для практики государственного управления конфликтных ситуаций. К подобным ситуациям можно отнести следующие:
-выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность;
-выполнение иной оплачиваемой работы, владение ценными бумагами, банковскими вкладами, наличие имущественных обязательств;
-получение от физических и юридических лиц различных вознаграждений в связи с исполнением должностных обязанностей, а также в связи с замещаемой должностью;
-взаимодействие с бывшим работодателем после увольнения с государственной службы;
-нарушение установленных действующим законодательством ограничений и запретов для государственных служащих, а также граждан, уволившихся со службы.
Вместе с рассмотренными основаниями классификации ситуаций конфликта интересов можно выделить и некоторые другие. Не менее важными являются конфликтные ситуации, возникающие в практической деятельности учреждений, прямо не отраженные в действующем законодательстве, но имеющие значительный негативный потенциал.
Примером тому может быть протекционизм при совместном прохождении службы сотрудниками, не состоящими в близком родстве или свойстве, но являющимися бывшими супругами, родственниками бывшего супруга, «земляками» или зависимыми по иным причинам лицами.
Можно привести и другие примеры неявных конфликтных ситуаций. Например, сотрудник уголовно-исполнительной системы, получивший образование психологического профиля в ведомственном вузе, назначается на должность оперативного уполномоченного исправительного учреждения: в таком случае он будет заинтересован работать по специальности, что может привести к потере трудовой мотивации и снижению результатов служебно-профессиональной деятельности.
В подобных ситуациях следует отталкиваться из сущностных признаков понятия конфликт интересов, ориентируясь на наличие или возможность потенциального возникновения личного интереса, сопровождающегося получением каких-либо выгод для себя либо иных лиц и организаций. Следует также брать во внимание то, что обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возложена, в первую очередь, на самого государственного служащего.
На основании вышесказанного, целесообразно провести анализ наиболее типовых ситуация конфликта интересов на государственной службе в Российской Федерации. Среди них можно выделить:
-участие государственного служащего в осуществлении отдельных функций государственного управления и принятие кадровых решений в отношении родственников или иных лиц, с которыми связана его личная заинтересованность;
- выполнение родственниками или иными лицами, связанными с государственным служащим, оплачиваемой работы на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления;
-выполнение государственным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, оплачиваемой работы в организации, предоставляющей платные услуги другой организации, при этом государственный служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления;
-участие государственного служащего в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
-владение государственным служащим или его родственниками ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления;
-участие государственного служащего в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг;
-получение подарков или иных благ государственным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления;
-осуществление государственным служащим отдельных функций государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
-получение подарков государственным служащим от своего непосредственного подчиненного;
-участие государственного служащего в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий или его родственники имеют имущественные обязательства;
-участие государственного служащего в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного служащего;
-участие государственного служащего в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
-участие в деле государственного служащего, его родственников или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления;
-участие государственного служащего в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу;
-получение государственным служащим наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений;
- выполнение государственным служащим иной оплачиваемой работы в организациях, финансируемых иностранными государствами;
-использование государственным служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.
2.2 Обзор методов профилактики и разрешения конфликтных ситуаций на государственной службе
Процедуру урегулирования конфликта интересов на государственной службе можно рассматривать как совокупность нескольких этапов.
Во-первых, имеет место быть инициация разрешения конфликта интересов. Процедура по урегулированию конфликта интересов на службе может быть инициирована на основании материалов органов прокуратуры, служб собственной безопасности, кадровых подразделений по противодействию коррупции и иных источников информации. Однако чаще всего процедура возбуждается путем подачи государственным служащим уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Перечень мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов предлагается служащим самостоятельно, исходя из особенностей ситуации конфликта интересов. Например, перевод на другую должность или в другое учреждение, отстранение от исполнения всех или отдельных должностных обязанностей.
Во-вторых стадия процедуры урегулирования конфликта интересов, включающая в себя подготовительный, основной и заключительный этапы. На подготовительном этапе должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, осуществляет предварительное рассмотрение уведомления, по результатам которого подготавливает мотивированное заключение.
Распорядительная часть должна содержать выводы о наличии или отсутствии у сотрудника, представившего уведомление, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов; предложения о мерах по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Заключительный этап, самый важный и сложный, – это принятие руководителем, с учетом мнения коллегиального органа, окончательного решения по существу дела. Начальник при выборе решения и меры дисциплинарного взыскания должен учитывать характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником своих должностных обязанностей.
Как отмечает В. М. Грибовский, «в России дисциплинарные меры ответственности виновных в совершении коррупционных правонарушений чиновников издавна характеризовались разнообразием и бескомпромиссностью. Среди них: вычеты из жалованья, перемещение с высшей должности на низшую, удаление от службы без объяснения причин, если служащий подозревается, а его вина не может быть доказана фактами. При этом применение подобных мер не могло быть обжаловано привлеченными к ответственности лицами».
Меры дисциплинарного взыскания определяются в разных нормативных правовых актах применительно к отдельным видам государственной службы. Так, в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ за несоблюдение сотрудником уголовно-исполнительной системы требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов налагаются такие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение в связи с утратой доверия.
В целом необходимо отметить отсутствие единообразной практики при решении вопроса о необходимости привлечения лица к дисциплинарному взысканию, при выборе конкретного вида дисциплинарного взыскания за подобные дисциплинарные проступки. Данное обстоятельство обусловлено недостаточной определенностью понятия «коррупционное правонарушение»,
отсутствием исчерпывающего перечня коррупционных правонарушений и четких оснований, какое дисциплинарное взыскание соответствует каждому дисциплинарному проступку.
В настоящее время в системе государственной службы сформировался целый комплекс мер, направленных на профилактику возникновения конфликта интересов.
Одним из основных плановых мероприятий по предупреждению конфликта интересов на государственной службе во всех территориальных органах и учреждениях является проведение лекционных занятий. Данное направление профилактической работы особенно важно, поскольку оценочный характер конфликта интересов далеко не всегда позволяет сотруднику осознать не только угрозу его возникновения, но и сам возникший конфликт, в связи с чем необходимо обладание соответствующими знаниями.
С целью проведения разъяснительной работы осуществляется мониторинг антикоррупционного законодательства Российской Федерации,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 (ред. от 16.07.2009) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 33. Ст. 3196.
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
3. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273- ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
4. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий : Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2009. № 12.
5. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы: приказ ФСИН России от 11.01.2012 № 5 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 4.
6. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы: указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 19. Ст. 4038.
7. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 (ред. от 19.09.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 19. Ст. 2544.
8. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению: указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 (ред. от 19.09.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 19. Ст. 4538.
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов : федер. закон от 05.10.2015 № 285- ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2015. № 41 (ч. 2). Ст. 5639.
Литература
1. 1. Абузярова, Найра Абдулкадыровна. Противодействие коррупции в трудовых отношениях / Н. А. Абузярова // Журнал российского права. – 2018. – № 6. – С.147–158.
2. Арямов А.А., Руева Е.О. Формирование юридических дефиниций (на примере антикоррупционного законодательства РФ) // Lex Russica. 2017. № 8. C. 90-100.
3. Воробьева М.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Административное право и процесс. 2012. № 9. С. 66-69.
4. Гармаев, Юрий Петрович. К вопросу о принципах расследования коррупционных преступлений / Юрий Петрович Гармаев, Роман Николаевич Боровских // Закон и право. – 2018. – № 2. – С.135–140
5. Глазырин Т.С. и др. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование. М.: Инфра-М, 2016. 224 с.
6. Грибовский В. М. Государственное устройство и управление Российской империи (из лекций по русскому государственному и административному праву). Одесса : Техник, 1912. Цит. По: Туганов Ю. Н., Журавлев С. И. К вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за правонарушения коррупционной направленности // Российская юстиция. 2014. № 4. С. 58.
7. Гуляева, Дарья. За неформальность без коррупции / Д. Гуляева // Администратор образования. – 2018. – № 9. – С.3–4
8. Дедов Д. И. Конфликт интересов. М., 2004. С. 43.
9. Дербина О. В., Колосков А. М. О дисциплинарной практике привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы к ответственности за коррупционные правонарушения // Закон и право. 2017. № 11. С. 133–136.
10. Иванов, Петр Иванович. О мерах по противодействию организованной экономической преступности и коррупции [Текст] / Петр Иванович Иванов, Дмитрий Евгеньевич Тельбухов // Закон и право. – 2018. – № 5. – С.121–124
11. Казаченкова О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе.// Журнал российского права. 2006. №3. С. 78-83.
12. Комахин, Борис Николаевич. Ротация государственных служащих как одна из форм предупреждения коррупции [Текст] / Комахин Борис Николаевич // Административное право и процесс. – 2018. – № 5. – С.50–55
13. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование : науч.-практ. пособие / [Т. С. Глазырин и др.]; отв. ред. А. Ф. Ноздрачев ; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 223 c.
14. Корченов В. Конфликт интересов в законодательстве.// Государственная служба. 2009. №5. С. 15-19.
15. Кузякин, С.В. Противодействие коррупции: российский и зарубежный опыт / Сергей Викторович Кузякин // Закон и право. – 2018. – № 5. – С.150–155.
16. Малкина, Виктория Ильинична. Деловая коррупция и конфликт интересов: тенденции и проблемы правового регулирования [Текст] / В. И. Малкина // Гражданское право. – 2018. – № 2 (март–апрель). – С.39–42
17. Магомедов К.О. Социальная справедливость для гражданского общества и правового государства // Социология власти. 2004. № 2. С. 21-27.
18. Мещерякова Т.Р. Некоторые проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 9. С. 59-63.
19. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под общ. ред. Л. И. Скворцова. М., 2007. С. 205.
20. Осадчая И.М. Бизнес. Толковый словарь. М.: Весь Мир, 1998. 760 с.
21. Петренко В. В. Нравственные и правовые начала деятельности властных субъектов (теоретико-правовое исследование) : автореф.дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 9.
22. Психологический словарь / авт.-сост. Н. О. Гордеева. Ростов на/Д., 2004. С. 194.
23. Румянцева Е. Об эффективности управления: значимые критерии поощрений или наказаний [Текст] / Е. Румянцева // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – № 4. – С.134–142
24. Степаненко, Юрий Сергеевич. Проблемы борьбы с коррупцией в России на современном этапе / Юрий Сергеевич Степаненко, Дарья Юрьевна Степаненко // Закон и право. – 2018. – № 7. – С.104–106
25. Тищенко Ю. Ю., Антипов А. Н. К вопросу о ведомственном правовом регулировании действий работников уголовно-исполнительной системы при их склонении к совершению коррупционных правонарушений // Российский следователь. 2017. № 24. С. 49.
26. Трифонов Ю. Н. Конфликт интересов : моногр. СПб., 2014. С. 28.
27. Хабриева, Т. Я. Избранные труды / Т. Я. Хабриева ; Рос. акад. наук. – Москва, 2018. – Т. 10: Право и экономика. Право и антикоррупционная политика. - 464 с.
28. Хабриева Т.Я. (отв. ред.) Современные стандарты и технологии противодействия коррупции. М., 2015. 224 с
29. Цыбикова А. А. Формирование механизма управления конфликтами интересов на государственной гражданской службе : автореф. дис. канд. эконом, наук. М., 2011. С. З.
30. Чалых Т.В. Проблема конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. № 2. С. 18-25.
31. Чанов С. Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства // Трудовое право. 2009. № 4. С. 48.
32. Щеколдин С. Ю. Конфликт интересов в государственных служебных отношениях: материальные и процессуальные аспекты : автореф. дис. .. канд. юрид. наук. Воронеж, 2011. С. 8.
Интернет-источники
1. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование : науч.-практ. пособие; Памятка государственному служащему уголовно-исполнительной системы по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, определяющего понятие и порядок урегулирования конфликта интересов. URL: http://фсин.рф/anticorrup2014/metodicheskie-materialy/ (дата обращения 06.05.2020 г.).