Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждая страна разрабатывает специальный документ, где раскрываются основы энергетической безопасности. Этот документ определяет направление политики энергетической безопасности страны. В нем содержится четкая оценка нынешнего положения, рисков, с которыми страна сталкивается, и тех действий, которые уже она предпринимает, а также излагается стратегия на будущее.
Актуальность данной темы заключается в том, что безопасность будет обеспечиваться широкой, разнообразной и гибкой энергетической системой, поддерживаемой правильной инфраструктурой. Страны обеспечивают себе доступ к необходимому импорту, минимизируя при этом масштабы этого импорта за счет сокращения энергетических потребностей и максимизации производства внутренних энергетических ресурсов.
Цель работы – проанализировать стратегию экономической безопасности России.
В связи с этой целью ставятся задачи:
- раскрыть сущность экономической безопасности,
- рассмотреть основы стратегии экономической безопасности,
- проанализировать тенденции обеспечения экономической безопасности России,
- раскрыть пути повышения экономической безопасности РФ до 2035 года.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения.
В первой главе раскрываются основы экономической безопасности.
Во второй главе проводится анализ стратегии экономической безопасности России.
1.Теоретические аспекты обеспечения энергетической безопасности страны
1.1.Понятие и сущность энергетической безопасности
Идея энергетической безопасности страны в последнее время находится в центре многих политических дебатов. Федеральные правительства определяют энергетическую безопасность как адекватное снабжение энергией всех секторов электроэнергетики, газа и жидкого топлива. Но это понятие устарело после того, как в последние несколько лет произошел целый ряд отключений электричества по всему миру. Концепция энергетической безопасности в настоящее время все чаще ассоциируется с устойчивостью: быстрое реагирование на проблемы и предотвращение перебоев в подаче электроэнергии.
Для обеспечения безопасности национальный энергетический рынок должен обеспечивать достаточные поставки электроэнергии по доступной цене и быть в состоянии реагировать. Быть энергетически безопасным в этом контексте теперь означает иметь запасной план [18, c.14].
Исторически энергетическая безопасность стран мира была связана исключительно с поставками нефти. Она развивалась как политический ответ на мировые экономические события. В то время цель состояла в том, чтобы координировать действия промышленно развитых стран в случае нарушения поставок, чтобы избежать будущих проблем с поставками и удержать экспортеров от использования ресурсов в качестве стратегического оружия.
В 1979 году произошли четыре ключевых события:
- появилось международное энергетическое агентство (МЭА), членами которого являются промышленно развитые страны;
- стратегические запасы нефти стали истощаться, включая стратегический нефтяной резерв;
- необходим постоянный мониторинг и анализ энергетических рынков и политики;
- стало развиваться энергосбережение и скоординированный аварийный обмен поставками в случае сбоя.
Когда страна обладает большими запасами нефти и газа, она является чистым экспортером нефти и поэтому была освобождена от необходимости запасать жидкое топливо. Однако с тех пор добыча нефти во многих странах достигла своего пика и сейчас находится в упадке. Энергетические ресурсы не являются восполняемыми.
Причины этого разнообразны, но включают в себя сокращение мощностей по переработке нефти и значительное увеличение зависимости от импортных нефтепродуктов.
В 2012 году появилось требование МЭА о том, чтобы все члены поддерживали запасы нефти, эквивалентные по меньшей мере 90 дням ежедневного чистого импорта нефти предыдущего года.
В отличие от многих других членов МЭА, некоторые страны не имеют государственных (или государственных) запасов нефти и вместо этого полагаются на коммерческие запасы. Этот недостаток делает страну очень уязвимой в условиях кризиса – 98% перевозок зависит от жидкого топлива, как и все основные оборонные платформы. Длительная дезорганизация означает, что экономика, политические силы и армия могут перестать функционировать.
Хотя федеральные правительства всех стран должны вернуться к соблюдению требований к 2026 году, постоянная неспособность понять и отреагировать на изменение окружающей среды приводит к тому, что страна становится, по крайней мере в контексте жидкого топлива, энергетически “небезопасной” [9, c.137].
Современный энергетический ландшафт сложен, и энергетическая безопасность - это гораздо более широкое и динамичное понятие, чем это было тридцать лет назад. Изменились и общественные ожидания. Страна должна решить множество новых проблем, которые включают в себя: изменение климата, интеграцию возобновляемых источников энергии, рост пикового спроса, рост внутренних цен на газ и множество новых геополитических соперничеств.
Во многих частях мира механические и аналоговые системы, традиционно работающие на нефтепродуктах, были заменены автоматизированными и сетевыми системами, работающими на электричестве. В результате количество устройств с цифровым подключением выросло с 400 миллионов в 2001 году до 25 миллиардов в 2018 году.
Эти изменения делают электроэнергию и природный газ, помимо нефти, ключевыми опорами многих сторон жизни общества. Они гарантируют, что современный мир полностью зависит от производства энергии. В этом контексте устойчивость является критически важным требованием.
Таким образом, будущие энергетические системы, отвечающие этой расширенной концепции энергетической безопасности, будут выглядеть совершенно иначе. Большие запасы ископаемого топлива и синхронные генераторы будут заменены чистой электрической системой, состоящей из небольших чистых асинхронных генераторов. Он будет сочетать крупные возобновляемые проекты (что будет означать расширение физической сети передачи) с распределенной генерацией энергии (например, от солнечной энергии на крыше), и эта сеть потребует новых систем для обеспечения координации и стабильности.
Возобновляемые источники энергии являются важным компонентом энергетической безопасности, но они работают иначе, чем ископаемые виды топлива. Например, инерция действует иначе. Инерция - это способность энергетической системы реагировать на неожиданные потрясения, а также ее способность реагировать и стабилизировать равновесие системы. Инерция замедляет скорость, с которой частота изменяется после сбоя в сети, такого как выход из строя электростанции или линии электропередачи. Инерцию традиционно обеспечивали генераторы на ископаемом топливе. Однако в рамках смешанной энергетической структуры возобновляемые источники энергии обеспечат синтетическую инерцию. Например, современные ветряные турбины могут использовать кинетическую энергию, накопленную в генераторе и лопастях, чтобы быть отзывчивыми во время напряжения сетки. Это может обеспечить эффективную подачу энергии в сеть там, где это необходимо, и доставку можно гибко контролировать в соответствии с условиями региональной сети. Однако новые технологии хранения данных необходимо будет внедрить в сети на ранней стадии, чтобы можно было понять их практическое применение.
Все это - реакция на новое понимание энергетической безопасности страны. Сегодня важнейшее значение для определения энергетической безопасности имеет не только адекватное предложение энергии по соответствующей цене, но и адекватное предложение устойчивой, устойчивой энергии по соответствующей цене, которая отвечает требованиям обезуглероживающей экономики.
В свете этого энергетическая безопасность, возможно, даже более важна в нашем современном мире, чем это было в 1973 году. Понимание эволюционирующего значения энергетической безопасности означает, что страны лучше подготовлены к пониманию различных способов, с помощью которых глобальная взаимосвязь может сделать страны уязвимыми.
Страны должны минимизировать риск и уменьшить риск заражения. Нужно представить себе, как выглядит безопасная энергетическая структура будущего. Нужна энергетическая политика, которая в большей степени отвечала бы социальным, экономическим и экологическим требованиям современного мира.
Далекая и призрачная угроза недостатка таких ресурсов, как газ и нефть, с каждым годом становится реальней. Всего за последние 40 лет количество потребляемой энергии увеличилось в два раза, а к 2030 данный показатель вырастет еще на 60 процентов.
Природа уже сейчас ставит ресурсные ограничения и заменить их другими исчерпаемыми энергоносителями попросту невозможно. Быстрый экономический рост индустриальных стран только усугубляет состояние рынка и способствует росту глобальной конкуренции на ресурсы.
Зависимость от импорта газа и нефти заставляет многие государства пересмотреть свою энергетическую политику. Перед правительством и частными компаниями стоит задача более оптимального распределения имеющихся ресурсов, использование энергосберегающих технологий и внедрение альтернативных источников энергии.
Понятие «энергетическая безопасность» появилось в 1947 году в США, но широкое распространение оно получило только в 1973 году, когда было введено нефтяное эмбарго. Энергетическая безопасность определяет энергетическую самодостаточность государства, то есть беспрепятственный доступ к энергоресурсам по вменяемой цене и в достаточных объемах. Несмотря на позитивные тенденции в конце прошлого столетия, 2000-е года ознаменовались ростом цен на топливо.
Многократный рост торговли энергией вывел проблему энергобезопасности с локального уровня на глобальный. Мировая экономика остро нуждается в новых источниках энергии, которые будут наносить минимальный вред окружающей среде.
Сбережение энергетических ресурсов практически идентично их производству и в большинстве случаев именно данное мероприятие являются более рентабельными. Повышение энергоэффективности способствует уменьшению энергетической емкости экономического развития и укреплению глобальной безопасности.
Главным преимуществом альтернативных энергоресурсов является более или менее равномерное распределение по миру. Все страны практически находятся в одинаковых условиях. Это позволяет многим государствам обрести независимость от энергоресурсов, которые часто становятся поводом для геополитических манипуляций [6, c.154].
Локомотивом «зеленой» энергетики является технологический прогресс, позволяющий ей уже сейчас быть конкурентоспособной с традиционной энергетикой. Значительный потенциал кроется в уменьшении капитальных затрат на произведенный киловатт. Благодаря низким эксплуатационным затратам, стоимость энергии от ВИЭ уменьшается с каждым годом.
Большую роль в дальнейшем развитии зеленой энергетики играют инвестиции. Сейчас вложить свои средства в данную отрасль могут не только крупные организации, но и частные лица. Так, компания Heptapolis Green Energy Solutions запустила инновационную модель инвестирования, защищенную блокчейн-технологиями. На текущий момент проект «Heptapolis Green Energy Solutions» работает в сфере энергоэффективных решений. Компания имеет в своем портфеле автономную систему освещения, автоматическую климатическую систему и автономные генераторы. Проектом уже заинтересовались инвесторы из многих стран, а первое крупное внедрение технологий произойдет в Греции, где будет установлено более 100 тысяч автономных светильников.
Благодаря использованию блокчейн-технологий, процесс инвестирования абсолютно прозрачен и безопасен [14, c.177]:
1. Все выпущенные токены будут подкреплены реальным продуктом.
2. Стоимость токена защищена от валютных колебаний.
3. В любой момент инвестор может продать свои токены или приобрести дополнительные.
4. Количество выпущенных электронных монет будет ограничено, таким образом их стоимость со временем только увеличится, принося новые дивиденды своим собственникам.
Несомненно, за возобновляемыми источниками энергии большое будущее. У человечества попросту нет альтернативных вариантов. Использование солнечных, ветровых станций и других технологий изменит не только экономику, но и характер взаимодействия между государствами. Это в свою очередь должно способствовать снижению стоимость различных товаров и улучшению благополучия всех жителей Земли.
1.2.Основные задачи реализации энергетической стратегии страны
Энергия жизненно важна для качества нашей жизни: она нужна для отопления, транспорта, а также для питания домов и предприятий. Комфорт и процветание любой страны зависят от энергетической безопасности, поэтому это один из ключевых приоритетов.
Каждая страна имеет сильный список энергетической безопасности, но ее значение для экономического роста и для потребителей слишком велико, чтобы это можно было принять как должное. В краткосрочной и долгосрочной перспективе правительства работают над тем, чтобы свести к минимуму риск любых незапланированных перерывов, будь то из-за суровых погодных условий, злонамеренных атак, технических сбоев или промышленных действий [11, c.66].
В долгосрочной перспективе энергетическая безопасность идет рука об руку с климатической безопасностью. И то и другое требует принятия мер во избежание неприемлемых экономических и человеческих издержек. Энергетическая система должна быть готова к будущему, в котором есть меньшие внутренние запасы ископаемого топлива, усиливается международная конкуренция за нефть и газ, и большая часть существующих установок заменяется более низкоуглеродистыми альтернативами.
Каждая страна разрабатывает специальный документ, где раскрываются основы энергетической безопасности. Этот документ определяет направление политики энергетической безопасности страны. В нем содержится четкая оценка нынешнего положения, рисков, с которыми страна сталкивается, и тех действий, которые уже она предпринимает, а также излагается стратегия на будущее.
Безопасность будет обеспечиваться широкой, разнообразной и гибкой энергетической системой, поддерживаемой правильной инфраструктурой. Страны обеспечивают себе доступ к необходимому импорту, минимизируя при этом масштабы этого импорта за счет сокращения энергетических потребностей и максимизации производства внутренних энергетических ресурсов. Электричество будет играть гораздо большую роль в будущем, не в последнюю очередь потому, что используется больше электрического транспорта. Таким образом, создаются рамки, которые будут стимулировать рынок к формированию широкого спектра генерации, включая возобновляемые источники энергии, газ и ядерную энергетику.
Необходимые значительные инвестиции будут привлечены из частных фондов, причем потребители будут платить только за доставку. Эти инвестиции помогут экономике стран двигаться вперед, стимулируя развитие новых рынков, а также оградят потребителей от нестабильных мировых цен на ископаемое топливо. Энергетическая безопасность играет центральную роль в обеспечении того, чтобы страна оставалась привлекательным местом для жизни и ведения бизнеса [15, c.43].
Потребители имеют доступ к электричеству, газу и нефти, которые им необходимы для поддержания своего света, тепла в домах и движения транспорта. Однако в последние годы в ряде стран, включая США и Индию, произошли серьезные сбои в электроснабжении, вызванные системными и человеческими ошибками, а также значительные перебои с поставками газа в Европу по геополитическим причинам. Штормы, наводнения и промышленные действия также могут угрожать энергоснабжениям. Очень важно, чтобы в стране была надежная стратегия поддержания энергетической безопасности, в которой она нуждается для внутренних и деловых потребителей.
Идеального определения стратегии энергетической безопасности не существует. При обсуждении вопросов энергетической безопасности правительство в первую очередь заботится о том, чтобы потребители имели доступ к необходимым им энергетическим услугам (физическая безопасность) по ценам, которые не допускают чрезмерной волатильности (ценовая безопасность).
Стратегия энергетической безопасности должна обеспечиваться наряду с достижением юридически обязательных целей в области выбросов углекислого газа и возобновляемых источников энергии. И хотя правительство не может контролировать мировые цены на энергоносители, которые в значительной степени ответственны за недавнее повышение тарифов, делается все возможное для того, чтобы энергетические услуги были максимально доступными как для потребителей, так и для бизнеса, а в долгосрочной перспективе для снижения зависимости от импортного ископаемого топлива [21, c.111].
Кроме того, не существует идеальной временной шкалы для применения при оценке стратегии энергетической безопасности. Существуют краткосрочные проблемы, такие как потенциальная возможность сбоев, возникающих в результате технических сбоев в инфраструктуре, промышленных действий и суровых погодных условий. Существуют и более долгосрочные проблемы, возникающие, например, в связи с изменениями рыночной структуры, геополитическими моделями и изменением климата. Эта стратегия учитывает как краткосрочную, так и долгосрочную перспективу, заглядывая вперед вплоть до 2050 года.
В последние годы страны испытавают сильную энергетическую безопасность благодаря сочетанию либерализованных энергетических рынков, надежного регулирования и обширных ресурсов. Однако сейчас, глядя вперед, сталкиваются с некоторыми существенными новыми вызовами:
-примерно пятая часть электростанций должна быть закрыта в течение этого десятилетия, поскольку они подходят к концу своего срока службы или считаются слишком загрязняющими для современных стандартов;
- энергетическая система должна будет адаптироваться, чтобы обеспечить достижение амбициозных юридически обязательных целей сокращения выбросов углерода, требующих значительных инвестиций в низкоуглеродные технологии;
-сокращение запасов ископаемого топлива делает страну все более зависимой от импорта в период роста мирового спроса и усиления конкуренции за ресурсы.
Министерства энергетики многих стран эту стратегию энергетической безопасности рассматривают в контексте всех стоящих проблем, определяя, как правительство оценивает энергетическую безопасность; анализ перспектив энергетической безопасности в краткосрочной и долгосрочной перспективе; а также обзор политических мер, которые предпринимаются для обеспечения сохранения энергетической безопасности при декарбонизации энергетической системы [22, c.165].
Политика реагирования в стратегии энергетической безопасности основана на конкурентных энергетических рынках в сочетании с эффективным регулированием для обеспечения разнообразия поставок и надежной инфраструктуры для потребителей. Правительства предпринимают дальнейшие действия в ряде областей, которые будут способствовать дальнейшему укреплению энергетической безопасности, а также достижению более широких целей в области энергетики: меры по обеспечению устойчивости для предотвращения возможных сбоев, начиная от наводнений и заканчивая промышленными действиями, и для уменьшения последствий инцидентов, если они действительно происходят. Меры по повышению энергоэффективности снижают подверженность внутренним и международным рискам на энергетическом рынке. Максимизация экономической добычи запасов нефти и газа для обеспечения надежных поставок энергоносителей, которые не подвержены международным рискам энергоснабжения. Работа над повышением надежности глобальных энергетических рынков для обеспечения того, чтобы поставки энергии из-за рубежа были надежными и доступными. Надежные сети гарантируют, что энергия доставляется туда, где она нужна. Декарбонизация поставок также важна, чтобы помочь снизить зависимость страны от международных рынков ископаемого топлива в долгосрочной перспективе.
Нынешняя программа деятельности правительств по поддержанию энергетической безопасности имеет три взаимодополняющих подхода к оценке достаточности текущего и будущего уровней энергетической безопасности. Эти оценки сформировали определенную политику, и используются для мониторинга того, насколько эффективной оказывается эта политика. Эти три подхода к оценке включают [25, c.180]:
1.рассмотрение межсекторальных рисков - правительство использует исследования и консультации с заинтересованными сторонами для изучения текущих рисков для энергетической безопасности.
2. оценка ключевых сквозных рисков для энергетической безопасности, их относительных последствий и вероятности.
3. оценка характеристик энергетической системы страны с точки зрения каждого из видов топлива – индикаторов с учетом четырех ключевых характеристик энергетической безопасности: адекватной мощности; разнообразия; надежности и отзывчивости на стороне спроса.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ
2. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»
3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
4. Авагян Г.Л. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Инфра-М, 2016. – 491 с.
5. Белова, О.В. Энергия. Взаимосвязь цены и спроса / О.В. Белова // Энергетика: Эффективность, надежность, безопасность. - Томск: ТПУ; СПБ ГРАФИКС, 2014.
6. Борталевич, С.И. Совершенствование управления энергетической безопасностью / С.И. Борталевич // Российское предпринимательство. -- 2019. -- № 19 (217). - С. 152 - 156.
7. Булатов А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Кнорус, 2017. – 602 с.
8. Дж. Мэнвилл Хэррис. Международные финансы [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-18/
9. Киршина, И.А. Экономические механизмы комплексной оценки и управления энергетической безопасностью: диссертация кандидата экон. наук / И.А. Киршина / Рос. гос. ун-т нефти и газа им. И.М. Губкина. - М.: 2014.
10. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Юрайт, 2016. – 283 с.
11. Лахно, П.Г. Энергетический кодекс Российской Федерации - основополагающий юридический документ, регулирующий отношения в ТЭК. Энергетика и право / П.Г. Лахно. - М.: Инфра-М, 2015.
12. Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: НИЦ Инфра-М, 2017. – 447 с.
13. Мастепанов, А.М. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков - состояние, проблемы и перспективы развития / А.М. Мастепанов / Справочно-аналитический сборник. - М.: ГУ ИЭС, 2015.
14. Николаева И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Дашков и К, 2016. – 503 с.
15. Плужник, М.В. Энергетическая безопасность и угрозы ее обеспечения в современной экономике России / М.В. Плужник, М.А. Сапрыкина // Российское предпринимательство. - 2017. - № 16 (238). - С. 41 - 50.
16. Пяткова, Н.И. Энергетическая безопасность России: проблемы и пути решения / Н.И. Пяткова, Н.И. Воропай, М.Б. Чельцов. - Новосибирск: СО РАН, 2015.
17. Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. – М.: Кнорус, 2015. – 237 с.
18. Танайлов, С.В. Энергетическая политика России как фактор обеспечения национальной безопасности: автореферат диссертации кандидата полит. Наук / С.В. Танайлов. - М.: Московский гос. обл. ун-т, 2016.
19. Торкунов А.В. История международных отношений. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 552 с.
20. Торкунов А.В. Современные международные отношения. – М: Аспект-Пресс, 2016. – 268 с.
21. Трачук, К.В. Эволюция подходов к энергетической безопасности: страны - импортеры против стран экспортеров / К.В. Трачук // Вестник МГИМО. - 2019. - № 6.
22. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: НИЦ Инфра-М, 2017. – 558 с.
23. Хасбулатов Р.И. Международные финансы. – М.: Юрайт, 2018. – 567 с.
24. Цыганков П.А. Теория международных отношений. – М.: Юрайт, 2016. – 690 с.
25. Цыганов П.А. Международные отношения и мировая политика. – М.: Юрайт, 2016. – 462 с.
26. Чеботарев Н.А. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Дашков и К, 2016. – 421 с.
27. Федякина Л.Н. Международные финансы [Электронный ресурс]. URL: http://nashol.com/
28. Федеральная служба государственной статистики. URL: gks.ru
29. Федеральная таможенная служба РФ. URL: http://www.customs.ru/
30. Центральная база статистических данных: электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi
31. Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, методы и результаты исследований: электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.ecfor.ru/pdf. php?id=seminar/energo/
32. Государственная энергетическая политика: электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.energy-law.ru/law/1165/
33. Доклад «О единой государственной концепции реформирования электроэнергетики»: электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.libertarium.ru/l_energy _kr/
34. Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/
35. Министерство энергетики РФ: электронный ресурс. - Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/activity/oilgas/structure_gas_industry.php.
36. Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/
37. Стратегия национальной безопасности России» и реальная безопасность энергетических объектов в условиях рыночной экономики: электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.ozakaz.ru/index.php/articles/n-26-2010/50-026015