Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Проектирование работы по влиянию закаливания на формирование ценностей здорового образа у детей дошкольного возраста
2.1. Начальная диагностика по выявлению исходного уровня сформированности ценностей здорового образа у детей дошкольного возраста.
Цель эмпирического исследования: повысить уровень сформированности ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) подобрать экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ);
2) подобрать диагностические методики и провести констатирующий эксперимент;
3) разработать формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести контрольную диагностику по используемым ранее методикам, сделать выводы об эффективности формирующего эксперимента.
Исследование организовано на базе ДОУ «____» города ____. В исследовании приняли участие две группы детей в возрасте 5-6 лет:
1) ЭГ в количестве 5 человек (3 девочки и 2 мальчика) из группы ____(введите название группы ДОУ);
2) КГ в количестве 5 человек (3 девочки и 2 мальчика) из группы ____ (введите название другой группы. Допустим, первая десятка бралась из группы Василек, вторая десятка из Ромашки).
Поскольку формирующий эксперимент планировался заранее, и предполагалось использование инновационных методов закаливания, то при отборе испытуемых уделялось внимание медицинским показаниям детей к проведению эксперимента. Организация медицинского контроля при закаливании детей. В экспериментальную группу принимались только дети с отсутствием медицинских противопоказаний со стороны педиатра и отоларинголога. С родителями проводилась разъяснительная работа по целям и методике закаливания, по ознакомлению с особенностями проведения криомассажа, его эффективностью, экономичностью. Кроме того от родителей получено письменное согласие на внедрение криомассажа в процесс оздоровления детей.
Исследование проводилось поэтапно:
1) констатирующий эксперимент по выявлению начального уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у испытуемых ЭГ и КГ;
2) формирующий эксперимент по повышению уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей из ЭГ;
3) контрольный эксперимент по выявлению конечного уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у испытуемых ЭГ и КГ.
Новикова И.М. разработала следующие показатели и критерии качественного анализа когнитивного и поведенческого компонентов представлений о здоровом образе жизни [27, стр. 48]:
1) Полнота – наличие у детей представлений о здоровье как состоянии организма, о доступных способах укрепления здоровья, о природных факторах оздоровления (солнце, воздух, вода, лекарственные растения), о мерах предупреждения заболеваний, о возможных способах передачи инфекций, о значении культурно-гигиенических навыков, питания, закаливания, ежедневной двигательной активности, о факторах, негативно влияющих на здоровье.
2) Осознанность – способность объяснять значение понятия «здоровье», понимать зависимость здоровья от состояния окружающей среды (социальной и экологической), осознавать влияние природных факторов оздоровления на сохранение и укрепление здоровья.
3) Обобщенность – умение выявлять сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей социальной и природной действительности, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья.
4) Инициативность.
5) Самостоятельность.
Подробное описание критериев для диагностики приведено в таблице 2 (приложение 2).
Методика №1. Наблюдение «Проверка когнитивного компонента представлений о здоровом образе жизни».
Цель: определить уровень полноты, осознанности, обобщенности знаний о ЗОЖ.
Целенаправленное изучение переноса продемонстрированных ребенком представлений о здоровом образе жизни в реальную жизненную повседневную практику осуществляется в процессе наблюдения за ребенком не только в естественных условиях пребывания в детском саду, но и в специально организованных условиях (например, в ситуации сюжетно-ролевой игры или проблемной ситуации). Мы будем проводить наблюдения: в режимные моменты, включающие гигиенические процедуры, поведение во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятиях, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности, а также в общении с живой и неживой природой. Оценку результатов наблюдения проводим согласно таблице 3. При оценке результатов каждый из выделенных критериев оценивается условным баллом от 1 до 4, значит, в сумме по когнитивному компоненту их будет 12.
Таблица 3. Оценка результатов по методике №1
Балл Уровень развития показателя
10-12 Высокий
7-9 Средний
4-6 Низкий
1-3 Очень низкий
Результаты наблюдения представлены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты наблюдения
№ Имя Балл балл Уровень развития когнитивного компонента знаний о ЗОЖ
Полнота Осознанность Обобщенность
ЭГ
1 Полина 2 2 3 7 Средний
2 Мария 1 2 2 5 Низкий
3 Катя 1 1 1 3 Очень низкий
4 Семен 2 3 2 7 Средний
5 Степан 2 2 2 6 Низкий
КГ
1 Алена 2 3 2 7 Средний
2 Кира 1 2 1 4 Низкий
3 Софья 1 1 1 3 Очень низкий
4 Антон 1 1 1 3 Очень низкий
5 Саша 2 2 2 6 Низкий
Наглядно результаты диагностики когнитивного компонента уровня знаний о ЗОЖ представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты диагностики когнитивного компонента уровня знаний о ЗОЖ
Согласно рисунку в ЭГ у двух человек наблюдается средний уровень развития когнитивного компонента знаний о ЗОЖ, а так же у двух человек наблюдается низкий уровень. Показатель очень низкого уровня составляет 20% от общего количества испытуемых (очень низкий уровень выявлен у одного ребенка из ЭГ). Результаты диагностики КГ на данном этапе эксперимента являются для нас неинформативными, показатели уровней развития когнитивного компонента знаний о ЗОЖ в КГ понадобятся в контрольном эксперименте для выявления динамики.
Методика №2. Наблюдение «Проверка поведенческого компонента представлений о здоровом образе жизни».
Цель: определить уровень инициативности, самостоятельности действий, направленных на соблюдение здорового образа жизни.
Оценку результатов наблюдения проводим согласно таблице 5. При оценке результатов каждый из выделенных критериев оценивается условным баллом от 1 до 4, значит, в сумме по когнитивному компоненту их будет 8.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Абольянина С.Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания / Дошкольное воспитание. – 2008. – №4. – С. 54-56.
2) Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детствопресс. - 2015. – 144 с.
3) Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Детство – пресс. - 2006. – 171 с.
4) Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. – М.: АРКТИ. - 2011. – 78 с.
5) Баль Л.В. Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников: учебное пособие. – М.: ЭКСМО. - 2005. – 128 с.
6) Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика. - 2017. – 342 с.
7) Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.: Физкультура и спорт. - 2013. – 208 с.
8) Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. – Липецк: Липецкое изд-во. - 2008. – 234 с.
9) Васильева О.С. Психология здоровья человека: учебное пособие. – М.: Академия. - 2013. – 256 с.
10) Волошина Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение - педагогический колледж». - Белгород: Изд-во БелГУ. - 2015. – 356 с.
11) Выготский Л.С. Собрание сочинений Т.5. – М.: Педагогика. - 2009. – 382 с.
12) Горбатенко О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа. – Волгоград: Учитель. - 2012. – 243 с.
13) Грехова Л.И. Региональная программа дошкольного образования «Планета детства». Валеологический блок. – Ставрополь: СГПИ. - 2005. – С. 80-94.
14) Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. - 2006. – 96 с.
15) Деркунская В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря) / Управление дошкольным образовательном учреждением. - 2005. – № 3. – С. 119-122.
16) Домрачева О.В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/1770/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%9E.%D0%92.%20%D0%B1%D0%B0%D0%BA..pdf?sequence=1&isAllowed=y
17) Дудко Н.Ю. Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника. – 2019. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ddu42grodno.schools.by/pages/zdorovyj-obraz-zhizni-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-osnovnye-aspekty-zdorovogo-obraza-zhizni-doshkolnika
18) Закаливание в ДОУ. – 2019. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.resobr.ru/article/63321-qqq-2018-m8-zakalivanie-v-dou
19) Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы. – Волгоград: Учитель. - 2014. – 170 с.
20) Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. – М.: МарТ. - 2009. – 448 с.
21) Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. – СПб.: ДЕАМ. - 2012. – 256 с.
22) Колбанов В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях / Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – Владивосток: Дальнаука. - 2006. – С. 139-147.
23) Колесникова Т.Д. Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым / Дошкольное воспитание. – 2007. – №1. – С. 83-87.
24) Криомассаж как метод закаливания детей ДОУ. – 2020. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tyesokarh56.edusite.ru/p27aa1.htmlМарков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Академия. - 2014. – 320 с.
25) Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ. - 2010. – 108 с.
26) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия. - 2015. – 456 с.
27) Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез. – 2009. – 96 с.
28) Петленко В.П. Валеология как научная основа здорового образа жизни. Учебное пособие. – СПб.: ГПУ. - 2007. – 170 с.
29) Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М.: Сфера 2009. – 128 с.
30) Сластенин В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос. - 2003. – 288 с.
31) Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера. - 2014. – 224 с.
32) Устав ВОЗ. – Женева: Издательство «Медицина». - 1968. [Электронный ресурс] – URL: http://docs.cntd.ru/document/ 901977493#loginform
33) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf
34) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
35) Фролова Е.В. Условия формирования здорового образа жизни у дошкольников / Начальная школа плюс до и после. − 2010. − №10. − С. 17-21.
36) Фрумина Н.А. Формирование основ здорового образа жизни / Управление ДОУ. − 2014. − №1. − С. 75-79.