Фрагмент для ознакомления
2
1. Пояснительная записка
Проблема развития речи у младшего поколения всегда является актуальной. Правильно построенная, развитая речь гарантирует человеку успешность общения, возможность быть понятым. Как правило, именно в младшем дошкольном возрасте каждый ребенок впервые сталкивается с необходимостью использования правильной речи, поскольку этого требует Закон «Об образовании» РФ [26] и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [27]. В дошкольном возрасте от ребенка требуются любые изъяснения о своих потребностях, которые помогали бы взрослому человеку его понять.
2
Естественным и ожидаемым с точки зрения возрастной психологии является и тот факт, что дети приходят в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) с несовершенной речью и некоторыми трудностями произношения. Особую категорию воспитанников ДОУ составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). ОНР и ФФНР встречается у 40% детей дошкольного возраста. ОНР представляет собой совокупность различных речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и интеллекте. Исследования возрастных психологов, педагогов, логопедов подтверждают возможность успешной работы по развитию связной речи у детей с ОНР и ФФНР именно в дошкольном возрасте.
На данный момент проблема формирования речи у детей с ОНР и ФФНР изучается в нескольких аспектах. Р.Д. Тригер рекомендует сочетать эту работу с ознакомлением детей с окружающим миром. С.Г. Шевченко, Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова говорят о необходимости проведения работы по развитию речи в ходе дидактических, творческих и сюжетно-ролевых игр. Л.Б. Халилова акцентирует внимание на том, что в процессе коррекционной работы необходимо учитывать не только специфику семантического развития детей данного контингента, но и внутренние закономерности лексической системы языка [18]. Но в любой технологии работы по коррекции недостатками речи требуются инструменты – дидактические и методические пособия. Дидактические пособия создаются для ребенка, методические – для педагога, при этом дидактическая и методическая части неразрывно связаны друг с другом. Каждое пособие, созданное для работы ребенка, сопровождается инструкциями для педагога. Разработка подобного инструментария для устранения ОНР и ФФНР у детей дошкольного возраста, является актуальным вопросом в настоящее время.
3
Таким образом, целью настоящей работы ставим изготовление и апробацию дидактического пособия для детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Согласно цели работы, ставим перед собой несколько задач:
1) найти и проанализировать информацию для актуализации и теоретического обоснования изготовления и апробации дидактического пособия для дошкольников с нарушениями речи;
2) оценить, обобщить и систематизировать информацию для разработки и реализации плана апробации дидактического пособия для дошкольников с нарушениями речи;
3) разработать план апробации дидактического пособия для дошкольников с нарушениями речи;
4) реализовать план апробации дидактического пособия для дошкольников с нарушениями речи;
5) описать методическое обеспечение апробации дидактического пособия для дошкольников с нарушениями речи;
6) проанализировать и обобщить результаты реализации плана апробации дидактического пособия для дошкольников с нарушениями речи;
7) подготовить свидетельства, подтверждающих реализацию проекта (фото- и видеосвидетельств).
База исследования: Муниципальное казенного дошкольного учреждения Агинский детский сад №2 «Золотой ключик». Адрес учреждения, телефон: Красноярский край, Саянский район, с. Агинское ул. Советская, 247, индекс 663580, тел: 8(39142)21-7-75.
Разработано: дидактическое пособие «Речевые кубы», направленное на повышение уровня сформированности речи у детей с речевыми нарушениями.
2. Теоретическое обоснование изготовления и апробации дидактического пособия для дошкольников с нарушениями речи
4
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической, возраст, в котором происходит формирование словаря ребенка, развитие всех видов речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку и развитие речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем [6].
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания детей. Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей дошкольного возраста есть необходимое условие их общего речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению [6, 25].
В ФГОС ДО «Речевое развитие» выделяется в основную образовательную область, ведь дошкольный возраст ребенка крайне важен в отношении закладки психических процессов, а речи - особенно [27].
На данный момент существует классификация нарушений речи у детей дошкольного возраста (рисунок 1) [8].
Рисунок 1. Классификация нарушений речи
Научный коллектив НИИ дефектологии АПН СССР в 50-60-е годы XX столетия обосновал явление общего недоразвития речи в теории.
5
Обоснование было дано согласно полученному экспериментальному материалу в процессе исследования разнообразнейших форм речевых патологий дошкольников. Над этим вопросом работала Левина Р.Е. со своим штатом сотрудников: Г.И. Жаренковой, Н.А. Никитиной, Г.А. Каше, Т.Б. Чиркиной, Л.Ф. Филичевой, А.В. Ястребовой [29].
3. Портфолио методической разработки
Дидактическое пособие «Речевые кубики» направленно на развитие коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста имеющих нарушения речи. Предназначено для работы воспитателя с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях в группе компенсирующей направленности. Данное дидактическое пособие трансформируемо и вариативно, позволяет всесторонне подготовить ребенка к проводимой коррекционной работе: мотивирует, вызывает интерес к занятиям; развивает слуховое внимание, память, мышление, фонематическое восприятие в играх; Интегрированы образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Пособие состоит из нескольких составных частей:
1) из трех кубиков сшитых из фетра размером 10х10. Первый кубик - трехцветный, состоит из противоположных граней красного, синего и зеленого цвета. На каждой грани кубика размещена «липучка» для фиксации дидактического материала. Второй кубик состоит из граней красного, желтого, оранжевого, зеленого, голубого, синего цвета и числовым обозначением от 1 до 5. На шестой грани кубика присутствует значок в виде снежинки, его значение зависит от игры, выбранной с данным пособием.
6
Третий кубик состоит из граней того же цвета что и второй, на каждой его грани имеется «липучка» для размещения тематических картинок;
2) из набора карточек с изображением звуков на «липучках»;
3) из карточек с тематическими картинками на «липучках»;
4) из набора дидактических картинок;
5) из набора схем с изображением позиции звука в слове;
6) из набора схем односложных, двухсложных, трехсложных, слов– открытого, закрытого, прямого, обратного слога с течением согласных и без него.
Каждый кубик можно использовать отдельно друг от друга, дополняя необходимым набором схем или карточек (рисунок 2).
А Б
Рисунок 2. А – набор карточек, Б – речевые кубики
.
4. План апробации дидактического пособия «Речевые кубы» для дошкольников с нарушениями речи на месяц
В рамках данной работы апробация дидактического пособия предполагает работу с детьми дошкольного возраста по коррекции ОНР и ФФНР в течение месяца. Апробация проводится на базе разновозрастной группы ДОУ. План апробации представлен в таблице 1.
Таблица 1. План апробации дидактического пособия «Речевые кубы» для дошкольников с нарушениями речи на месяц
7
Дата Содержание индивидуальной работы Взаимодействие с родителями
5. Отчет об апробации дидактического пособия «Речевые кубы» для дошкольников с нарушениями речи
Перед апробацией дидактического пособия «Речевые кубы» нами изучены результаты обследования четырех детей дошкольного возраста учителялогопеда ТПМПК: логопедическое представление и рекомендации на каждого ребенка, с которыми предполагается проведение цикла занятий.
1) Охарактеризуем 1 ребенка.
ФИО________.
Дата рождения:_______.
Устная речь:
- звукопроизношение: полиморфное нарушение звукопроизношения;
- фонематическое восприятие: сформировано недостаточно;
- фонематический анализ: сформирован недостаточно;
- фонематический синтез: сформирован недостаточно;
- слоговая структура слова: сформирована недостаточно;
- состояние словаря: в рамках обиходно-бытовой тематики;
- грамматический строй речи: сформирован недостаточно;
- связная речь: сформирована недостаточно;
Письмо: печатает хорошо знакомые буквы;
Чтение: не владеет.
Заключение: ОНР III уровень.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
8
1) Алексеева М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова. – М.: «Академия». - 2003. – С. 2743.
2) Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-94.shtml
3) Бадалян Н.Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 271-273. — [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/archive/203/49718/
4) Бородич А.М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М.: Просвещение. - 2004. – 255 с.
5) Булычева А.В. Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет. – Социальная сеть работников образования. – 2013. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/30/starshayagruppa-spisok-literatury-dlya-detey-5-6-let
6) Гамезо М.В. Возрастная педагогическая психология. – М.: Просвещение. – 1992. - 438 с.
7) Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. – М.: Гном. – 2019. – 87 с.
8) Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. – М.: Академия. – 2014. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_16303.pdf
9) Гурович Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Детство-Пресс. – 2004. – 128 с.
9
10) Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: АРКТИ. – 2007. – 68 с.
11) Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е издание., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
12) Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу // Дефектология. – 1989. - №1. – С. 69-77.
13) Гурович Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Детство-Пресс. – 2004. – 128 с.
14) Ефимова О.В., Шадрина Л.Г. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2016. - № 2. - С. 43–47.
15) Иваненко М.О. Роль сказки в речевом развитии дошкольников. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/temaopyty-raboty-rol-skazki-v-rechevom-razviti-doshkolnikov.html
16) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном. – 2014. – 120 с.
17) Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу / Т. А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6 – 7 лет: сб. науч. трудов. – М.: Просвещение. - 1989. – 143 с.
18) Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Альянс. -2013. - 367 с.
19) Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение. - 1992. - 95 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/01
10
20) Мыльцева М.В. Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация. - 2018. — С. 124-126. — [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13747/
21) Овсянникова С.А. Изучение связной монологической речи у детей дошкольного возраста // Специальное образование. - 2015. - № 1. - С. 225– 228.
22) Тарлаковская Е.А. Особенности монологической речи и ее функционально-смысловые типа при формировании монологических умений студентов II курса // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. - 2006. - № 1. – С.58-63.
23) Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение. – 2015. – 306 с.
24) Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Мозаика-Синтез. - 2001. – 237 с.
25) Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М Струнина. – М.: Владос. - 2004. – 287 с.
26) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
27) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf
28) Филипович Е.И. Методика развития речи (специальная). – НОЧУ ВПО «МСГИ». – 2016. – 14 с.
11
29) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Просвещение. - 1991. - 44 с.
30) Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение. - 2009. - 230 с.