Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном обществе успешность обучения детей в школе во
многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и
воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы,
самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют
достаточного уровня развития связной речи.
Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать является
одной из основных составляющих при психологическом обследовании готовности ребенка к
школе, а потому является наиболее актуальной задачей развития современных детей.
Анализируя работу дошкольных учебных заведений и воспитателей можно прийти к выводу, что
работа по подготовке детей старшего дошкольного возраста в основном заключается в
предоставлении определенного багажа знаний (научить детей писать, считать, читать). А работа в
плане психологической адаптации проявляется обычно как результат индивидуальных интересов
и интуиции педагога, а не каких-либо научно-обоснованных педагогических подходов.
В связи с этим одной из первостепенных задач, обозначенных в Федеральных государственных
стандартах дошкольного образования, является организация преемственности дошкольного и
начального школьного образования. Поэтому именно на этапе окончания дошкольного
учреждения должна быть эффективно организована работа по выявлению возможных трудностей
у будущего первоклассника, предприняты соответствующие меры по развитию и коррекции
важных качеств дошкольника для его дальнейшей успешной адаптации. Необходимо создать
оптимальные педагогические условия для формирования готовности детей к обучению в школе
последнее время с высоким темпом адаптируется применение ТРИЗ (теории решения
изобретательских задач Г. С. Альтшуллера) в образовании, которая получило название ТРИЗпедагогика. Это отражается в ряде диссертаций на соискание ученых степеней: проектирование
образовательных технологий на основе ТРИЗ [47], развитие системно-логического мышления
учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [4] и др. Внедрение
инструментов ТРИЗ в образование способствует продуктивности мышления [8], а также играет
роль «общего» языка для интеграции различных образовательных областей [14]. Все это
определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой
личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Объект: дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем психологической готовности к
обучению в школе
Предмет: психологическая готовность к обучению в школе детей ,овладевших элементами
технологии ТРИЗ и не владеющими данной технологией.
Гипотеза: существуют различия в психологической готовности к обучению в школе детей,
овладевших элементами технологии ТРИЗ и не владеющих данной технологией.
Цель : выявить различия в психологической готовности к обучению в школе у детей двух
сопоставляемых групп.
Задачи исследования:
- психологически проанализировать готовность ребенка к школе в целом и ее
интеллектуальную составляющую в частности;
- рассмотреть, какие приемы ТРИЗ можно использовать в ДОУ;
- изучить уровни готовности детей 6 – 7 лет к школе;
- спроектировать процесс формирования готовности к школе с использованием ТРИЗ;
- проанализировать эффективность ТРИЗ-проекта;
- предоставить методические рекомендации по теме исследования.
Для достижения цели и реализации поставленных задач, нами использованы следующие методы
исследования:
1. Теоретические — анализ и синтез, классификация и конкретизация, дедукция и индукция,
моделирование и обобщение.
2. Практические — описание и сравнение.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ
ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
1.1 Готовность к обучению в школе — как социально-психологический феномен
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более
эффективные психолого-педагогические подходы. Поэтому проблема готовности дошкольников к
обучению в школе приобретает особое значение. Готовность ребенка к обучению в школе в
одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка.
Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах
активности. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – представляет собой
сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики.
Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных
знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма
изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную
структуру. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности
обучения, благоприятное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается
уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к
сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или
"школьной зрелости". А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как "овладение умениями,
знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня
усвоения школьной программы поведенческими характеристиками". И.Шванцара более емко
определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок
становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов
готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный
компоненты. Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе
складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных
интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к
социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечая, что
готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств
детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной,
аналитикосинтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой
регуляции действий и т.д.". На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к
школьному обучению – многокомплексное образование, которое требует комплексных
психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять
следующие компоненты: личностный, интеллектуальный и эмоциональноволевой (по данным
Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др.). Теоретический обзор
проблемы психологической готовности к школьному обучению показал, что данный вопрос
неоднократно рассматривался в контексте психолого-педагогических исследований, но все еще
остается актуальным. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли Д.Б. Эльконин, Л.И.
Божович и В.И. Дубровина и многие другие психологи и педагоги, которые считают, что понятие
«психологическая готовность к школьному обучению» включает в себя необходимый и
достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы
в условиях обучения в коллективе сверстников и выделяют психологическую готовность как один
из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Особое место авторы
отводят личностной и интеллектуальной готовности к школьному обучению. Чтобы ребенок
успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным”
занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких
взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем
игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую
возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление
ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.
Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее
личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю
систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Уже в
дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих
трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он
начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними
действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Интеллектуальная
готовность к школьному обучению определяется тем, что любой вид деятельности для своего
осуществления требует вполне определенных способностей, умений или навыков. Обучение в
школе в этом смысле не является исключением. Но учебная деятельность обладает и спецификой,
которую надо знать, прежде чем составлять диагностические комплексы для изучения готовности
детей к обучению в школе. Цель обучения - в познании, понимании себя и других людей, умении
разбираться в окружающей жизни, ориентироваться в ней, найти свое место, действовать,
созидать, творить. Чтобы ребенок смог понимать, а не заучивать, он должен «совершить скачок»
от привычного ему ассоциативного мышления к понятийному мышлению. Понятийным можно
назвать такое мышление, при котором структурирование воспринимаемой информации
осуществляется с использованием категориальных обобщений, а не функционально-ситуативных
или эмоционально-образных классификаций.
1.2 Интеллектуальная готовность к школьному обучению в структуре общей готовности к
школе
Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень
развития высших психических процессов ребенка: внимания, памяти, восприятия, мышления,
воображения и речи, а также наличие необходимого запаса знаний об окружающем.
К моменту поступления в школу ребенок должен знать свой адрес, название страны и
населенного пункта, где он живет; знать имена и отчества своих близких, кем и где они работают;
хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать
дни недели, месяцы; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Кроме того, ребенок
должен уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.
Необходимый уровень речевого развития предполагает, что у ребенка не нарушено
звукопроизношение, он может выделить первый и последний звуки в словах, способен ясно
выражать свои мысли, связно передать то, что видел или слышал, умеет выделить в рассказе
главное, пересказать его содержание.
Восприятие к моменту поступления в школу должно быть достаточно дифференцированным,
ребенку необходимо овладеть не только сенсорными эталонами цвета, формы, размера, но и
способами обследования предметов. В противном случае первоклассник может писать буквы и
цифры не в ту сторону, отсчитывать предметы и читать справа налево, с трудом ориентироваться в
тетради и т.д.
Ребенок к 6-7 годам должен владеть основными логическими операциями (обобщение,
классификация, анализ, сравнение и др.), смысловым запоминанием. Важный признак
интеллектуальной готовности к школе - не просто разрозненные знания, представления о
предметах, их свойствах, а умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что,
отчего и почему. Однако в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на
реальные действия с предметами, их заместителями. Исследования, проведенные в последние
годы, убеждают, что наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления таят в себе не
менее мощные резервы, чем логическое мышление. Поэтому не следует при подготовке детей к
школе развивать только словесно-логическое мышление.
Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в
области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в
самостоятельную цель деятельности, умение воспринимать информацию и задавать по ней
вопросы.
Обобщая, можно говорить, что интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает:
• дифференцированное восприятие (может копировать геометрические формы, буквы, сохраняя
размерность; способен дорисовывать детали изображения по образцу или на основе образов
восприятия (например, дорисовывает картинку, на которой изображено пальто без пуговиц);
способен дорисовать симметричную половину какого-то предмета);
• развитое внимание (способен работать, не отвлекаясь, в течение 10 минут, переключать
внимание с одного вида деятельности на другой);
• развитое наглядно-образное мышление (может собрать разрезную картинку из 6-8
неодинаковых по размеру и форме частей; может складывать модели по схеме, способен
ориентироваться на плане комнаты);
• аналитическое мышление (способен перечислять различные свойства предметов, выделять из
них существенные; умеет сравнивать предметы между собой; способен подбирать обобщающие
понятия – мебель, молочные продукты, водный транспорт и т.д.; может выложить серию из 6
последовательных картинок и составить по ней рассказ и др.);
• развитое непосредственное запоминание (способен воспроизвести не менее 7 слов из 10-ти при
трехкратном повторении; может воспроизвести стихотворение из 4-8 строк после трех
повторений; способен узнать не менее 6-7 фигур из показанных 9-ти);
• логическое запоминание (способен запомнить 10 слов, нарисовав к ним картинки; может
запоминать, группируя слова по смыслу);
• развитое воображение и творческое мышление (способен превратить геометрическую фигуру в
какой-то предмет/картинку, дорисовав линии в соответствии со своим замыслом);
• интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
• овладение разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
• развитие тонких движений руки и зрительно-моторных координаций.
1.3 Приемы ТРИЗ в образовательной среде ДОУ
Главная идея технологии состоит в том, что интеллектуальные системы возникают и развиваются
по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного - без
множества пустых проб - решения изобретательских задач. Технология превращает производство
новых интеллектуальных идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится
на системе логических операций. Работы исследователей технологии ТРИЗ А. Страунинг, С.И.Гин,
С.И.Крохина И.Н свидетельствуют о том, что использование данной технологии способствует
активизации интеллектуального и мыслительного процесса у дошкольников.
Неоценимый вклад в исследование психологических основ развития интеллектуальных
способностей, творческого процесса внесли видные учёные нашей Республики К.Б. Жарыкбаев,
М.А. Кудайкулов, М.М. Муканов, Т.Т. Тажибаев, и многие другие. Необходимо также выделить
ряд диссертационных исследований, посвященных проблемам интеллектуальных способностей,
которые провели казахстанские ученые Б.Ш. Байжуманова , Б.А. Тургунбаева , Л.Г. Дирксен , Т.У.
Оспанова и другие.
Исследования показали, что в педагогическом процессе работники ДУ не всегда понимают
значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности
использования технологии ТРИЗ. Анализ теории и практики использования ТРИЗ технологии
выявил ряд противоречий:
- между ориентацией нового содержания образования на интеллектуальное развитие
способностей дошкольника и традиционными формами обучения;
- между сформированностью у дошкольников определённой системы фактических знаний и
недостаточным развитием интеллекта дошкольников, - между убеждённостью педагогов в
необходимости развития интеллектуального потенциала дошкольников и несформированностью
способности у самих педагогов к этой важнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости
развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников, и недостаточными
возможностями образовательного процесса в детском саду.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным
средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое
влияние на развитие других
Показать больше