Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемых вопросов определяется следующими
положениями. Рост российской экономики, приход на рынок западных
компаний и усиливающаяся тенденция к созданию единого финансовоинформационного пространства требуют от российских предприятий
быстрого реагирования на изменения рыночной среды. В сложной и быстро
2
меняющейся деловой среде конкурентоспособными оказываются гибкие и
динамично развивающиеся компании, которым удалось сократить затраты и
повысить эффективность бизнеса, обеспечивая рост стоимости предприятия.
Достичь такого комплексного экономического эффекта можно только за счет
внедрения прогрессивных управленческих технологий, поэтому любая новая
технология сегодня пристально рассматривается сквозь призму ее
способности эффективно решать конкретные задачи бизнеса.
В современных экономических условиях возникает необходимость
формирования действенной системы управления предприятиями, которая
способна обеспечить их стабильное и динамичное развитие.
Стоит отметить, чем больше рыночные требования, тем более остро встает
проблема поиска внутреннего совершенства, что включает в себя выбор
самых эффективных систем и методов управления, которые могу принимать
грамотные решения, обеспечивающие высокую результативность
функционирования современного предприятия.
Решение современных технологий управления предпринимательской
деятельностью требует объемного исследования реальных процессов
управления и разработки соответствующих практических рекомендаций,
позволяющих исследовать, моделировать управленческие процессы,
выделять направления повышения эффективности управления как в
оперативном, так и в перспективном аспектах.
Объект исследования – ООО «Медина Арт».
Предмет исследования – процесс оценки эффективности системы управления
на предприятии.
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы
послужили федеральные законы, статьи периодической печати и труды
российских экономистов.
Данная работа опирается на классические и современные труды
отечественных и зарубежных экономистов в области управления
предприятием – Агафоновой М.С., Березиной Е.А., Зиновьева В.Н.,
Клюшевой Н.С., Лопатиной Е.Н., Оссовской Г.В., Резник С.Д., Чугунова В.С.
и других.
В настоящей работе применялись такие методы, как описание, группировка,
анализ и синтез теоретического и практического материала, структурнодинамический анализ, индексный метод, графический, статистический и ряд
других.
Практическая значимость работы заключается в разработке предложений по
совершенствованию системы управления предприятием.
Предлагаемые практические подходы к совершенствованию методов
управления предпринимательской деятельностью будут способствовать
созданию эффективных систем управления, своевременно и гибко
реагирующих на быстро изменяющуюся внешнюю среду, оказывающих все
более активное воздействие на развитие предприятия.
3
Данная работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения,
списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность рассматриваемой темы, определены
цель, задачи работы, объект и предмет исследования, теоретикометодическая база написания работы, ее информационная основа,
практическая значимость.
В первой главе рассмотрены сущность, содержание и методы оценки
системы управления на предприятии.
Вторая глава содержит характеристику деятельности ООО «Медина Арт»,
анализ системы управления данным предприятием. Также в данной главе на
основе проведенного анализа разработаны рекомендации по
совершенствованию системы управления на предприятии.
В заключении подведены итоги и определены перспективы развития системы
управления на предприятии.
1 Цели и задачи работы
Цель работы – провести оценку системы управления предприятием и
определить направления ее улучшения.
Для достижения указанной цели следует решить ряд задач:
- рассмотреть понятие и компоненты системы управления на предприятии;
- охарактеризовать основные методы системы управления на предприятии;
- рассмотреть показатели оценки эффективности системы управления на
предприятии;
- провести оценку эффективности системы управления в ООО «Медина
Арт»;
- разработать предложения по повышению эффективности системы
управления в ООО «Медина Арт».
2 Аналитический обзор. Теоретические и методические основы оценки
системы управления на предприятии
2.1 Понятие и компоненты системы управления на предприятии
Система управления предприятием представляет собой деятельность, которая
направлена на достижение в рыночных условиях хозяйствования
поставленных целей посредством наиболее рационального использования
материальных, финансовых, трудовых ресурсов на основе применения
определенных принципов, функций и способов экономического механизма
менеджмента предприятия [13, c. 189].
4
Управление предприятием в рыночных условиях хозяйствования прежде
всего ориентировано на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных
потребителей и организацию производства тех видов товаров (услуг),
пользующихся наибольшим спросом и способным принести предприятию
запланированную прибыль; также управление предполагает постоянное
стремление предприятия к росту эффективности деятельности, к получению
оптимальных финансовых и производственных результатов с минимальными
издержками; хозяйственную самостоятельность, которая обеспечивала бы
свободу принятия управленческих решений лицами, несущими
ответственность за результаты функционирования предприятия или его
отдельных подразделений; кроме того, управление предполагает
периодически осуществляемую корректировку целей и программ развития в
зависимости от конъюнктуры рынка; при этом выявляется конечный
результат деятельности предприятия (его филиалов или отдельных
структурных подразделений) в рыночных условиях в процессе
предпринимательской деятельности; в рамках осуществления менеджмента
предприятия необходимо использовать современную информационную базу
с компьютерной техникой для многовариантных расчетов, которые послужат
базой для принятия оптимальных управленческих решений.
Сущность управления наиболее полно проявляется в выполняемых им
функциях.
Функция управления - это вид деятельности, основанный на разделении и
кооперации менеджмента, который характеризуется некоторой
однородностью, сложностью, а также стабильностью воздействий на объект
со стороны лица, принимающего решения [2, c. 438].
Выделяют следующие общие функции управления предприятия:
организация, планирование, финансирование, мотивация, анализ и контроль.
Современное предприятие – это собой сложный комплекс, его динамизм и
слаженность функционирования зависят от механизма управления, которые
устанавливает внутрен¬ние связи, а также учитывает деятельность всех
структурных единиц и сотрудников конкретного предприятия.
Управление предприятием, как правило, состоит из ряда функциональных
подсистем, к которым можно отнести: стратегический и оперативный
менеджмент; планирование; кадровый менеджмент; производственный
менеджмент; управление маркетингом; финансовый менеджмент;
инвестиционный менеджмент.
Задачами стратегического менеджмента являются обеспечение
экономического роста предприятия, повышение его конкурентоспособности.
Среди основных задач текущего управления компанией можно выделить
следующие: обеспечение постоянства, а также синхронности
функционирования всех структурных подразделений компании, которые
нацелены на выполнение текущих заданий.
5
В задачи управления человеческими ресурсами, согласно базовой стратегии
развития бизнеса и текущим потребностями фирмы, входят: обеспечение
компании трудовыми ресурсами требуемого уровня квалификации и
определенного численного состава; обучение кадров, согласно разработанной
в компании технологии и организации производственной деятельности;
управление фондом оплаты труда и его стимулированием; обеспечение
безопасных условий труда.
Управление маркетингом выступает важнейшей подсистемой управления в
организации. От эффективности маркетинговой деятельности зависит
правильность определения того, какой товар производить, в каком
количестве, а также в какие сроки; также эффективность снабжения фирмы
факторами производства по ценам, не ведущим к повышению
производственных затрат, развитие рынка сбыта товаров в необходимом
объеме и по ценам, обеспечивающим рентабельность деятельности
компании [3, c. 123].
Управление финансами заключается в организации и контроле денежных
притоков в результате производства и продажи товаров, а также от
финансовой и инвестиционной деятельности.
Управление инвестициями, в свою очередь, заключается в следующем:
непрерывное совершенствование организации производственной и трудовой
деятельности посредством осуществления поиска, отбора, формирования и
внедрения инновационных предложений; образование банка инновационных
идей, а также альтернативных вариантов их решения; организация процесса
определения проблем развития и их успешное разрешение; образование в
компании климата новаторства [19, c. 30].
Управление предприятием базируется на определенных принципах.
Принципами организации управления являются устойчивые правила,
которые регулируют действия людей. Принципы организации управления
могут быть: обязательными - это желательные нормы, которые регулируют
нормативные акты; согласительными - утверждаются в ходе переговоров, но
не фиксируются документально, поэтому их каждый воспринимает посвоему; рекомендательными - передаются в устной форме, нередко негативно
влияют на процессы.
Рассмотрим основные принципы организации управления в компании.
1. Принцип разделения труда. Суть принципа раскрывается в разделении и
специализации, за счет чего появляется возможность увеличивать
производительность и улучшать качество. Благодаря разделению труда
каждый знает свое место в организации, мастерски выполняет свою работу,
делая ее лучше, чем другие работники.
2. Принцип единства руководства. Оно заключается в стремлении к
достижению одной цели, а также в балансе централизации и
децентрализации. В организации должно быть определенное равновесие,
когда одно дополняет другое.
6
3. Принцип стабильности кадрового состава организации. Также является
важным моментом. В данном случае выигрывает вся организация, поскольку:
не нужно тратить время на обучение, адаптацию новичков, не снижаются
показатели производительности, не уменьшается доход компании.
4. Принцип мотивации и стимулирования труда – залог успеха бизнеса.
Каждый работник будет стремиться сделать работу лучше, быстрее,
качественней, если он имеет четкую мотивацию. При этом руководству
необходимо изучить подчиненных и понимать, какой стимул является для
них движущим фактором.
5. Принцип стремления к взаимному благополучию. В основные принципы
управления организацией стоит включить стремление к взаимному
благополучию. Организация существует на благо своих сотрудников, так же
и сотрудники должны стремиться к росту благосостояния своей компании.
6. Принцип развития. Речь идет как о развитии конкретного работника, так и
о развитии организации в целом. Эти два понятия неразрывно связаны, ведь
если работник развивается в профессиональном плане, следовательно, растет
его конкурентоспособность. Можно содействовать развитию работников
через проведение тренингов, семинаров, курсов подготовки. Такие работники
обладают большим опытом, знаниями, навыками. Они выполняют работу
еще быстрее и более качественно. С такими профессионалами у компании
появляются новые перспективы, более выгодное положение на рынке.
7. Принцип внимания, уважения и признания заслуг персонала компании.
Нельзя игнорировать этот важнейший момент, ведь при отсутствии этих
составляющих ценный работник может покинуть компанию или перестать
работать с должной отдачей.
8. Принцип экономичности. Этот принцип гласит, что управление должно
осуществляться при наименьших затратах, при этом достигать высоких
результатов. Организация должна быть эффективной. Это значит, что ее
деятельность должна приводить к желаемому результату, который можно
оценить по показателям ее прибыльности.
9. Ориентация на потребителей. Каждая организация производит товары или
услуги для определенного сегмента потребителей. Именно от их
удовлетворенности, вкусов и предпочтений зависит прибыльность и
успешность организации. Нужно постоянно проводить маркетинговые
исследования и исследования удовлетворенности клиентов, чтобы быть в
курсе ожиданий и запросов потребителей. Если игнорировать этот
важнейший ориентир, вскоре можно стать банкротом.
10. Расширение сфер влияния, поиск новых рынков и ниш. Каждая компания
должна стремиться к главенствующему положению на рынке. Это возможно
за счет расширения сфер влияния (достигается путем конкурентных
преимуществ) [27, c. 152].
11. Ориентация на перспективу и конечный результат. Этот принцип
выходит из миссии организации и реализуется посредством стратегического
7
планирования. Компания не может жить только сегодняшним днем, она
должна действовать строго по стратегическому плану своего развития.
Таким образом, управление – это трудовое воздействие на работников
предприятия с целью достижения поставленных предприятием целей.
Управление основывается как на многих областях знаний (например,
экономика, социология, психология, инженерные дисциплины, статистика),
так и на обобщении практического управленческого опыта предприятия.
2.2 Основные методы системы управления на предприятии
Методы управления организацией – инструменты управленческой
деятельности, используемые для определения и выполнения задач и целей
предприятия. На основании их формируется система методов и правил
влияния на объект управления для достижения результата с использованием
минимальных затрат.
Значение методов управления организацией определяет их направленность
на выполнение поставленных задач в наиболее короткие сроки при условиях
рационального использования всех видов ресурсов.
Содержание методов управления – это специфика управленческих
инструментов [15, c. 249].
Все методы управления можно классифицировать, исходя из направленности
действия. Они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены – многие методы
порождают другие. Любой метод управления содержит в себе элементы
поощрений и взысканий. В зависимости от того, каким образом тот или иной
метод воздействует на мотивы группы сотрудников или отдельно взятого
работника, происходит их классификация. Направленность действия методов
обусловлена тем, на какие именно мотивы они влияют. Мотивы
складываются из тех или иных человеческих потребностей, как духовных,
так и материальных.
Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе
объективных устоев, свойственных управленческой системе, а также
потребностей и интересов лица или группы лиц, на которых оказывается
действие. В соответствии с этим признаком выделяют следующие методы
(рисунок 1):
1. Организационные методы, которые основываются на организационном
взаимоотношении в коллективе.
2. Административные методы управления организацией, которые
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-
ФЗ (в ред. от 08.11.2019 № 167-ФЗ). Доступ из справочно-правовой системы
«Гарант».
2. Агафонова, М.С., Берегович К.А. Управленческая деятельность: её
особенности, структура и характерные черты / М.С. Агавонова // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 438–441.
3. Алиев, О.М. Совершенствование управления организацией на пути к
инновационной экономике [Электронный ресурс] // Фундаментальные
исследования. – 2017. – № 9-1. – С. 122-126.
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41715 (дата обращения:
26.05.2020).
4. Балынская, Н. Р. Система управления кадровым потенциалом
современной организации / Н. Р. Балынская, Н. В. Кузнецова, О. Н.
Синицына // Вопросы управления. - 2016. - № 2 (20). - С. 214-220.
5. Березина, Е.А. Исследование эффективности организации менеджмента
на предприятии / Е.А. Березина // СМАЛЬТА. - 2019. - № 6. - С. 18-20.
6. Беседина, О.И. Инновационные методы в кадровой политике / О.И.
Беседина, Д.И. Зновенко, Е.В.Малахова // Экономика. Менеджмент.
Инновации. - 2019. - № 1. - С.3-10.
7. Борушевская, О. О. Эффективность предприятия: взгляд сквозь
поколения / О.О. Борушевская // Молодой ученый. - 2018. - №30. - С. 21-23.
8. Войтов, А. Г. Эффективность труда и хозяйственной деятельности.
Методология измерения и оценки / А. Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2019. -
232 с.
9. Гаршина, Д. С. Особенности управления изменениями / Д.С. Гаршина //
Молодой ученый. – 2017. – № 26. – С. 102-103.
10. Гусарова, О.М. Моделирование результатов бизнеса в менеджменте
организации // Перспективы развития науки и образования. - Тамбов: БизнесНаука-Общество, 2019. - С. 42-43.
11. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П.
Егоршин. – Н.Новг.: НИМБ, 2018. – 320 c.
12. Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием:
Учеб. пособие / Н.Л. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 445 с.
13. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В.
Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2016. – 477 с.
14. Илюшина, О.С., Стуколова Ю.К. Анализ методических подходов к
оценке экономической эффективности деятельности предприятия / О.С.
Илюшина // Молодой ученый. - 2017. - №19. - С. 127-131.
15. Клюшева, Н. С. Каким должно быть эффективное управление
предприятием // Молодой ученый. - 2018. - №21. - С. 248-249.
16. Кобяева, Н.М. Законы организаций как конструкт методологии
управления организационными изменениями / Н.М. Кобяева // Менеджмент в
России и за рубежом. - 2019. - № 4. - С. 98–103.
9
17. Кондрачук, О.Е. Оценка эффективности системы управления
персоналом предприятия [Электронный ресурс] / О.Е. Кондрачук // Вестник
Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 1-2. – С. 55-58;
URL: https://www.vaael.ru/ru/article/view?id=264 (дата обращения: 27.05.2020).
18. Коршунова, Е.Д. Экономика, организация и управление
промышленным предприятием: Учебник / Е.Д. Коршунова, О.В. Попова,
И.Н. Дорожкин. - М.: Курс, 2018. - 272 c.
19. Лопатина, Е. Н., Митрофанов Д. Е., Онучина А. А., Прохоров З. С.,
Шпак Е. В. Совершенствование системы управления организацией в
условиях изменений / Е.Н. Лопатина // Экономическая наука и практика:
материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). - Чита:
Издательство Молодой ученый, 2018. - С. 29-32.
20. Мазурин, Э.Б. Экономика, организация и управление предприятием:
учебник / Э.Б. Мазурин. - М.: Academia, 2019. - 253 c.
21. Мельникова, Н. А. Повышение эффективности использования
трудовых ресурсов / Н.А. Мельникова // Молодой ученый. - 2019. - №23. - С.
272-273.
22. Мильнер, Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные
ресурсы, управление знаниями / Б.З. Милтнер: Монография. - НИЦ ИНФРА -
М. 2018. - 230 с.
23. Одегов, Ю.А., Котова, Л.А. Подходы к управлению человеческими
ресурсами и их влияние на оценку эффективности работы с персоналом /
Ю.А. Одегов // Кадровик. - 2019. - № 2. - С. 84-86.
24. Оссовская, Г.В. Основы менеджмента. Учебное пособие / Г.В.
Осовская. – К.: «Кондор», 2018. – 664 c.
25. Пуляева, В. Н. Теория и практика управления человеческими
ресурсами. Учебное пособие для бакалавров / В.Н. Пуляева, И. А. Иванова, Е.
Н. Валишин. - М.: КноРус, 2018. - 128 с.
26. Резник, С.Д. Управление изменениями: Учебник / С.Д. Резник, И.С.
Чемезов, М.В. Черниковская. - М.: Инфра-М, 2018. - 208 c.
27. Федорова, Я.Е., Денисова, Н.Е. Теоретические основы аналитического
обоснования управленческих решений в деятельности организации / Я.Е.
Федорова / Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2018. -
№ 11. - С. 152-153.
28. Чугунов, В.С. Управление организацией: инновации и контроллинг /
В.С. Чугунов // Микроэкономика. - 2018. - №5. - С.57-65