Фрагмент для ознакомления
2
Речевая деятельность на иностранном языке протекает как в устной (говорение, аудирование), так и в письменной форме (чтение, письмо).
Виды речевой деятельности приведены на рис.1.
Рисунок 1 Вилы речевой деятельности
Из рис. 1 становится ясно, что чтение – равноправный вид речевой деятельности, имеющий важное значение при обучении иностранному языку.
При этом изучение лексической (произносительной) и грамматической составляющей речи играют важную роль в изучении иностранного языка (ИЯ).
В методической литературе лексика определяется как «совокупность слов какого-либо языка. Лексика составляет важнейшую часть языкового материала и во многом определяет содержание обучения» [17, с. 59]
В то же время, лексику называют главным строительным материалом речи, ее формирующей стороной. Так, В.М. Филатов сказал: «Мы учим слова не только для того, чтобы знать их, а для того, чтобы используя их, осуществлять общение. Поэтому обучение лексической стороне речи – не само цель, а средство обучения всем видам речевой деятельности» [18, с. 29].
По мнению С. Ф. Шатилова, лексические навыки представляют лексическую сторону речи, они являются компонентами речевых умений, и образуют фундамент для обеспечения использования языка как средства общения. [19, с. 120]. Лексический навык оперирует лексическими единицами и комплексами лексических единиц (словами, словосочетаниями, фразами).
При этом каждый из этапов обучения английскому языку имеет свои цели и содержание обучения лексике.
Согласно общеевропейской компетенции владения иностранным языком (Common European Framework of Reference, CEFR), которая была разработана в конце 20-го века, владение иностранным языком принято делить на 6 уровней. В 2001 году Совет Европы принял решение использовать CEFR для оценивания языковой компетенции в любом языке, который изучается в качестве иностранного. Согласно системе CEFR, знания иностранного языка учащихся разделяют на 3 группы, каждая из которых в свою очередь делится на 2 группы [20]. (приложение 1)
Как видно из приведенной в приложении 1 информации, средний этап обучения английскому языку подразумевает три уровня – А2 (средний начальный), В1 (средний) и В2 (высокий средний).
Как видно, на начальном этапе обучения чтению английского языка дети должны научиться читать элементарные предложения (не более 7-9 слов) на основе известной лексики
Анализируя цели (рис.2) и содержание обучения лексике на начальном уровне, следует отметить, что проблема содержания в методике обучения иностранным языкам (ИЯ) продолжает оставаться одной из самых актуальных, так как в методике обучения ИЯ до сих пор нет единого мнения о содержании обучения (СО). Однако, не вызывает сомнения факт того, что содержание обучения определяется целями и обусловлено конкретно исторически обстоятельствами, уровнем развития методики и смежных с ней наук, уровнем разработки средств обучения (программы, учебники, учеб. пособия), уровнем подготовки педагогических кадров.
Рисунок 2 - Цели обучения лексике на начальном этапе
С. Ф. Шатилов выделяет 4 основных аспекта. 1) Языковой материал, который должен быть соответствующим образом организован (а) слово «готовые фразы» (штампы); б) речевой образец (предложение, фраза); в) текст, тема); 2) Навыки и умения, которые обеспечивают владение разными видами РД. 3) Система упражнений. Текстовый материал. [19, с. 54]
Г. В. Рогова, в свою очередь, рассматривает содержание образование с точки зрения таких компонентов, как [9, с. 67]:
1) лингвистический,
2) психологический;
3) методологический
При этом интересующий нас лингвистический компонент содержания обучения — это языковой материал: строго отобранный фонетический, грамматический, лексический минимумы и речевой материал, а также образцы речевых высказываний разной протяженности, ситуативно-тематически обусловленные.
1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
В соответствии с возрастной периодизацией по Д. Б. Эльконину (рис. 3) младший школьный возраст охватывает период о 6 до 10 лет.
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе и главной деятельностью, является учебная.
При поступлении ребенка в школу образовательному учреждению необходимо решить такие задачи как: выявить уровень готовности учащегося к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения.
Кроме того, по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей.
Для решения данных задач необходимо изучать психологические особенности современных школьников.
Всякий возрастной этап характеризуется особенным положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей деятельностью для данного этапа развития.
Приход ребенка на начальную ступень образования целиком меняет характер его жизни. С первых дней обучения возникает противоречие между постоянно растущими требованиями, предъявляющимися к личности ребенка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и имеющимся у него уровнем развития. Данное противоречие – движущая сила развития у младшего школьника. В процессе увеличения требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.
Этап младшего школьного возраста – своеобразный этап развития ребенка. В нем проходит развитие высших психических функций и личности в целом. Происходит это в рамках ведущей учебной деятельности, которая сменяет игровую. Включение ребенка в учебную деятельность означает начало перестройки всех психических процессов и функций [2].
Рисунок 3. Возрастная периодизация
Психическое развитие ребенка достигает высокого уровня к началу младшего школьного возраста.
Ребенок 6-7 лет хорошо ориентируется в окружающем мире и немало знает о нем, легко запоминает информацию разнообразного содержания, так как все его психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение и речь преодолели длительный путь развития [22, с.112].
Познавательные процессы в совокупности представляют сложную систему и обеспечивают многообразные виды деятельности ребенка. Каждый из них связан со всеми остальными. Данная связь изменяется на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов.
С началом планомерного школьного обучения мышление выходит на первое место среди прочих психических функций, которые под его влиянием приобретают осознанный и произвольный характер.
У младшего школьника мышление находится на переходном этапе развития. Совершается переключение от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, понятийному мышлению. Этот переход связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Данное содержание мышления у младших школьников задается содержанием ведущей учебной деятельности.
На протяжении всего обучения в начальной школе у учащихся постепенно формируется словесно-логическое, понятийное мышление. Сначала преобладает наглядно-образное мышление.
В начале младшего школьного возраста мышление ребенка имеет особенную характеристику из-за отсутствия систематических знаний, недостаточного развития понятий оно оказывается в плену у восприятия. Ребенок находится в зависимости от того, что видит. Ж. Пиаже, изучавший стадии развития детского мышления, установил, что мышление ребенка 6-7 лет характеризуется двумя основными особенностями [23] (рис.4.).
При этом отметим, что феномен центрации определяет неспособность ребенка учесть точку зрения других людей; его собственный взгляд на мир представляется ему единственно верным (детский эгоцентризм).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
2. Эльконин Д. Б. Психология игры. URL: http://www.pseudology.org/Psyhology/Psyhologiya_Igry2.pdf
3. Психическое развитие младших школьников. Под ред. Давыдова В.В., Москва, 2015.- 467 c.
4. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А Азбу-ка общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - «Детство-ПРЕСС», 2013. - 384с.
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.:Просвещение, 1956, с.315.
6. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.:Просвещение, 1958, с.115.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса, М.:1992,с.115.
8. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965, с.298.
9. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.:Просвещение, 2015. - 224 c.
10. Добросердова Е. И. Особенности методики обучения английскому языку на
начальном этапе изучения иностранного языка в школе [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37115379_92677285.pdf
11. Кушнир А. М. Педагогика иностранного языка // Школьные технологии. 1997.
12. Иценко И. А. Особенности преподавания интенсивного английского языка в начальной школе второго года обучения// Мат-лы VII Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых "Наука и образование" 14-19 апр. 2003 г. Т.3. Ч.1. Томск, 2003.
13. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981.-186 с.
14. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст] / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1975. – 170 с
15. ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс] https://www.preobra.ru/fgosnoo19
16. Сборник рабочих программ 1-4 классы. Школа России [Текст] : пособие для учителей образовательных учреждений / под ред. науч. рук. А. А. Плешакова. – М. : Просвещение, 2001. – 528 с.
17. Бронская, В. С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников / В. С. Бронская // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №4. – С 59.
18. Филатов, В. М. Практикум по методике обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебно - методическая разработка для студентов педколледжей, пединститутов, педуниверситетов / В. М. Филатов. - Ростов н/Д: АНИОН, 2004. - 112 с.
19. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студ. пединститутов.-М.:Высшая школа,1986.-212 с.
20. Таблица уровней английского языка [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://englex.ru/english-levels-table/
21. Бим И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): учебное пособие / И. Л. Бим. - Обнинск: Титул, 2001.
22. Дубровина И.В., Е.Е.Данилова, Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений/Под ред. Дубровиной И.В. – М: Издательский центр «Академия», 1995. – 464 с.
23. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка URL http://elib.gnpbu.ru/text/piazhe_rech-myshlenie-rebenka_1994/go,22;fs,0/
24. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология [Текст] : учебное пособие / А. К. Болотова. – М. : ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 с.
25. Ртищева, Л. И. Развитие рецептивных умений как цель и средство формирования нескольких компетенций / Л. И. Ртищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 3 (3). — С. 191-194.
26. Иевлева З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1981. - 145 с.
27. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
28. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Иностр. яз.». - М.: Просвещение, 1990. -223 с.
29. Виды чтения на уроках английского языка [Электронный ресурс] https://infourok.ru/vidi-chteniya-na-urokah-angliyskogo-yazika-2328309.html
30. Петрикова, А. А. Проблемы овладения иноязычным чтением в начальной школе (английский язык) / А. А. Петрикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 139-144.
31. УМК “Английский язык” В.П. Кузовлева https://vk.com/umkwe
32. Spotlight 6. Английский язык 6 класс https://gdz.ru/class-6/english/reshebnik-rabochaya-tetrad-angliyskiy-v-fokuse-spotlight/