Фрагмент для ознакомления
2
Для получения сопоставимых количественных данных была разработана диагностика.
Мы выбрали два критерия и определили показатели:
Первый критерий "знания о русских народных певческих традициях", мы опирались на следующие показатели "знания о формах исполнения в русских певческих традициях" и " знания о формах бытования русских певческих традиций"".
Вторым критерием стало "владение традиционными приемами русской народной певческой манеры", мы опирались на следующие показатели:
• открытый способ голосообразования;
• речевая манера голосоведения;
• открытый способ голосообразования; − наблюдение, творческое задание;
• речевая манера голосоведения; − наблюдение, творческое задание;
Для исследования уровня развитости открытого способа голосообразования мы использовали следующий песенный материал: частушки, комплекс упражнений.
Для исследования развитости речевой манеры голосоведения мы использовали: частушки, комплекс упражнений.
Механизм подсчёта оценок сформированности базового показателя:
Вычислить средний уровень оценок:
Высокий – 2 баллов;
Средний–1 балл;
Низкий – 0 баллов.
После чего объединяется общее количество баллов и вычисляется среднеарифметическое
От 6 до 8 – высокий
от 2 до 5 – средний
ниже 2 – низкий
По обоим критериям для каждого показателя были определены признаки, позволявшие отнести результат оценивания к одному из трёх уровней – высокому, среднему и низкому.
Так, по показателям первого критерия «Знания о русских народных певческих традициях» были определены следующие уровни:
Знания о формах исполнения в русских певческих традициях
Высокий: Знает о сольной и коллективной (ансамблевой и хоровой) формах исполнения в певческой традиции. Имеет четкие представления об особенностях каждой из них – индивидуальной (гибком ритмическом развитии, специфических исполнительских приемах и т.д.) и ансамблевой (закрепленной в календарных и свадебных обрядовых песнях). Знает о различиях между фольклорным ансамблем и народным хором, о количественном составе каждого из них, о особенностях репертуара, так же знает о аутентическом ансамбле и о том, чем он отличается от фольклорного ансамбля и хора;
Средний: Имеет общие представления о сольной и коллективной (ансамблевой и хоровой) формах исполнения в певческой традиции и об особенностях каждой из них, более подробно знаком с особенностями одной из них – индивидуальной (гибком ритмическом развитии, специфических исполнительских приемах и т.д.) или ансамблевой (закрепленной в календарных и свадебных обрядовых песнях,) Имеет общее представление о различиях между народным хором, аутентическим ансамблем и фольклорным ансамблем;
Низкий: Имеет общие представления об одной или разных формах исполнения в певческой традиции, сольной или коллективной (ансамблевой и хоровой), но не имеет представлений об их особенностях, не знает о различиях между народным хором, аутентическим ансамблем и фольклорным ансамблем;
Знания о формах бытования русских певческих традиций
Высокий: Знает о многочисленных формах бытования русских певческих традиций (хороводные, свадебные, календарные песни, а также календарно-земледельческие обряды, сопровождающиеся пением, -- Рождество, Масленица, Иванов день, и т.д.) и иных формах. Частично знаком с особенностями бытования русских певческих традиций в отдельных формах.
Средний: Знает об отдельных формах бытования русских певческих традиций (хороводные, календарные песни, а также календарно-земледельческие обряды, сопровождающиеся пением, -- Рождество, Масленица и т.д.). Имеет общие представления об особенностях бытования русских певческих традиций.
Низкий: Имеет приблизительные представления об одной-двух формах бытования русских певческих традиций (хороводные, календарные песни) т.д.). Не имеет представлений об особенностях бытования русских певческих традиций.
По показателям второго критерия «Владение традиционными приемами русской народной певческой манеры» были определены следующие уровни:
Открытый способ звукообразования.
Высокий: Понимание сущности открытого способа звукообразования и достаточно уверенное владение им: умение петь естественно, близким звуком, незначительная вибрация голоса, придающая лишь тембровую окраску, естественное головное резонирование, без яркого прикрытия голоса, плотное грудное звучание, свободный, льющийся, открытый звук. Челюсть свободно опущена. Яркое, звонкое, светлое звучание в высокой певческой позиции. Умение вывести звук на передние зубы.
Средний: Примерное представление об открытом способе звукообразования и частичное, но не вполне уверенное владение им: умение петь естественно, иногда искусственное создание близкого звука, естественное головное резонирование, плотное грудное звучание. Не всегда свободное, льющееся звукоизвлечение, периодически зажатая челюсть.
Низкий: Непонимание сущности открытого способа звукообразования и неумение его выполнять. Наличие дефектов звукообразования, препятствующих открытой манере пения (зажатая челюсть, прикрытое звукообразование, отсутствие головного резонирования, форсирование звука, посыл звука в нос или в затылок, неумение выводить звук на передние зубы и пр.).
Речевая манера пения и речевая артикуляция:
Высокий: Понимание сущности речевой манеры пения и речевой артикуляции и умение ею пользоваться (дикция, близкая разговорной речи, владение характерным стилем народного исполнения – «пою, как говорю».
Подвижная артикуляция, чёткое произношение слов, умение соединять слого-звуки, выразительное и распевное исполнение).
Средний: Общие представления о сущности речевой манеры пения и речевой артикуляции и начальное, не вполне уверенное умение ею пользоваться (дикция, близкая разговорной речи, подвижная, но недостаточно твёрдая и четкая артикуляция, умение соединять слого-звуки, но недостаточное четкое произношение слов.
Низкий: Общие представления о сущности речевой манеры пения и речевой артикуляции и неумение ею пользоваться т.е. дикция не всегда близкая к разговорной речи, недостаточно подвижная и нетвёрдая, нечеткая артикуляция, пение по слогам, недостаточное четкое произношение слов.
2.2. Анализ результатов
Полученные в ходе исследования данные представлены а таблице 1.
Таблица 1
Уровни оценки критериев и показателей развитости фольклорных певческих традиций
Критерии Показатели Уровни оценки
высокий средний низкий
Знания о русских народных певческих традициях Знания о формах исполнения в русских народных певческих традициях Знает о сольной и коллективной (ансамблевой и хоровой) формах исполнения в певческой традиции. Имеет четкие представления об особенностях каждой из них. Знает и понимает особенности различия между народных хором, фольклорным ансамблем и аутентическим ансамблем Имеет общие представления о сольной и коллективной (ансамблевой и хоровой) формах исполнения в певческой традиции и об особенностях каждой из них, более подробно знаком с особенностям и одной из них. Имеет общее представление о различиях между народным хором, фольклорным ансамблем и аутентически м ансамблем. Имеет общие представления об одной или разных формах исполнения в певческой традиции, сольной или коллективной (ансамблевой и хоровой), но не имеет представлений об их особенностях. Не знает о различиях между народным хором, фольклорным ансамблем и аутентическим ансамблем
Знания о формах бытования русских певческих традиций Знает о многочисленных формах бытования русских певческих традиций (хороводные, свадебные, календарные песни и.т.д.). Частично знаком с особенностям и их бытования. Знает об отдельных формах бытования русских певческих традиций (хороводные, календарные песни, и т.д.). Имеет общие представления об особенностях их бытования. Знает лишь об одной форме бытования русских певческих традиций (хороводные, календарные песни и т.д.). Не имеет представлений об особенностях ее бытования.
Владение традиционными приемами русской народной певческой манеры Открытый способ голосообразова ния Понимание сущности открытого способа звукообразова ния и достаточно уверенное владение им. Яркое, звонкое, светлое звучание в высокой певческой позиции. Умение вывести звук на передние зубы Примерное представление об открытом способе звукообразова ния и частичное, но не вполне уверенное владение им. Не всегда свободное, льющееся звукоизвлечен ие, периодически зажатая челюсть Непонимание сущности открытого способа звукообразова ния и неумение его выполнять. Наличие дефектов звукообразова ни я, препятствующ их открытой манере пения
Речевая манера голосоведения Понимание сущности речевой манеры пения и речевой артикуляции и умение ею пользоваться Общие представления о сущности речевой манеры пения и речевой артикуляции и начальное, не вполне уверенное умение ею пользоваться Общие представления о сущности речевой манеры пения и речевой артикуляции и неумение ею пользоваться
Таблица 2
Диагностика освоенности русских народных певческих традиций учащимися школы искусств
Испытуемые Критерии
Знания о русских народных певческих традициях Владение традиционными приемами русской народной певческой манеры
Показатели
Знания о формах исполнения Формы бытования Открытый способ звукообразования Речевая манера пения и артикуляция Общее
Мария с с с в 5
Ольга в в с с 6
Ирина в с в с 6
Елена в с н с 4
Елизавета с с в с 5
Таня в с с н 4
Алла н с н с 2
Иван н н н с 1
Фаддей с н н н 1
Андрей в с с н 4
Влада н н с н 1
Итого В – 2
С – 6
Н - 3
От 6 до 8 – высокий
от 2 до 5 – средний
ниже 2 – низкий
Проанализировав начальный этап освоенности русских народных певческих традиций учащимися школы искусств, мы увидели, что на высоком уровне освоенности всего лишь два ученика, на среднем уровне больше половины обучающихся – их шестеро, а на низком уровне – трое учеников. Мы ранжировали показатели по трём уровням.
Первоначальное проведение диагностики по разработанной методике показало ее целесообразность. С ее помощью были получены количественные данные о начальном уровне освоенности русских народных певческих традиций, так мы получили представление об их исходном уровне и смогли определить задачи обучения.
Выяснилось, что, по обобщенной оценке, обучающиеся находятся преимущественно на среднем уровне освоения русскими народными певческими традициями. Так же мы заметили, что у каждого из обучающихся освоенность данных показателей проявлена неравномерно, при более уверенном владении одними, слабое владение другими. Какой-либо общей тенденции мы при этом не обнаружили.
Использованная нами диагностическая процедура позволила нам выявить начальное состояние исследуемого нами качества. Оно показало необходимость проведения систематической работы по развитию у участников группы русских народных певческих традиций.
Благодаря полученным данным мы наметили пути работы и разработали методику формирования певческих навыков в процессе работы
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешко, Е.И. Программа для 4–7 классов отделения русского фольклора ДШИ «Этнос» [Текст] / Е.И. Алешко // Этнопедагогика. Теория и практика: материалы XII чтений, посвященных памяти Виноградова Г.С. Авторские образовательные программы по фольклору; сост. С.Г. Айвазян. – М.: Институт наследия, 2003. – с. 114
2. Аникеева З.И., Аникеев Ф.М. Как развить певческий голос. Кишинев: Штиинца, 1981
3. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. М., 1980
4. Асафьев, Б. В. О народной музыке / сост.: И. Земцовский, А. Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987. – с. 110
5. Варламов А.Е. Полная школа пения.- М.:Музгиз, 1953. - 105 с.
6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие и воспитание ребенка. М.: Просвещение, 1968
7. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 1998
8. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. II Полн. собр. соч. Т. 2. М., 1952. - 511 с.
9. Грибкова О.В. Организация продуктивной деятельности будущих педагогов-музыкантов //Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2011. С. 144-150.
10. Грибкова О.В. Развитие нравственно-ориентированного потенциала личности в условиях музыкально-образовательной среды в вузе//Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. 2016. № 1-1 (35). С. 59-62.
11. Грибкова О.В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта//диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Московский городской педагогический университет. Москва, 2010
12. Грибкова О.В., Ма С. Исполнительское мастерство - как фактор аналитической составляющей творческой личности // Вестник Курган- Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. 2017. № 1-3 (47). С. 107-111.
13. Емельянов В.В. Фонопедические упражнения для стимуляции голосового аппарата, профилактики и устранения расстройств певческого голосообразования в процессе формирования певческих навыков: Методическая разработка. М., 1988. - 235 с.
14. Жарова Л. М Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с детским хором / под ред. В. Г. Соколова. М. : Музыка, 1981.
15. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2001
16. Из истории музыкального воспитания // Составитель – Апраксина О. А. М., 2006
17. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. М.: Медиа, 1972. - 193 с.
18. Квятковский, А. П. «Поэтический словарь», М: Советская Энциклопедия, 1966
19. Козлянинова И.П., Чарели, Э.М. Тайны нашего голоса. Е.: Диамант, 1992. - 488 с.
20. Компанейский Н.И. Упражнения для усовершенствования голоса: Собр. Соч. М., 1903. - 237 с.
21. Кочнева И.С., Яковлева Я.С. Вокальный словарь. - Л., 1986, 56с.
22. Кравченко А.М. Секреты бельканто: Книга для начинающих певцов. - М.: Софт-Эрго, 1993. - 633с.
23. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М. : Педагогика, 2007.
24. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. М, 2007
25. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л.: Музыка, 1967. - 88 с.
26. Матвеева, К. П. Учебное пособие. «Обзор учебных программ по предмету «Музыка» действующих на федеральной основе. Екатеринбург. 2011.
27. Матвеева, К. П. Учебное пособие. «Обзор учебных программ по предмету «Музыка» действующих на федеральной основе. Екатеринбург. 2011.
28. Мациевская, С. В. Научно-методические основы обучения школьников пению : монография / С. В. Мациевская, А. Б. Нижникова, Т. В. Сернова. – Минск: Бестпринт, 2012.
29. Мухин В. Вокальная работа в хоре // Работа в хоре / под ред. Д. Л. Локшина. М. : Профиздат, 1964
30. Науменко Г. М. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению. М. : Современная музыка, 2013.
31. Нейгауз Г. Методика работы с хоровым коллективом М.,1988
32. Никитченков, А.Ю. Вопросы истории методики преподавания фольклора в Российской начальной школе: Монография / Никитченков А.Ю. - М.: МПГУ, 2012.
33. Огороднов Д. Е. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле. Киев: Музiчна Украина, 1980.
34. Огороднов Д. Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания: Методическое пособие. - М.: Москва, 1994. - 247 с.
35. Огороднов Д.E. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Киев: Музична Украйина, 1989
36. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников// В сб. «Музыкальное воспитание в школе», М..: Музыка, 2005. – с. 31
37. Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. М. : Музыка, 1985.
38. Путилов, Б. Н. Русская историческая песня. Вступ. статья к сб.: Народные исторические песни. М.—Л., 1962
39. Стенюшкина, Т.С. Методика работы с народно-певческим коллективом [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение» / Кемерово: КемГУКИ,2014. – с. 31
40. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: Прометей, 1992. - 325 с.
41. Уколова Л.И. Культурологический анализ феномена авторской песни (история и современное состояние)//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 6. С. 187-190.
42. Формирование навыков многоголосного пения. [Электронный ресурс] : https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/11/19/formirovanie-navykov-mnogogolosnogo-peniya-u
43. Чарели Э.М. Как развить дыхание, дикцию, голос. Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000
44. Шамина Л. В. Школа народного пения. М. : Русская песня, 1997
45. Шамина, Л.В. Основы народно-певческой педагогики: Учебное пособие. М., 2010.