- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
вам Нужна ВКР ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Формирование информационной грамотности у младших школьников средствами УМК
- Готовые работы
- Выпускная квалификационная работа
- Педагогика
ВКР (Выпускная квалификационная работа)
Хотите заказать работу на тему "Формирование информационной грамотности у младших школьников средствами УМК "?67 страниц
40 источников
Добавлена 30.06.2021
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты формирования информационной грамотности у младших школьников средствами УМК «Окружающий мир»……………………7
1.1 Информационная грамотность: понятие, сущность, структура…………….7
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования информационной грамотности младших школьников………………………………………………..15
1.3 Оценка дидактического потенциала УМК «Окружающий мир» в формировании информационной грамотности младших школьников………….24
2 Опытно-экспериментальное исследование формирования информационной грамотности у младших школьников в курсе «Окружающий мир»…………….33
2.1 Организация и проведение исследования информационной грамотности младших школьников………………………………………………………………33
2.2 Опыт формирования информационной грамотности младших школьников средствами УМК «Окружающий мир»……………………………………………42
2.3 Анализ и обобщение полученных результатов………………………………..50
Заключение………………………………………………………………………….58
Список использованных источников……………………………………………...60
Приложение…………………………………………………………………………65
Фрагмент для ознакомления 2
Грамотность является одним из тех фундаментов, на котором можно построить дальнейшее развитие личности. Открывая доступ к сведениям, зафиксированным в знаково-символическом виде, она дает возможность пользоваться сокровищницей мысли и знаний, накопленных человечеством. Суть грамотности заключается в способности воспринимать и транслировать исходные данные в различных форматах (текстовых и визуальных, на языках естественных и формальных). Содержательное наполнение понятия «грамотность» изменялось исторически. Вплоть до конца XIX века грамотным называли людей, умеющих читать и писать. Но в прошлом столетии к перечисленным компетенциям добавилось еще несколько, поскольку жизнь усложнилась под влиянием вовлечения больших масс в промышленное производство. В монографии П.И. Фроловой, посвятившей свое исследование обсуждаемому вопросу, об этом сказано следующее: «В конце 80-х годов ХХ века происходит расширение понятия «грамотность»: 1. Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок. 2. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области. 3. Выполненный без ошибок, со знанием дела» [Фролова 2020: 18]. Таким образом, содержание понятия «грамотность» расширилось благодаря росту требований социума к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать до уровня владения минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Сами знания есть не что иное, как информация в свернутом виде (от лат. Informatio – выявление своей сущности). Информация – понятие абстрактное, имеющее множество толкований. Употребляемое в узком смысле, оно означает сведения, независимые от формы их представления. В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации, различают следующие виды информации: 1) по способу восприятия (визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая), 2) по форме представления (текстовая, графическая, звуковая, числовая), 3) по предназначению (личная, массовая, специальная), 4) по предметной области, отраженной в информации (социальная, живая, побудительная, констатирующая, открытая, неинформативная), 5) по значимости (объективная, субъективная) [Фролова].
А.П. Аниськина, в чьей кандидатской диссертации уделено много внимания психологическим аспектам работы с информацией, уточняет, что человек, оперирующий теми или иными сведениями, принимает множество решений. Во-первых, нужность и полезность: «Процесс фильтрации информации должен опираться на четкие критерии, чтобы не «потерять» нужное и ограничить поступление ненужной, лишней информации» [Аниськина 2019: 20]. В противном случае информационный поток может превратиться в неконтролируемый. Во-вторых, применение и хранение. Первый из перечисленных аспектов касается адресата (сам индивид, его ближайшее окружение, другие люди). Второй – аккумулирования (запоминание, фиксация на любых носителях). В целом же, если человек умеет работать со сведениями, поступающими к нему по разным каналам, то он обладает информационной грамотностью. А.П. Аниськина интерпретирует определение так: «это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения» [Там же: 54].
В проанализированной нами литературе встретилось немало других определений. Например, в методическом пособии А.А. Городновой, которая занимается изучением современного общества, сказано: «Информационная грамотность представляет собой комплекс навыков и умений, которые приобретаются в процессе обучения» [Городнова 2010: 96]. Информационная грамотность, отмечается в указанном источнике, напрямую связана с концепцией непрерывного образования, или обучением на протяжении всей жизни. Вполне очевидно, считает автор пособия, что информационная грамотность во многом зависит от личностной мотивации и индивидуальной направленности человека; его способности к самосовершенствованию, саморазвитию независимо от возрастной категории, социального статуса, роли и места в обществе, пола, расы, вероисповедания, этнической принадлежности: «чем более информационно грамотным становится человек, тем дольше он продолжает успешно применять на практике свои навыки, тем выше становится уровень его образованности» [Там же: 96].
В представлениях О.А. Горобец, чьи научные интересы касаются вопросов языковой подготовки, информационная грамотность – «это интегративная характеристика личности, определяющая ее способность решать элементарные информационные задачи, возникающие в учебных или досуговых ситуациях, на основе использования знаний и умений в сфере информационной деятельности и в соответствии с усвоенной системой ценностей» [Горобец 2014: 51]. Сама информационная грамотность является объективной ценностью, разделяемой представителями современных цивилизаций. Сущность аксиологического компонента информационной грамотности составляют ценности:
ценность истины: человек осознает необходимость научного познания как части всеобщей культуры, проникая в суть явлений, понимая закономерности, лежащие в основе социальных явлений; знания и установление истины становятся абсолютным приоритетом;
ценность труда и творчества: человек осознает роль своей профессиональной направленности для материального благосостояния, поэтому старается быть организованным, целеустремленным, ответственным, самостоятельным; трудовой процесс организуется творчески.
Такое же определение представлено в публикации Л.В. Ворониной. Сравнив понятия «информационная культура», «информационная компетентность» и «информационная грамотность», автор статьи пришла к убеждению об определенном сходстве. И хотя в каждом содержится своя специфика, тем не менее есть черты, указывающие на общность. Прежде всего, они характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. Кроме того, «в составе объема понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации, до их творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности» [Воронина 2016: 156].
Взгляды Л.В. Ворониной разделяет С.В. Белов. Его концепция отражена в кандидатской диссертации, посвященной непрерывному образованию. Автор указанного исследования также видит связь между понятиями «информационная грамотность» и «информационная культура». Оба сопряжены с представлениями о совокупности информационного мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Отсюда вытекает определение. Информационная грамотность трактуется как «интегральная характеристика, выражающая готовность к активному участию в социально-культурной деятельности, продуктивной социализации и достижению поставленной цели, с помощью современных информационных и коммуникационных технологий» [Белов 2016: 46]. Как видно, трактовка в большей мере касается средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации.
Информацию и культуру как одно целое воспринимает В.Г. Игнатович. В его статье представлено следующее определение: «Информационная грамотность – часть информационной культуры, процесс формирования которой происходит в результате жизнедеятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации, средств массовой коммуникации» [Игнатович 2020]. Процесс формирования информационной грамотности, конкретизирует автор публикации, должен структурироваться, организовываться и направляться, и обязательно должен быть непрерывным.
По убеждению И.А. Вдовиной, посвятившей свою статью проблеме информационной компетентности современного специалиста, анализируемое понятие связывается с умением «работать с различными видами информации на разных ее носителях» [Вдовина 2017: 5]. Человек, обладающий информационной грамотностью, свободно ориентируется в следующих вопросах: что именно нужно найти? где искать? какие сведения помогут в решении задачи? какими источниками лучше всего пользоваться? насколько достоверны или надежны найденные сведения или источник? как использовать конкретные данные, соблюдая авторское право? как лучше представить информацию? [Там же].
Тему, обозначенную И.А. Вдовиной, продолжает Е.Н. Арбузова, в статье которой затронуты теоретико-методологические аспекты обсуждаемой научной проблемы. Автор публикации отмечает, что людей, которые обладают информационной грамотностью, отличают следующие базовые навыки: «критическое мышление, умение анализировать информацию и использовать ее для самовыражения, способность к независимому обучению, созданию информации, готовность быть информированным гражданином и профессионалом, участвовать в жизни общества» [Арбузова 2019: 58]. Они способны оценить, насколько надежны полученные сведения; как синтезировать данные, полученные из многочисленных источников; как эффективно действовать с учетом соблюдения этических норм. В современном мире, продолжает Е.Н. Арбузова, значительный пласт информации поступает из Интернета и СМИ. Следовательно, информационная грамотность неразрывно связана с медиа компетентностью. И тогда человек, обладающий информационной грамотностью, будет уметь «использовать медиа для самовыражения и творчества; использовать медиа с учетом соображений безопасности и ответственности; участвовать в жизни демократического общества и глобальной информационной сети» [Там же].
Стоит обратить внимание на то, что у концепции, отстаиваемой Е.Н. Арбузовой есть как сторонники, так и противники. Так, одни исследователи «рассматривают информационную грамотность как более широкую область исследований, составной частью которой является медиа грамотность» [Арутюнов 2013: 224]. Проще говоря, здесь идет речь об общем и частном, где информационная грамотность – общее, медиа грамотность – частное. Другие исследователи считают, что «информационная грамотность – лишь компонент медиа грамотности, которая имеет отношение ко всей информации медиа, а не только к передаваемым с помощью современных информационных технологий» [Там же]. В этой концепции всё то же самое, за исключением того, что медиа грамотность – общее, а информационная грамотность – частное.
Мы склонны придерживаться первой позиции, так как понятие «информация» изначально вбирает в себя все ее виды. Н.С. Жукова, в статье которой осуществлен обзор отечественных и зарубежных источников, посвященных обсуждаемой проблеме, также считает целесообразным разводить все понятия, поскольку получается терминологическая путаница: «информационная грамотность сфокусирована на самом содержании информации, поиске связей, анализе, информационном поиске, оценке полученных результатов» [Жукова 2011: 554].
Сходная идея отражена в методическом пособии, составленном Е.И. Кузьминых. Автор посвятил свою работу роли знания в современном обществе. В одной из глав говорится: «информационная грамотность – это способность человека выражать свои информационные потребности; находить и оценивать качество информации; хранить и извлекать информацию; осуществлять эффективное и этическое использование информации» [Кузьминых 2013: 84]. Не только способности, но знания и навыки введены в формулировку, предложенные П.В. Фурсовой, чьи научные интересы касаются постиндустриального общества. Как указано в ее статье, «информационная грамотность представляет собой знания, способности и навыки, необходимые для получения информации, ее оценки и использования, приобретаемые как в процессе обучения в профессиональных и образовательных организациях, так и вне их, включая все типы информационных ресурсов: устные, печатные и цифровые» [Фурсова 2018: 49]. Информационную грамотность следует развивать, чтобы люди, независимо от возраста, имели навык работы с информацией, а именно: осознавать информационную потребность, формулировать поисковый запрос, находить и отбирать нужные источники информации. В методическом пособии, написанном М.В. Кузьминой, описан сходный подход в интерпретации понятия: «Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена» [Кузьмина 2019: 8]. Достаточно развернутое определение представлено в публикации Э.А. Аксёновой. Автор статьи не только дала свою формулировку, но также описала перечень умений, которыми должен обладать информационно грамотный человек, и охарактеризовала структуру.
Итак, под информационной грамотностью понимается «наличие знаний и умений идентификации информации для выполнения определенного задания или решения проблемы, эффективного поиска информации, ее организации и реорганизации, интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации; оценка точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передача и представление результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующее применение информации для осуществления определённых действий и получения определённых результатов» [Аксёнова 2015: 7].
По мнению Э.А. Аксёновой, человек, отличающийся информационной грамотностью, будет уметь:
получать информацию (отбирает информацию рационально и эффективно);
давать оценку информации (на основе отбора, извлечения, анализа, синтеза; далее происходит обобщение и интерпретация информации);
использовать информацию (принимается решение о том, по каким путям передавать, каким способом представлять, нужно ли углублять для обогащения собственного знания);
подготавливать информационный продукт (если человек собирается в дальнейшем продвигать некую идею);
передавать информацию третьим лицам (в соответствии с законами об интеллектуальной собственности, правилами легального использования информации и этическими нормами).
В соответствии с совокупностью умений обозначена структура информационной грамотности. Она включает следующие компоненты:
когнитивный (предполагает наличие знаний, включающих понятийно-терминологический аппарат в сфере работы с информацией, закономерностей функционирования информации в обществе);
операциональный или технологический (предполагает практическое освоение процедур поиска, отбора, извлечения, использования информации);
аксиологический (связан с ценностным отбором содержания, поэтому предполагает анализ, критическую оценку, интерпретацию информации);
юридически-правовой (речь идет о соблюдении законов об информации, правил ее легального использования);
морально-этический (использование информации в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе).
Все сказанное выше в рамках настоящего параграфа позволяет сделать выводы о том, что становление информационного общества обусловило значительный интерес к проблемам готовности человека жить в такой среде. В качестве важнейшего условия, обеспечивающего человеку успешность, комфортность жизни все чаще стали называть информационную грамотность. Это многокомпонентная структура, включающая понимание своих потребностей в плане информации, их поиск, анализ, систематизацию, сохранение, использование. Информационная грамотность включает выявление состава необходимых и достаточных информационных знаний и умений, запас которых дает уверенность для жизни в профессиональном и личном плане, что позволяет осуществлять полноценное взаимодействие с окружающими.
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования информационной грамотности младших школьников
Младший школьный возраст определяется в рамках, очерченных периодом от 6 – 7 до 10 – 11 лет, что соответствует времени обучения в начальных классах. Данный этап является наиболее ответственным, потому что за четыре года ребенок приобретает важные социальные качества, позволяющие ему осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками и людьми более старшими. Кроме того, именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируются основные компетенции, на основе которых осуществляется учение. Родители и школьные учителя стараются максимально обеспечить разносторонне развитие учащихся 1-х – 4-х классов, что объясняется «высокой сенситивностью этого возрастного периода» [Илюничева 2018: 14]. Что же умеет младший школьник? Во многом совокупность его умений обусловлена развитием психических процессов. Например, мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Однако при проведении систематической работы оно становится более подконтрольным.
Восприятие в этом возрасте определяется особенностями самого предмета, поэтому дети осознают то, что наиболее выпукло (ярко) выделяется на фоне других предметов, хотя и несущественно. Возможности памяти очень велики, однако младшие школьники не умеют распорядиться ею, хотя безошибочно запоминают яркий конкретный материал. Воображение образно, благодаря чему дети осуществляют те виды деятельности, которые основаны на включение элементов творчества. Совершенствуется и речевое развитие: быстро пополняется словарный запас. Это происходит за счет освоения информации из разных научных областей: «все виды деятельности, в том числе и учебная, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем учебно-познавательной компетентности» [Елисеева 2014: 20].
В целом же учащиеся начальных классов находятся на той стадии развития, когда становится возможным формирование информационной грамотности. В контексте сказанного обратимся к ряду источников, в которых обсуждается данный процесс. Так, в ранее упомянутом диссертационном исследовании А.П. Аниськиной определен главный показатель сформированности информационной грамотности обучающегося. Он заключается в способности правильно и быстро отбирать необходимую, достоверную и качественно важную информацию. Процесс формирования информационной грамотности, говорится в работе, в наибольшей степени зависит от способа восприятия информации и формы представления.
Поскольку все по-разному воспринимают информацию, то и взаимодействие с различными формами информации (таблицы, тексты, графики, диаграммы, схемы) осуществляется ими с разной эффективностью. По наблюдениям А.П. Аниськиной, информация обладает намного большим воздействием, если ее содержание соответствует ожиданиям, если она не содержит противоречивых фактов и приводится в строгой логической последовательности. На особенность информационной деятельности обучающихся, а, следовательно, и на эффективность образовательного процесса оказывает умение педагога предоставлять сведения в зависимости от типа переработки информации (аудиальный, визуальный, кинестетический).
Фрагмент для ознакомления 3
2) Аниськина, А.П. Информационная грамотность обучающихся медицинских классов как условие обеспечения качества биологического образования: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 19.09.2019; утв. 24.12.2019 / Аниськина Антонина Петровна; науч. рук. А.В. Теремов. М., 2019. 182 с.
3) Арбузова, Е.Н. Теоретико-методические аспекты формирования информационной грамотности школьников на уроках биологии / Е.Н. Арбузова // Теоретические и прикладные проблемы науки о человеке и обществе: коллективная монография. Петрозаводск: Новая наука, 2019. 96 с.
4) Арутюнов, Г.А. Соотношение понятий информационной грамотности и медиа грамотности / Г.А. Арутюнов // Вестник Московского университета МВД России. 2-13. №8. С. 223-225.
5) Баракина, Т.В. Формирование информационной грамотности младших школьников / Т.В. Баракина // Информатика: проблемы, методология, технологии: сб. матер. междунар. науч.-метод. конф. Воронеж, 2016. С. 69-74.
6) Белов, С.В. Формирование информационной грамотности у людей третьего возраста: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01; защищена 29.05.2018; утв. 21.06.2018 / Белов Станислав Владимирович; науч. рук. А.С. Кашицын. Нижний Новгород, 2015. 217 с.
7) Вдовина, И.А. Информационная культура, информационная грамотность и информационная компетентность в подготовке учителя / И.А. Вдовина // Вестник института образования человека. 2017. №2. С. 2-14.
8) Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методическое пособие / Н.Ф. Виноградова. 2-е изд., доп. М.: Вентана-Граф, 2015. 368 с.
9) Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Книга по Требованию, 2019. с. 62-63.
10) Воронина, Л.В. Формирование информационных умений в процессе обучения математике /Л.В. Воронина // Педагогическое образование в России. 2016. №7. С. 153-160.
11) Газизова, Т.В. Педагогические возможности уроков окружающего мира в формировании исследовательских умений младших школьников / Т.В. Газизова // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №10. С. 58-64.
12) Горобец, О.А. Формирование информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования / О.А. Горобец // Начальная школа плюс до и после. 2014. №6. С. 51-53.
13) Городнова, А.А. Информационная культура и информационное общество: учеб.-метод. пособ. / А.А. Городнова. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2010. 174 с.
14) Елисеева, Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен / Д.С. Илюничева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. т.6. №4. С. 16-26.
15) Жукова, Н.С. Сравнительный анализ уровня информационной грамотности студентов сетевого поколения в России и Германии / Н.С. Жукова // Образовательные технологии и общество. 2011.№ 3. С. 539-564.
16) Иванова, Н.В. Развивающий потенциал квест-технологии для учащихся начальной школы / Н.В. Иванова, Е.А. Киселева, А.Д. Самцова // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. С. 129-139.
17) Игнатович В.Г. Критерии и уровни сформированности информационной грамотности младших школьников [Электронный ресурс] // Белорусский государственный педагогический университет. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/15353. – Дата обращения: 29.09.2020.
18) Илюничева, Ю.В. Психологические особенности младшего школьного возраста / Ю.В. Илюничева // Научное сообщество студентов XXI столетия: сб. трудов. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2018. С. 12-19.
19) Клепина, З.А. Формирование информационной грамотности у младших школьников средствами УМК «Окружающий мир» / З.А. Клепина // Начальная школа. 2013. №1. С. 72-76.
20) Комарова, О.Н. Достижение младшими школьниками познавательных универсальных учебных действий в рамках предмета окружающий мир / О.Н. Комарова // Санкт-петербургский образовательный вестник. 2017. №8. С. 33-36.
21) Кузнецова, Е.М. Виртуальная экскурсия как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности / Е.М. Кущнецова, А.В. Климанкова // Всероссийские с международным участием научные Далевские чтения молодых исследователей: матер. XV чтений. Красноярск, 2018. С. 28-130.
22) Кусова, М.Л. Формирование у младших школьников умений работать с учебно-научным текстом на уроках предметной области «Окружающий мир» / М.Л. Кусова, Е.Ю. Храмкова // Педагогическое образование в России. 2011. № 2. С. 182-188.
23) Малкова, Т.В. Веб-квест как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе / Т.В. Малкова, С.А. Ширинкина // Пермский педагогический журнал. 2018. № 9. С. 142-146.
24) Медиа- и информационная грамотность в обществах знания: учеб.-метод. пособ. / Сост. Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова. М.: МЦБС, 2013. 384 с.
25) Павловская, Н.К. Методика формирования исследовательских умений младших школьников на уроках «Окружающий мир» / Н.К. Павловская // Аллея науки. 2017. Т.3. № 12. С. 845-849.
26) Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И.В. Петрова // Молодой ученый. 2011. №5. Т.2. С. 151-155.
27) Плешаков, А.А. Зеленые страницы. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2019. – 223 с.
28) Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2015. – 115 с.
29) Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М: Просвещение, 2014. – 205 с.
30) Плешаков, А.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – 226 с.
31) Прохорова, С.Ю. Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы? / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова // Начальная школа плюс до и после. 2010. №5. С. 33-38.
32) Рыдзе, О.А. Контроль процесса формирования информационной грамотности младшего школьника на уроке / О.А. Рыдзе // Образовательное пространство в информационную эпоху: матер. международ. науч-практ. конф. М., 2019. С. 915-929.
33) Семенова, Н.А. Образовательные ресурсы учебного предмета «Окружающий мир» в современной начальной школе / Н.А. Семенова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. №1(178). С. 33-36.
34) Сергеева, Б.В. Формирование информационной грамотности младших школьников / Б.В. Сергеева // Современные наукоемкие технологии. 2016. №6. С. 411-415.
35) Судина, С.В. Формирование информационной грамотности в начальной школе [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Первое сентября». URL: http://urok.1sept.ru|612161 (дата обращения: 30.09.2020).
36) Формирование цифровой грамотности обучающихся: метод. рекоменд. для работников образования / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. Киров: ИРО Кировской области, 2019. 47 с.
37) Формозов, А.Н. Спутник следопыта. Серия: Тайны науки. – М.: АСТ, 2018. – 600 с.
38) Фролова, П.И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: монография / П.И. Фролова. Омск: СибАДИ, 2012. 196 с.
39) Фурсова, П.В. Значение информационной культуры в современности / П.В. Фурсова, В.А. Перекрестова // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность: матер. междунар. науч. конф. СПб., 2018. С. 48-51.
40) Чёрная, Е.В. Обучение математике младших школьников с формирование начальной информационной грамотности: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 03.05.2017; утв. 16.05.2017; Чёрная Елена Викторовна; науч. рук. А.А. Попова. Челябинск, 2017. 209 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней