Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное состояние развития педагогики предлагает новые пути, связанные с расширением представлений о развитии ребенка, – в наше время начальному образованию отводится важное место в воспитании личностных качеств подрастающего поколения, что является одним из основополагающих принципов гуманистической парадигмы образования, предполагающей создание возможностей для развития личности ребенка, для реализации его творческого потенциала и его личностных качеств в образовательном процессе.
Хореография является не только искусством, но и педагогическим средством развития личности, предметом, благодаря которому ребенок в школе может самосовершенствоваться не только в физическом, но и в культурном, творческом, личностном плане. И в младшем школьном возрасте, когда основы личности только закладываются, когда формируется характер и личностные качества будущего взрослого, хореография может помочь в ориентации ребенка на духовное развитие, на личностный рост и самореализацию.
Возможности хореографического искусства в содержании образования используются не в полной мере, так как коренной переработки содержания учебных предметов не происходит: в них по-прежнему излагаются основы наук, а формирование общекультурных, социально-трудовых, коммуникативных навыков, опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, смысловых установок для своих действий считаются второстепенным либо вообще не принимается во внимание. А в искусстве хореографии как раз и заложен определенный набор предпочитаемых ценностей, при этом иерархия ценностей у каждой личности формируется своя. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие толерантности, способности к сотрудничеству, ответственности; формирует умение принимать решения и осуществлять их; позволяет учащемуся реально оценивать собственные ресурсы, осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей .
Поэтому выбранная тема может считаться актуальной.
Новизна исследования. В современной исследовательской литературе вопросы формирования личностных качеств детей младшего школьного возраста в процессе занятий хореографией рассмотрены недостаточно, - при серьезной теоретической основе исследования существует чрезвычайно мало практических исследований, которые бы доказали, что возможности хореографии в воспитании личности действительно широки.
Объектом исследования являются школьники младшего школьного возраста, занимающиеся хореографией.
Предметом исследования являются особенности формирования личностных качеств учеников младшего школьного возраста в ходе занятий хореографией.
Цель работы – анализ специфики личностных качеств младших школьников, формируемых посредством хореографии, и проведение экспериментальной работы по формированию личностных качеств детей младшего школьного возраста в процессе занятий хореографией.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Рассмотреть особенности развития детей младшего школьного возраста;
2) Выявить влияние занятий хореографией на формирование личностных качеств детей младшего школьного возраста;
3) Предложить технологию преподавания хореографии формирующей личностные качества детей младшего школьного возраста;
4) Проанализировать результаты экспериментальной работы по формированию личностных качеств детей младшего школьного возраста в процессе занятий хореографией
Степень разработанности проблемы. Наиболее общая оценка возможностей воспитания средствами искусства дается в работах таких авторов, как И.Ф. Гончаров, А.Л. Ершова, Е.А. Захарова, Д.Б. Кабалевский, Е.И. Максимов, СТ. Шацкий и другие.
Особенности хореографической деятельности – история, теория, современная практика, - в контексте творческого развития личности рассматриваются такими авторами, как Р.Т.Акбарова, Н.П. Базарова, Т.О. Бильченко, Л.Д. Блок, А.А. Борзов, А.Л. Ваганова, В.В.Геращенко, В.М. Годовский, Р.В. Захаров, Л.Д. Ивлева, А. А. Климов, B.C. Костровицкая, В.Н. Нилов, Т.С. Ткаченко, А.С. Фомин, Е.Н. Фокина, М.Н. Юрьева.
Специфически направленных педагогических исследований, в которых бы рассматривалось влияние на формирование личностных качеств хореографических занятий, практически нет, единственный найденный нами источник – диссертация Э.А. Широкой «Личностное развитие учащийся начального профессионального образования средствами хореографического искусства», однако, в ней рассматривается проблематика специального образования – то есть, хореографической школы, а не общеобразовательного учреждения, как предполагается в нашей работе.
База исследования - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 51.
Методы исследования, применяемые в работе: анализ теоретической литературы; изучение опыта преподавания хореографии в ГБОУ «Школа № 51», педагогическое наблюдение, опрос родителей и учителей до и после эксперимента, тест на креативность по Е. Торренсу, тест М. Люшеру в адаптации О. Москаленко, анализ успеваемости.
Гипотеза исследования: экспериментальная работа на занятиях по хореографии оказывает влияние на формирование личностных качеств детей младшего школьного возраста.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста
Дети младшего школьного возраста – это дети, которые проходят один из сложных этапов своей еще маленькой жизни, испытывая постепенные, но серьезные изменения в системах всего организма, переживая этап формирования новых физических и личностных качеств. Именно поэтому важно педагогически воздействовать на ребенка в младший школьный период, формируя новую личность, развивая личностные качества, которые могут дать ему опору и чрезвычайно пригодиться во взрослой жизни .
В младшем школьном возрасте закладывается как физическое, так и личностное развитие будущего взрослого, поэтому, на наш взгляд, необходимо остановиться на обоих аспектах подробнее.
Младший школьный возраст – это возраст от 7 до 11 лет, когда постепенно увеличивается рост и вес ребенка, его выносливость. С точки зрения хореографической педагогики младший школьный возраст важен тем, что в этот период формируется костная система – происходит окостенение ранее слишком подвижного позвоночника, грудной клетки, замена хрящевой ткани на костную, продолжается процесс формирования тазовых костей и конечностей.
В хореографической педагогике это заставляет постоянно помнить о правильной осанке, постановке корпуса и походке.
Также важно понимать, что сердечная система ребенка младшего школьного возраста формируется быстрыми темпами, а мозг развивается чрезвычайно быстро: кровеносные сосуды еще имеют большой диаметр, имея большую пропускную способность, вес мозга увеличивается, достигая практически взрослого размера, совершенствуясь функционально, что в педагогическом процессе дает возможность обратиться к аналитико-синтетическим способностям ребенка, связанным с новым этапом развития его мозга, новой спецификой развития процессов возбуждения и торможения, когда торможение становится более развитым, однако, возбуждение еще очень сильно, что отражается на нервной и двигательной активности младших школьников.
Эта особенность развития отражается на корректировке режима обучения и отдыха, которые должны быть выстроены так, чтобы школьники не переутомлялись, хотя можно отметить, что в этом возрасте они могут без сильного утомления заниматься физическими упражнениями до 3-5 часов в день .
Более подробно, на наш взгляд, необходимо остановиться на психофизиологических и психологических особенностях развития младших школьников.
Можно отметить, что принципиальной разницы в развитии мальчиков и девочек младшего школьного возраста не наблюдается, пропорции тела у них почти одинаковы в среднем вплоть до 11-12 лет, при этом ткани и костный скелет продолжают формироваться и расти: к конце младшего школьного возраста замедляется темп роста тела в длину, параллельно увеличивается вес тела: при увеличении роста в год на 4-5 сантиметров вес тела увеличивается на 2-2,5 килограмма, особенно это отражается на окружности и форме грудной клетки и емкости легких.
Увеличение емкости легких, в свою очередь, отражается на дыхательной функции – она становится более развита, дыхание постепенно переходит из поверхностного в более глубокое, однако младший школьный возраст характеризуется тем, что дыхательная система еще не сформирована в полной мере, поэтому дети часто испытывают затрудненность дыхания, что вызывает гипоксемическую реакцию организма. Именно поэтому важно тщательно подходить к физическим упражнениям в этом возрасте, строго согласовывая их в двигательном аспекте с дыхательными возможностями конкретного ребенка, а также обучать детей на занятиях правильным техникам дыхания, которые помогут им эффективно выполнять упражнения .
В младшем школьном возрасте вес сердца растет, что отражается на функционировании системы кровообращения: у детей этого возраста все еще учащенный по сравнению со взрослым пульс (84-90 ударов в минуту), при том артерии еще очень широки, поэтому кровяное давление ниже, чем у взрослых людей.
Необходимо обратить внимание на такую специфику развития детей младшего школьного возраста, как их тепло- и энергообмен, который отличается от подобных обменов у взрослых.
Дело в том, что поверхность тела ребенка в этом возрасте относительно велика по сравнению с массой его тела, соответственно, теплоотдача его тела увеличена, а так как дети в этом возрасте обычно много двигаются и растут, то организм требует основательно больших, чем у взрослого, затрат энергии, что отражается на интенсивности окислительных процессов в организме, а также на способности работать в условиях недостатка кислорода, что важно понимать при проведении занятий с детьми в залах – детям необходимо заниматься в постоянно проветриваемых помещениях .
В младшем школьном возрасте существенно растет мышечная масса и мускулатура ребенка, а также значительно увеличивается мышечная сила, что приводит к «непоседливости» - ребенок стремится постоянно двигаться, прыгать и бегать, не выдерживая долго на одном месте, не включаясь в статическую нагрузку.
При этом важно помнить, что мышцы спины и других частей тела недостаточно крепки и сильны, поэтому часто могут возникать проблемы с осанкой, с фиксацией позвоночника в статических позах. Помочь телу ребенка удержать позу и скорректировать осанку можно на занятиях, в которые включены партерные упражнения.
В двигательном развитии ребенка младшего школьного возраста обращает на себя внимание быстрое развитие изобразительной и обиходной моторики развитие темпа и ритма движений, в противовес замедленному развитию силы движения. Особенно активно развиваются движения пальцев рук, что оказывает важнейшее влияние на развитие всей нервной деятельности высшего порядка в детском организме.
На наш взгляд, необходимо разделить два типа движений, которые принято считать свойственными детям младшего школьного возраста. Это произвольные и непроизвольные движения :
1) Произвольные движения – это самые простые, максимально просто и легко воспроизводимые ребенком движения, которые практически полностью повторяют двигательные реакции, освоенные от рождения. Этот вид движений не обусловлен внешней средой или обстоятельствами, единственным их условием является вола человека.
2) Непроизвольные движения – это движения сложные, приобретенные вследствие применения навыков и наущений.
В сложных двигательных событиях, например в танце или хореографическом упражнении, произвольные и непроизвольные движения тесно сочетаются и практически неразличимы. Однако, и те и другие формируются, по мнению Л.С. Выготского, на основе социального взаимодействия между людьми, когда ребенок учится выполнять то, что от него требуют взрослые. Эта особенность формирования двигательной системы имеет отражение в деятельности мозга, поэтому на наш взгляд, необходимо обратиться к особенностям психического развития младшего школьника .
Итак, примерно в 7-9 лет мозг ребенка обретает анатомически законченную форму, однако, остается еще недостаточно развитым в функциональном плане, и продолжается процесс формирования основных типов «замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга», которые в будущем будут определять специфику психики человека и его интеллектуальных и эмоциональных реакций.
В младшем школьном возрасте ребенок уже чрезвычайно индивидуален, уже ярко выражаются те его психические свойства, которые начали проявляться в дошкольном возрасте: познавательные способности, специфика общения со сверстниками и взрослыми.
Младший школьный возраст - это возраст окончательного формирования процессов памяти, ощущений, восприятия, воображения и мышления, которые помогают ребенку познавать мир, людей, себя в мире и во взаимоотношениях с другими людьми.
Именно младший школьный возраст связан с началом выбора ребенком своих приоритетов и предметов симпатии – хотя еще очень несовершенны процессы восприятия, и ребенок может выделять в предмете незначительные стороны или явления, наблюдая и не анализируя, однако, огромный интерес, проявленный ребенком по отношению к окружающему миру дает возможность предложить ему различные виды деятельности .
Внимание младшего дошкольника имеет непроизвольный характер, ему свойственно часто отвлекаться и отрываться от деятельности, реагируя на любой внешний раздражитель. Способствует быстрой отвлекаемости и слабо развитое в этом возрасте умение концентрировать внимание, так как напряжение внимания приводит к быстрому переутомлению ребенка.
Специфична и память младшего школьника – ей свойственен наглядно-образный характер, при этом усиливается двигательная активность и самостоятельность.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что в младшем школьном возрасте ребенок, попадая в школьную среду, не только приобретает новые знания, но и находится в поиске собственного статуса в новом для него обществе, собственного места в жизни.
В этом возрасте черты характера еще не устоялись и постоянно меняются, в частности, это отражается на нравственной составляющей характера младшего школьника.
Импульсивность, быстрота реакции и незамедлительность действия в ответ на раздражающий фактор, отсутствие понимания необходимости размышления, безрасчетливое поведение – все это свойственно психике младшего школьника и связано с тем, что его психика нуждается в мгновенной разрядке и не имеет еще эффективных механизмов регуляции поведения.
Младшему школьному возрасту свойственна также и слабовольность, когда ребенок быстро бросает попытки достичь цели, не имея опыта борьбы с препятствиями и не желая концентрироваться на достижении результата.
Для организации процессов восприятия и наблюдения в младшем школьном возрасте психологи рекомендуют использовать метод сравнения, который развивает восприятие и уменьшает количество совершенных ребенком ошибок.
Младшие школьники получают не только общие, но и узкие знания, совершенствуют свои навыки и умения, что приводит их к вполне осознанному
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Педагогика, 1998.
2. Александрова, Н. А. Классический танец для начинающих: учеб. Пособие /Н.А. Александрова. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. - 128 с.
3. Александрова, Н. А. Классический танец: учеб. Пособие / Н.А. Александрова. - М.: Лань, Планета музыки, 2014. – 116 с.
4. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Педагогика 1982.
5. Базарова, Н., Мей, В. Азбука классического танца. Первые три года обучения / Н. Базарова. — Л.- М.: Искусство, 1964. — 208 с.
6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: 1979.
7. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Избр. психолог. труды:/Под ред. Л.И.Липкиной, Т.Д.Марцинковской.- Москва – Воронеж, 1997. – 576с.
8. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. М.: ВНМЦНТИКПР 1986.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1968.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психолог. труды:/ Под ред. Д.И.Фельдштейна. – Москва-Воронеж, 1995. - 352с.
11. Венгер Л.А. Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение,1988. - 336с.
12. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей – в книге Художественное творчество и ребенок. М.: 1971.
13. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, - 2000г. – 624с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1999. – 224с.
15. Захаров Р. Сочинение танца. М.: Искусство 1983.
16. Захаров Р.В. Беседы о танце. М.: Профиздат 1963.
17. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном коллективе. Автореф. Л.: 1985.
18. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.; Л.: 1991.
19. Классический танец: Рабочая программа дисциплины по специальности 52.02.01. Искусство балета /Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой; Н. М. Цискаридзе, Ж. И. Аюпова, М. А. Васильева и др.; отв. ред. Л. А. Меньшиков. СПб., 2018. - 60с.
20. Козлова В.И. Физиология развития ребенка. Учебное пособие. М.: 1993.
21. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.:ПРОГРЕСС, 1986.
22. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
23. Константиновский В.С. Учить прекрасному. М.: Молодая гвардия 1973.
24. Костровицкая, В., Писарев, А. Школа классического танца / В. Костровицкая. - Л.: Искусство, 1986. - 260 с.
25. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997г. – 206с.
26. Малашевская, Е. А. Классический танец. Мастер-класс балетного урока: учеб.пособие / Е.А. Малашевская. - Спб.: Лань, Планета музыка, 2014. - 64 с.
27. Материалы по истории русского балета. 200 лет Ленингр. гос. хореографич. училища. 1738-1938. / (Состав. М: Борисоглебский) [Отв. ред. и предисл: Е.ИІ Чесноков]. Прошлое балетного отделения Петербургского, Театрального училища ныне Ленинградского государственного хореографического училища [1738-1888]. Т.1. - Л.: Ленингр. гос. хореогр. училище, 1938. - 380 с.
28. Меднис, Н.В. Введение в классический танец / Н.В. Меднис. – М.: Планета музыки, 2011. - 55 с.
29. Мессерер, А. Уроки классического танца / А. Мессерер. - СПб., - М., - Краснодар: Лань, 2004. - 400 с.
30. Мориц, В.Э., Тарасов, Н.И., Чекрыгин, А.И. Методика классического тренажа / В.Э. Мориц. - М.-Л.: Искусство, 1940. - 188 с.
31. Московченко, О.Н. Диагностика и прогнозирование психофизического состояния человека (цветовой модифицированный тест М. Люшера) / О.Н. Московченко. - Красноярск, 1995. - 172 с.
32. Мухин В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия 2000.
33. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
34. Никифорова, А.В. Советы педагога классического танца / А.В. Никифорова. — СПб:: Искусство России, 2002. - 111 с.
35. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360с.
36. Прибылов Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.
37. Прибылов, Г.Н. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов / Г.Н. Прибылов. - М.: Галерия, 1999. - 63 с.
38. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 20047. – 224с.
39. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
40. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
41. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.
42. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социально педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – М.: Учпедгиз, 1946г. – 704с.
44. Руднева С. Фиш Э. Музыкальное движение . Метод. Пособие:/ Изд. 2-е перераб.и доп. – СПб.: Гуманитарная академия, 2000. – 320с.
45. Сапогов, А. А. Школа музыкально-хореографического искусства: учеб. Пособие / А.А. Сапогов. - М.: Лань, Планета музыки, 2014. - 128 с.
46. Сафронова, Л.Н. Уроки классического танца: Метод. пособие для педагогов / Л.Н. Сафронова. - СПб. : Акад. рус. балета, 2003. - 190 с.
47. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004г. – 336с.
48. Смелковская, Е. В. Методика преподавания классического танца : учеб. пособие; Моск. гос. ун-т культуры и искусств / Е.В. Смелковская. - М.: МГУКИ, 2010. - 153 с.
49. Станиславский КС Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.
50. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев.: Радяньска школа, 1977. – 382с.
51. Тарасов Г.С. О психологии музыки:// Вопросы психологии. – 1994. - №5. – с.95-99.
52. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.
53. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Издр. психолог. труды:/ Под ред. М.Г.Ярошевского. – Москва-Воронеж, 1998. – 544с. (Серия «Психологи Отечества»)
54. Уральская В.И. Рождение танца М.: Советская Россия 1982
55. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000. – 230 с.
56. Ухтомский А. Общая психология: Учебник. – М.: Просвещение. 1970. – С. 117.
57. Ушинский К.Д. Избранные произведения. М.; Л: 1946 Вып.3 118-119.
58. Халфина С. Воспоминания мастеров московского балета. – М.: Искусство. – 1990. С. 39.
59. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
60. Хрипкова Л.Т. Возрастная физиология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1998.
61. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: 1995.
62. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. М.: 1950 т.5, с.367.
63. Широкая Э.А. Личностное развитие учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства. - Краснодар, 2005. - 192 с.
64. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1999
65. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.
66. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37.