Фрагмент для ознакомления
2
неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу тревога представляет беспредметный страх. У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности». Здесь же дается понятие тревожности как «склонность индивида к переживанию тревоги».
В психологическом словаре под редакцией В.В.Давыдова и А.В.Запорожца тревога определяется как реакция на грозящую опасность, реальную или воображае¬мую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, ха¬рактеризующееся неопределенным ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность).
Авторы отмечают, что причиной тревоги могут быть также соматические нарушения, недостаток витамина В, токсикоз и др. Реакции тревоги могут быть адаптивные и дезадаптивные. Нормальный (адаптивный, оптимальный) уровень тревожности необходим для лучшего приспособления к действительности. Дезадаптивные реакции часто ведут к нарушению социальных связей лич¬ности с окружающими. Длительно сохраняющийся высокий уровень тревоги является дезадаптивной реакцией и ле¬жит в основе генезиса различных нев¬ротических нарушений. Тревожность авторы рассматривают как индивидуальную психологическую особенность, которая характеризуется повышенной склонностью испыты¬вать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: тревога – это предчувствие неопределенной опасности, угрозы, характеризуется чувством беспокойства, эмоционального дискомфорта, нервозности. Понятие тревоги надо отделять от понятия страх, несмотря на объединяющее их чувство беспокойства. Тревожность – личностная особенность. Повышенное, устойчивое состояние тревожности может спровоцировать агрессию.
1.2 Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста
Школа одна из первых открыла ребенку мир общественной жизни. Параллельно с этим семья берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка.
Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в формировании личности ребенка. Многие его основные свойства и личностные качества формируются именно в этот период жизни, и от того, как они заложены, во многом зависит его последующее развитие.
Для любого ребенка посещение школы - это чрезвычайно значимое событие.
Поступление ребенка в школу связано, как известно, с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции ученика. Внутренняя позиция - это мотивационный центр, обеспечивающий направленность ребенка на учебу, его эмоционально позитивное отношение к школе, стремление соответствовать образцу "хорошего ученика". В тех случаях, когда наиболее важные потребности ребенка, отражающие позицию ученика, не удовлетворяются, он может испытывать устойчивое эмоциональное расстройство, которое выражается в ожидании постоянной неуспеваемости в школе, плохом отношении со стороны учителей и одноклассников, страхе перед школой, нежелании ее посещать. Ребенок проявляет беспокойство.
Школьная тревожность - это относительно легкая форма проявления эмоционального расстройства ребенка. Она выражается в возбуждении, повышенной тревожности в учебных ситуациях, на занятиях, в ожидании плохого отношения к себе, негативной оценки со стороны учителей и сверстников. Ребенок постоянно ощущает собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Возрастные причины школьной тревожности у младших школьников представлены в виде таблицы.
Этап обучения Возрастные задачи развития Социально-педагогическая ситуация Типичные причины школьной тревожности
1 класс Освоение приемов учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических про¬цессов. Изменяющаяся: предполагает осво-ение новых вариантов ролевого взаимодействия (ученик - учитель, ученик - одноклассники, ученик - родители ученика). Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых. Необходимость придерживаться правил школьной жизни. «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни. Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок. Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями). Столкновение с системой школьных оценок.
2-4 класс Развитие познавательной сферы, выработка и за-крепление эффективного стиля учебно-познавательной деятельности. Стабильная (как правило): ребенок находится в системе привычных школьных требований, взаимо-действует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками). Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.
Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.
Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам.
Возраст ученика начальной школы-один из самых "эмоционально насыщенных". Конечно, посещение школы-это своего рода эмоциональный шок для ребенка. Все должны привыкнуть к новой остановке и привыкнуть к новым требованиям. Количество потенциально тревожных ситуаций увеличивается, в первую очередь из-за ситуаций оценки. Существует не просто оценочный фактор, а фактор общественной оценки, поскольку младшего ученика будут спрашивать перед всем классом или у доски. В процессе адаптации ребенок начинает осваивать новую для себя роль - школьника. В настоящее время одним из наиболее ярких возрастных кризисов развития является "кризис семи лет". И вполне логично, что обучающийся находится в возбужденном и раздражительном эмоциональном состоянии. Процесс адаптации у всех разный. Для одних это проходит быстро, для других-запоздало. Адаптационный период обычно длится от одного месяца до полугода. После этого эмоциональное состояние ребенка стабилизируется. Таким образом, целесообразно диагностировать наличие школьной тревожности и работать над ее устранением только во второй четверти.
В первом классе тревога младшего ученика "персонифицирована": ребенок больше всего беспокоится о том, чтобы не расстраивать своих родителей.
Ко второму классу ученик уже адаптируется к системе учебной деятельности и привыкает к требованиям школы. Можно сказать, что социально-педагогическая ситуация его развития становится стабильной.
В третьем классе уровень тревожности у младших школьников становится ниже, но в то же время по мере развития личности ребенка расширяется спектр его эмоциональных переживаний. По данным исследовательской группы под руководством И. В. Дубровиной, к ним относятся: школьные неприятности (двойки, замечания, наказания); домашние неприятности (переживания родителей, наказания), страх физического насилия, неблагоприятное общение со сверстниками (поддразнивание, смех).
Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. На данном этапе меняется образ жизни ребенка: ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная, появляются новые требования, новая социальная роль ученика. Эмоциональная сфера ребенка меняется с приходом в школу. Характерное для дошкольного возраста бурное реагирование на определенные ситуации, задевающие их, еще сохраняется у младших школьников, в особенности у первоклассников. Они чувствительны и эмоционально отзывчивы к окружающему миру. Поступление в школу требует от ребенка усвоения новых правил, которые вызывают новые эмоциональные переживания. Напряжение усиливается, а новая социальная ситуация выступает для младшего школьника как стрессогенная. В школе происходит стандартизация условий жизни, и некоторые индивидуальные особенности, такие как повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, сверхвозбудимость, непонимание норм и правил, которые учитывались взрослыми в дошкольном возрасте, становятся особенно заметными. Больше всего беспокойства по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, так как тревожность является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, и посещение школы представляет для них принципиально новую форму организации жизни. При поступлении в школу у младшего школьника происходит противоречие двух мотивов «хочу», который исходит от самого ребенка, и мотива «надо», который инициируется взрослыми. Ребенок становится подверженным мнению и оценкам окружающих, а осознание негативных замечаний влияет на его самочувствие и самооценку. Младший школьник зависит не только от мнения родителей и учителей, но и от мнения сверстников, в связи с чем он начинает испытывать страх что 17 его сочтут трусом, смешным, обманщиком, слабовольным. У младших школьников, как угроза благополучию в контексте их отношений с окружающими, превалируют социальные страхи, отмечает А. И. Захаров. В школьном
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2010. – C. 672.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. - СПб.,1998. – С.187.
3. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов. - М.: ПЭР СЕ, 2008. – C. 159.
4. Барсукова, Е. В., Гуссейнова Э. Г. Реактивная тревожность – естественное или приобретенное состояние организма [Текст] / Е. В. Барсукова., Э. Г. Гуссейнова // Современная педагогика. 2016 - №10(47). - С. 73-78.
5. Волгуснова, Е. А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников [Текст] / Е. А. Волгуснова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: «Педагогика. Психология. Социокинетика» - 2015 - № 1. – С. 67-70.
6. Гуров, В. А. Тревожность и здоровье младших школьников [Текст] / В. А. Гуров // Вестник Томского государственного педагогического университета – 2015 – №4(82). – С. 56-60.
7. Данилова, М. В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия [Текст] / М. В. Данилова, В. В. Трофимова - Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 901-904.
8. Дружинин, В. Н. Психическое здоровье детей [Текст] / В. Н. Дружинин - М.: Тв. Центр, 2012. - 164 с.
9. Ермолаева М. В. Психология развития [Текст] / М. В. Ермолаева - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 336 с.
10. Жулина, Г. Н., Васькина В. С. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте [Текст] / Г. Н. Жулина., В. С. Васькина // Таврический научный обозреватель – 2016 - № 2(7). – С. 123- 127.
11. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А. И. Захаров - СПб.: Речь, 2003.
12. Зинченко, Е. В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников [Текст] / Е. В. Зинченко // СевероКавказский психологический вестник – 2014 - № 7/2 – С. 42-46.
13. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард - СПб.: Питер, 2006. - 464с.
14. Литвиненко, Н. В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде [Текст] / Н. В. Литвиенко // Современные проблемы науки и образования. 2014. - №5. – С. 627-631.
15. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А. В.Микляева, П.В. Румянцева - СПб.: Речь, 2007. 248 с.
16. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн.: Психодиагностика [Текст] / Р. С. Немов - М.: "ВЛАДОС". - 2005. -287 с.
17. Овчарова, Р. В. Практическая психология [Текст] / Р. В. Овчарова – М., Т.Ц. «Сфера», 2006.
18. Панфилова, М. А. Тревожность и ее коррекция у детей [Текст] / М. А. Панфилова // Школа здоровья. – 2014. – № 1. – С. 17-28.
19. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психология природы и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан - М.: МПСИ,2010. - 226 с.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2007. – 720 с.
21. Тимофеева, А. Г. Проблема школьной тревожности с позиций средового подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития – 2018 - №3(27). – С. 293-297.
22. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд - М.; 2009. - 540 с.