Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Внимание, его виды, уровни и механизмы формирования 6
1.2. Психологическая характеристика развития внимания в старшем дошкольном возрасте 17
1.3 Возможности игровой деятельности в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Методы и результаты исследования внимания детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Разработка и апробация программы развития внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 43
2.3. Результаты реализации программы развития внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 48
Выводы по 2 главе 64
ЛИТЕРАТУРА 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Фрагмент для ознакомления
2
можно говорить о невысоком уровне развития произвольного внимания. Так, 20 человек показали низкий уровень сформированности переключения и устойчивости внимания, 10 человек мы смогли отнести к среднему уровню развития данного познавательного процесса, а высокий и очень высокий уровень развития свойств внимания не было выявлено ни у одного респондента.
Обобщая полученные результаты по всем проведенным методикам, мы выделили уровни сформированности внимания детей старшего дошкольного возраста. Уровень развития внимания каждого ребенка представлен в таблице 3.
Таблица 3. – Уровень развития внимания детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Испытуемые Методика1
(продуктивность и устойчивость внимания) Методика 2 (распределение и переключение внимания) Методика 3 (объем внимания) Методика 4 (произвольность внимания) Общий уровень
1 Высокий Высокий Высокий Средний Высокий
2 Высокий Высокий Средний Средний Средний
3 Высокий Высокий Средний Средний Средний
4 Средний Средний Средний Средний Средний
5 Средний Средний Средний Средний Средний
6 Средний Средний Средний Средний Средний
7 Средний Средний Средний Средний Средний
8 Средний Средний Средний Средний Средний
9 Средний Средний Средний Средний Средний
10 Средний Средний Средний Средний Средний
11 Средний Средний Средний Низкий Средний
12 Средний Средний Средний Низкий Средний
13 Средний Средний Низкий Низкий Низкий
14 Средний Низкий Низкий Низкий Низкий
15 Средний Низкий Низкий Низкий Низкий
16 Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
17 Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
18 Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
19 Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
20 Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
21 Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
22 Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
23 Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
24 Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
25 Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
26 Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
27 Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
28 Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
29 Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
30 Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
На основе выявленного уровня развития свойств внимания каждого ребенка, представленных в таблице 3, можно выделить общий уровень развития внимания в группе детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4. – Уровень развития внимания детей старящего дошкольного возраста
Группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Испытуемые 1 ребенок (3,33%) 11 детей (36,37%) 18 детей (60%)
Представленные результаты в таблице 4, для наглядности изобразим на рисунке 4.
Рисунок 4. – Уровень развития внимания детей старшего дошкольного возраста, в % соотношении
На основе проведенного обследования, нами были получены следующие выводы об особенностях развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе. Среди детей был выявлен только один ребенок1 (3,33%) у которого на высоком уровне развиты основные свойства внимания: устойчивость, продуктивность, распределение и переключение, произвольность.
У 11 (36,37%) испытуемых старшего дошкольного возраста был диагностирован средний уровень развития внимания, так как при обследовании по методикам дети показывали средние результаты. У детей со средним уровнем развития внимания лучше развиты такие свойства внимания как: устойчивость, распределение и переключения внимания – 9 (30%) детей. У 2 (6,67%) данной подгруппы низкие показатели развития произвольности и объема внимания.
У 18 (60%) испытуемых в процессе диагностического обследования показали низкий уровень развития внимания. В данной подгруппе у детей у 3 (10%) хорошо развиты такие свойства внимания как устойчивость, распределение и переключение. Остальные свойства плохо развиты.
По результатам исследования мы видим, что внимание у детей старшего дошкольного возраста внимание развито недостаточно хорошо. Этому служит подтверждением большая доля испытуемых экспериментальной группы с низким уровнем развития внимания. В результате можно сделать вывод, что у детей в группе наилучшим образом развито устойчивость внимания.
Таким образом, предложенный нами диагностический инструментарий позволил определить уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста и дал основания для дальнейшего проведения опытно-экспериментального исследования. Развивающая работа должна строится с учетом выявленных результатов развития свойств внимания, поэтому основной акцент будем делать на развитие у детей таких свойств внимания как: произвольность внимания, объем внимания, так как данные свойства хуже всего развиты у детей в экспериментальной группе.
2.2. Разработка и апробация программы развития внимания детей старшего дошкольного возрастав процессе игровой деятельности
Организация диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста, позволила выявить, что уровень развития внимания имеет низкий уровень. Результаты, полученные в процессе диагностического обследования, послужили основой для разработки программы по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития внимания в процессе игровой деятельности.
Цель программы – развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредствам игровой деятельности.
Задачи программы:
– обучать пошаговому контролю деятельности, планированию своих действий в соответствии с поставленной задачей;
– учить ребенка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса, вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объем внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания;
– развивать другие психические процессы, связаны с вниманием: мышления, памяти (зрительной, слуховой), общения;
– развивать слуховую, сенсорную и моторно-двигательное внимание;
– формировать устойчивый интерес к результату деятельности.
В работе использовались следующие формы: групповая, фронтальная и индивидуальная. Основами для составления программы явились следующие принципы:
– учет индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания у детей в процессе обучения;
– использование на занятиях специальных приемов активизации внимания, направленных на развитие свойств внимания и навыков его эффективного использования;
− системность подачи материала; наглядность обучения; цикличность
построения занятия; доступность; учет возрастных особенностей.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет и включает в себя 10 занятий, продолжительность одного занятия – 20-25 минут. Программа реализовывалась на протяжении трех недель, в соответствии с занятиями детей. В программе участвовало 20 детей, у которых на констатирующем этапе эксперимента был выявлен низкий уровень развития свойств внимания.
Каждое занятие имеет три этапа:
– ритуал начала занятия, который позволяет детям подготовиться к предстоящему занятию, включиться в общую деятельность (психогимнастика);
– основная часть занятия, на которой применяются задания в игровой форме направленные на развитие свойства внимания;
– заключительная часть занятия.
Занятия программы представлены в таблице 5. Подробное описание занятий представлено в приложении 5.
Все занятия программы были обледенены одним сюжетом. На всех занятиях и веден персонаж Буратино, который собирается пойти в школу, но пока не может, так как не умеет выполнять некоторые задания. И теперь просит ребят помочь ему. Каждая игра помогала помирить Буратино приблизится к поступлению в школу.
Персонаж Буратино был выбран из-за того, что он является наглядным примером, как из непослушного деревянного мальчика, он превратился в примерного сына и хорошего друга. Данный персонаж показывает, как важно учится и приобретать новые знания.
В процессе реализации разработанной программы использовалась игры на развитие свойств внимания:
Занятие №1: «Смотри на руки», Игра «Что слышно?», «Найди два одинаковых предмета». Каждая из игр использовалась на определенном этапе занятия. Занятие начинается с психгимнастики с использованием игры «Смотри на руки». Цель игры, включить детей в общую деятельность занятия. В основной части занятия детям предлагалось игра «Что слышно», способствует развитию слухового внимания детей. Детям понравилась игра, они активно включились в выполнение задания, дети активно двигались во время выполнения задания. На завершающем этапе была проведена игра «Найди два одинаковых предмета». С ее помощью осуществлялось развитие произвольного внимания детей в группе. А также переключения. Дети хорошо справилась с заданием. У детей которых не получалось, взрослый помогал, дополнительно объяснял инструкции, в результате все дети справились и получили от занятия положительные впечатления.
Занятие № 2: были поставлены следующие цели: развитие наблюдательности, памяти, внимания. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека. Для того использовались следующие виды игр направленные на развитие свойств внимания: «Слушай команду!», «Найди отличия», «Выложи из мозаики», Игра «Что слышно?», «Найди два одинаковых предмета». На данном этапе с детьми так же проводилась работа по развитию мелкой моторики. Дети проявили заинтересованность при собирании мазайки, некоторые не справились, им помогали другие дети.
Занятие №3: на данном занятии продолжали развивать произвольную память детей, развивать мелкую моторику. Использовались следующие виды игр: «В магазине зеркал», «Узнай по голосу-1», «По новым местам».
Занятие №4: на данном занятии продолжали развивать произвольность внимания, начали работу над развитием концентрации и объема внимания. Для этого были использованы игры: «Слушай хлопки» «Совушка-сова» «Найди два одинаковых предмета». На начальном этапе занятия была проведена психогимнастика при помощи игры «Слушай хлопки». Затем в основной части детям была предложена игра «Совушка-сова». Дети поняли инструкции сразу. Дополнительных вопросов не задавали. Все дети активно включились в процесс выполнения, в стороне никто не остался. После проведения игры, были подведены ее результаты вместе с детьми. Занятие завершили с детьми при помощи игры «По новым местам».
Занятие №5: использовались следующие виды игр: «Что слышно?», «Выложи из палочек», «Найди отличия». На данном занятии подводились промежуточные результаты, проведенной работы с детьми.
Занятие №6: начиная с шестого занятия Буратино уже приобретает некоторые умения и предлагает детям выполнять задание самостоятельно и только в крайнем случаи обращаться за помощью к педагогу. Использовались следующие виды игр: «Мяч поймай и быстро ответ давай», «Ухо - нос», «По порядку», «Чего не стало.
Занятие №7: на данном занятии Буратино предложил детям поиграть в следующие виды игр: «Что изменилось?», «Запрещенное движение» «Карлики и великаны». Детям понравилась игра «Карлики и великаны». Просили ее повторить на следующем занятии. На данном занятии дети проявляли навыки самостоятельности при выполнении задания. Показали хорошие результаты при игре «Что изменилось». Смогли найти о назвать все предметы которые исчезли. На начальных занятиях дети не могли найти отличия в изображениях.
Занятие №8: использовались игры: «Запомни движение», «Счастливый путь», «Строители». Задачи занятия: развитие произвольного внимания; стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и четко реагировать на звуковые сигналы; развитие наблюдательности, концентрации и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1.Абкович, А.Я. К вопросу о психологическом изучении внимания и концентрации за рубежом [Текст] / А.Я. Абкович // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 1 (63). – С. 34-45.
2. Ананьев, Б.Г. Воспитание внимания у школьников [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: Бук - мастер, 2014. – 135 с.
3. Ахметова, З.А. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников как фактор формирования психологической готовности к школьному обучению [Текст] / З.А. Ахметова // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2014. – № 10. – С. 7-11.
4. Балакина Т. Развитие внимания старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры [Текст] / Т. Балакина // В сборнике: Наука XXI века: взгляд в будущее материалы межрегиональной интернет-конференции. Шадринский государственный педагогический институт; Центр «Непрерывное педагогическое образование». – 2011. –С. 31-36.
5. Барышникова, Е.В. Особенности свойств внимания у дошкольников [Текст] / Е.В. Барышникова// Культура и образование: от теории к практике. –2016. – Т. 1. – С. 92-98.
6. Белых, В. А. Наблюдалки. Игры и упражнения для развития внимания [Текст] / В.А. Белых. – М.: Феникс, 2015. – 817 c.
7. Бобокулова, Г.Ш. Основные положения определения развития внимания [Текст] / Г.Ш. Бобокулова // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 1020-1022.
8. Васерман, С.В. Особенности устойчивости, объема, распределения произвольного внимания у старших дошкольников [Текст] / С.В. Васерман // В сборнике: Современные научные исследования: теория и практика Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции.под общей редакцией А.И. Вострецова. – 2018. – С. 442-447.
9. Власова, М.И. Развитие произвольного внимания дошкольников в системе игр [Текст] / М.И. Власова// Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2017. – № 1 (10). – С. 139-141.
10. Выготский, Л.С. Развитие высших форм в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по вниманию. – М., 2006. – 186 с.
11. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во Московского. ун-та., 2011. – С. 58.
12. Добрынин, Н.Ф. Внимание и личность [Текст] / Н.Ф. Добрынин. – М., 2011. – 147 с.
13. Иовенко, Е.Ю. Внимание как психологический ресурс [Текст] / Е.Ю, Иовенко// Молодой ученый. – 2012. – №12. – С. 409-412.
14. Кельцинова, А.В. Развитие произвольного внимания у дошкольников в процессе русских народных игр [Текст] / А.В. Иовенко // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9. – С. 1323-1326.
15. Кольберг, Н.А. Оценка уровня психического познавательного процесса развития, избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания личности детей 10–11 лет [Текст] / Н.А. Кольберг// Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 546-551.
16. Комарова, Т.К. Психология внимания: учеб.-метод. Пособие [Текст] / Т.К. Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2015. – 124 с.
17. Кочергина, В.Н. Психолого - педагогическая работа по развитию свойств внимания старших дошкольников [Текст] / В.Н. Кочергина // В сборнике: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2017. – С. 137-140.
18. Кравцова, О.Е. Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста [Текст] / О.Е. Кравцова // Молодой ученый. – 2018. – №13.1. – С. 30-33.
19. Куйбагаров, Р.И. Особенности развития внимания у дошкольников [Текст] / Р.И. Куйбагаров// В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 ч.. – 2017. – С. 115-117.
20. Куркина, Е.А. Проблема развития внимания старших дошкольников [Текст] / Е.А. Куркина// Проблемы педагогики. – 2017. – № 9 (32). – С. 55-56.
21. Кутанов, В.А. Формирование навыков произвольной саморегуляции и концентрации внимания у первоклассников [Текст] / В.А. Кутанов// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2015. – № 1.– С. 147-149.
22. Кутнеева, Л.М. Развитие произвольного внимания старших дошкольников в системе игр [Текст] / Л.М. Кутнеева// В сборнике: Исследование различных направлений развития психологии и педагогикисборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. – 2017. – С. 62-64.
23. Лебедева М.А. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.А. Лебедева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12. – С. 1704 – 1706.
24. Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по вниманию [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.А. Пузырей, В.Я. Романов. – М.: Просвещение, 2014. – 295 с.
25. Лурия, А.Р. Внимание и память [Текст] / А.Р. Лурия. – М. Просвещение, 2015. – 436 с.
26. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А.Г. Маклаков. – М., 2016. – 583 с.
27. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития[Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 656 c.
28. Набиуллина, Н.В. Психолого-педагогические основы развития произвольного внимания старших дошкольников [Текст] / Н.В. Набиуллина // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 3 (8). – С. 120-122.
29. Немов, Р.С. Общая психология. Учебник и практикум. В 3-х томах. Том II. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память [Текст] / Р.С. Немов. – М., 2016. – 261 с.
30. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для СПО [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт 2016. – 374 с.
31. Омельченко, Н.А. Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников [Текст] / Н.А. Омельченко // Молодой ученый. – 2016. – № 9-3 (113). – С. 22-24.
32. Попкова, Г.М. Особенности развития произвольного запоминания в дошкольный период [Текст] / Г.М. Попкова // Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития : сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. – Казань, 2016. – С. 263-272.
33. Психология внимания. Хрестоматия [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., АСТ, Астрель, 2016. – 704 с.
34. Петрова, Е.В. Педагогические условия развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх [Текст] / Е.В. Петрова // Молодой ученый. – 2017. – №19. – С. 323-325.
35. Рахманова, Е.М. Игры и упражнения на развитие внимания / Е.М. Рахманова. – М.: Литера, 2012. – 507 c.
36. Рубанова, Н.А. Внимание у старших дошкольников: экспериментальное исследование [Текст]/ Н.А. Рубанова // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. – 2017. – № 2 (12). – С. 55-57.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2016. – С. 70.
38. Серышева, Е.А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте [Текст] / Е.А. Серышева// Молодой ученый. – 2016. – №2. – С. 1032-1036.
39. Сиваков, В.И. Методика воспитания внимания у старших дошкольников игровым методом [Текст] / В.И. Сиваков // В сборнике: Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии. - 2015. - С. 124-126.
40. Слизкова, Е.В. Игра как средство развития внимания детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Слизкова // Молодой ученый. – 2016. – №6.2. – С. 105-107.
41. Субботина, Л. Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей [Текст] / Л.Ю. Субботина. – М.: Академия Развития, Харвест, 2011. – 192 c.
42. Тарасова, О.В. Развитие произвольного внимания у дошкольников / О.В. Тарасова // В сборнике: Инструменты и механизмы современного инновационного развития Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Ответственный редактор: СукиасянАсатур Альбертович. – 2016. – С. 246-248.
43. Умерова, М.Я. Роль игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника [Текст] / М.Я. Умерова// Мировая наука. – 2018. – № 5 (14). – С. 398-401.
44. Федяинова, Г.Н. Когнитивные технологии как средство развития слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы [Текст] / Г.Н. Федяинова// Молодой ученый. – 2018. – № 26 (212). – С. 187-189.
45. Царева, Е.В. Особенности развития внимания старших дошкольников [Текст] / Е.В. Цареева // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. – № 1. – С. 268-273.
46. Чаткина, С.Н. Развитие внимания дошкольников в игре [Текст] / С.Н. Чаткина // В сборнике: Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – 2016. – С. 326-330.
47. Чернявская, Е.Е. Роль дидактических игр в развитии произвольного внимания дошкольников [Текст] / Е.Е. Чернявская// Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста Материалы всероссийской научно-практической конференции. Ред. О.О. Гонина. – 2016. – С. 9-11.
48. Чуляева, М.В. Дидактическая игра и ее влияние на развитие внимания старшего дошкольника [Текст] / М.В. Чуляева// в сборнике: Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О. Б. Широких. –2017. – С. 384-388.
49. Яббарова, Р.А. Развитие произвольного внимания дошкольников в системе дидактических игр [Текст] / Р.А. Яббарова// в сборнике: Инновации, технологии, наука сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 101-103.
50. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студентов высших учеб. Заведений [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.