Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные тенденции развития теории и методики дошкольного образования говорят о том, что развитие эмпатии, как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, является одним из важнейших элементов нравственного развития детей и реализовывается в русле идей социально-нравственного воспитания. Дети показывают живой интерес к общению с ровесниками в разных видах деятельности, что создает предпосылки для воспитания общечеловеческих взаимоотношений, опирающихся на механизмах (сочувствия, сопереживания, дружелюбию, привязанностей).
Таким образом, актуальность и значимость процесса развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте не без сомнений в логике социально-нравственного развития ребенка, в процессе его социализации.
Одной из главных стратегических задач современной государственной политики в области образования является подготовка духовно богатого поколения, способного к полноценной, творческой самореализации в разных видах деятельности. Всё возрастающее значение придаётся досуговой деятельности как форме и средству разноплановой организации жизнедеятельности, проведения свободного времени и фактора разностороннего личностного развития в целом.
Проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в этот возрастной период ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому.
Изучением проблемы проявления и развития эмпатии в дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи: A.B. Запорожец, Л. П. Стрелкова, В. В. Абраменкова, Т. П. Гаврилова, А. Б. Николаева, A.A. Рояк, и др. Исследования показали, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, в которой эмпатия занимает ведущее место.
Досуговая деятельность является наиболее распространенным видом детского творчества, разновидностью ведущей игровой деятельности, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, она наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
В процессе досуговой деятельности у детей развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми.
На базе досуговой деятельности, в частности театрализованной, возможно успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения - сопереживания и содействия другим при сочетании детских деятельностей (восприятие художественной литературы, игры, рисования и т. д., опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, найти выход и привести к результату (помогающее поведение, содействие) в соответствующем контексте, который может и должен создавать взрослый.
Цель работы – Рассмотреть психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности на примере Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Спортивно-досуговый центр «Тропарево-Никулино».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные направления изучения эмпатии. Виды эмпатии и ее структура.
2. Изучить особенности развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте.
3. Провести экспериментальную работу по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности.
4. Разработать психолого-педагогические условия по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности.
5. Разработать рекомендации педагогам по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности.
Объект исследования - развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности.
Гипотеза исследования: в основу исследования легло предположение о том, что театрализованная деятельность будет способствовать развитию эмпатии детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, проектирование.
Степень научной разработанности. Российскими учеными (Л.В. Байбородова, А.В. Волохов, М.И. Журавлев, М.И. Рожков, Л.В. Спирин, С.Ю. Степанов, И.И. Фришман и др.) были разработаны различные концепции и подходы к организации досуга, отдыха и деятельности ребенка в условиях школы.
Глава 1. Теоретическое изучение основ развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности
Характеристика особенностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности
Изучение природы эмпатии дает возможность ближе подойти к проблеме взаимосвязи личности и эмоциональной сферы, что способствует глубокому изучению формирования личности, роли эмпатии в поведении. Слово эмпатия произошло от греческого «empatos», что означает «вчувствование, проникновение». Термин «эмпатия» появился в начале XX века благодаря американскому психологу Э. Титченеру. С 50-х годов этот термин получил широкое распространение. Обширная литература отражает изучение эмпатии специалистами разных областей психологической науки: психологии личности, детской, социальной, медицинской психологии .
Термин эмпатия в настоящее время рассматривается в различных аспектах, например, под эмпатией понимают: психический процесс, позволяющий одному человеку понять переживания другого; деятельность человека, которая позволяет особым образом строить общение; особый вид внимания к другому человеку.
Термин «эмпатия» появился в психологии Э. Титченера для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека. Э. Титченер объединил философские идеи о симпатии с теориями чувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.
Среди современных определений эмпатии можно выделить некоторые из них:
1. знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;
2. переживание эмоционального состояния, находящегося в другом;
3. активность по восстановлению чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого;
4. расстройство в ответ на страдания другого человека;
5. ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, которая соответствует представлению субъекта о благополучии другого.
Считается, что основной стороной эмпатии находится способность принимать роль другого человека, что позволяет чувствовать не только реальных людей, но и вымышленных персонажей художественных произведений. Утверждено также, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.
Эмпатия - понятие многогранное, и внутри себя оно имеет три подразделения на уровни. Рассмотрим их по порядку.
1 й уровень эмпатии является самым низким. Люди, относящиеся к этому уровню, зациклены на себе, они абсолютно не интересуются мыслями и чувствами других людей. Иногда они пребывают в уверенности, что понимают других людей, однако их мнение считается неправильным.
В силу концентрации на себе они не в состоянии это понимать.
2й уровень эмпатии считается самым частым. Многие люди игнорируют мысли и чувства других людей не всегда, а от случая к случаю. Можно утверждать, что в разных проявлениях этот тип свойственен абсолютному большинству людей.
3й уровень эмпатии является самым высоким. Такие люди считаются редкостью, и нечасто их помнит история. Люди, чувство эмпатии которых имеют третий уровень, постоянно сильно ощущают окружающих, могут мысленно воссоздать любые переживания, понимают людей лучше, чем они сами. Такие люди не навязывают свое мнение и дают самые достойные советы - ведь они даются с точки зрения спрашивающего. Именно такие люди являются самыми лучшими друзьями и психологами .
В свою очередь Ю Б. Гиппенрейтер определяет эмпатию, как поведенческую способность, проявляющуюся в помогающем, содействующем, альтруистическом поведении в ответ на переживания другого.
Рассмотрев существующие определения эмпатии, выделим наиболее подходящие на наш взгляд, а именно: эмпатия - это социально - психологическое свойство личности, которое представляет совокупность социально - психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство принадлежит как объекту, так и субъекту эмпатии.
Формирование эмпатии являет собой неотъемлемую часть развития личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.
В структуре эмпатии выделяют следующие компоненты:
1) Эмоциональный - способность распознать и осознавать эмоциональные состояния другого.
2) Когнитивный - способность мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого.
3) Поведенческий - способность использовать способы взаимодействия, которые облегчают страдания другого человека; помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого.
Так, с когнитивной эмпатией можно встретиться в тех случаях, когда в процессе общения задействованы умственные компоненты, и мы можем сопереживать партнеру, сравнивая его поведение со своим или находя аналогичные ситуации в своей прошлой жизни. Эмоциональная эмпатия лежит в основе на подражании чувствам и реакциям собеседника. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия, как правило, характерна для отношений с близкими людьми. При этом мы не только мыслим (воспринимаем, понимаем), не только чувствуем (сопереживаем), но и действуем (помогаем делом).
Имеются различные критерии выделения видов и форм эмпатии, например:
- генезис эмпатии (на основе этого критерия разделяют эмпатию на глобальную, эгоцентрическую и просоциальную);
- диспозиционность эмпатии (личностная и ситуативная эмпатия);
- уровень формирования эмпатии (элементарно-рефлекторные и личностные формы эмпатии) .
На данный момент в научной литературе проблема эмпатии в дошкольном возрасте характеризуется в работах ряда исследователей, прежде всего, в контексте нравственного формирования и развития нравственных качеств детей, таких, как милосердие (И. А. Княжева), отзывчивость (М. В. Воробьева), сочувствие, сопереживание, содействие (А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова), положительные гуманные взаимоотношения (С. А. Козлова) и т.д.
В работах Е. И. Изотовой, уделяется огромное внимание на то, что эмпатия в дошкольном возрасте считается результатом социализации и складывается совокупностью таких социальных переживаний, как: сопереживание, сочувствие и содействие.
Сопереживание считает собой переживание ребенком тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой человек через отождествление с ним.
Сочувствие является, как процесс переживания собственных эмоциональных состояний по поводу другого человека.
Содействие представляет собой комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии.
Симпатия и вчувствование считаются предшественниками появлению определения эмпатии.
В настоящее время термин эмпатия рассматривается как одна из этических категорий, не имея собственно психологического значения. В историческом плане посредством понятия эмпатия считалась способность субъекта проникнуть в мир «другого».
Кроме этого данное понятие постоянно применялось в работах такихфилософов, как А. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр и др.
Например, в трудах А. Смита под эмпатией рассматривалась «способность сострадать другому». Одним из естественных свойств человека он рассматривал потребность в благополучии другого.
Таким образом, эмпатия определяла формирование этической системы каждого человека. Оценка поступков людей и собственного поведения рассматривается с позиций А. Смита через наличие или отсутствие эмпатии.
В 50-е гг. XIX века, в зарубежной психологии и эстетики, находит отражение понятие вчувствования, которое предложено Р. Вишер, являющееся по сути прототипом эмпатии.
Вчувствование T. Липпс предполагает, как когнитивный акт, направленный на внешний объект и на себя. При этом познание себя есть проекция своего Я на внешний объект .
Следовательно, эмпатия, с точки зрения
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учеб. пособие для студентов вузов. Москва: Аспект Пресс, 2006. 236 с.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена : монография. М. : Просвещение, 2017. – 256 с.
3. Афанасьев С. Г. Психоанализ эмпатии и эмпатия психоанализа // Научный журнал «Социально-политические науки». 2016. № 4. С. 63–66.
4. Байбородова, Л.В. Технологии педагогической деятельности в дополнительном образовании: учебное пособие / Л.В. Байбородова, И.Е. Харисова; под общ. ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль : Изд-во ЯЕПУ, 2014. - 345 с.
5. Борисова А. А. Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность : монография. Ярославль : СОЛО. 2009. 234 с.
6. Воловик А.Ф. Педагогика досуга: учебник. Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2018. 235 с.
7. Ворожбит, Л. Н. Методические разработки различных форм досуговых мероприятий [Текст] / метод. Пособие / Л. Н. Ворожбит. – Тамбов. : МБУДО ЦДОД, 2016. – 52 с.
8. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 147 - 158.
9. Гайворонская Т. А. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности : монография. СПб. : Речь, 2009. 246 с.
10. Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: метод. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2017. - 244 с.
11. Долгова В. И., Мельник Е.В., Петрова Н.М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях [Электронный ресурс]// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - Т. 31. - С. 86-90. - точка доступа: http://e-koncept.ru/2018/95524.htm.
12. Ежкова, Н.С., Брындикова, А.В. Культура досуговой деятельности старших дошкольников: проблема руководства / Н.С. Ежкова, А.В. Брындикова // Еуманитарные ведомости ТЕПУ им. Л.Н. Толстого. - 2013. - №3 (7). - С. 149152.
13. Ермаков П. Н., Лабунская В. А. Психология личности : учебное пособие. М. : Эксимо, 2007. – 653 с.
14. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.: 2019.
15. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. - М.: Астрель, 2006. - 973 с.
16. Жарков А. Д. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сб. науч. статей. Вып. 16. Москва: МГИК, 2016. C. 9 – 23.
17. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: 2019. 64 с.
18. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений : монография. СПб. : Питер, 2009. 576 с.
19. Каменец А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под науч. ред. А. В. Каменца. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 246 с. 50
20. Карягина, Т.Д. Проблема формирования эмпатии:/ Т.Д. Карягина// Консультативная психология и психотерапия. - 2018. - № 1. - С. 38-54.
21. Киселева Т.К., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. М.: МГУКИ, 2012. 143–174 с.
22. Колодяжная Т.П. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр / Т.П. Колодяжная, Т.В. Рубан // Теоретические и практические проблемы развития современной науки : сб. материалов 3 междунар. науч.-практ. конф. – Махачкала, 2013. – С. 171-175.
23. Колчеев, Ю. В., Колчеева, Н. М. Театрализованные игры в школе [Текст] / М.: Школьная пресса, 2019. – «Воспитание школьников». Библиотека журнал. – Вып. 14. – 96 с.
24. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2003. – 176 с.
25. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 2009. 208 с.
26. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). -точка доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ pokolenie-z-teoreticheskiy-aspekt
27. Культурно-досуговая деятельность. Статьи [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://mirznanii.com/a/129143/kulturno-dosugovaya-deyatelnost
28. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь : 4-е изд., дополн. и испр. М. : АСТ; СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. 868 с.
29. Овчаренко Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5-7 лет // Науч.-метод. журнал «Начальная школа плюс: До и После». 2003. № 10. С. 78–84.
30. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста : монография. Волгоград : Изд-во ВГИПКРО, 2003. 196 с.
31. Организация и проведения игр и конкурсов для старших дошкольников [Электронный ресурс] / URL: https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/organizacija-i-provedenie-igr-i-konkursov-v-nachalnoi-shkole.html
32. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник / С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева, Асанова И. М. 2014.
33. Панфилов, В.В. Режиссеру праздника – об игре [Текст] / праздник, игра и игровые принципы, праздник для каждого: подходы, радуга – игра / В. Панфилов. – М. : ВЦХТ, 2004. – «Я вхожу в мир искусств» : Репертуар. –метод. б-чка; 3(79)`. – 175 с.
34. Плеханова, А.В. Методика организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время / А.В. Плеханова // Вестник ТГУ. - 2019. - №10. - С. 313-317.
35. Пономарева М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие : монография. Минск : Бестпринт, 2009. 206 с.
36. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265)
37. Словарь-справочник организатора культурно-досуговой деятельности. /сост. Н.В. Кравченко. – Нижний Тагил: 2015. 44 с.
38. Современные теоретические подходы к проблеме организации досуга детей [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://moluch.ru/
39. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа [Текст] / под общей редакцией Н.П. Гончаровой / 2-е изд., Москва-Тверь: ИП Монастырская М.В. – 2014. – 222с.
40. Стрелкова Л. П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения : монография. М. : АНО ПЭБ, 2008. С. 210–237.
41. Таболова Э.С., Говенко Ю.А.,«Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности», Университетская наука. 2019. № 1 (7). С. 174-176.
42. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. М. : Академия, 2011. 336 с.
43. Шевчук, И.В., Еурнак, М.А. Игра как форма досуга старших дошкольников / И.В. Шевчук, М.А. Еурнак // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 567-569.
44. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 226 с.
45. Эльконин, Д.Б. Психология развития человека / Д.Б. Эльконин. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
46. Эмоциональное развитие дошкольника/А.В.Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под ред. А.Д. Кошелевой.- М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
47. Юсупов И. М. Психология эмпатии: теоретические и прикладные аспекты : монография. СПб. : Изд-во СПГУ, 2011. 252 с.