Фрагмент для ознакомления
2
Миссия проекта - способствовать построению всеохватывающей и общедоступной финансовой системы в Российской Федерации через развитие микрофинансирования, содействовать развитию частного предпринимательства, улучшать доступ малого бизнеса и малообеспеченных слоев населения к финансовым услугам, повышать уровень жизни людей с невысоким уровнем доходов. Наконец, обеспечить финансовое и банковское программное обеспечение с индивидуальным подходом каждому клиенту.
Уровень специализации и диверсификации ООО «Народная касса»:
• Разработка специализированного ПО полного цикла, платформ, на которых работают все бизнес-процессы финансовых компаний;
• Полная автоматизация кредитования как для "наземных", так и для онлайн-МФО;
• Мультиязычное ПО для МФО: автоматизация выдачи и учёта займов;
• Скоринговые системы для формирования профиля, оценки кредитоспособности заемщиков на базе искусственного интеллекта;
• Интеграция с БКИ и другими продуктами для финтех-проектов;
• Сайты и мобильные приложения, глубоко интегрированные с ПО для МФО;
• Блокчейн-платформы.
Запуск проекта был реализован ещё в 2010 году. Благодаря 9-летнему опыту работы, высоким стандартам отбора специалистов и эффективному менеджменту, компания заняла высокие позиции на российском рынке разработки и внедрения финансовых инструментов. Последние 3 года проект начал привлечение зарубежных заказчиков, и с тех пор компания является международной.
Объектом исследования в рамках данной работы является ООО «Народная касса». Команда компании проектирует и автоматизирует банковские процессы, разрабатывая и сопровождая финансовые программные продукты полного цикла.
В таблице 1 приведены основные экономические параметры ООО «Народная касса»
Таблица 1
Основные экономические параметры ООО «Народная касса»
№ Наименование показателя Значение на 01.04.2021
1 Доходы всего 179873,8 тыс.руб.
2 Налоговые и неналоговые доходы, тыс. руб. 79881,5 тыс.руб.
3 Расходы всего. 172872,9 тыс.руб.
4 Количество обслуживаемых корпоративных клиентов 230 компаний
5 Количество видов услуг 55 ед.
Учитывая степень конкуренции на рынке разработки, возникает необходимость всё больше осознавать потребности заказчиков. И связи с тем, что проект FinPay специализируется именно на кредитных финансовых организациях, то и процесс разработки также вынужден подстраиваться под запросы заказчика.
1.1.2 Организационная структура управления предприятием
В рамках данной работы был проведен анализ организационной структуры ООО «Народная касса», схема которой показана на рисунке 1.
Организационная структура управления ООО «Народная касса» - линейно-функциональная.
Рисунок 1 - Схема организационной структуры управления ООО «Народная касса»
В таблице 2 приведено описание функционала подразделений компании.
Таблица 2
Описание функционала подразделений компании
Подразделение Штатная численность Функции
Финансовый отдел 5 Ведение бухучета, составление аналитической отчётности
Юридический отдел 4 Правовое сопровождение деятельности компании
Коммерческий отдел 4 Учет договоров оказания услуг
Отдел разработки 4 Услуги по разработке ПО
HR – служба 3 Работа с кадрами
Департамент информационных технологий 4 Поддержка ИТ-инфраструктуры
Руководство 1 Руководство деятельностью компании
В штате числится более 25 сотрудников, и ещё ~25 сотрудников на аутстаффинге (формате управления удалёнными сотрудниками).
Поскольку проект компании представлен небольшим количеством подразделений, то организационная структура предприятия обладает всеми преимуществами гибкого подхода к управлению за счёт горизонтальных связей, позволяющих оперативно подстраиваться под требования заказчиков и корректировать курс разработки. Компания включает основные подразделения, свойственные IT-компаниям такие как финансовый, юридический, коммерческий отдел и службу HR, департамент информационных технологий, и отдел разработки.
1.1.3 Программная и техническая архитектура ИС предприятия
Далее был проведен анализ ИТ-инфраструктуры компании.
Для удобства разработки в рамках одного рабочего места у большинства сотрудников используется несколько дисплеев, установленных на специальных кронштейнах.
При необходимости, каждый сотрудник имеет возможность отсканировать или вывести на печать документ, используя сетевой принтер.
Общие сведения и для обмена между отделами и база знаний доступна благодаря доступу по локальной сети.
В качестве СУБД (систем управления базами данных) используются следующие:
• PostgreSQL 9+
• MongoDB.
Также используются следующий технологии:
• Java8,
• Python/Django,
• Redis,
• Celery,
• С/C++,
• C#,
• Perl,
• PHP,
• ORM Hibernate,
• Spring Framework,
• Maven.
В качестве базовой операционной системы на большинстве стационарных компьютеров сотрудников используется Ubuntu, основанная на Debian GNU/Linux. Основным разработчиком и спонсором является компания Canonical. В настоящее время проект активно развивается и поддерживается свободным сообществом.
Сама же информационная система предполагает интерпретацию в дружественной бизнесу среде и, по меньшей мере, интеграцию с 1С. Несмотря на наличие возможности установить 1С на несколько ОС Linux, в рамках бережливого подхода (https://its.1c.ru/db/metod8dev/content/5953/hdoc), в результате проведения проектного комитета, управляющий совет, включающий и специалистов по безопасности, выбрал развёртывание решения под задачи проекта на устройствах с исторически предустановленными операционными системами Windows.
На рисунке 2 показана схема архитектуры информационной системы, которая включает:
- Сервер, на котором развернуты СУБД для работы прикладных программных комплексов;
- Рабочие станции с установленным программным обеспечением для автоматизации прикладных задач.
В таблице 2 приведено описание технических характеристик пользовательских рабочих станций.
Таблица 3
Технические характеристики рабочих станций специалистов
Наименование комплектующих Модель Характеристики
Материнская плата ASRock B450M Pro4-F microATX, socket AM4, DDR4, 2133-3200 МГц, PCI-E/SATA 3.0, 2 слота PCI-E x16
Жесткий диск SSD Kingston 240 GB
ОЗУ DDR4 Kingston 2000 ГГц
Видеокарта Nvidia GeForce 1030 2GB
Процессор Intel Core i3 10100F 3.6ГГц
Рисунок 2 – Схема программной архитектуры ООО «Народная касса»
Рисунок 3 - Принципиальная схема технической архитектуры ООО «Народная касса»
Параметры ЛВС ООО «Народная касса»:
- категория сети: 5е;
- типа канала для доступа к Интернет: оптоволокно;
- количество подключенных сетевых узлов: 120;
- модель коммутаторов: Cisco Catalist 48 портов.
В настоящее время технология учета оказанных услуг автоматизирована с использованием форм MS Excel. Файл, в котором хранятся данные о поступлении заказов на проведение работ, хранится на сетевом диске. В файл вносятся сведения о поступлении заказов, о передаче заказов в работу, статусе их отработки.
1.2 Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации
1.2.1 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов
В рамках данной работы проведен анализ технологии взаимодействия сотрудников.
Проведем анализ бизнес-процессов управления взаимодействием сотрудников в условиях ООО «Народная касса». На рисунке 4 приведена контекстная диаграмма бизнес-процесса.
Рисунок 4 – Контекстная диаграмма
Как показано на рисунке 4, входящие потоки в системе взаимодействия сотрудников включают:
- штатное расписание;
- запросы по взаимодействию;
- данные о мероприятиях.
Результирующие потоки включают:
- отчетность по взаимодействию сотрудников;
- календарь мероприятий.
На рисунке 5 приведена диаграмма декомпозиции основного процесса.
Рисунок 5 - Диаграмма декомпозиции основного процесса
Как показано на рисунке 5, основной бизнес-процесс включает:
• учёт сотрудников;
• учёт мероприятий;
• учёт задействованных лиц;
• формирование отчетности.
Взаимодействие сотрудников компании осуществляется в рамках реализации проектов автоматизации, при внедрении новых технологий в работу компании, для этого привлекаются специалисты из разных подразделений, для каждого из которых определён набор функций. Для анализа эффективности вклада каждого из сотрудников проводится расчет степени участия специалистов, общие трудозатраты в соотношении со стоимостью проекта.
На рисунке 6 приведена диаграмма учета сотрудников, на рисунке 7 – учёта мероприятий.
Рисунок 6 - Диаграмма учёта сотрудников
Рисунок 7 – Диаграмма учета мероприятий, предполагающих взаимодействие сотрудников
По итогам анализа бизнес-процессов было показано, что наиболее эффективным оказался подход теории ограничений Элияху Голдратта, где наиболее значимым критерием расстановки приоритетов проектов является «узкое горлышко».
Этот критерий требует обеспечить работу с рисками, которые лягут в основу архитектуры безопасности информационной системы как в текущей реализации, так и в её перспективе.
В настоящее время в условиях исследуемой компании отмечается неэффективность координации взаимодействия сотрудников в рамках реализации проектов, что связано с отсутствием возможностей распределения обязанностей между сотрудниками из разных подразделений, что может приводить как к затягиванию реализации проектов, так и неэффективному использованию трудовых ресурсов. Внедрение информационной системы в указанную технологию позволит обеспечить возможности планирования нагрузки на специалистов, определения календаря мероприятий, связанных с взаимодействием сотрудников из различных подразделений.
1.2.2. Определение места проектируемой задачи в комплексе задач и ее описание
Задача управления взаимодействием сотрудников в рамках реализации проектов имеет множество связей с задачами компании. Диаграмма места проектируемой задачи в комплексе задач предприятия приведена на рисунке 8.
Рисунок 8 - Диаграмма места проектируемой задачи в комплексе задач предприятия
Исследуемая задача имеет связи с системой кадрового учета в части анализа организационной структуры, должностных обязанностей сотрудников, учета рабочего времени в рамках работы над проектами.
Связь с системой управленческого учета предполагает формирование отчетности в рамках реализации проектов, распределением нагрузки по специалистам.
Связь с системой бухгалтерского учета предполагает учет финансирования проектов.
Связь с системой менеджмента предполагает координацию между подразделениями компании в рамках работы над проектами.
1.2.3. Обоснования необходимости использования вычислительной техники для решения задачи
На рисунке 9 приведена схема документооборота в технологии учета взаимодействия сотрудников.
Отдел
Операция Коммерческий директор Бухгалтерия Отдел кадров
Планирование мероприятий
Организация взаимодействия
Планирование нагрузки
Рисунок 9 - Схема документооборота
В таблице 4 приведена оценка сокращения временных затрат при внедрении информационной системы.
Таблица 4
Оценка сокращения временных затрат
№ Наименование документа Время формирования без использования ИС, час Время формирования с использованием ИС, час Количество выполняемых работ
1 Приказ о начале проекта 0,4 0,08 5000
2 Приказ о выделении финансирования 0,4 0,08 5000
3 Список сотрудников 0,4 0,08 5000
4 План финансирования 0,4 0,08 5000
5 Расписание работ 0,4 0,12 6500
6 Отчет по взаимодействию сотрудников 0,4 0,12 6500
7 Кассовый отчет 1,5 0,12 12
8 Сводный отчёт 1,5 0,12 100
Оценка общего сокращения времени на выполнение операций составляет 1000 чел-дн. При среднечасовой оплате труда в 300 руб. оценка экономии составляет 300 тыс.руб.
Таким образом, внедрение информационной системы позволит в значительной степени сократить временные затраты на выполнение отчетных документов и основных технологических операций.
Таким образом, задачами автоматизации в деятельности по взаимодействию сотрудников ООО «Народная касса» являются:
• учет данных о планируемых проектах;
• работа с отраслевыми классификаторами;
• ведение учета задействованных сотрудников;
• мониторинг выполнения работ по проекту;
• анализ эффективности взаимодействия сотрудников;
• работа с аналитической отчетностью по запросу пользователей.
Функциональные требования к программному обеспечению:
• ведение учета проектов;
• ведение картотеки сотрудников, отделов, функциональных обязанностей;
• формирование отчетности по взаимодействию.
1.2.4. Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации
Политика защиты информации в компании включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение защиты информационных ресурсов от утечек, обеспечение конфиденциальности информации, защищенности при проведении обработки. Комплекс указанных мероприятий включает: издание документов, регламентирующих вопросы защиты информации, включение в штат отдела защиты информации, использование программных и инженерно-технических средств.
Защита информационной системы компании, в том числе разрабатываемого модуля учета результатов тестирования, необходима для отражения следующих угроз [22]:
Вирусная активность
Потеря данных в результате технологических сбоев
Потери данных в результате нарушения пользовательских полномочий
Компрометации ЭЦП и паролей
Утечки персональных данных сотрудников
Несанкционированного копирования данных
Использования Интернет - трафика не по назначению
В целях сохранности данных информационной системы необходимо выполнение мер технического и организационного характера. Работу по защите информации в информационной системе администрации курирует специалист по информационным технологиям.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Мелихова Н. В. Информационные технологии управления: учебное пособие. - Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2014. - 214 с.
2. Кашаев С. 1С: Предприятие 8.3: программирование и визуальная разработка на примерах. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2015. - 336 с.
3. Щеглов, Ю.А. Информационные системы и процессы. - Новосибирск: НИНХ, 2015. - 251 с.
4. Тагайцева С. Г., Юрченко Т. В. Разработка прикладных решений на платформе 1С: Предприятие 8: учебное пособие. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2016. - 125 с.
5. Задорожный, В.Н. Информационные технологии и автоматизация управления. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2016. - 269 с.
6. Ахметов И. В., Карабельская И.В., Губайдуллин И.М., Сафин Р.Р. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие. - Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. - 67 с.
7. Баранов В. В., Горошко И. В., Лебедев В. Н. Информационные технологии управления и организация защиты информации: учебник. - Москва: Академия управления МВД России, 2018. - 453 с.
8. Некрасов В. Н., Архипова О. И. Информационно-коммуникационные технологии управления и особенности разрешения их противоречий: монография. - Ростов-на-Дону: Профпресс, 2014. – 105 с.
9. Костикова А. В. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2016. – 110 с.
10. Бабиева Н. А., Раскин Л. И. Проектирование информационных систем: учебно-методическое пособие. - Казань: Университет, 2014. – 200с.
11. Широкова Е. В. Разработка простых отчетов в "1C: Предприятие 8.3" с использованием системы компоновки данных: учебное пособие по дисциплине "Модуль аналитической отчетности в КИС 1C: Предприятие". - Калуга: Манускрипт, 2017. - 83 с.
12. Стрекалова Н. Б., Маризина В. Н. Современные технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие. - Тольятти: Тольяттинская академия управления, 2016. - 128 с.
13. Гагарин А. Г., Костикова А. В. Проектирование информационных систем: учебное пособие. - Волгоград: ВолГТУ, 2015. – 57 с.
14. Сурушкин М. А. Анализ предметной области и проектирование информационных систем с примерами: учебное пособие. - Белгород: НИУ "БелГУ", 2019. - 155 с.
15. Инюшкина О. Г. Проектирование информационных систем: (на примере методов структурного системного анализа): учебное пособие: Форт-Диалог Исеть, 2014. - 240 с.
16. Баранников Н. И., Яскевич О. Г. Современные проблемы проектирования корпоративных информационных систем. - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2014. - 237 с.
17. Деменков, М.Е. Современные методы и средства проектирования информационных систем: учебное пособие. - Архангельск: САФУ, 2015. – 89с.
18. Баранчиков А. И. Синтез информационных структур хранения данных на основе анализа предметных областей. - Рязань: РГУ, 2014. - 229 с.
19. Шичкина Ю. А. Методы построения схемы и выполнения запросов в базах данных. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2016. - 205 с.
20. Микляев И. А. Универсальные объектно-ориентированные базы данных на реляционной платформе. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 223с.
21. Ощенко И. А. Азбука программирования в 1С: Предприятие 8.3. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2015. - 284 с.
22. Радченко М. Г., Хрусталева Е. Ю. 1С: Предприятие 8.3: практическое пособие разработчика. - Москва: фирма 1С, 2016. – 926с.
23. Терехова А. Е. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие. - Москва: Изд. дом ФГБОУВО "ГУУ", 2016. - 96 с.
24. Барановская Т.П., Яхонтова И. М., Вострокнутов А. Е., Иванова Е. А. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - 152 с.
25. Надейкина Л. А. Программирование. Обобщенное программирование: учебное пособие. - Москва: Московский государственный технический университет ГА, 2019. - 80 с.
26. Стативко Р. У. Интеллектуальные системы и технологии: учебное пособие / Р. У. Стативко. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2018. - 124 с.
27. Стрекалова Н. Б. Современные технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие/ Н.Б.Стрекалова. - Тольятти: Тольяттинская академия управления, 2016. - 128 с.
28. Судаков В. А. Корпоративные информационные системы: учебное пособие: / В. А. Судаков. - Москва: Изд-во МАИ, 2016. - 95 с.
29. Сурушкин М. А. Анализ предметной области и проектирование информационных систем с примерами: учебное пособие/ М.А.Сурушкин. - Белгород: НИУ "БелГУ", 2019. - 155 с.
30. Тагайцева С. Г. Разработка прикладных решений: учебное пособие/ С.Г.Тагайцева. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2016. - 125 с.
31. Уфимцева О. В. Предметно-ориентированные экономические информационные системы : учебное пособие / О. В. Уфимцева ; под редакцией Б. М. Суховилова. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – 114с.