Фрагмент для ознакомления
2
Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают» [26, с. 118].
Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это - проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.
В настоящее время изучению тревожности посвящено большое количество работ, таких авторов как А.М. Прихожан, В.М. Астапов, А.И. Копытин, Д.Б. Эльконин и др.
А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [32, с. 94].
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, то говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Тревожность – это индивидуальная особенность личности человека, согласно которой он имеет склонность к страху, тревоги и беспокойство без видимых на то оснований. Это состояние характеризуется неприятными предчувствиями и дискомфортом.
Состояние тревоги в психологии относят к категории расстройств невротического характера, иными словами, патологическим состояниям, имеющим психогенное происхождение. Клиническая картина может быть разной, нарушений личности при этом не наблюдается.
Подобное состояние тревожности может быть у людей разных возрастов, тревогу переживают даже дети. Чувство тревоги может появиться у любого человека, однако, о симптоме тревожности как психологического нарушения можно говорить лишь тогда, когда чувство сложно контролировать и оно становится сильнее. Человек не сможет заниматься своей привычной работой и не может вести прежний образ жизни.
Есть разные виды нарушений, в симптоматику которых входит чувство тревоги, например [13, с. 18].
- фобии;
- посттравматические расстройства;
- паника.
А вот тревожность в психологии как самостоятельное расстройство – это генерализованный синдром, который характеризуется обостренным чувством тревоги, постоянными беспокойствами, а также обостряется физическими и психологическими симптомами.
Тревожность неразрывно связана с освоением в новой и незнакомой среде, которая может представлять опасность, или же собственным опытом в жизни, где присутствовали психологические травмы и негативные события. Естественно, большую роль играет и характер человека.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // Консультант плюс
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.04.2021)
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 25.04.2021)
4. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. – С-Пб.: Питер, 2018. – 121 с.
5. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы [Текст] / В.И. Андреев.- Казань, 2015. 499 с.
6. Андреева И.Н. Личностная тревожность как проблема психического здоровья (гендерный аспект)/ И. Н. Андреева // Гуманизация учебного процесса: личностный мотив и творческое развитие: Тезисы научной конференции, 29-30 марта 2016 г. – Бобруйск, 2016. – С. 18.
7. Андреева И.Н. Ситуативная и личностная тревожность/ И.Н. Андреева // Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребёнка: Материалы Международной научно-практической конференции, 24-25 марта, 2016 г., г. Минск. – Мн., 2016. – С. 26.
8. Аракелов Н. Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» / Н. Аркелов. - Вестник МУ, сер. Психология. – 2014. - № 1. – С. 31-39.
9. Аракелов Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности /Н.Е, Аркелов // Психологический журнал. – 2013. – № 2. – С. 13-18.
10. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – СПб.: Петер, 2004. –224 с.
11. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2015. – 352 с.
12. Гальтон, Ф. Вклад в психологию [Электронный ресурс]. – URL: https://rosinka173.ru/f-galton-vklad-v-psihologiyu-frensis-galton-otryvok-harakterizuyushchii.html (дата обращения: 05.06.2021)
13. Гилфорд, Дж. Три стороны интереса [Электронный ресурс]. - URL: http://www.metodolog.ru/00736/00736.html. (дата обращения: 05.06.2021)
14. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебник для студентов пед. Институтов / Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 2015. – 288 с.
15. Ермолаева М.В. Психология развития/ М.В, Ермолаева. –Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – 336 с.
16. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха/ А.И. Захаров. – СПб.: Гиппократ, 2014. – 256 с.
17. Зеньковский В.В. Психология детства/ В.В. Зеньковский. – Екатеринбург: Деловая книга, 2013. – 415 с.
18. Киселева М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие / М.В. Киселева, В.А. Кулганов. - СПб.: Речь, 2014. – 64 с.
19. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации/Е.В. Козлова. - Сборник статей. – Ставрополь, 2013. – 185 с.
20. Коррекционно – развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / А. Е. Иванова, О. Ю. Кравец, А. И. Рыбкина и др.; Под ред. Н. В. Серебряковой. – Спб. : КАРО,2005.-112с.
21. Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия : учебное пособие / А. И. Копытин. – М. : Когито-Центр, 2015. – 526 c.
22. Копытин А.И. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. - М: Когито-центр, 2012. – 224 с.
23. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб. : Питер, 2002. – 288 с.
24. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми/Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2013. – 258 с.
25. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия в педагогике [Текст] / Л. Д. Лебедева// Педагогика. − 2017. – № 9. – С.27-34.
26. Лебедева Л. Д. Велики ли глаза у страха? / Л. Д. Лебедева // Школьный психолог. – 2000. – № 19. – С. 8–17.
27. Лебедева, Л. Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л. Д. Лебедева, Ю. В. Никонорова, Н. А. Тараканова – 4-е изд. – СПб. : Речь, 2010. – 336 с.
28. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст [Текст] / под ред. Н. С. Лейтес. – М.: Педагогика, 2016. – 118 с.
29. Леонтьев, А. Н. Педагогика [Текст] / под ред. А.Н. Леонтьева. – М.: Просвещение, 2014. – 318 с.
30. Либин А. Дифференциальная психология / А. Либин. – М.: Эксмо, 2008.
31. Липкина, А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] / под ред. А. И. Липкина, Л. А. Рыбак. – Москва: Юрайт, 2016. – 189 с.
32. Литке, С. Г. Общая психология: учебное пособие [Текст] / под ред. С. Г. Литке. – Челябинск, 2017. – 188 с.
33. Лютова Е. К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова. — СПб. : Речь, 2007. – 176 с.
34. Лютова Е. К.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова — СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 79 с.
35. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. – 582 с.
36. Макшанцева Л. В. Изучение психологических особенностей тревожности детей дошкольного возраста с нормативным и нарушенным развитием [Текст] / С. М. Валявко, Л. В. Макшанцева, Л. В. // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник научных статей / под ред. Е. С.Романовой, С. М. Валявко. – М. : Спутник-плюс, 2010. – 178 с.
37. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис, 2006. – 186 с.
38. Никонова С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников [Текст] / С.Л. Никонова // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 43-56.
39. Овчинникова Т. Н. Музыка для здоровья. - СПб.: Союз художников, 2014. – 34 с.
40. Петров А. А. Исследование тревожности у детей / А.А. Петров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 266–270.
41. Попов Л.М., Методы и техники практической психологии / С.В. Петрушин, Л.М. Попов. – Казань: КГУ, 2007. – 310 с.
42. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А. М. Прихожан. – СПб. : Питер, 2007. – 322 с.
43. Рекомендации родителям по снижению уровня тревожности [Электронный ресурс]. – URL: http://kcson24.uszn032.ru/news/20952/ (дата обращения: 05.06.2021)
44. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., И доп. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 361 с.
45. Романова, Т.А. Музыкотерапия и танцетерапия в воспитательной работе с детьми/Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств/Романова Т.А. // РБК. – 2014. – № 2. – С.8-9.
46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2014. – 365 с.
47. Савина Е. Тревожные дети/ Е.Савина. – 2013. – № 4. – С. 28-32.
48. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
49. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство.- 2013. - № 5.- С.121-130.
50. Шаповаленко И. В. Возрастная психология [Текст] : учебник для студентов вузов / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 210 с.
51. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. ‒ М.: Педагогика, 1979. – 544 с.