Фрагмент для ознакомления
2
выполнение заказов клиентов по разработке проектов и систем, т.е. деятельность IT.
Поскольку деятельность ПАО «ЛАНИТ» тесно связана с научными разработками, то в составе активов организации числятся нематериальные активы, используемые для собственных нужд и переданные в долгосрочное пользование на основании лицензионных договоров (строка 1110 бухгалтерского баланса).
Информация о динамике стоимости нематериальных активов компании за 2017-2019 гг. представлена на рисунке 6.
Рис. 6 Динамика стоимости нематериальных активов ПАО «ЛАНИТ» за 2017-2019 гг.
Как видно из диаграмм на рисунке 5, в динамике за последние три года наблюдается увеличение роли нематериальных активов в деятельности IT компании. В 2018-2019 гг. стоимость нематериальных активов возросла с 43790 до 83218 тыс. руб., при этом их доля в структуре внеоборотных активов ПАО «ЛАНИТ» выросла с 20,7% до 21,4%.
В ПАО «ЛАНИТ» бухгалтерский учет ведется отдельной специализированной на этом службе, во главе которой главный бухгалтер. Отдел бухгалтерского учета и отчетности состоит из специалистов-бухгалтеров, осуществляющих учет товарно-материальных ценностей, учет финансово-расчетных операций и затрат на выполнение работ по заказам клиентов, расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, учет нематериальных активов и основных средств, учет кассовых операций и операций по расчетному счету, учет расчетов с подотчетными лицами, учета расчетов с заказчиками и поставщиками.
Согласно учетной политике ПАО «ЛАНИТ» применяет автоматизированную форму с использованием программы «1С: Бухгалтерия» версии 8.3. Основные способы ведения бухгалтерского учета, указанные в учетной политике ПАО «ЛАНИТ» (Приложение 3).
Обобщая информацию о деятельности IT компании ПАО «ЛАНИТ», можно сделать вывод о том, что ПАО «ЛАНИТ» является наиболее ярким представителем отрасли IT технологий, компания осуществляет оптовую торговлю техническими и программными средствами, документацией и лицензиями на использование программного обеспечения информационных технологий и другими средствами создания, сопровождения и развития компьютерных сетей.
2.2. Документальное оформление, синтетический и аналитический учет в ПАО «ЛАНИТ»
Рассмотрим порядок учета специфических бизнес-процессов, наиболее характерных для деятельности IT компании ПАО «ЛАНИТ» на конкретных примерах.
В марте 2020 г. в ПАО «ЛАНИТ» были осуществлены научно-исследовательские работы по разработке подразделения виртуальной реальности, которые планируется использовать для собственных нужд IT компании. Затраты на оплату труда специалистов компании составили 687500 руб., страховые взносы по льготному тарифу для IT компаний 14% (вместо 30%), страхование от несчастных случаев (травматизм) – 0,2%, стоимость использованных материальных ресурсов – 87452 руб., амортизация оборудования, которое было использовано при осуществление научных работ – 98705 руб. В апреле 2020 г. научные работы были закончены и признаны, получен патент (госпошлина – 7500 руб.), планируемый срок использования результатов научных исследований и разработок – 2 года.
Записи по отражению расходов на НИОКР в бухгалтерском учете ПАО «ЛАНИТ» представлены в таблице 6.
Таблица 6
Бухгалтерский учет расходов на НИОКР в ПАО «ЛАНИТ»
Содержание операции Первичные документы Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Осуществлены расходы на НИОКР: начислена амортизация основных средств
Ведомость амортизации основных средств 98705 08/8
02
Осуществлены расходы на НИОКР: списаны материалы
Требования-накладные 87452 08/8
10
Осуществлены расходы на НИОКР:
- начислена заработная плата
- начислены страховые взносы 14% (ПФР, ФСС, ФОМС)
- начислены страховые взносы 0,2% (травматизм) Ведомость начисления заработной платы и страховых взносов (расчетная ведомость)
687500
96250
1375
08/8
08/8
08/8
70
69
69/11
Начислена и оплачена госпошлина за патент Справка бухгалтера, платежное поручение 7500
7500 08/8
68/10 68/10
51
Признаны НИОКР Патент, справка бухгалтера (акт принятия к учету) 978782 04 08/8
Списаны расходы на НИОКР в состав расходов по обычным видам деятельности (с месяца, следующего за месяцем признания НИОКР, в размере 1/12 от годовой суммы – в мае 2020 г.) Справка бухгалтера,
Р = 978782/2*(1/12) 40782,58 26 05
Как видно из таблицы 6, учет расходов на НИОКР в ПАО «ЛАНИТ» полностью соответствует требованиям ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».
Для бизнес-процесса «приобретение/создание IT продуктов для собственных нужд» объектом учета являются нематериальные активы (НМА). Так, в мае 2020 г. в ПАО «ЛАНИТ» от дочерней организации был приобретен нематериальный актив – программа для ЭВМ, используемая для инженерных расчетов, затраты на покупку программы составили 994620 руб. (НДС не облагается), госпошлина за регистрацию патента на программу – 9500 руб., планируемый срок использования программы – 4 года.
Записи по отражению приобретения НМА в бухгалтерском учете ПАО «ЛАНИТ» представлены в таблице 7.
Таблица 7
Бухгалтерский учет поступления НМА в ПАО «ЛАНИТ»
Содержание операции Первичные документы Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Осуществлены расходы на приобретение НМА от поставщика
Отражена оплата поставщику за программу с расчетного счета Договор с поставщиком, акт приемки-передачи программы, платежное поручение 994620
994620 08/5
60 60
51
Начислена и оплачена госпошлина за патент на приобретенную программу Справка бухгалтера, платежное поручение 9500
9500 08/5
68/10 68/10
51
Принят к учету НМА, поступивший от поставщика (компания приобрела исключительные права программы для ЭВМ) Акт принятия к учету НМА 1004120 04
08/5
Начисления амортизация НМА (с месяца, следующего за месяцем принятия к учету, в размере 1/12 от годовой суммы)
– в июне 2020 г. Ведомость начисления амортизации НМА,
А = 1004120/4*(1/12) 20919,17 20 05
Как видно из таблицы 7, учет поступления НМА в ПАО «ЛАНИТ» полностью соответствует требованиям ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов».
Для бизнес-процесса «разработка IT продуктов и их последующая передача на основании лицензионных договоров» объектом учета также являются нематериальные активы (НМА), учет которых регламентирован требованиями ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов». Так, в июне 2019 г. в ПАО «ЛАНИТ» была разработана система автоматизации маркетинга –Hermann.AI, первоначальная стоимость которой на момент принятия к учету составила 2356400 руб., планируемый срок полезного использования – 5 лет. В декабре 2019 г. был зарегистрирован лицензионный договор на передачу неисключительного права пользования системой с компаний «МаркетПрофи» с указанием ежеквартальных лицензионных платежей (роялти) в сумме 120000 руб. (НДС не облагается). Госпошлина за регистрацию лицензионного договора в Роспатенте составила 25000 руб.
Записи по отражению передачи права пользования НМА на основании лицензионного договора в бухгалтерском учете ПАО «ЛАНИТ» представлены в таблице 8.
Таблица 8
Бухгалтерский учет передачи НМА по лицензионным договорам
в ПАО «ЛАНИТ»
Содержание операции Первичные документы Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Передано право пользования НМА:
- первоначальная стоимость
- накопленная амортизация Лицензионный договор, справка бухгалтера
2356400
235640
04/2
05
04
05/2
Отражены затраты на регистрацию лицензионного договора в Роспатенте Справка бухгалтера, платежное поручение 25000 20/2 76/5
Начислены лицензиату платежи за предоставленное право пользование НМА за 1 квартал 2020 г. Лицензионный договор, счет на оплату 120000 62 90/1
Начисления амортизация НМА, переданного в пользование по лицензионному договору, за 1 квартал 2020 г. Ведомость амортизации НМА,
А = 2356400/5*(1/12)*3 117820 20/2 05/2
Списаны затраты, связанные с передачей НМА Справка бухгалтера 117820 90/2 20/2
Как видно из таблицы 8, поскольку в ПАО «ЛАНИТ» деятельность по предоставлению прав на использование НМА носит постоянный характер, то платежи по лицензионному договору признаются в составе доходов от обычных видов деятельности на счете 90 «Продажи», однако этот момент должен быть указан в учетной политике организации.
Для бизнес-процесса «разработка ПО, создание Интернет-сайтов по заказам клиентов, их абонементная/техническая поддержка» объектами учета являются доходы и расходы организации по основному виду деятельности, учет которых регламентирован требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
В июне 2020 г. в ПАО «ЛАНИТ» были осуществлены работы по разработке ПО на основании заказа клиента – организации ООО «Профит». Договорная стоимость работ по разработке ПО для клиента – 1758000 руб., реализация ПО не облагается НДС. В мае была получена предоплата в размере 30% от договорной стоимости работ.
Затраты на оплату труда специалистов компании, выполняющих разработку ПО, составили 874200 руб., страховые взносы по льготному тарифу для IT компаний 14% (вместо 30%), страхование от несчастных случаев (травматизм) – 0,2%, стоимость использованных материальных ресурсов – 110250 руб., амортизация оборудования, которое было использовано при разработке ПО по заказу клиента –87524 руб.
В июне 2020 г. работы по разработке ПО для клиента были закончены и переданы, оплачены клиентом полностью. Общехозяйственные расходы за июнь составили 3789524 руб., доля выручки от выполнения заказа составила 12% от общей выручки компании за июнь.
Сумма прибыли в результате выполнения заказа клиента по разработке ПО составила:
П = 1758000 – (874200*(1+0,14+0,002)+110250+87524+3789524*0,12) =
= 1758000 – 1650853,28 = 107146,72 руб.
Записи по отражению доходов и расходов по выполнению заказов клиентов в бухгалтерском учете ПАО «ЛАНИТ» представлены в таблице 9.
Таблица 9
Бухгалтерский учет выполнения заказов клиентов в ПАО «ЛАНИТ»
Содержание операции Первичные документы Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Получена предоплата от клиента за разработку ПО – 30% Выписка банка с расчетного счета 527400 51 62/2
Отражены затраты на выполнение заказа клиента по разработке ПО: начислена амортизация основных средств Ведомость амортизации основных средств 87524 20
02
Отражены затраты на выполнение заказа клиента по разработке ПО: списаны материалы Требования-накладные 110250 20
10
Отражены затраты на выполнение заказа клиента по разработке ПО:
- начислена заработная плата
- начислены страховые взносы 14% (ПФР, ФСС, ФОМС)
- начислены страховые взносы 0,2% (травматизм) Ведомость начисления заработной платы и страховых взносов (расчетная ведомость)
874200
122388
1748,40
20
20
20
70
69
69/11
Списаны общехозяйственные расходы, относящие на заказ клиента по разработке ПО пропорционально выручке Ведомость учета общехозяй-ственных расходов, справка бухгалтера 454742,88 20 26
Списаны расходы на выполнение заказа клиента по разработке ПО Справка бухгалтера
1650853,28 90/2 20
Отражена выручка по выполненному заказу клиента по разработке ПО Договор на разработку ПО для клиента, акт приемки-сдачи выполненных работ 1758000 62/1 90/1
Зачтен ранее полученный аванс в размере 30% от стоимости работ Справка бухгалтера 527400 62/2 62/1
Получена оплата от клиента за разработку ПО – 70% Выписка банка в с расчетного счета 1230600 51 62/1
Отражена прибыль от выполнения заказа Справка бухгалтера 107146,72 90/9 99
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что в ПАО «ЛАНИТ» бухгалтерский учет основных бизнес-процессов ведется в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и положениями по бухгалтерскому учету: ПБУ 17/02 и ПБУ 14/2007, ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.
2.3. Рекомендации по совершенствованию СБУ в ПАО «ЛАНИТ»
Выделим проблемы, которые были обнаружены при ведении учета в ПАО «ЛАНИТ», составим предложения по улучшению.
Согласно учетной политике ПАО «ЛАНИТ» бухгалтерский и налоговый учет в компании ведется по автоматизированной форме учета с применением программы «1С: Бухгалтерия», что позволяет формировать такие регистры учета, как главная книга, оборотно-сальдовая ведомость по счету, анализ счета, карточка счета.
При этом согласно учетной политике ПАО «ЛАНИТ» в компании принят метод учета затрат по отдельным заказам на выполнение заявок и заказов клиентов, в том числе (заказов по разработке ПО, разработке баз данных и других) с распределением общехозяйственных расходов между заказами пропорционально выручке. Очевидным недостатком указанного метода учета затрат является недостаточная проработанность выбора базы распределения общехозяйственных расходов.
С одной стороны, распределение общехозяйственных расходов между заказами пропорционально выручке и их последующее включение в себестоимость выполнения заказов клиентов IT компании не противоречит требованиям действующего законодательства РФ, в том числе – не противоречит требованиям НК РФ. Но, с другой стороны, многие заказы (особенно заказы по разработке и доработке ПО клиентов) исполняются в течение времени, превышающего месяц, тогда как списание общехозяйственных расходов производится ежемесячно и на заказы, которые выполняются в течение длительного времени, относится только та сумма общехозяйственных расходов, которые были осуществлены в месяце признания доходов по реализации выполненных заказов клиентам.
Кроме того, стоит отметить тот факт, что согласно требованиям ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» в состав затрат на НИОКР могут быть включены и общехозяйственные затраты, но только в части, связанной с НИОКР.
Поэтому можно сделать вывод о том, что принятая в ПАО «ЛАНИТ» система учета общехозяйственных затрат несовершенна.
С учетом современных тенденций к учету по системе «директ-костинг», следует рассмотреть такой вариант совершенствования бухгалтерского учета, как ежемесячное включение общехозяйственных затрат в состав себестоимости продаж (в дебет счета 90/8 «Управленческие расходы»). Это позволит формировать финансовый результат от продаж с учетом валовой прибыли, зависящей непосредственно от текущих доходов и расходов, не связанных с содержанием администрации и прочего вспомогательного персонала IT компании.
Как показало проведенное исследование, особенности, а связанные с ними и проблемы бухгалтерского и налогового учета в IT компаниях связаны с учетом расходов на НИОКР и учетом нематериальных активов, но кроме того, следует учитывать длительный срок выполнения некоторых заказов клиентов по разработке ПО. Поэтому для целей совершенствования аналитического учета в ПАО «ЛАНИТ» можно рекомендовать вести аналитический учет расходов по основной деятельности не только в разрезе заказов клиентов, но и группировать заказы по планируемой длительности их выполнения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 1994. – 5 декабря. – № 32.– ст. 3301.
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 1996. – 29 января. – № 5.– ст. 410.
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 2000. – 7 августа. – № 32.– ст. 3340.
4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-Ф3 // Собрание законодательства РФ. – 2002. – 7 января. – № 1 (часть I). – ст. 3.
5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.06.2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – 31 июля. – № 31 (часть I). – ст. 3448.
6. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – 31 июля. – № 31 (часть I). – ст. 3451.
7. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. – 12 декабря. – № 50.– ст. 7344.
8. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2009. – 5 января. – № 1.– ст. 15.
9. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н // Российская газета. Ведомственное приложение. – 1998. – 31 октября.
10. Об утверждении ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»: Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008. – 3 ноября. – № 4.
11. Об утверждении ФСБУ 5/2019 «Запасы»: Приказ Минфина РФ от 15.11.2019 № 180н, действует с 1 января 2021 г. // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). – 2020. – 26 марта.
12. Об утверждении ПБУ 6/01 «Учет основных средств»: Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н // Российская газета. – 2001. – 16 мая. – №91-92.
13. Об утверждении ПБУ 9/99 «Доходы организации»: Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н // Российская газета. – 1999. – 22, 23 июня.
14. Об утверждении ПБУ 10/99 «Расходы организации»: Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н // Российская газета. – 1999. – 22, 23 июня.
15. Об утверждении ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»: Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н // Российская газета. – 2008. – 2 февраля. – № 22.
16. Об утверждении ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»: Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н // Российская газета. – 2002. – 17 декабря. – № 236.
17. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению: Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н // Российская газета. Приложение. – 2000. – № 48.
18. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – 30 августа. – № 35.
19. О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации: Приказ Минфина России от 09.01.2019 г. № 2н // URL: https://base.garant.ru/72163284/ (дата обращения: 22.04.2021).
20. Аудит: учебник для бакалавриата и специалитета / Н. А. Казакова [и др.]; под ред. Н. А. Казаковой. – М.: Юрайт, 2019. – 409 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/431436 (дата обращения: 22.04.2021).
21. Акмаров, П.Б., Князева, О.П. Перспективы и проблемы использования информационных технологий в автоматизации бухгалтерского учета [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. – 2017. – №130. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.04.2021).
22. Бахтеев, А.В., Арженовский, С.В. Обзор и сравнительный анализ качественных методов оценки риска существенных искажений вследствие недобросовестных действий в ходе аудита финансовой отчетности [Электронный ресурс] // Учет и статистика. – 2016. – №4 (44). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 22.04.2021).
23. Витковская, Е.В. Методика расчета уровня существенности в аудите финансовой отчетности // Новый университет. Серия «Экономика и право». – 2016. – №8 (66). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-rascheta-urovnya-suschestvennosti-v-audite-finansovoy-otchetnosti (дата обращения: 23.04.2021).
24. Голикова, О.В., Васильева. Е.А. Методологические аспекты оценки аудиторских рисков // Вестник ВУиТ. – 2016. – №2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 22.04.2021).
25. Гребнева, М.Е., Цыганкова, О.И. Аналитические процедуры на этапах аудита нематериальных активов организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiticheskie-protsedury-na-etapah-audita-nematerialnyh-aktivov-organizatsii (дата обращения: 22.04.2021).
26. Егорова, И.С., Эрендженова, С.В. Оценка рисков в аудите [Электронный ресурс] // Учет. Анализ. Аудит. – 2016. – №2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 22.04.2021).
27. Захарченко, К.А., Пивень, И.Г. Методические подходы к определению существенности в аудите [Электронный ресурс] // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. –№4-2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-opredeleniyu-suschestvennosti-v-audite (дата обращения: 22.04.2021).
28. Итыгилова Е.Ю. Методологические аспекты оценки аудиторского риска с учетом факторов «действия», «события» и «ограничения» [Электронный ресурс] // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2018. – №9 (441).– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 22.04.2021).
29. Исманов, И.Н., Хожаев, А.С., Хабижонов, С.К. Угли Вопросы совершенствования бухгалтерского учёта нематериальных активов // Проблемы Науки. – 2019. – №6 (139). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-sovershenstvovaniya-buhgalterskogo-uchyota-nematerialnyh-aktivov (дата обращения: 22.04.2021).
30. Кириллова, И.В. Инвентаризация как способ учета и контроля нематериальных активов // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». – 2019. – №26. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/inventarizatsiya-kak-sposob-ucheta-i-kontrolya-nematerialnyh-aktivov (дата обращения: 22.04.2021).
31. Комаров, В.А., Муравицкая Н.К. Нормативно-правовое регулирование организаций и учета ИТ [Электронный ресурс] // Хроноэкономика. 2017. №5 (7). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.04.2021).
32. Полухина, С.А. Формализация и аудит системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности на предприятии // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». – 2020. – №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formalizatsiya-i-audit-sistemy-upravleniya-pravami-na-rezultaty-intellektualnoy-deyatelnosti-na-predpriyatii (дата обращения: 22.04.2021).
33. Овчинникова, А.С. Автоматизация бухгалтерского учета [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 150-152. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/294/66656 (дата обращения: 22.04.2021).
34. Тихонова, И.В. Проблемы применения электронного документооборота в бухгалтерском учете [Электронный ресурс] // Известия БГУ. 2019. №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.04.2021).
35. Учет затрат на НИОКР для сторонних заказчиков [Электронный ресурс] // Главбух. – 2019. – Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/hl/308066-uchet-zatrat-na-niokr-dlya-storonnih-zakazchikov (дата обращения: 22.04.2021).
36. Федосенко, Т.В. О новых подходах к оценке уровня существенности при формировании общей стратегии аудита // Вестник РУК. – 2018. – №3 (33). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-novyh-podhodah-k-otsenke-urovnya-suschestvennosti-pri-formirovanii-obschei-strategii-audita (дата обращения: 23.04.2021).
37. Феоктистова, Т.В. Бухгалтерский учет затрат компаний инновационной сферы деятельности // Политика, экономика и инновации. – 2020. – №4 (33). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/buhgalterskiy-uchet-zatrat-kompaniy-innovatsionnoy-sfery-deyatelnosti (дата обращения: 22.04.2021).
38. Чернова Е.В. Анализ количественных и качественных методов оценки величины рисков учета и аудита [Электронный ресурс] // Экономика и бизнес: теория и практика. –2019. – №12-3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 22.04.2021).
39. Якимова В.А., Радомский В.С. Идентификация и оценка рисков в процессе планирования аудиторской выборки [Электронный ресурс] // Международный бухгалтерский учет. – 2017. – №2 (416). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 22.04.2021).