Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Фонд социального страхования — это государственный фонд, который работает согласно федеральным законам, указам президента и постановлениям правительства, а его бюджет и имущество принадлежат государству.
Деятельность фонда заключается в том, что в нем копятся страховые взносы от работодателей за их работников и от всех, кто страхует себя добровольно. Эти деньги фонд тратит на возмещение заработка тем, кто попал в ситуацию временной нетрудоспособности, то есть не может работать из-за болезни, несчастного случая на производстве или беременности и родов.
Актуальность данной темы заключается в том, что цель работы ФСС — обеспечивать гарантированные государством социальные расходы для оздоровления, лечения или реабилитации работников, а также оплачивать отдельные социальные услуги. ФСС выплачивает застрахованным лицам несколько видов пособий, а также оплачивает родовые сертификаты, путевки в санатории, технические средства реабилитации и протезы для ветеранов войны.
1.Теоретико-правовые аспекты организации деятельности Фонда социального страхования
1.1 Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ
Фонд социального страхования - это государственный фонд специального назначения.
Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, нормативно-правовыми актами и указами Российской Федерации [1].
Фонд социального страхования РФ имеет следующие органы:
- региональные отделения, которые управляют средствами социального страхования;
- центральные отраслевые отделения, направленные на регулирование средств в отдельных отраслях народного хозяйства;
- филиалы отделений, которые создаются отраслевыми отделениями Фонда.
Председатель руководит деятельностью Фонда социального страхования в РФ.
Также следует отметить, что для обеспечения деятельности создан центральный аппарат, а также аппараты органов Фонда социального страхования.
При Фонде находится Правление, а также координационные советы, которые выступают коллегиальными совещательными органами.
Рассмотрим, как устроен и какие функции выполняет фонд социального страхования.
Организационная структура Фонда социального страхования Российской Федерации представлена на рисунке 1.
Действующий ФСС РФ создан в 1991 году. Деятельность фонда заключается в том, что в нем копятся страховые взносы от работодателей за их работников и от всех, кто страхует себя добровольно. Эти деньги фонд тратит на возмещение заработка тем, кто попал в ситуацию временной нетрудоспособности, то есть не может работать из-за болезни, несчастного случая на производстве или беременности и родов.
Но ФСС занимается не только выдачей пособий по временной нетрудоспособности.
Вся деятельность по обязательному социальному страхованию в России регулируется только на федеральном уровне — регионы не принимают решений и не издают собственные нормативные акты.
Фонд социального страхования — это государственный фонд, который работает согласно федеральным законам, указам президента и постановлениям правительства, а его бюджет и имущество принадлежат государству [19, 128].
При этом фонд — внебюджетный, то есть его деньги не учитываются в федеральном бюджете. Это значит, что государство не может взять деньги из ФСС и направить, например, на реализацию программы поддержки малого бизнеса. Деньги фонда в любом случае уходят на пособия по временной нетрудоспособности, социальные расходы и отдельные виды социального обеспечения, например программы по уменьшению производственного травматизма.
И ФСС РФ, и его отделения в регионах — это некоммерческие юридические лица в форме учреждений. Учреждения всегда создаются для управленческих, социально-культурных или иных подобных функций, у них есть гербовая печать со своим наименованием, счета в банках [24, 69]. Это значит, что по многим вопросам фонд и его региональные отделения могут самостоятельно принимать решения. Например, сами решают текущие хозяйственные вопросы, взаимодействуют с местными жителями и организациями.
В России в целом есть три государственных внебюджетных страховых фонда — медицинский, пенсионный и социальный. У каждого из них свои задачи, и между собой эти фонды не пересекаются.
1.2 Роль Фонда социального страхования в системе социальной защиты населения
Социальное страхование — это система, по которой государство защищает людей, временно оставшихся без дохода по каким-то причинам — например, из-за болезни [32,155]. Фонд социального страхования — ФСС — существует, чтобы государство могло контролировать расходы на социальное страхование и защиту граждан.
Основная цель ФСС — обеспечить застрахованных лиц гарантированными пособиями, выплатами и некоторыми видами социальных услуг для их оздоровления, лечения или реабилитации. Чтобы достигать эту цель, фонд выполняет следующие задачи.
Согласно п. 6 Положения о фонде социального страхования фонд собирает взносы от страхователей на ОСС по временной нетрудоспособности и материнству, от несчастных случаев на производстве и профессиональных травм, то есть наполняет фонд [10].
Он выплачивает пособия, которые компенсируют временно утраченный доход людям, которые по каким-то причинам потеряли возможность трудиться и зарабатывать. Вот какие выплаты считаются основными:
1. По временной нетрудоспособности, исключая пособие за первые 3 дня болезни — их работодатели оплачивают сами.
2. По беременности и родам.
3. За постановку на учет в ранние сроки беременности.
4. При рождении ребенка.
5. По уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
6. На погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг.
Фонд участвует в разработке программ охраны здоровья работников. Например, в 2018 году ФСС стал партнером программы по продвижению концепции «нулевого травматизма», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения [40]. А в 2019 году при участии ФСС был разработан и утвержден комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни.
ФСС РФ готовит предложения о размерах тарифов страховых взносов. Эти тарифы затем утверждаются Госдумой и Советом Федерации РФ и фиксируются в федеральных законах, в том числе в налоговом кодексе.
Фонд социального страхования отвечает на вопросы по страхованию от населения и страхователей. Вопросы поступают через горячую линию и форму обращения на сайте, ответы на них публикуются там же на сайте, в информационных буклетах, оглашаются на вебинарах по разъяснению законодательства и т. д.
Он контролирует страхователей. ФСС ведет учет работодателей и добровольно застраховавшихся лиц, проверяет отчетность, проводит камеральные и выездные проверки. Работает со своими специалистами — готовит кадры и повышает их квалификацию.
Фонд социального страхования оказывает большое влияние на результаты голосования по вопросам социальной защиты в силу целого ряда факторов.
Фонд социального страхования был создан для обеспечения безопасности людей, в настоящее время работающих, но которые будут испытывать периоды отсутствия работы. Большинство работодателей и работников платят взносы на социальное страхование в фонд социального страхования при трудоустройстве, и за это работники получают пособия за периоды, проведенные вне работы. Наиболее примечательно, что фонд предоставляет страхование людям, находящимся на пенсии, а также тем, кто находится в периоде безработицы, отпуска по болезни и отпуска по беременности и родам.
В целом выплата социального страхования является обязательной для работающих людей. Ожидается, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе расходы, связанные с пенсиями, станут преобладающим компонентом расходов Фонда, отражая тенденции старения населения.
1.3 Правовое регулирование деятельности Фонда социального страхования
С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Правовое регулирование деятельности ФСС. Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его правовой режим определен постановлением Правительства РФ "О фонде социального страхования Российской Федерации" от 12.02.1994 г. № 101 [7].
Таким образом, ФСС в своей работе руководствуется как общими нормативными актами о социальном страховании, так и специальными — об организации деятельности фонда.
2. Анализ деятельности Фонда социального страхования РФ
2.1. Общая характеристика Фонда социального страхования РФ
Обязательное социальное страхование позволяет минимизировать негативные последствия от возможного изменения материального или социального положения граждан по причинам, совершенно независящим от них [15,111]. Такая система защиты регулируется тремя различными фондами, одним из которых является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Фондом социального страхования называется организация внебюджетного типа, которая была создана с целью реализации программы обязательного страхования. Все задачи, которые выполняет такая организация, регулируются федеральными законами. Контроль также производится на основе Бюджетного кодекса РФ.
Средства такого фонда формируются за счет взносов компаний, выступающих в качестве работодателей. Кроме этого, следует также отметить еще и дополнительные источники наполнения ФСС [40]:
• доходы от инвестиций;
• бюджетные ассигнования;
• страховые взноса предпринимателей;
• другие способы денежных поступлений.
Ассигнованные средства выделяются из центрального бюджета в пользу регионов для покрытия затрат. Впоследствии определенная денежная сумма используется в качестве финансовой помощи гражданам в виде выплаты поощрительных пособий, частичной компенсационных выплат для ДЮСШ и лечебно-оздоровительных учреждений, оплату проезда и путевок определенным категориям граждан.
2.2. Показатели деятельности Фонда социального страхования РФ
Согласно заключению Счетной Палаты на отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год, представленный Правительством Российской Федерации Счетной палате Российской Федерации проанализируем основные показатели деятельности ФСС РФ.
Бюджет ФСС исполнялся в условиях социально-экономического развития, которые характеризуются показателями, представленными ниже.
Основные параметры бюджета ФСС на 2020 год утверждены в следующих объемах [40]:
• доходы – 752 953 223,3 тыс. рублей;
• расходы – 741 007 841,4 тыс. рублей;
• профицит – 11 945 381,9 тыс. рублей, включая объем дефицита в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 10 489 179,7 тыс. рублей и профицит в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 22 434 561,6 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств утверждены в объеме 641 078 138,6 тыс. рублей.
Обособленное исполнение бюджета в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
• главным администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является ФНС России, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – ФСС;
• для основных плательщиков тариф по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен в размере 2,9 % в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая с 1 января 2019 года составила 865,0 тыс. рублей (в 2018 году – 815,0 тыс. рублей). Для отдельных плательщиков применялись пониженные тарифы страховых взносов (от 0 до 2 %). Выпадающие доходы в связи с применением пониженных тарифов компенсировались бюджету ФСС за счет средств федерального бюджета;
• в 2020 году сохранены действующие с 2006 года тарифы страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 %), дифференцированные по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска (32 класса).
В 2020 году Фонд был вправе в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в рамках страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принимать решения о направлении страхователем до 20 % сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по данному виду обязательного социального страхования.
2.3 Проблемы функционирования Фонда социального страхования РФ и способы их решения
Как известно, с 2021 года планируется переход на прямые выплаты из ФСС для еще 8 регионов. Система прямых выплат из ФСС сейчас работает в качестве пилотного проекта в нескольких регионах России. К эксперименту присоединились 77 из 85 субъектов РФ. В 2021 году переход на новую систему станет обязательным. Таким образом, пилотным проектом будет охвачена вся страна.
Сейчас часть регионов ещё используют зачётную систему выплат. При наступлении страхового случая пособие работнику перечисляет работодатель. Расходы на выплату пособия компенсируются за счёт начисленных взносов. Если выплаты больше, чем взносы, то ФСС возместит разницу.
Счетная плата опубликовала отчет по оценке финансовой устойчивости бюджета ФСС при переходе с 2021 года с зачетного механизма на систему прямых выплат. Анализ показал, что переход с «зачетного механизма» на «прямые выплаты» несет в себе ряд очевидных преимуществ, в частности:
• возможность контролировать выплаты пособий уже на этапе их назначения;
• отсутствие взаимозачета по расходам со страхователями, что упрощает процедуру налогового контроля;
• прозрачность поступлений и начислений, упрощение процедуры формирования бюджетной отчетности ФСС;
• устранение кредиторской задолженности Фонда перед страхователем, которая регулярно образовывалась при использовании «зачетного механизма» за счет превышения расходов на выплату пособий над суммой начисленных страховых взносов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фонд социального страхования - это государственный фонд специального назначения. ФСС — это государственный внебюджетный фонд, который создали, чтобы власти могли контролировать расходы на социальное страхование граждан России.
Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, нормативно-правовыми актами и указами Российской Федерации.
Основная цель ФСС — обеспечить застрахованных лиц гарантированными пособиями, выплатами и некоторыми видами социальных услуг для их оздоровления, лечения или реабилитации.
ФСС занимается не только выдачей пособий по временной нетрудоспособности. Вся деятельность по обязательному социальному страхованию в России регулируется только на федеральном уровне — регионы не принимают решений и не издают собственные нормативные акты.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ
4. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (последняя редакция)
5. Федеральный Закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
6. Указ Президента Российской Федерации от 28.09.1993 № 1503 "Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации" (1503, 11.02.2019) от 11.02.2019 г.
7. Указ Президента Российской Федерации от 07.08.1992 № 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (822, 11.02.2019).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.1993 № 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации" (1094, 11.02.2019) от 11.02.2019 г.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (101, 30.07.2020) от 30.07.2020 г.
10. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (ред. от 29.12.2018).
11. Архипов А.П. Основы страхового дела. – М.: Маркет ДС, 2019. – 412 с.
12. Бакиров, А. Ф. Формирование и развитие рынка страховых услуг / А.Ф. Бакиров, Л.М. Кликич. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 304 c.
13. Веселовский, М. Я. Страховой сервис / М.Я. Веселовский. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2018. - 288 c.
14. Гвозденко А.А. Основы страхования, М.: Финансы и статистика, 2018. – 381 с.
15. Гвозденко, А. А. Основы страхования / А.А. Гвозденко. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 320 c.
16. Гейц, И. В. Практические рекомендации по выплате пособий по социальному страхованию / И.В. Гейц. - М.: Дело и сервис, 2015. - 208 c.
17. Гоммеля В.Б. Страхование. – М.: Маркет ДС, 2019. – 488 с.
18. Грищенко М.Б. Основы страховой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 352 с.
19. Захаров, М. Л. Социальное страхование в России. Прошлое, настоящее и перспективы развития / М.Л. Захаров. - М.: Проспект, 2016. - 310 c.
20. Иванкин, Ф. Ф. Акционерное и Взаимное Страхование в России 1827-1920 / Ф.Ф. Иванкин. - М.: Издательский дом Рученькиных, 2016. - 272 c.
21. Косаренко, Н. Н. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере страхования / Н.Н. Косаренко. - М.: Wolters Kluwer, 2015. - 312 c.
22. Курбангалеева, О. А. Страховые взносы в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования / О.А. Курбангалеева. - М.: Рид Групп, 2015. - 272 c.
23. Мак, Томас Математика рискового страхования / Томас Мак. - М.: Олимп-Бизнес, 2016. - 418 c.
24. Навигатор страхового агента. Выпуск 3. - М.: Деловой формат, 2016. - 100 c.
25. Навигатор страхового агента. Выпуск 4. - М.: Деловой формат, 2016. - 559 c.
26. Полетаев, А. В. Расходы на страхование работников / А.В. Полетаев. - М.: Дело и сервис, 2015. - 176 c.
27. Прокошин, В. А. Финансово-правовое регулирование страховой деятельности в современной России / В.А. Прокошин, Н.Н. Косаренко. - М.: Флинта, 2019. - 208 c.
28. Роик, В. Д. Обязательное медицинское страхование. Теория и практика / В.Д. Роик. - М.: Дело и сервис, 2017. - 208 c.
29. Роик, Валентин Обязательное и добровольное пенсионное страхование. Институты и финансы: моногр. / Валентин Роик. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 278 c.
30. Сплетухов, Ю. А. Страхование / Ю.А. Сплетухов, Е.Ф. Дюжиков. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 c.
31. Страхование. - М.: Лениздат, 2018. - 256 c.
32. Страховое дело. - М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2018. - 528 c.
33. Федорова Г.А. Страховое дело. – М.: Экономист, 2019. – 375 с.
34. Хачатурян К.С. Страхование. – М.: МИЭМП, 2019. – 436 с.
35. Шахов В.В. Страхование. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 249 с.
36. https://www.cbr.ru/ - ЦБ РФ
37. http://prostrahovanie.ru/ - информационный портал про страхование
38. http://www.allinsurance.ru/ - страхование в России
39. http://insur-portal.ru/ - страховой портал
40. http://fss.ru/ - Фонд социального страхования России