Фрагмент для ознакомления
2
Пожары являются самыми распространенными и наиболее частыми источниками возникновения ЧС, носящими техногенный характер. Пожары могут произойти где угодно: на промышленных объектах, на транспорте, объектах, хранящих, добывающих, или перерабатывающих легковоспламеняющиеся горючие или взрывчатые вещества, в шахтах, на горнодобывающих объектах и иных подземных сооружениях, а также в жилых зданиях и общественных местах.
С самых древних времен главной целью деятельности государства является обеспечение безопасностью. Исторически сложилось так, что прерогативой государства является обеспечение пожарной безопасности. В системе обеспечения национальной безопасности страны основой является защита от пожаров и проблема спасения .
Таким образом, обеспечение пожарной безопасности – важная функция государства. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – это состояние защищённости человека, общества, материального имущества и государства от пожаров.
Самое большое количество пожаров в 2020 году было отмечено:
– на объектах, находящихся на открытых территориях – 295 998 единиц (62,8% от общего числа возгораний);
– в зданиях и сооружениях: здесь произошло 154 978 пожаров (32,9%);
– на транспорте – 17 896 (3,8%);
– на прочих объектах – 2 554 (0,5%).
Рис. 1 – Количество пожаров по объектам инфраструктуры
В настоящее время активно ведется работа по принятию нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление надзорной деятельности в части касающейся пожарной безопасности. Также изменения вносятся в уже существующие нормативные правовые акты, которые действуют на всей территории Российской Федерации. Например, внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В ст. 4.5 КоАП РФ регламентировано увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства о пожарной безопасности до одного года. Ранее этот срок составлял два месяца.
Также в ст. 11.16 КоАП РФ видно, что для граждан и для должностных лиц увеличены размеры административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности на морском, внутреннем водном, железнодорожном и воздушном транспорте. Если ранее для граждан данный административный штраф составлял одну тысячу пятьсот рублей, то теперь размер штрафа составляет две тысячи рублей; а для должностных лиц данный штраф увеличился до пяти тысяч рублей от ранее четырех тысяч.
Статьей 19.5 КоАП РФ за невыполнение законных предписаний органов, которые осуществляет государственный пожарный надзор, также предусмотрено усиление ответственности.
В соответствии с Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в ст. 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» за невыполнение требований к мероприятиям в области гражданской обороны и невыполнение требований правил и норм по ликвидации и предупреждению ЧС увеличены административные штрафы.
Также уточнен ранее действующий порядок действий при неуплате административного штрафа, что отражено в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений в ст. 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» .
Касаемо муниципального и государственного контроля над соблюдением норм пожарной безопасности, внесены поправки, о чем свидетельствует Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» .
Таким образом, полномочия Российской Федерации по контролю (надзору) в некоторых субъектах можно передавать на местный уровень, а в областях разрешается передача этих полномочий на региональный уровень.
Для выполнения разрешительной функции МЧС России, связанной с осуществлением надзорной деятельности в области пожарной безопасности, издан Приказ МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» .
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что за последнее время в правовом поле регулирования пожарной безопасности было принято немало нормативных правовых актов, которые имеют решающее значение для системы МЧС России и страны в целом. Несмотря на активную работу государства по принятию мер, которые связаны с осуществлением надзорной деятельности в области пожарной безопасности, остается ряд проблемных вопросов, которые необходимо решить. Например, нормативно-правовая база, относящаяся к вопросам пожарной безопасности имеет свыше 2,1 тыс. документов (Федеральные Законы, Своды правил, Строительные нормы и правила), которые в свою очередь носят различный нормативно -правовой статус и соответственно имеют область применения для разного рода объектов защиты .
Также в своей работе по пожарному надзору государственные инспектора испытывают сложности в применении и использовании действующих нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности.
1.2 Анализ административных правонарушений в области пожарной безопасности
Исследование нормативно-правовой базы, упорядочивающей отношения по поводу привлечения к административной ответственности в области пожарной безопасности, не позволило обнаружить официально закрепленную формулировку исследуемой дефиниции. Кроме того, в юридической литературе рассматриваемому вопросу посвящено недостаточно научных трудов. В связи с этим для определения категории «административная ответственность за нарушение пожарной безопасности» необходимо сначала обратиться к сложившемуся в правовой доктрине пониманию административной ответственности в целом.
В юридической литературе активно дискутируется вопрос относительно содержания административной ответственности. Главным различием в подходах является набор методов воздействия на правонарушителя. Согласно одной точке зрения, административная отвесность – это применение мер административного характера.
Так, большинство ученых сходятся во мнении о том, что административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, выражающейся в применении полномочными органами и их должностными лицами санкций, закрепленных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и законах субъектов об административных правонарушениях, к лицам, совершившим противоправное деяния. Главным образом, отличительной особенностью административной ответственности является тот факт, что в силу своей малозначительности, она наступает за совершенный проступок.
Однако, нормы административной ответственности за несоблюдения требований пожарной безопасности закреплены только в федеральном законодательстве.
За несоблюдение правил в сфере пожарной безопасности виновные привлекаются к юридической ответственности, которая может быть реализована как в уголовном, гражданском, дисциплинарном, так и в административном порядке. Определение понятия «административная ответственность».
Данная юридическая категория рассматривается как специфическая форма правовой ответственности реагирования компетентных государственных органов на определенные противоправные действия – административные проступки, а лица, совершившие их, несут ответственность перед указанными компетентными органами за совершенные неправомерные действия в виде административных взысканий в определенных административным законодательством формах и порядке .
Нарушение требований пожарной безопасности предусматривает наказание, которое определяется статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». При нарушении требований пожарной безопасности – организации, индивидуальному предпринимателю, должностному лицу, а также и физическому лицу грозит привлечение к административной ответственности.
Однако, в случае нарушения правил пожарной безопасности, в результате которых произошла гибель людей или был причинен тяжкий вред здоровью, виновные физические лица будут немедленно привлечены к уголовной ответственности. Более того, к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности могут привлечь лицо, в действиях которого обнаружен состав соответствующего административного правонарушения .
Поэтому в качестве должностного лица могут привлечь как руководителя организации-нарушителя, так и работника, ответственного за пожарную безопасность. Эти лица ответственные за организацию и обеспечение выполнения юридическим лицом требований пожарной безопасности, поэтому в случае правонарушения в области пожарной безопасности несут административную ответственность как должностные лица (следует из примечания к Статье 2.4 КоАП РФ).
Стоит также отметить, что сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, не всегда, ввиду тех или иных причин, может выполнить требования закона самостоятельно. Поэтому в преобладающем числе случаев под наказание попадает именно руководитель организации. В некоторых случаях, правила противопожарного режима сформулированы через обязанность руководителя. Например, руководитель организации обязан обеспечивать исправное состояние знаков пожарной безопасности (Правила противопожарного режима, пункт 43). В таких случаях ответственность несет непосредственно сам руководитель, а не организация и не ответственное лицо.
К административной ответственности могут быть привлечены организации, индивидуальные предприниматели, должностные лица и граждане, согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Сама же статья 20.4 КоАП РФ является основной нормой, которая предусматривает административную ответственность при нарушении правил пожарной безопасности.
Административные правонарушения, предусмотренные статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), отличаются повышенной общественной опасностью.
Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.
Статья 20.4 КоАП РФ включает следующие составы административных правонарушений:
1) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 – 8 статьи 20.4 данного Кодекса (часть 1);
2) нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (часть 2);
3) нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (часть 3);
4) нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (часть 4);
5) повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 статьи 20.4 КоАП РФ (часть 5);
6) нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (часть 6);
7) нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (часть 6.1);
8) неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно (часть 7);
9) нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям (часть 8).
Также, статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ предусматривается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах и на транспорте.
При нарушении требований пожарной безопасности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривается предупреждение, в случае если:
– нарушение выявлено впервые;
– отсутствие имущественного ущерба;
– отсутствие вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде и угрозы его причинения;
– отсутствует угроза возникновения чрезвычайных ситуаций .
По отношению к субъектам малого или среднего предпринимательства, а также его работников – существует возможность замены штрафа предупреждением, в случае привлечения к ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ (часть 2 статьи 3.4, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.
5. Федеральный закон от 18.07.2011 № 226-ФЗ «О внесении изменений в ст. 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4574.
6. Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4590.
7. Федеральный закон от 06.11.2011 № 295-ФЗ «О внесении изменений в ст. 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 45. Ст. 6325.
8. Проект № 891642-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях в части установления ответственности за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах защиты, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Приказ МЧС России от 30.11.2016 № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2017 № 45228) // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.06.2012 № Ф06-3762/12 по делу № А65-16466/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2012 по делу № А55-18933/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.03.2013 по делу № А26-3128/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Адилжан М.М., Дулуев Р.А., Гребнев Я.В. Требования и правила пожарной безопасности к многоквартирным жилым домам // LXVI International correspondence scientific and practical conference. 2020. С. 11-14.
14. Ануфриев Ф.Е. Порядок производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. Сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2017. С. 45-46.
15. Байкалов Е.А., Сметанкина Г.И. К вопросу о квалификации преступлений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности // In Situ. 2017. № 3. С. 15-17.
16. Блыжков Г.Н. Теоретические подходы к определению содержания административной ответственности за нарушение пожарной безопасности в Российской Федерации // Право. Общество. Государство. Сборник научных трудов студентов и аспирантов / отв. ред. Е. В. Трофимов. Санкт-Петербург, 2019. С. 139-141.
17. Вытовтов А., Сметанкина Г., Шумилин В. Повышение экологической безопасности в лесах вследствие пресечения нарушений правил пожарной безопасности // Пожарное дело. 2018. № 5. С. 14-18.
18. Гаджиев Г.М., Крылова И.В. Отдельные вопросы административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах российской федерации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2020. № 1 (46). С. 25-31.
19. Громова О.Н., Смирнова А.В. К вопросу о субъекте административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности // Трибуна ученого. 2020. № 10. С. 268-274.
20. Дорохова О.В. Возбуждение дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности // Теория и практика современной науки. 2019. № 8 (50). С. 23-26.
21. Дорохова О.В. Ответственность, предусмотренная за нарушение требований пожарной безопасности // Мировая наука. 2020. № 1 (34). С. 167-170.
22. Евдокимов А.С., Евдокимова М.М. Административная ответственность органов публичной власти за ненадлежащее исполнение полномочий в области пожарной безопасности // Правовая культура. 2018. № 3 (34). С. 136-142.
23. Жиляева А.М. Административные правонарушения в сфере пожарной безопасности // Юридическая наука в XXI веке. Сборник научных статей по итогам работы третьего международного круглого стола. 2018. С. 5-7.
24. Закопырин В.Н., Дазмарова Т.Н. Актуальные проблемы процессуальной части КоАП Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2018. № 9. С. 132-134.
25. Засядько Р.Г. Юридический анализ нарушения правил пожарной безопасности // В книге: Проблемы юридической науки в исследованиях студентов магистратуры: сборник научных статей. Ростов-на-Дону, 2018. С. 204-209.
26. Кидин А.В. Анализ основных нарушений правил пожарной безопасности в гостиницах // Актуальные проблемы строительства, ЖКХ и техносферной безопасности: материалы VI Всероссийской (с международным участием) научно-технической конференции молодых исследователей. Под общей редакцией Н.Ю. Ермиловой, И.Е. Степановой. 2019. С. 197-198.
27. Лиснов П.С. К вопросу о нормативно-правовом регулировании пожарной безопасности в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2020. № 4 (143). С. 147-150.
28. Лосев С.А. Анализ основных нарушений правил пожарной безопасности в высших учебных заведениях // Актуальные проблемы строительства, ЖКХ и техносферной безопасности: материалы VI Всероссийской (с международным участием) научно-технической конференции молодых исследователей. Под общей редакцией Н.Ю. Ермиловой, И.Е. Степановой. 2019. С. 237-239.
29. Маркин А.В., Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. Пожарная безопасность как объект правового регулирования // Экономика и социум. 2019. № 1-2 (56). С. 24-26.
30. Можаев А.Г. Правовые основы обеспечения пожарной безопасности и меры по профилактике нарушений административного и уголовного законодательства в данной области // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2017. № 1 (34). С. 32-37.
31. Москаленко Т.Г. Тенденции развития нормативно-правовой базы по осуществлению надзорной деятельности в области пожарной безопасности // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей III Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Пенза, 2020. С. 220-222.
32. Мохначевский Д.И. Административная ответственность за правонарушения в области обеспечения пожарной безопасности // Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 21-23.
33. Мустаева Р.Р. Эффективность и результативность контрольной и надзорной деятельности в сфере пожарной безопасности // В сборнике: Неделя науки СПбПУ. материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 2020. С. 278-281.
34. Новобрицкий А.С. Пожарная безопасность сегодня. проблемы и пути ее решения // Экономика превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и аварийно-спасательных работ. Москва, 2020. С. 304-311.
35. Пасовец Е., Рачицкий Е. Оптимизация административного правоприменения органов государственного пожарного надзора // Юстиция Беларуси. 2016. № 7 (172). С. 34-37.
36. Полховская Э.В., Журина А.А., Крылова И.В. Тенденции развития нормативно-правовой базы по осуществлению надзорной деятельности в области пожарной безопасности // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 12-2 (40). С. 420-424.
37. Полянцева И.А. Использование заключения эксперта в доказывании по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности // Правовая защита частных и публичных интересов. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского адвоката Федора Никифоровича Плевако (1842-1908). 2019. С. 83-85.
38. Полянцева И.А. Специфика процесса доказывания и доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности // Современные проблемы юриспруденции: Сборник научных трудов магистрантов и аспирантов. Южно-Уральский государственный университет, Лаборатория частного права; Центр противодействия организованной преступности и коррупции. Челябинск, 2017. С. 281-283.
39. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / Р.В. Амелин, М.Б. Добробаба, М.Э. Капитанец и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1. 1120 с.
40. Россинский Б. В. Административное право: учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 576 с
41. Сабирова А.К. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности // Социология и право. 2019. № 3 (45). С. 100-104.
42. Сабирова А.К., Курский Д.В. Правонарушения в области пожарной безопасности, совершенные при эксплуатации крупных торгово-развлекательных комплексов // Социология и право. 2020. № 1 (47). С. 77-81.
43. Степаненко О.Г. Актуальные проблемы профилактической работы по пресечению правонарушений в области обеспечения пожарной безопасности // Эколого-мелиоративные аспекты рационального природопользования. Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 475-479.
44. Тюрина И.Н. О возникающих вопросах при проведении расследования по делам об административных правонарушениях // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. 2019. № 1 (3). С. 246-248.
45. Цапко М.И. К вопросу об административной ответственности органов публичной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 9. С. 13–16.
46. Цветков М.Ю., Коваль С.П. Анализ системы административных наказаний за нарушение требований пожарной безопасности в законодательстве России и стран ближнего зарубежья // Пожарная и аварийная безопасность. 2020. № 4 (19). С. 43-49.
47. Шубин Ю.П. Отдельные аспекты разграничения преступлений и административных проступков при нарушении требований правил пожарной безопасности в лесах // Актуальные проблемы юридической науки и практики. VII Ежегодные научные чтения, посвящённые памяти Почетного президента Санкт-Петербургской юридической академии профессора Зыбина Станислава Фёдоровича. В 2-х томах: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. 2020. С. 232-237.
48. Шубин Ю.П. Отдельные аспекты разграничения преступлений и административных проступков при нарушении требований правил пожарной безопасности в лесах // Актуальные проблемы юридической науки и практики. VII Ежегодные научные чтения, посвящённые памяти Почетного президента Санкт-Петербургской юридической академии профессора Зыбина Станислава Фёдоровича. В 2-х томах: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. 2020. С. 232-237.
49. Юнцова О.С., Шабанова А.В., Пивцов И.В. Особенности ответственности за нарушение требований законодательства в области пожарной безопасности // Modern Science. 2020. № 3-3. С. 181-184.
50. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 2019 год [Электронный ресурс]. – https://www.mchs.gov.ru/.
51. Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru.