Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время, формирование умений общаться является актуальной проблемой, так как недоразвитие коммуникативных навыков во многом оказывает влияние на поведение ребенка, на успешность освоения знаний в дальнейшем обучении. Проблемы воспитания, обучения и личностного развития детей с нарушением слуха рассматриваются на современном этапе в тесной связи с их социализацией, подготовкой к жизни в обществе. Общение неотделимо от жизни общества.
Формирование коммуникативных умений и навыков у слабослышащих дошкольников происходит в процессе общения в коллективе, с семьей, со сверстниками и т.д. Однако у слабослышащих детей снижена потребность в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками так как скудный словарный запас, аграмматизмы, трудности развития связного речевого высказывания затрудняют формирование основных функций речи: коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей.
Д.Б. Эльконин считал, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, в которой они осваивают систему человеческих смыслов и отношений. Игра часто используется в коррекционном обучении. В отличие от других видов деятельности, игра у ребенка вызывает высокую мотивацию, что позволяет развивать у него различные психические процессы. Связь общения с игровой деятельностью носит двусторонний характер: общение обеспечивает саму возможность возникновения коллективной деятельности посредством организации взаимодействия.
Сюжетно-ролевая игра является наиболее доступной дошкольникам, самостоятельной, эмоциональной, творческой и коллективной деятельностью, в процессе которой происходит усвоение ими социального опыта взрослых и создается их «зона ближайшего развития».
Следует отметить, что работа по усвоению слабослышащими детьми социально значимого опыта поведения, умений общения с окружающими людьми осуществляется в условиях целенаправленного педагогического воздействия через включение детей в обучающую и игровую деятельность, в доступные области бытовой и индивидуальной и деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение возможностей сюжетно-ролевой игры для формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с нарушениями слуха.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятия «коммуникативные навыки и умения» в психолого-педагогической литературе;
• Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха;
• Выявить особенности развития коммуникативных навыков у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста;
• Определить возможности игры для развития коммуникативных навыков у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста;
• Провести первичную диагностику развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха;
• Организовать работу с дошкольниками с использованием сюжетно-ролевых игр;
• Изучить результативность проведенной работы с дошкольниками.
Объект исследования: коммуникативные навыки старших дошкольников с нарушениями слуха.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Методология исследования: Изучением процесса формирования и развития коммуникативных навыков дошкольников занимались педагоги и психологи: Л. Р. Мунирова, С. В. Проняева, Е. Г. Савина, О. С. Степина, О. А. Черенкова.
Характеристике коммуникативных навыков дошкольника посвящены труды Л. В. Башлаковой, З. М. Богуславской, Т. И. Ерофееевой, С. В. Корницкой, В. Р. Лисиной, М. И. Лисиной, А. А. Рояк, А. Г. Рузской, В. А. Петровского и др. Они отмечали, что отсутствие элементарных коммуникативных навыков затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, что приводит к возрастанию тревожности [45]. Важным направлением социально-личностного развития детей дошкольного возраста является развитие коммуникативных умений и навыков.
В специальной педагогике проблема изучения коммуникативных навыков представлена исследованиями (О. В. Беляева, С. В. Дель, О. В. Дзюба, С. А. Зыков, Г. Л. Зайцева, Т. С. Зыкова, Е. П. Кузьмичева, Б. И. Коваленко, В. Г. Петрова, В. И. Лубовский, А. Г. Литвак). Этими учеными изучались особенности коммуникации детей с ОВЗ, в частности и детей с нарушением слуха. Они подчеркивали необходимость расширения контактов детей с нарушениями слуха со слышащими сверстниками. При этом они обращали внимание педагогов на то, что развитие коммуникативных навыков детей должно происходить в естественных и специально создаваемых условиях, при которых пользование речью становится необходимостью.
Методы исследования: анализ научной литературы, диагностические методы, педагогический эксперимент. В качестве методик исследования были выбраны следующие:
• Методика «Рукавичка» (модификация авторов Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой).
• Методика «Критерии выбора партнера для общения» (Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева).
База исследования: ***
Описание выборки: В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений и семьях воспитанников с нарушениями слуха при решении проблемы формирования и развития коммуникативных навыков, проблемы общения в дошкольном периоде детства.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические вопросы развития коммуникативных навыков у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие «коммуникативные навыки и умения» в психолого-педагогической литературе
Важнейшим фактором развития речи детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста является организация слухоречевой среды.
Формирование слухоречевой среды подразумевает стабильное мотивированное общение с слабослышащим ребенком, автономно от его потенциалов восприятия речи и уровня речевого развития. В образовании слухоречевой среды принимают участие, прежде всего, воспитатели, сотрудники дошкольного учреждения, родители, другие взрослые, входящие в непрерывное общение с ребёнком.
Условие общего воспитания слабослышащих и с нормальным слухом дают вероятность создания непринужденной речевой среды, в которой есть необходимое условие формирования самостоятельной речи детей с нарушением слуха. Данные условия делают нужным использование речевой деятельности для взаимоотношений с взрослым, а также и со своим нормально слышащим сверстником.
В данных условиях увеличивается мотивации речевого общения. В общения с развивающимися в норме сверстниками происходит совершенствование речевых навыков, приобретенных на определенных занятиях формирование коммуникативных умений и навыков.
Рассмотрим понятия «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки» в психолого-педагогической литературе.
В последнее время внимание ученых все больше привлекают вопросы социализации детей ребёнка. В данном контексте широко освещается проблема социально-коммуникативного развития, а, следовательно, и коммуникативной деятельности детей, важным структурным компонентом которой являются коммуникативные навыки. Именно они, по мнению ученых, во многом обеспечивают продуктивность коммуникативного взаимодействия детей, являются условием социально-личностного развития ребёнка и его социализации. Так, согласно ФГОС дошкольного и школьного образования, именно способность к решению коммуникативных задач обеспечивает успешность существования ребенка в социокультурном пространстве [26]. Е.Е. Новгородцева считает, что усиление коммуникативной направленности учебного процесса обеспечивает формирование компетенции в сфере социальной коммуникации, способность эффективного и бесконфликтного межличностного взаимодействия [17].
В современной науке понятие «коммуникативные навыки» рассматривается с различных точек зрения.
Так, М.В. Шматко определяет коммуникативные навыки как условие осуществления эффективной коммуникации, используемые в заранее спланированном акте вербального и невербального воздействия [28].
О.А. Светлякова рассматривает коммуникативные навыки как способность использовать свои знания, вербальные и невербальные умения для достижения целей коммуникации. Автор выделяет три группы коммуникативных навыков: информационные, перцептивные, поведенческо-прикладные [24]. Часто коммуникативные навыки как показатели коммуникативной компетенции употребляются для определения уровня овладения языком (Л.Ф. Низаева) [16].
Коммуникативные навыки могут быть развиты только в процессе коммуникации, а само общение разнится в формах его применения и реализации.
Виды, формы общения различаются по занятиям людей, сферам их деятельности, типу отношений между собеседниками, по связи, определяющей данное общение.
В некоторых трудах можно заметить, что иногда «общение» и «коммуникация» являются взаимозаменяемыми, это происходит в таких областях научного знания, как философия, психология и педагогика.
К примеру, в толковом словаре Ожегова «общение рассматривается как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками» [18, с. 114].
В словаре иностранных терминов коммуникация означает «акт общения, обмена информацией у человека и животных» [9, с. 89].
Самым распространенным и обобщенным толкованием термина «коммуникация» является понимание ее в качестве пути сообщения или передачи информации, когда субъект принимает, перерабатывает и передает информативное сообщение.
А.В. Петровский в своем психологическом словаре подчеркивает, что коммуникация – это «…смысловой акт социального взаимодействия. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого элемента» [21, с. 145].
А.А. Максимова предлагает следующее определение: коммуникативный навык - осознанное коммуникативное действие субъекта педагогического процесса, осуществляемое им за счет умственных и волевых ресурсов, основанное на знании коммуникативной деятельности, позволяющее формировать линию поведения и управлять им в соответствие задачам общения [14].
Е.В. Семенова видит содержание понятия коммуникативных навыков - таких качеств субъекта общения, которые позволяют ему осуществлять эффективное общение [25].
Точка зрения на концепцию коммуникативных навыков О.И. Киличенко состоит в том, что изучаемые навыки являются неотъемлемой частью структуры личности, выражающейся в способности быть в отношениях с другими [10].
Н.М. Косова называет коммуникативные навыки способностью человека управлять коммуникативной деятельностью для достижения коммуникативных результатов.
А.В. Мудрик выделяет необходимый состав коммуникативных навыков [15]:
1. Способность ориентироваться в коммуникативном партнере, объективно воспринимая себя и своего партнера в коммуникативной ситуации, в частности, в понимании настроения, характера, эмоционального содержания, поведения, оценки, поиска и выбора стиля и тона общения.
2. Умение ориентироваться в коммуникативных ситуациях, в частности знать и применять правила общения, социальные нормы, способы выхода в сложившуюся ситуацию.
3. Способность сотрудничать в различных коммуникативных ситуациях, а именно коллективно устанавливать цели, планировать пути их достижения, проводить вместе, анализировать и оценивать результат деятельности.
В.Д. Ширшов определяет концепцию коммуникативных навыков как комплекс коммуникативных действий, основу которых он видит как очень практичную личность, позволяющую творчески использовать коммуникативные знания и навыки для преобразования реальности в процессе общения.
В своих работах А.В. Конышева делит коммуникативные навыки на три группы: «первую представляют умения, соответствующие коммуникационной стороне общения, это те цели и мотивы, которые дают возможность четко изложить мысли и проаргументировать их. Вторая группа показана перцептивной стороной речи, то есть умения слышать и слушать, понять скрытый смысл, верно интерпретировать информацию. Третья группа – это интерактивная сторона общения, которая включает в себя умения организовать беседу, найти выход из конфликтной ситуации, сформулировать наказание, поощрение, приказ или требование» [11, с. 152].
Э.В. Бибикова считает, что коммуникативные умения должны рассматриваться как общность индивидуальных психологических характеристик обучающегося, которые стоят на основе тех внутренних коммуникативных предрасположенностей, определяющих успешную реализацию общения и коммуникации [4, с. 58].
Содержание коммуникативных навыков, представляющих собой сложные, осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической готовности к общению, определяется с учетом функций и структуры коммуникативной деятельности. Содержание этих навыков у детей объединяет информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, аффективно-коммуникативные навыки и умения ориентироваться в условиях внешней коммуникационной ситуации, планировать содержание акта общения, реализовывать запланированное, выбирать вербальное и неформальное.
Формирование коммуникативных навыков является одной из основных задач образовательного процесса в дошкольной среде.
Л.А. Петровская считает, что успех ребенка в социальной среде, эффективное общение со взрослыми и сверстниками, как результат, успех в учебном процессе напрямую связан с формированием коммуникативных навыков [19].
Таким образом, коммуникативные навыки являются необходимым условием успешной социализации ребенка.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Дошкольное детство – важный и уникальный этап в общем развитии человека, период формирования основы личностной культуры, которая соответствует мировым духовным и нравственным ценностям. Условиями происходящих процессов служат успешное ориентирование в предметном мире, природных явлениях, формирование и развитие представлений об
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баженова, Ю.А. Психология дошкольника [Текст] / Ю.А. Баженова // Педагогическое просвещение родителей: Педагогический всеобуч / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М. Михайлова, Н.М. Науменко; авт.-сост. О.В. Кузьменкова и др.; рук. проекта проф. В.Г. Рындак; под ред. проф. В.А. Лабузова. – Оренбург: ГУ «РЦО», 2016. – 205 с. – C. 11-18.
2. Барабанов, Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха. Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. [Текст] / Р.Е. Барабанов. – Челябинск: Два комсомольца, 2017. – С. 140-143.
3. Барабанов, Р.Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей [Текст] / Р.Е. Барабанов. – М. : Молодой ученый, 2016. – С. 174-176
4. Бибикова, Э.В. Формирование основ иноязычной коммуникативной компетентности у будущих экологов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2016. 28 с
5. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г. Богданова. – М. : Академия, 2018. – 224 с.
6. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2015. – 527 с.
7. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие. 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 2010. 319 с.
8. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя [Текст] / Л.П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - Москва : Университетская книга; Логос, 2016. – 382 с.
10. Киличенко, О. И. К проблеме формирования коммуникативных умений воспитателя [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук. / О. И. Киличенко - М. :, 1987.
11. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку. 3-е изд. Минск : Тетра Системс, 2015. 176 с.
12. Крижанская, Ю.С. Грамматика общения. [Электронный ресурс] / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. – Питер: Смысл, 2005. // Режим доступа: URL: https://www.koob.ru/krizhanskaya/grammatika
13. Кузьмина, Е.И. Воспитание коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / Е.И. Кузьмина. – М. : Вестник педагога, 2010. // Режим доступа: URL: http://vestnikpedagoga.ru
14. Максимова, А. А. Основы педагогической коммуникации [Текст] : учебно-методическое пособие. / А. А. Максимова. –СПб. : Флинта, 2015.
15. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2014
16. Низаева, Л.Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав // Молодой учёный: Серия: Педагогика. 2016. № 28 (132). С. 933-934
17. Новгородова, Е.Е. Основные подходы к определению понятия «коммуникативная компетентность» // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human. snauka.ru/2013/12/5393
18. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] : около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. - [27-е изд., испр.]. - Санкт-Петербург : Ленинградское изд-во, 2012. – 1357 с.
19. Петровская, Л. А. О природе компетентности в общении // Мир психологии. – 1996. – № 3. – С. 31-35
20. Прищепа, С. Развитие творчества в процессе двигательной деятельности у детей дошкольного возраста в условиях ДОО. – Дошкольное воспитание – 2018, №11, С.44-50
21. Краткий психологический словарь / [Абраменкова В. В., Аванесов В. С., Агеев В. С. и др.]; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
22. Речицкая, Е.Г., Трошкина О.В. Модель коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативно-речевой компетентности дошкольников с нарушением слуха в условиях игровой деятельности // Наука и школа. 2018. № 3. С. 95–100
23. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / под ред. М.А. Васильевой. – М., 2006. – 185 с.
24. Светлякова, О.А. Проблемы формирования коммуникативных навыков студентов вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 10. С. 381-384
25. Семенова, Е. В. Человек и язык в коммуникативном пространстве [Текст] / Е. В. Семенова // Сборник научных статей. - СФУЮ, - 2016. - №7
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Рос.Федерации от 17.10.13, № 1155 [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/
27. Шерешик, Н. Н. К вопросу о психологической структуре игровой деятельности // Научный потенциал. — 2019. — № 4. — URL: https://np-journal. ru/articles/shereshik-natalia-nikolaevna
28. Шматко, М.В. Влияние социальных сетей на коммуникативные навыки подростков // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka. ru/2016/12/18054
29. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2. изд. - М. : ВЛАДОС, 2012. – 358 с..