Фрагмент для ознакомления
2
Малым бизнесом чаще всего называют предприятия с незначительными объемами производства и с низкой численностью рабочих кадров. Законода-тельства разных стран устанавливают свои ограничения на ресурсы. Легаль-ное определение субъекта малого и среднего предпринимательства закрепле-но в ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Соглас-но данному акту субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяй-ствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предпринимате-ли), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о ма-лом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микро- предприятиям, и средним предприятиям [4].
Что же касается России, то ограничения по выручке составляют до 800 миллионов рублей и работать там должно до 100 чел. [21, 32]. Для сравне-ния, в Украине эти критерии составляют соответственно выше 700 млн. руб. и 50 чел.
Приведем все критерии малого бизнеса в России:
- среднесписочная численность работников за предшествующий период до 100 чел.;
- суммарная доля участия в уставном капитале компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов не более 25%;
- суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъек-тами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных орга-низаций не более 49% [4];
- доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных дохо-дов) за предшествующий календарный год (без НДС) – не более 800 млн. руб. [19, 112]
Малый бизнес, как и любая форма предпринимательства, имеет свои достоинства и недостатки.
Что касается достоинств малого бизнеса, то одним из самых важных пунктов является относительно низкий размер стартового капитала. К пре-имуществам малого бизнеса можно отнести также такие, как быстрота приня-тия решений, гибкость структуры, мобильность и многое другое.
Кроме того, государство, как правило, поддерживает инициативу ма-лого бизнеса и проводит различные программы стимулирования. Простота в управлении – немаловажный фактор, ибо именно из-за небольших размеров предприятия бизнесом легко и просто управлять. В малом бизнесе контроль над компанией чаще всего на сто процентов принадлежит его владельцу. Хо-зяин фирмы вправе принимать самостоятельно все стратегически важные решения и вносить какие-либо изменения в рабочий процесс.
Вести учет товаров, движение финансовых потоков, отчетность перед государством – все это не так сложно держать под контролем владельцу ма-лого предпринимательства. Говоря о быстром процессе приятия решений, стоит сказать, что к малому бизнесу это относится на сто процентов [16, 149].
Благодаря гибкости структуры малые предприятия могут быстро реа-гировать на изменения рыночной ситуации, переориентировать свое произ-водство, изменить объемы и технику производства, внести необходимые корректировки. Малый бизнес более гибок, чем крупные компании с их бю-рократическими процедурами. Что касается государственной поддержки, то в развитых странах правительство всячески помогает и поощряет малый бизнес, поскольку он является фундаментом экономики.
Малый бизнес уменьшает уровень безработицы, пополняет бюджет налоговыми отчислениями, вносит вклад в развитие общественности. В раз-ных странах существуют различные программы стимулирования малого бизнеса – налоговые каникулы, гранты, льготное кредитование. Благодаря мобильности малые предпринимательства в любой форс-мажорный момент могут сменить свое месторасположение.
У малого предпринимательства есть и свои недостатки - ограничен-ность финансовых ресурсов, операционные издержки, угрозы во время кри-зиса, недоверие банков.
Ограниченность финансовых средств – один из основных. Низкий раз-мер капитала сдерживает расширение малых фирм. Также малому бизнесу подчас сложнее получить от государства лицензии, патенты и разрешения на определенные виды деятельности, чем крупным фирмам [28, 195].
Еще одним недостатком малого бизнеса является угроза со стороны крупных фирм. Другая сторона медали малых фирм заключается в том, что солидные клиенты, скорее всего, предпочтут иметь дело с крупным постав-щиком товаров или услуг, чем с малым. Крупные торговые корпорации имеют раскрученный бренд, торговую марку, рекламу широкого спектра, что внушает больше доверия у клиента. Если малый бизнес производит то-вары, то его операционные издержки выше, чем у крупных компаний, ис-пользующих эффект от масштаба производства.
Во время кризиса малому предпринимательству значительно сложнее выжить, нежели крупному бизнесу. Последние могут добиться от государ-ства налоговых поблажек или каких-либо бонусов, в то время как малым фирмам получить это гораздо сложнее.
Во время экономических кризисов именно малый бизнес банкротится в первую очередь. К сожалению, малому бизнесу сложнее получить банков-ский кредит, чем крупным корпорациям. Малый бизнес может вызвать у банковского учреждения недоверие по поводу своей платежеспособности и/или стабильности.
Таким образом, малый бизнес имеет как преимущества, так и недостат-ки. Малый бизнес идеально подходит для начинающих предпринимателей с небольшим стартовым капиталом.
В экономике страны роль малых и средних компаний велика в связи с тем, что они более гибки к любым изменениям в сравнении с крупным бизне-сом. Показатель развитости рыночной экономики – большая доля малых и средних компаний, которые составляют фундамент хозяйственного комплек-са государства.
Российский малый бизнес играет большую роль в формировании ста-бильной структуры рынка, а также в развитии сектора экономики.
Помимо этого, малым бизнесом выполняется большое количество важ-нейших социально-экономических задач, например: создание рабочих мест, рост уровня конкуренции, что, в итоге, может привести к снижению безрабо-тицы, падению уровня цен. Необходимо также заметить, что малый бизнес принимает участие в развитии кредитования малого предпринимательства, способствует уменьшению ставок процентов по кредитам для ведения бизне-са и совершенствованию качества обслуживания в банковском учреждении, уровня сервиса.
Малый бизнес выступает одним из важных элементов экономического комплекса стран, являющихся лидерами мирового хозяйства и обладающи-ми наивысшими результатами в области социально-экономического разви-тия. В российской экономике он занял к настоящему времени достаточно прочные позиции, и его роль в развитии отечественного хозяйства весьма существенна. Наиболее заметна роль малого бизнеса в таких отраслях, как розничная торговля и сфера бытовых услуг, строительство, сфера страхова-ния, аудита, консалтинга, специализированного образования. Несколько ме-нее заметна - в здравоохранении, науке, финансово-кредитной сфере, про-мышленности [32, 395].
Значение малого бизнеса в развитии российских реформ трудно пере-оценить. Его важнейшей социально-экономической функцией является воз-можность удовлетворения динамичного потребительского спроса и установ-ления определенного равновесия на потребительском рынке. Гибкость, адап-тивность и ресурсная маневренность малых предприятий позволяет успешно решать широкий круг задач: быстро реагировать на изменение спроса и в короткие сроки осуществлять корректировку ассортиментного ряда; сокра-щать период доставки продукции; оперативно решать ресурсные проблемы, а также проводить широкие маркетинговые исследования и осуществлять поиск необходимого товара как на отечественном, так и зарубежном рынке.
Важно отметить особую роль малого бизнес в использовании ресурс-ного потенциала территорий. Значительную его часть составляет так называ-емый малый ресурсный потенциал - неиспользуемые и устаревшие основные фонды, отходы и технологические ресурсы, небольшие незанятые земельные участки, отработанные месторождения полезных ископаемых. Использова-ние малого ресурсного потенциала требует мобильности и маневренности, присущих гибко реагирующим предприятиям малого и среднего бизнеса.
В качестве важнейшей социально-экономической функции малого биз-неса выступает его способность к созданию новых рабочих мест. Он в значи-тельной мере компенсирует потерю рабочих мест на крупных промышлен-ных предприятиях.
Организация рабочего места на предприятии малого бизнеса требует относительно небольших затрат, что открывает дополнительные возможно-сти для решения проблемы занятости трудоспособного населения [26, 67].
В отношениях с потребителями малые и средние предприятия решают задачи наиболее полного изучения потребительского спроса с целью приспо-собления своей продукции к его структурным характеристикам. Успех дея-тельности малого и среднего предприятия напрямую зависит от степени со-ответствия его продукции реальным характеристикам спроса. Это обстоя-тельство может рассматриваться и как дополнительная возможность для наращивания конкурентных преимуществ предприятия, которые можно ин-терпретировать как полное соответствие предлагаемого товара потребно-стям, вкусам и запросам потребителей.
Малые и средние предприятия способны оказывать обратное воздей-ствие на потребителей, формируя его спрос в соответствии с собственными стратегическими целями. Среди многочисленных возможностей в этом направлении малые и средние предприятия используют преимущества, вы-званные более тесными (по сравнению с условиями крупного бизнеса) кон-тактами между производителем и потребителем.
Такие контакты предоставляют возможность расширить и укрепить коммуникативные связи предприятия, обладающие большой устойчивостью, способные обеспечить необходимый коммуникативный эффект и реализовать его в случае изменения экономической политики предприятия или при воз-никновении непредвиденных обстоятельств [15, 781].
Малый бизнес должен обеспечивать устойчивость экономического и политического развития государства. В связи с этим его дальнейшее разви-тие будет связано с последовательной государственной поддержки малого предпринимательства.
В данном плане уже сделано немало, но при этом необходимо еще раз провести анализ инструментов данной поддержки с целью установления са-мых эффективных механизмов, которые будут способствовать как росту ко-личества малых предприятий, так и их эффективному развитию.
1.2 Особенности ведения бухгалтерского учета для организации
малого бизнеса
Организация и контроль бухгалтерского учета предприятиями малого бизнеса определяются общей системой нормативной регуляции бухгалтер-ского учета, на первом месте в которой стоит федеральный закон «О бухгал-терском учете» от 06.12.11 № 402-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 21 Закона № 402-ФЗ, система нормативного регулирования бухгалтерского учета включает в себя новые федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бух-галтерского учета и стандарты экономического субъекта [5]. Для предприя-тий малого бизнеса это означает значительное упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую, финансовую отчетность. Статьей 7 Федерального Закона № 402-ФЗ установлено, что ве-дение бухгалтерского учета и хранение соответствующей документации воз-лагается на руководителя, который должен уполномочить главного бухгал-тера предприятия или другое ответственное лицо к контролю бухгалтерского учета либо заключить договор об оказании услуг по его контролю.
Если руководитель самостоятельно ведет учет, ответственность за со-ставление учетной политики полностью ложится на него. Относительно дан-ного положения в учетной политике возникает необходимость установить, кем осуществляется бухгалтерский учет [6, 111]:
1. Бухгалтерской службой как рабочим подразделением, во главе которого стоит главный бухгалтер.
2. Аудитором или аудиторской компанией, на договорных основах и принципах, централизованной организацией или бухгалтером-специалистом, что возможно в условиях предприятия малого бизнеса.
3. Главным бухгалтером или руководителем организации, что опять же характерно относительно предприятий малого бизнеса.
Для объектов бухгалтерского учета используются: факты хозяйствен-ной жизни, активы, обязательства, источники финансирования производ-ственной деятельности, доходы и расходы и другие объекты, установленные федеральными стандартами. Исходя из вида деятельности, предприятие ма-лого бизнеса обязано разработать и утвердить рабочий план счетов бухгал-терского учета, включающий в себя полное количество синтетических и ана-литических счетов и субсчетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в конкретной организации. Составленный и утвержденный план счетов подтверждается отдельным приложением к положению по учетной политике. Большинство предприятий малого бизнеса для организации рабочего плана счетов руководствуется действующим планом счетов, рекомендованным приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94н.
На сегодняшний день для ведения бухгалтерского учета на предприя-тии, как правило, используется определенный программный продукт, соот-ветственно план счетов с полной аналитической расшифровкой можно полу-чить, просто распечатав его из программы.
С 2013 года составление первичных учетных документов может осу-ществляться с помощью, как бумажных носителей, так и при помощи элек-тронных документов с электронной подписью. Возможность использования электронного документооборота стоит указать в положении по учетной по-литике. Могут использоваться как типовые формы, так и разработанные ор-ганизацией самостоятельно с учетом требований № 402-ФЗ.
Руководителю организации необходимо утверждать формы регистров по подаче таковых должностным лицом, которое уполномочено вести бух-галтерский учет. В соответствии с Законом № 402-ФЗ годовая финансовая отчетность в основе состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах предприятия и приложений к ним [12, 230].
Бухгалтерская отчетность считается завершенной, после подписания ее бумажного экземпляра руководителем организации (п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). При этом организация малого бизнеса, имеет право не сдавать промежуточную отчетность, а годовую отчетность сдавать в сокращенном виде: ББ и ОФР.
Кроме того в качестве приложения к учетной политике разработаны положение по проведению инвентаризаций, устанавливающие порядок, сро-ки, а также перечень объектов, подлежащих конкретной инвентаризации (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ). Результаты инвентаризации необходимо показы-вать в учете на дату начала инвентаризации.
Учетная политика организации предприятий малого бизнеса предо-ставляет право вести бухгалтерский учет по упрощенной.
Принятая новым предприятием учетная политика будет считаться счи-тается рабочей со дня государственной регистрации данного предприятия. При необходимости, все изменения вносятся в учетную политику на начало отчетного года, если не существует объективной причины или необходимо-сти подобного изменения, и должны быть обоснованы относительно п. 7 ст. 8 Закона № 402-ФЗ. При отсутствии изменений принимается приказ руководи-теля о продлении действия в учетной политике на следующий год. Отсут-ствие подобного приказа может привлечь штраф при налоговой проверке. В бухгалтерской отчетности следует раскрыть все исправления учетной поли-тики, которые могут оказать существенное влияние на финансовое положение предприятия, движение денежных средств или результаты финансовой дея-тельности. Соблюдение принятой учетной политики обязательно для всех организаций в течение полного отчетного года.
Основными требованиями к ведению бухгалтерского учета на пред-приятиях малого бизнеса независимо от форм собственности являются [10, 149]:
1. Организация обязана вести бухгалтерский учет имущества, обя-зательств и хозяйственных операций через использование системы двойной записи на связанных счетах бухгалтерского учета, утвержденных в рабочем плане счетов бухгалтерского учета.
2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций предприятия необходимо вести в валюте Российской Федерации – рублях. Документирование имущества, обязательств и других фактов хозяй-ственной деятельности, контроль регистров бухгалтерской отчетности про-исходит на русском языке.
3. Имущество, которое является собственностью предприятия от-дельно учитывается от имущества различных юридических лиц, пребываю-щего в собственности данного предприятия.
Предприятия малого бизнеса уполномочены самостоятельно выбирать форму бухгалтерского учета из предоставленных соответствующими орга-нами. Выбор производится исходя из трудоемкости учета, в частности ко-личества хозяйственных операций за период времени.
Руководители предприятий несут полную ответственность за организа-цию бухгалтерского учета, своевременную подачу бухгалтерской отчетно-сти, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и выполнении в установленных законодательством РФ случаях проведения обязательного аудита.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] (при-нята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 01.07.2020) // «Россий-ская газета», - 2009. – 21 января, №7. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/. [Дата обращения 01.05.2021].
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Элек-тронный ресурс] от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // «Российская газета», 1994. – 08 декабря, №238-239. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/. [Дата обращения 01.05.2021].
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Элек-тронный ресурс] от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // «Российская газета», 1998. – 06 августа, №148-149. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/. [Дата обращения 01.05.2021].
4. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предприни-мательства» [Электронный ресурс] от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 01.04.2020 №83-ФЗ) // Российская газета, 2007. – 31 июля, №164. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/. [Дата обращения 01.05.2021].
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [Электронный ре-сурс] от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. 26.07.2019) // Российская газета, 2011. – 09 декабря, №278. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/. [Дата обращения 01.05.2021].
Статьи из периодических изданий в научных журналах и сборни-ках статей
6. Акимова М.С. Особенности учета и отчетности на малых пред-приятиях на примере коммерческой организации // Мировая наука. – 2018. - №12. – С.111-121.
7. Антонова Е.С. Учет и налогообложение на предприятиях малого бизнеса // Современные научные исследования и разработки. – 2018. - №6. – С. 69-71.
8. Асфандиярова Р.А., Листунова А.В. Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях в условиях компьютерной обработки данных // Аллея науки. – 2019. – Т. 1. - №3. – С.349-355.
9. Батырмурзаева З.М., Ханбулатова З.Т. Общие принципы органи-зации бухгалтерского учета на малых предприятиях // Роль научных кризи-сов в развитии современного общества. Современная медицина. Теория и практика: Материалы междун. науч.-практ. конференции. – Саратов: Акаде-мия Бизнеса, 2018. – С.7-10.
10. Бахрамова А.Р. Особенности бухгалтерского учета и налогооб-ложения субъектов малого бизнеса // Крымский Академический вестник. – 2018. - №8. – С. 148-152.
11. Генжалиев Г.Э. Автоматизация бухгалтерского учета на россий-ских предприятиях малого бизнеса // Концепция «Общества знаний» в со-временной науке: Сборник статей Междун. науч.-практ. конференции. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. – С.60-63.
12. Головко А.Д. Особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса // Интеллектуальный потенциал XXI века: Сборник статей по итогам Междун. науч.-практ. конференции, 2019. – С.230-233.
13. Горбунова Д.В. Влияние налогообложения на выбор системы бухгалтерского учета на малых предприятиях // Потенциал российской эко-номики и инновационные пути его реализации: Материалы междун. науч.-практ. конференции студентов и аспирантов. – Омск: ФУ при Правительстве РФ, Омский филиал, 2019. – С.140-144.
14. Засыпкина В.Д. Особенности учета и отчетности субъектов мало-го бизнеса // Mоdern Science. – 2020. - №9-2. – С.67-69.
15. Илларионова А.Р., Доскиева А.А. проблемы теории и практики бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса и пути их решения // Форум молодых ученых. – 2018. - №11. – С.781-785.
16. Кащеева М.И. Бухгалтерский учет и отчетность на предприятиях малого и среднего бизнеса: современное состояние и основные проблемы // Управления социально-экономическим развитием регионов: проблемы. пути и их решения: сборник научных статей 8-ой Международной научно-практической конференции. – Курск: Юго-Западный государственный уни-верситет, 2018. – С. 149-151.
17. Китиева М.И., Бузуртанова Л.В., Алиев Р.И. Формы и особенно-сти ведения бухгалтерского учета для малого бизнеса // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. - №3-2. – С.86-89.
18. Кольцова А.К. Современные аспекты учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса // Бухгалтерский учет, анализ, налогообло-жение и аудит: методология познания, перспективы развития и цифровая об-разовательная среда: Сборник материалов Всероссийской науч.-практ. кон-ференции. – Чебоксары: ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 2018. – С.158-161.
19. Кочетова С.А. Методы сближения бухгалтерского и налогового учета на предприятиях малого бизнеса // Дельта науки. – 2018. - №2. – С.112-115.
20. Кузина Е.И., Жукова Е.В. Особенности бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2019. – Т.2. - №3. – С.200-209.
21. Луконькина К.М. Учет и налогообложение предприятий в сфере малого бизнеса // Дневник науки. – 2021. - №3. – С.32-35.
22. Маммаева З.Н. Актуальные проблемы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса // Динами-ка взаимоотношений различных областей науки в современных условиях: Сборник статей Междун. науч.-практ. конференции. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2019. – С.78-81.
23. Маматова Н.А., Кыргызбаева Э.Т. Проблемы организации бух-галтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса и пути их со-вершенствования // Научная дискуссия современной молодежи: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей VII Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С.76-79.
24. Петрова К.А. Совершенствование методики учета и налогообло-жения на предприятиях малого бизнеса // Студенческий вестник. – 2021. - №2-4. – С.46-48.3.
25. Поленова С.Н. Об особенностях организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса // Аудитор. – 2019. - №6. – С.31-36.
26. Протасов М.В., Айназаров А., Ахмадеев Р.Г., Морозова Т.В. Оп-тимизация налогообложения и бухгалтерского учета как условие развития малого инновационного бизнеса // Научные исследования и разработки. – 2020. – Т.9. - №4. – С.67-75.
27. Пушкарева В.О. Проблемы бухгалтерского учета на предприяти-ях малого бизнеса // Академическая публицистика. – 2019. - №1. – С.52-56.
28. Романова О.А., Илларионова И.Г. Совершенствование организа-ции бухгалтерского учета на малом предприятии // Модернизация регионов: управленческие механизмы и инновационные подходы: Материалы IX Все-российской науч.-практ. конференции. – Чебоксары: Новое время, 2018. – С.195-198.
29. Смольянинова Ю.А., Иода Е.В. Бухгалтерский учет на малых предприятиях: особенности, проблемы, совершенствование // Социально-экономические явления и процессы. – 2017. – Т. 12. - №6. – С.301-307.
30. Солдатова А.С., Гладийчук Д.О., Барабаш М.А. Учет и налого-обложение на предприятиях малого бизнеса // Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развития: Сборник статей Междун. науч.-практ. конференции. – Уфа: Аэтерна, 2018. – С.43-45.
31. Ушаков Р.С., Колоднова Е.С. Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятиях малого бизнеса // Экономика и современ-ный менеджмент: теория, методология, практика: сборник статей Х Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. – С.245-248.
32. Хазипова С.Р. Организация бухгалтерского учета в малом бизне-се // Вестник современных исследований. – 2018. - №5.4. – С. 395-398.
33. Шогенова М.Х. Совершенствование автоматизации бухгалтер-ского учета на малых предприятиях // Известия Кабардино-Балкарского гос-ударственного аграрного университета. – 2017. - №4. – С.116-120.