Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что государство, реализуя публичный интерес в обеспечении традиционного подхода к структурированию общества, следует консервативной традиции, которая, в свою очередь, учитывает особенности ментальности, культуры, социально-экономических и политических условий. Так, механизм регулирования семейных отношений характеризуется постоянством дисгармонии частных и публичных интересов при явном превалировании последних. Это и понятно, иначе хаос в организации семейной жизни может стать «подрывным» фактором любого государственного строя.
Некоторые традиционные признаки семьи как ячейки общества утратили свое значение в современной действительности. Представляется, что в определенной степени можно говорить о периоде декаданса в организации семейной жизни. Кроме того, далеко не все «новеллы» спровоцированы исключительно частными интересами физических лиц, позиционирующих себя супругами, родителями. Проблема во многом обусловлена, как уже отмечалось, не только консерватизмом механизма семейно-правового регулирования и действующего законодательства, но и отсутствием в семейном законодательстве норм, отвечающих актуальным запросам общества в регулировании семейных отношений.
Одним из важнейших направлений государственной социальной политики Российской Федерации является защита имущественных и жилищных прав детей-сирот. В настоящее время в России разработана и принята законодательная база, определяющая права, льготы, дополнительные гарантии для указанной категории граждан в части обеспечения их жилыми помещениями. Однако в правоприменительной практике имеется ряд существенных проблем, не позволяющих в достаточной мере реализовать права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с механизмом защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является всесторонний анализ социально-правового механизма защиты детей сирот и детей без попечения родителей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть детей, оставшихся без попечения родителей, как объект социально-правовой защиты и социальной работы;
• Исследовать систему правового регулирования социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• Проанализировать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
• Изучить меры социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ;
• Проанализировать основные направления деятельности защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
• Выявить проблемы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определить пути их совершенствования.
Методологической основой исследования стали общенаучный диалектический метод познания, в том числе, системно – структурный, конкретно–социологический, метод сравнительного проведения и другие научные методы. При написании работы также использовались нормативно–правовой, исторический, системно–функциональный, сравнительно–правовой и иные специальные методы научного познания.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых в рассматриваемой области.
Эмпирическая основа исследования включает в себя виды источников, выделенных по критериям общности происхождения, содержания и назначения текста.
Научная новизна исследование состоит в том, что данная работа является сравнительно–правовым исследованием основных вопросов социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по законодательству РФ.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть полезны в процессе совершенствования системой социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как объект социальной социально-правовой защиты и социальной работы
Основным в настоящей главе является понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Легального определения этого понятия Семейный кодекс РФ не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения: ухода, охраны, воспитания, заботы.
Законодатель лишь перечисляет самые распространенные случаи, когда дети остаются без попечения родителей:
• смерть родителей,
• лишение их родительских прав,
• ограничение их в родительских правах,
• признание родителей недееспособными,
• болезнь родителей, их длительное отсутствие,
• уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций,
• создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.
Возникают, к сожалению, ситуации, когда дети не посещают школу, не получают по вине родителей медицинской помощи, оставлены без ухода и питания. Такие юридические факты порождают особое правовое состояние - ребенок становится «оставшимся без попечения родителей». Ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей также при отобрании его у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77 СК), при пребывании родителей в местах лишения свободы.
«Ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей» - разные юридические понятия. В ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе, безусловно, свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.
Надо заметить, что на практике бытует заблуждение, согласно которому ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей только после вступления в законную силу судебного решения о лишении его родителей родительских прав. Это не соответствует Семейному кодексу РФ.
Отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:
- имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК);
- учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Возраст или же причина, по которой ребенок остался без попечения родителей, имеют значение для отличия сироты от других схожих категорий - лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сиротами являются дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с их смертью. К лицам из числа детей-сирот относятся совершеннолетние граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель (абз. 2, 4 ст. 1 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
В действующем законодательстве отсутствует определение «круглая сирота».
Дети, оставшиеся без попечения родителей, как и дети-сироты, являются несовершеннолетними, однако лишены родительского попечения по иным причинам, например в связи с лишением или ограничением родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, а также если единственный родитель или оба родителя ребенка неизвестны (абз. 3 ст. 1 Закона № 159-ФЗ).
Статус ребенка-сироты имеет значение для получения льгот и предоставления мер социальной поддержки (например, для получения благоустроенного жилья из специализированного жилого фонда). Такой статус можно подтвердить, например, свидетельствами о смерти родителей, распоряжением органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними (ст. 8 Закона № 159-ФЗ ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Безусловно, важнейшим правом ребенка, оставшегося без попечения родителей, является право на устройство в семью. Это один из главных элементов специального правового статуса ребенка.
1.2 Система правового регулирования социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на устройство в семью, преимущество при поступлении в вузы, бесплатную медицинскую помощь, содействие в трудоустройстве, освобождение от уплаты госпошлины за выдачу паспорта и некоторые другие льготы. В частности:
1. Гарантии в сфере обеспечения достойных условий жизни. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечиваются следующие гарантии в сфере обеспечения достойных условий жизни. В том числе:
Гарантия права на устройство в семью .Детям, относящимся к рассматриваемым категориям, гарантируется право на устройство в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку (детей до 14 лет) или попечительство (детей от 14 до 18 лет), в приемную или патронатную семью). При отсутствии такой возможности временно, на период до устройства на воспитание в семью, им гарантируется пребывание в организации для детей-сирот.
Гарантии, сохраняющиеся при устройстве в семью. Если на момент усыновления ребенок имеет право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, он сохраняет это право и после усыновления (п. 1 ст. 137, ст. 138 СК РФ).
Гарантии воспитанникам организаций для детей-сирот. Когда нет возможности передать ребенка в семью, его гарантированно направят в организацию для детей-сирот, расположенную наиболее близко к месту жительства.
Гарантии выпускникам организаций для детей-сирот. Выпускникам организаций для детей-сирот оказывается, в частности, помощь в социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни, в том числе в виде постинтернатного сопровождения (патроната).
2. Гарантии в сфере образования. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются гарантии в сфере образования.
3. Гарантии в сфере здравоохранения. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются гарантии в сфере здравоохранения.
4. Гарантии в сфере труда. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются гарантии в сфере труда,
5. Гарантии в сфере судопроизводства. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с законодательством о бесплатной юридической помощи в РФ (ст. 10 Закона № 159-ФЗ).
6. Гарантии в сфере уплаты налогов и сборов. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются льготы по уплате налогов и сборов.
Указанный перечень гарантий не является исчерпывающим. Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в частности, в г. Москве предусмотрено предоставление единовременной выплаты по окончании пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированных организациях г. Москвы для них, в семье опекуна (попечителя), приемных родителей, патронатных воспитателей в связи с достижением возраста 18 лет.
Дети-сироты имеют право на получение страховой или социальной пенсии по случаю потери кормильца, на выплаты при обучении и некоторые другие выплаты.
Дети-сироты имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца (ч. 2 ст. 4, ст. ст. 6, 10 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ ).
Выплата назначается, если у умерших родителей ребенка имеется страховой стаж. Пенсионная выплата состоит из двух частей - страховой и фиксированной.
Страховая часть пенсии рассчитывается из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и стоимости одного пенсионного коэффициента. Ребенку, потерявшему обоих родителей, ИПК определяется путем суммирования ИПК обоих родителей. Ребенку умершей одинокой матери ИПК увеличивается в два раза (ч. 3 - 5 ст. 15 Закона № 400-ФЗ).
К страховой пенсии начисляется ежемесячная доплата в фиксированном размере, которая в 2021 г. установлена в сумме 6 044,48 руб. (без учета районных коэффициентов). Она подлежит ежегодной индексации, однако до 01.01.2025 положения законодательства в части индексации приостановлены (ч. 6, 7 ст. 16, ч. 8, 9 ст. 17 Закона № 400-ФЗ).
Если у умерших родителей (умершей одинокой матери) ребенка-сироты отсутствует страховой стаж, то назначается социальная пенсия (абз. 2, 10 ст. 2, пп. 8 п. 1 ст. 4, п. 6 ст. 5 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ ).
Выплата осуществляется детям до 18 лет или до 23 лет, если они обучаются по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 11 Закона № 166-ФЗ).
Пенсия ежегодно индексируется. Законодательством субъекта РФ для детей-сирот может быть предусмотрена региональная социальная пенсия.
Детям-сиротам, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет бюджетных средств, выплачиваются (ч. 5 ст. 36 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ; п. п. 4, 7 ст. 6 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ):
• государственная социальная стипендия;
• ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.
Размер государственной социальной стипендии определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в размере не менее установленного норматива (ч. 9, 10 ст. 36 Закона № 273-ФЗ ).
Пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей выплачивается в размере трехмесячной государственной социальной стипендии при обучении за счет средств федерального бюджета. При обучении за счет средств бюджетов субъекта РФ или местных бюджетов размер пособия устанавливается соответствующими законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами. При обучении в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка размер пособия устанавливается федеральным органом госвласти, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации (п. 4 ст. 6 Закона № 159-ФЗ).
Выпускникам организаций для детей-сирот, специальных учебно-воспитательных учреждений, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, могут выплачиваться (п. 7 ст. 6 Закона № 159-ФЗ):
• денежная компенсация на приобретение бесплатного комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования (если они не были получены в натуре);
• единовременное денежное пособие.
Региональным законодательством также могут устанавливаться другие выплаты для обучающихся сирот (например, ежемесячные выплаты на личные расходы, выплата государственной академической стипендии в увеличенном размере).
Региональным законодательством могут быть установлены прочие выплаты для детей-сирот. Например, в г. Москве предусматривается единовременная выплата детям-сиротам по окончании их пребывания в организациях г. Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна (попечителя), приемных
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, № 17, ст. 1755.
7. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 17.02.2021) // Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, № 52, ст. 5880.
8. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 19.
9. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 24.03.2021) // Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
11. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
12. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 22.12.2020) // Российская газета. № 223. 2007. 6 октября.
13. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
14. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3590.
15. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.
16. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 10.02.2020) // Собрание законодательства РФ, 02.06.2014, № 22, ст. 2887.
17. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 10.02.2020) // Собрание законодательства РФ, 25.05.2009, № 21, ст. 2572.
18. Приказ Минпросвещения России от 10.01.2019 № 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // СПС «КонсультантПлюс».
19. Областной закон Ленинградской области от 17 июня 2011 г. № 47-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельным государственным полномочием Российской Федерации, переданным органам государственной власти Ленинградской области, и отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области, вып. 3, 15.07.2011.
20. Определение Верховного Суда РФ от 8 сентября 2015 г. по делу № 21-КГ15-3 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 15.05.2012 по делу № 33-2639/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Апелляционное определение Московского городского суда от 14.01.2019 по делу № 33-623/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Абрамов В.И. Защита прав ребенка в России как предмет научного исследования // Ленингр. юрид. журн. 2018. № 2. С. 87.
24. Духанина Л.Н. Учителя и ученики: права и обязанности. Москва: Редакция «Российской газеты», 2019. Вып. 15. С. 46.
25. Каковы уровни и формы получения общего образования? // Азбука права: электрон. журн. 2021.
26. Кого можно отнести к детям-сиротам? // Азбука права: электрон. журн. 2021.
27. Матвеева Н.А. Значение нотариальных действий при заключении семейно-правовых сделок // Нотариус. 2019. № 8. С. 21 .
28. Микелова Т.А. Принудительное исполнение судебных решений о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: правотворческие способы решения проблем, связанных с недостаточным финансированием мероприятий по предоставлению жилья детям-сиротам // Юстиция. 2019. № 2. С. 43.
29. Мурзин Р.Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 51.
30. Нечаева А.М. Дети России. М.: ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2013. С. 3.
31. Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М., 2007. С. 91.
32. Нечаева А.М. Семейное право: Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. С. 23 и др.
33. Никитина Е.М. Защита семьи, материнства и детства как важная составляющая ювенальной политики Российского государства // Вопросы ювенальной юстиции. 2018. № 3. С. 8.
34. Подузова Е.Б. Договор простого товарищества как форма организации и ведения совместной деятельности: проблемы теории и практики // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 10(83). С. 83.
35. Семейное право: Учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2019. С. 98.
36. Фетисова О.В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 34.