Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что на сегодняшний день сфера железнодорожного транспорта испытывает острый дефицит квалифицированных кадров, а потому к вопросу профессионального образования и профориентации в данном направлении необходимо относиться с особенным вниманием.
Современные программы подготовки специалистов железнодорожного транспорта отличаются довольно высоким качеством, но в последние годы отмечается снижение мотивации школьников к поступлению в учебные заведения железнодорожного ведомства, что приводит к упомянутому выше дефициту кадров в данной сфере.
Степень изученности проблемы. В научной литературе проблема профессиональной ориентации школьников в сфере обучения в направлении железнодорожного транспорта исследуется очень мало, не анализируются программы обучения, не рассматриваются вопросы мотивации школьников, что еще раз подтверждает актуальность выбранной для дипломной работы темы.
Цель исследования – методы профориентационной работы по ориентированию школьников на поступление в ВУЗы и техникумы железнодорожного транспорта.
Объект исследования – учащиеся старших классов.
Предмет исследования – профориентационная работа по ориентированию учащихся старших классов на поступление в ВУЗы и техникумы железнодорожного транспорта.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть понятие и виды профоориентации школьников.
2. Охарактеризовать принципы мотивации школьников к работе на железнодорожном транспорте.
3. Выявить особенности программ обучения студентов в ВУЗах и техникумах железнодорожного транспорта.
4. Провести исследование профориентационных предпочтений школьников.
5. Разработать программу профориентационной работы школьников на поступление в ВУЗы и техникумы железнодорожного транспорта.
6. Оценить эффективность программы профориентационной работы школьников на поступление в ВУЗы и техникумы железнодорожного транспорта для школьников.
База исследования: ГБОУ «Школа № 5» г. Москва.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, обобщение, классификация, хронологический, сравнительный, статистический, наблюдение, опрос, моделирование, проектирование.
Гипотеза исследования: профориентационная работа со старшими школьниками на поступление в ВУЗы и техникумы железнодорожного транспорта должна проводиться комплексно с использованием практической базы для визуального ознакомления и формирования эмоционального компонента мотивации.
Теоретическая значимость исследования связана со сбором научного материала по проблеме профессиональной ориентации школьников, в том числе их мотивации на поступление в ВУЗы и техникумы железнодорожного транспорта. Полученные теоретические данные могут быть использованы для проведения дальнейшей научной работы в данном направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой программы профориентационной работы школьников на поступление в ВУЗы и техникумы железнодорожного транспорта. Данная программа может быть использована в практике работы современных российских школ. Кроме того, в дипломной работе разработан специальный опросник для выявления профориентационных предпочтений школьников. который является универсальным и также может быть использован для работы в различных учебных заведениях.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты организации профориентационной работы школьников на поступление в ВУЗы и техникумы железнодорожного транспорта
1.1. Понятие и виды профоориентации школьников
Чтобы обеспечить независимую и продуктивную жизнь в обществе, человек должен быть включен в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которого является система профессионального образования. Профессиональная направленность школьника решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу его профессионального самоопределения .
Профессиональная ориентация в школе традиционно служила для развития рабочей силы, обеспечения продуктивной, свободно выбранной работы для граждан и предотвращения безработицы среди молодежи. Усиление социальной защиты и повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда всегда осуществлялось методами профориентации, разработанными с учетом потребности в кадрах и динамики социально-экономического развития региона и страны .
Профориентационная работа – это практическая рекомендательная мера для выбора будущей профессиональной деятельности, основанная на информации о профессиях и требованиях к соискателю, характеристиках и способностях человека, выбирающего и прогнозирующего его успех в предпочитаемом виде деятельности .
В условиях рыночной экономики профориентационная работа в школе носит не вспомогательный характер, а направлена на решение проблем, связанных с жизнью выпускников .
Современный подход к профориентации предполагает слаженную работу многих социальных институтов: школ, различных психологических центров (медицинских, социально-психологических, центров занятости, центров профориентации молодежи и др.), клубов и домов технического творчества, профессиональных учебных заведений, общественных организации, правоохранительных органов (работающих с молодежью), СМИ и др.
Учитывая большую вовлеченность различных организаций, необходима грамотная координация этой работы. В настоящее время таким координатором чаще всего выступает школа, а в ней – психологи и социальные педагоги, в редких случаях открываются специализированные центры профориентации городского или районного подчинения.
Появление профориентационной службы связано с появлением первого бюро профориентации в Страсбурге в 1903 году и бюро по выбору профессии в Бостоне (США) в 1908 году Работа этих первых служб профориентации была основана на трех принципах Ф. Парсонса .
Факторная модель «профессии» выявляет способности и психологические качества, соотносит их с требованиями профессий и уже на основании этого выдает рекомендацию о пригодности или непригодности человека для данной профессии.
Профориентационная работа – это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение школьника .
Профориентация осуществляется через учебный процесс, внеучебную и внеклассную работу со школьниками.
В научной литературе выделяется несколько видов профессиональной ориентации школьников :
1. Работа с учениками, которая включает в себя :
А. Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
Б. Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
В. Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
Г. Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за ее пределами.
Д. Анкетирование учащихся.
Е. Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.) .
2. Работа с родителями, в которую входят :
А. Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
Б. Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
В. Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
Г. Анкетирование родителей.
Д. Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
Е. Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул .
Ж. Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдеева, И.И. Железнодорожный транспорт / И.И. Алексеева. – М.: Промо, 2021. – 360 с.
2. Алексеева, А.М. Основы профессиональной ориентации и мотивации / А.М. Алексеева. – Хабаровск: Знамя, 2020. – 215 с.
3. Борисенко, А.А. Профессия железнодорожника: содержательные и социально-экономические аспекты / А.А. Борисенко // Вестник РЖД. – 2020. – № 10. – С. 50–63.
4. Володарская, С.Ю., Николаенкова, А.А., Панкратов, О.Г. Изучение профориентационных методик в современном профессиональном дискурсе: особенности мотивации школьников к выбору востребованных профессий / С.Ю. Володарская, А.А. Николаенкова, О.Г. Панкратов // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Язык и коммуникация. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2018. – С. 92–103.
5. Гуськова, Е.М. Обзор учебных заведений, готовящих специалистов для железнодорожного транспорта / Е.М. Гуськова // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 4. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2021. – С. 66–80.
6. Карпова, Т.П., Гаврилов, Г.А., Петровская, А.М. Профориентационные методики: научный дискурс / Т.П. Карпова, Г.А. Гаврилов, А.М. Петровская // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Практические основы изучения гуманитарной науки». – Самара: Самарский государственный университет, 2019. – С. 58–70.
7. Кудрявцева, А.В., Иматова, И.Т., Соколовский, С.С. Анализ современных принципов профориентационной работы в общеобразовательной школе: основные направления и методики / А.В. Кудрявцева, И.Т. Иматова, С.С. Соколовский // Вестник Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2019. – С. 154–170.
8. Курицина, А.В., Разумовский, Б.Ю., Хомутова, А.В. Проблематика исследования востребованности и статусности профессий, связанных с железной дорогой / А.В. Курицына, Б.Ю. Разумовский, А.В. Хомутова // Вестник гуманитарного института. Вып. 4. – Красноярск: Издательство гуманитарного института, 2019. – С. 42–56.
9. Машинина, П.И. Исследование принципов профессиональной ориентации школьников: социологический и культурологический анализ / П.И. Машинина // Материалы научно-практической конференции «Общество в XXI веке». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2019. – С. 124–135.
10. Нестерова, О.В., Завьялова, И.Т., Плющенко, А.А. Формирование представлений о профессии железнодорожника в современном медиадискурсе / О.В. Нестерова, И.Т. Завьялова, А.А. Плющенко // Вопросы современной экономики. – 2019. – № 11. – С. 90–106.
11. Олешко, С.И. Структура и развитие образования в сфере железнодорожного транспорта: взгляд гуманитарной науки / С.И. Олешко // Сборник статей Балтийского федерального университета. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета, 2021. – С. 35–47.
12. Панкова, Т.И., Берестенева, Л.Ю. Значение и содержание профессиональной ориентации в контексте педагогической работы / Т.И. Панкова, Л.Ю. Берестенева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения педагогических технологий в контексте современных социально-экономических условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2021. – С. 164–180.
13. Прыгунова, А.А. Современное российское образование / А.А. Прыгунова. – М.: Форпост, 2020. – 326 с.
14. Радомская, Ю.Т., Плюшенков, С.В. Профессиональная ориентация в современном мире / Ю.Т. Радомская, С.В. Плюшенков // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 1. Социальные и гуманитарные науки. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2017. – С. 88–100.
15. Слепакова, И.М., Радминская, Е.А. Профессиональная ориентация как социально-педагогическое явление: историографический экскурс / И.М. Слепакова, Е.А. Радминская // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2019. – № 3. – С. 68–80.
16. Трезубцева, Ж.В., Конопляников, П.И., Сверчкова, И.Т. Принципы изучения программ профориентации: лексические и стилистические особенности составления текстов лекций и программ семинаров / Ж.В. Трезубцева, П.И. Конопляников, И.Т. Сверчкова // Профессиональная деятельность. Сборник. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2017. – С. 171–187.
17. Филимонова, Н.Г. Особенности современных представлений о профессии железнодорожника / Н.Г. Филимонова // Вестник Кубанского государственного университета. – 2018. – № 5. – С. 60–75.
18. Харитонова, М.И., Зайцева, И.В. Социально-экономические особенности функционирования современного железнодорожного транспорта / И.М. Харитонова, И.В. Зайцева // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 1. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. – С. 106–116.
19. Хорошева, В.И., Соколовская, А.В. Принципы проведения анализа эффективности профессиональной ориентации в школе: основные параметры и критерии оценки / В.И. Хорошева, А.В. Соколовская // Материалы международной научной конференции «Педагогическая деятельность в России и за рубежом в ракурсе социально-политических перемен». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. – С. 50–64.
20. Чертков, И.М. История железнодорожного транспорта / И.М. Чертков. – Таганрог: Современник, 2019. – 560 с.
21. Юрченко, М.М., Соболева, А.М., Велигодская, П.И. Трудности изучения педагогических особенностей профориентации в современных социально-культурных условиях развития общества / М.М. Юрченко, А.М. Соболева, П.И. Велигодская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования проблематики современной профессиональной деятельности: российская и зарубежная практика». – Пермь: Пермский государственный институт, 2021. – С. 30–43.
22. Яковенко, С.С., Жданова, И.Т., Паршина, О.А. Признаки эффективной профессиональной мотивации / С.С. Яковенко, И.Т. Жданова, О.А. Паршина // Вестник трудового права. – 2021. – № 1. – С. 13–24.