Фрагмент для ознакомления
2
Прежде чем говорить о предмете дисциплины, необходимо определить, что же означает слово «каллиграфия». Понятие каллиграфии определяется в словаре С.И.Ожегова как искусство четкого и красивого письма [4, с.263].
Проблемой формирования каллиграфических навыков у младших школьников занимались многие знаменитые отечественные методисты, педагоги и психологи, такие как: К.Д. Ушинский, В.А. Илюхина, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.Г. Агаркова, Е.А. Потапова и т.д.
Говоря о сущности каллиграфических навыков, сначала необходимо рассмотреть такое понятие как «каллиграфия».
Ю.А. Серебренникова дает простое определение, она пишет каллиграфия - это красивый почерк [9, с.34]. И действительно, каллиграфия это производное от греческих слов «Kallos (красота)» и «Graphe(писать)».
Е.И. Хорошилова немного усложняет предыдущее определение и пишет, что каллиграфия - это искусство изображения слова, которое характеризуется красивым и четким почерком [10, с.13].
Далее нужно рассмотреть понятие «каллиграфический навык», изучением которого занимались следующие авторы: Н.Г. Агаркова, Л.Я. Желтовская, Е.В. Пивоварова.
Н.Г. Агаркова считает, что каллиграфический навык - это умение писать верным и стойким почерком, без нарушения высоты, ширины и угла наклона букв и их соединений [1, с.14].
Л.Я. Желтовская пишет, что каллиграфический навык - это сложное речевое и рукодвигательное действие, которое требует высокого уровня усвоения [26, с.52].
По мнению Е.В. Пивоваровой, каллиграфический навык - это сенсорные умения человека, которые связаны с учебной деятельностью во время письменной речи [17, с.107].
По-нашему мнение, Н.Г. Агаркова наиболее полно отразила сущность понятия «каллиграфический навык». Поэтому его мы будем считать за основное.
Т.А. Аристова выделяет основные особенности каллиграфического навыка, к которым относятся: во-первых, двигательный навык, который заключается в усилиях мышечных. Во-вторых, в процессе письма происходит перекодировка, то есть перевод осмысленных единиц звучащей речи в графические знаки. Данная особенность придает письменной речи свойство сознательной деятельности. Подобная осознанность письменной речи как особой человеческой деятельности и является основой каллиграфического навыка [2, c.35].
Сознательный характер каллиграфического навыка заключается в [2, c.36]:
верном соотнесении буквы и звука;
следовании орфографическим и графическим правилам;
использовании навыка каллиграфии с целью воспроизведения свои намерений, чувств и мыслей.
В.С. Волкогон считает, что использование навыка каллиграфии с целью воспроизведения свои намерений, чувств и мыслей можно выделить отдельно как третью особенность каллиграфического навыка, так как это является основной целью письменной речи, в то время как верное соотнесение буквы и звука, а также следование орфографическим и графическим правилам представляют из себя косвенные задачи пишущего младшего школьника, то есть не цели, а средства. [5, c.13].
Е.В. Пивоварова пишет, что каллиграфический навык для усвоения является довольно сложным, так как этот процесс достаточно многоэтапный. На первом этапе у младших школьников формируется умение правильно сеть, держать ручку и класть перед собой рабочую тетрадь; на втором этапе -умение писать буквенные элементы и усвоение алгоритма письма; на третьем этапе - умение писать буквы, прописные и строчные; на четвертом этапе -умение писать слова целиком и только те, чье произношение не расходится с их написанием [7, c.109].
Е.И. Хорошилова выделяет основные показатели сформированности каллиграфического навыка, к которым относятся [10, с. 17]:
грамотность графическая;
каллиграфическая чёткость и устойчивость начертания букв и их соединений;
связанность (безотрывность) письма;
скорость письма.
При этом каллиграфия и методика её преподавания является одной из педагогических наук. Знание методики каллиграфии является необходимым условием подготовки учителя начальных классов к полноценной работе с учащимися начальных классов, так как именно в начальном звене закладывают представления о канонах письма [4].
Каллиграфическим навыкам необходимо учиться в отличие от речевой деятельности, которой человек может овладеть и вне. Стоит отметить, что обучение каллиграфическим навыкам процесс длительный и непростой. Нельзя не согласиться с психологом А.Р. Лурия в том, что с точки зрения психологии, с полной уверенностью можно отнести процесс письма к сложной, осознанной форме речевой деятельности [2, с. 200].
Как известно, графические навыки письма можно отнести к сенсорным навыкам человека. Одновременно с этим, графические навыки связываются с учебной деятельностью и оказывают неоценимую помощь при обслуживании процесса письменной речи, чем и обусловлена специфичность и сложность их формирования, которое происходит вкупе с чтением, орфографией и развитием письменной речи. Хотелось бы отметить, что на высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны письма осознаются недостаточно в связи с тем, что основное внимание человека направлено на процесс выражения мысли в словах. Переключение внимания на движение руки в процессе письма возможно, но, как правило, внимание на движениях руки во время письма не акцентируется. Непосредственно процесс написания слов осуществляется легко и быстро, однако, все зависит от качества сформированного навыка письма.
Процесс письма многогранен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. В частности, хотелось бы привести такой пример: написание письма по памяти, а также под диктовку связывается с физиологическими структурами мозга. Справедливо заметили Р.Е. Левин, Ж.И. Шиф, С.М. Блинков, А.Р. Лурия тот факт, что в случае нарушения определенных областей коры головного мозга, как следствие, будут наблюдаться расстройства письма и письменной речи [8, с 202].
Исследование характера подобных нарушений позволило сделать вывод о том, что существует возможность рассмотрения различных участков коры головного мозга, т. к. существуют различные виды письменной речи. Говоря о височных областях левого полушария головного мозга, нужно подчеркнуть, что данные области связываются со слуховым анализом в процессе письма. Как следствие, в случае их поражения вызывается нарушение такого процесса письма, которое осуществляется на слух, однако при этом, мало отражается при списывании [5, с. 80].
Нельзя не сказать и о заднецентральных областях левого полушария, которые отвечают за синтез кинетических ощущений. Важно подчеркнуть, что данные области также связываются с процессом письма посредством управления движениями через артикуляцию. Если говорить о затылочной и теменной области, то можно отметить, что она связана со зрительной организацией процесса письма. В случае, если она поражена, то результатом будет являться пространственные нарушения процесса письма. Премоторная область коры ответственна за соблюдение чередования и последовательности наружной повторности букв. Моторный центр речи, имеются в виду, левые лобные доли, связывается с сохранностью замысла при письме, поэтому, если поражены левые лобные доли, то наблюдается проблема невозможности последовательного письма [5, с. 82].
Говоря о процессе письма нельзя не затронуть длительность всех участков коры головного мозга, роль которых, при различных видах письма не является одинаковой. Необходимо помнить, что по достижению школьного возраста у ребенка продолжают оставаться недостаточно развитыми некоторые участки коры головного мозга, в частности, лобные доли коры.
Следовательно, в целях формирования данного навыка необходимо, чтобы ученик являлся подготовленным. Можно с уверенностью говорить о том, что любой навык обладает особенными сферами, готовность которых необходима к моменту формирования навыка. В некоторых случаях, данный навык может сформировываться на базе какого-то другого навыка, который был сформирован ранее.
Важно подчеркнуть, что в целях овладения письмом, определяющее значение имеет развитие пальцев и кисти рук. Ребенок развивает подобные движения постепенно на протяжении всего дошкольного периода. Справедливо подметила Т. С. Комарова о том, что приблизительно к 3-м годам, движения руки ребенка, можно считать достаточно развитыми, однако, при этом, карандашом или кистью ребенок еще не владеет в достаточно мере [24, с 2]. Думается, что необходимо подчеркнуть, важность развития таких навыков, т. к. если их не отрабатывать, то дети и к 6-ти годам не овладеют им в достаточной степени, и, как следствие, будет держать ручку всеми пальцами, а также сильно ее сжимать. Необходимо правильно организовывать процесс рисования, лепки, конструирования, т. к. эти занятия помогают развивать мелкую моторику, т. е. пальцы и кисть. В будущем, все это поможет детям лучше овладеть навыками письма [24, с. 2].
Нужно понимать, что развитие движений пальцев рук - это длительный процесс, который даже при интенсивных занятиях, иногда задерживается. Это можно объяснить тем, что к тому моменту, когда ребенок будет поступать в школу, окостенение пальцев кисти еще не завершено [24, с. 11].
Нельзя не согласиться с Е. В. Гурьяновым в том, что дошкольное детство характеризуется накоплением опыта движений, а также развитием двигательного контроля: предшкольный возраст характеризуется первыми движениями ребенка, которые он совершает с карандашом. В этот период письмо ребенка можно характеризовать, как большие размашистые движения. В это время ребенок еще не может зрительно регулировать движения [13, с. 112]. Согласно исследований А. В. Запорожца, ребенку-дошкольнику очень важно подражать взрослым, поэтому при формировании двигательных навыков роль подражания сложно переоценить. А. В. Запорожец подчеркивает, что велика также роль словесного объяснения [17, с. 78]. Еще один исследователь И.С. Комарова полагает, что ребенок ориентируется на мускульные ощущения при усвоении движений, которые получаются при помощи ведения руки взрослым человеком. Уже к 6-ти годам движения руки становятся более уверенными, однако, остаточный тремор у некоторых детей, тем не менее, продолжает оставаться [24, с. 13].
Интерес представляют и исследования, проведенные Д.Б. Элькониным, Л.Ф.Ткачевой, Л.В. Журовой, которые доказали, что приблизительно к 6-ти годам фонематический слух дошкольника уже является готовым для слухового анализа и синтеза. Артикуляционную систему тоже можно считать вполне готовой для произнесения звуков речи. Это имеет огромное значение не только для развития устной речи, но и для развития письма [16, с. 48].
Можно с уверенностью утверждать, что к тому моменту, когда ребенку пора поступать в школу, глаз и руку можно считать готовыми к письму. Но, важно понимать, что движения, которые ребенок должен совершать в процессе письма нив лепке, ни в рисовании воспроизведены быть не могут. Письмо - это такой процесс, при котором в работу вовлекаются совершенно другие движения пальцев. Если говорить о зрительном восприятии, то оно тоже преследует другие цели, нежели в рисовании [5, с. 61].
Важно подчеркнуть, что приблизительно с 6-лет, т. е. с момента обучения детей письму, постепенно начинает наращиваться скорость [7, с. 128].
Необходимо выделить ряд задач, которые ставятся перед обучающимися в процессе овладения разными техниками письма. Сначала ребенок знакомится с приемами, развитие которых необходимо для овладения письмом, потом учится правильно держать ручку, учится правильной посадке за столом, начинает понимать необходимое положение тетради. Эти действия будут отрабатываться ребенком еще в течение ближайших двух-трех лет [16, с. 55].
Первый этап овладения письмом характеризуется большой затратой энергии, использованием лишних мышц. Ребенок на начальном этапе неадекватно затрачивает силы, в частности, очень сильно сжимает ручку, сильно наживает при письме. Можно считать, что напряжены все мышцы лица и тела, как следствие, ребенок быстро устает [1, с. 62].
На этом этапе движение руки очень неторопливое. Т.С. Комарова и Е.Н. Соколова проводили исследование скорости движения руки при письме и получили следующие результаты, которые говорят о том, что у дошкольников 4-6 лет даже при постоянных занятиях письмом не наблюдается прироста скорости. Они экспериментально доказали, что прирост скорости становится возможным только с более позднего возраста, т. к. к 7-8 годам. Несмотря на постоянные занятия, скорость письма у детей 6-7 лет, согласно результатов их исследований, продолжает оставаться на прежнем уровне [24, с. 17].
Хотелось бы обратить внимание на то, что в начале процесса обучения письму, движения детей можно характеризовать, как дробные, т. к. одно усилие рассчитано на короткий промежуток времени. Возможны остановки движений, причем, в любых частях букв, т. к. движения ребенка еще не характеризуются определенным ритмом. Одновременно с этим, при постоянных тренировках безотрывного письма, ближе к концу первого года обучения, ученики без труда начинают выполнять данное требование [2, с. 59]. Говоря о дробности, необходимо подчеркнуть, что она связана с большими усилиями, которые должен прилагать ребенок во время процесса письма. Для ребенка на этом этапе движение взывает определенную трудность, т. к. еще отсутствует необходимый уровень координации во время письма, а также отсутствует предвосхищение последующего движения [7].
Первоначальный период развития рассматриваемого навыка характеризуется непрочностью приемов. Данный факт оказывает влияние и при усложнении задачи. В частности, при переходе к новой задаче, можно наблюдать, как нарушается написанием формы букв, или, например, наклон буквенных элементов, хотя такие искажения не были замечены при отдельном написании букв. Также, в процессе перехода от письма букв к письму слов, ребенок часто совершает графические ошибки, которые уже были нивелированы на более ранних занятиях [4].
Говоря о первом классе обучения, можно констатировать, что дети еще не могут овладеть навыками беглого письма. Однако, постепенно начинают происходить качественные изменения: все точнее и точнее ребенок начинает воспроизводить образ букв. Это объясняется тем, что между зрительным и мускульным контролем движения устанавливаются связи [5, с. 154].
С течением времени закрепляются похожие движения при осуществлении письма одинаковых букв, что способствует выработке индивидуального почерка. При этом, отметим, что стереотипность движений динамична. К окончанию первого года обучения почерк конкретного ученика можно характеризовать, как отличающийся индивидуальным написанием: буква при повторных написаниях, уже похожа на такую же букву, написанную ранее [2].
Во время второго года обучения приобретается уверенность и свобода в процессе письма, начинает совершенствоваться форма букв, почерк изменяется и наблюдается еще более сходство между одними и теми же буквами, нежели на первом году обучения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаркова Н.Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы)//Начальная школа. -2017. —№12.
2. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического всегда навыка у младших школьников // Начальная школа. -2016. -№4.- 67с.
3. Агаркова Н.Г. Русская графика. Книга для учителя. - М.: указано Дрофа, 2014.
4. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому которому языку. - М.: Педагогика, 2017. - 144 с.
5. Аристова, Т.А. Способы обучения каллиграфии и формирование навыков звукового анализа / Т.А. Аристова // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 11. - С. 35-37.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
7. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина. / М.М. Безруких. - М.: Просвещение, 2017. - 192 с.
8. Валенцева, О.С. Психологические основы формирования каллиграфических навыков младших школьников / О.С. Валенцева // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - № 2.- С. 120123.
9. Власенков А.И. Программы... Каким отдать предпочтение // Начальная школа. -2017. - №4. - 1,6 с.
10. Волкогон, В.С. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / В.С. Волкогон // Педагогический журнал. - 2017. - № 8.- С. 13-16.
11. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Теоретические основы развивающего обучения грамоте // Начальная школа. -2017. - №1.
12. Гурова, Е.М. Подготовка руки ребенка к письму [Текст] // Начальная школа. - 2000.- № 5.- С. 61-62.
13. Ерастова Н.В. Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2016. № 19(123). С. 347-350. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/L23/33960/
14. Желтовская Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.
15. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. [Текст] - М.: Просвещение,- 2005.-13с.
16. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. / Л.Я. Желтовская. - М.: Просвещение, 2018. - 238 с.
17. Илюхина В.А. Письмо с «секретом»: (Из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся). М.: Новая школа, 1994.
18. Илюхина, В.А. Готовим руку к письму и учимся писать красиво: учебнометодическое пособие для подготовки к школе / В. А. Илюхина. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 95 с.
19. Илюхина, В.А. Письмо с «секретом» / В.А. Илюхина. - М.: Просвещение, 2007. - 136 с.
20. Илюхина, В.А. Чудо-пропись: для 1 класса начальной школы / В.А. Илюхина. - М.: Просвещение, 2015.
21. Ларионова, Л.Е. Основные этапы работ с орфографическим правилом на уроках русского языка в 5-7 классах / Л.Е.Ларионова // Русская словесность. №3. 2005. - С. 13-20.
22. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2018.
23. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - 2-е изд., испр. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия»,- 2004.-С. 70-73.
24. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах. - Тула: Родничок; Москва: Астрель, ACT, -2001.
25. Мазина, В.Д. Учусь писать красиво / В.Д.Мазина // Москва: ООО Учебно-методический комплекс «Ребус», 2016. - 12с
26. Методическое пособие « Чудо прописям» Илюхина В. А. Издательство М.: Просвещение, 2017
27. Неменский Б.М. Художественное развитие ребенка как путь гуманизации школы //Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. Вып. 3. - М., глазами 1995
28. Осадчая, М.В. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников в период обучения грамоте / М.В.Осадчая // Начальные классы. №1. 2016. - С. 1-8.
29. Основы каллиграфического письма: теория и методика: учебно-методич. пособие / авт.-сост. Ю.М. Ивкина, Ж.С. Иску- жиева. Оренбург: Южный Урал, 2019.
30. Отыншинова М.Б., Усольцева Д.А., Лукина Н.В., Прокопова Я.И Роль каллиграфии в начальной школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, №5. 2017 С. 31-34.
31. Павлова, Е.В. Рабочая тетрадь по чистописанию. 2 класс [Текст] : пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / Е.В. Павлова. - Мозырь : Белый Ветер, 2006. - 75 с.
32. Первые уроки письма при подготовке к школе: начальное обучение. Илюхина В. А. Издательство Астраль, 2016
33. Пивоварова, Е.В. Методические основы формирования каллиграфических навыков у младших школьников. / Е.В. Пивоварова. - СПб: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 107-113.
34. Письмо с секретом. Преодоление трудностей» Книга для учителя. Илюхина В. А. Издательство: М.: Просвещение, 2016
35. Потапова Е.Н. Радость познания. М.: Просвещение, 1999.
36. Потапова, Е.Н. Обучение письму младших школьников. / Е.Н. Потапова. -М.: Просвещение, 2017. - 175 с.
37. Проненко, Л.И. Каллиграфия для всех / Л.И. Проненко. - Москва: КНИГА, 2020. - 36 с.
38. Редозубов С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе. М.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1961.
39. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 класс [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. - М. : Просвещение, 2014. - 340 с.
40. Сажина, Ю.А. Навыки каллиграфии, как основа формирования письменной грамотности учащихся младших классов / Ю.А.Сажина // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ.конф. №1(61). 2018. - С.63-68
41. Северный рабочий: Северодвинская городская общественнополитическая газета. - 2015 - № 7.
42. Серебренникова, Ю.А. Теория и практика обучения каллиграфии / Ю.А. Серебренникова // Начальная школа. - 2018. - № 1. - С. 34-36.
43. Серебренникова, Ю.А. Теория и практика обучения каллиграфии / Ю.А.Серебренникова // Начальная школа. - №1. 2013. - С. 34-37.
44. Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
45. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для детей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
46. Смирнова, А.Н. Как научить красивому письму? / А.Н.Смирнова // Начальная школа и образование. №4. 2015. - С.67-69.
47. Тивикова, С.К. Новые подходы к обучению детей письму (о технологии развивающего обучения В.Г. Ниорадзе) // Педагогическое обозрение. 1996 № 3.
48. Ткачева, М.В. Рисуем обеими руками. Послушный карандаш: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
49. Уроки чистописания прошлых лет: почему советская школа была лучше нынешней [Электронный ресурс]. - URL: https://obaldela.ru/zaglvanuv-v-starvi-chulan-devochka- obnaruzhila-tam-nechto-udivitelnoe-voshishhalas-vsva-semva/.
50. Ушинский К.Д. Родное слово. Новосибирск: Мангазея: Дет. лит. Сиб. отд-ние, 1999.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / Министерство образования и науки РФ. - Москва: «Просвещение», 2011. - 33 с.
52. Физкультминутки /Авт.-сост. С.А. Левина, С.И. Тукачева, Волгоград: Учитель, 2005.
53. Хорошилова, Е. И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников / Е.И. Хорошилова // Начальная школа. - 2016. - № 7. - С. 13-17. Евсеев И.Е. Прописи для упражнения в прямом почерке. М: Грамотей, 2018.
54. Цапф Г. Философия дизайна Германа Цапфа. М: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014.
55. Что такое каллиграфия? [Электронный ресурс]. URL: https://studycanigraphy.com/what-is-canigraphy/
56. Шишмакова Е. Приемы поддерживающего воспитания // Педагогическая техника. — 2006. — № 4. — С. 77-79. Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя. / Н.Г. Агаркова. - М.: Дрофа, 2016. - 96 с.