Фрагмент для ознакомления
2
Одним из видов туризма является промышленный туризм. Под промышленным туризмом будем понимать организованное посещение действующих предприятий с целью удовлетворения познавательных, профессионально-деловых и прочих потребностей. Основной формой промышленного туризма является промышленная экскурсия, то есть посещений определенных объектов, таких как фабрики, заводы, комбинаты и т.д. по заранее разработанному маршруту со специальным руководителем – экскурсоводом.
Экскурсии на промышленные предприятия широко распространены во всем мире. Они являются эффективным инструментом развития экономики, так как выгодны всем вовлеченным сторонам. Для предприятий открытие производства для публичного осмотра – это маркетинговый ход, направленный на обеспечение лояльности потребителей и поддержку брендов. Для туристов это способ удовлетворения познавательного, эстетического и прагматического интересов. Для власти производственный туризм – это инструмент пропаганды патриотизма и статья налоговых поступлений в бюджет.
В настоящий момент в России на промышленный туризм приходится всего 1% туристического рынка. Нам представляется очевидным, что для индустриальных регионов страны целенаправленное развитие этого вида туризма является перспективным.
Для определения путей развития данного направления необходимо четко понимать, что такое промышленный туризм, какое место он занимает в туристической индустрии, какие виды промышленного туризма существуют и каким образом данный вид туризма будет удовлетворять потребности всех заинтересованных сторон.
Представляем классификацию промышленного туризма по следующим признакам: по количеству единовременно посещаемых объектов и по составу группы экскурсантов.
По количеству единовременно посещаемых объектов промышленный туризм делится на разовые экскурсии на предприятие и тематические туры.
Экскурсия на предприятие – это организованное групповое посещение промышленного предприятия с познавательными целями. По длительности такая экскурсия занимает от одного до полутора часов. Чаще всего такая экскурсия заканчивается в сувенирном магазине, где экскурсанты могут приобрести или заказать продукцию данного производителя. Примерами таких экскурсий могут служить экскурсии на Парфюмерную фабрику Фрагонар, Грас, Франция; Фабрику по производству соуса Табаско, о. Эйвери, США; Завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо», Новороссийск, Россия.
Тематические туры с посещением нескольких предприятий одного профиля – это организованные групповые поездки с посещением двух и более предприятий одного региона, производства которых представляют интерес в рамках темы тура. Продолжительность таких туров составляет от 2 и более дней. Соответственно, программа этих туров включает не только производственные экскурсии, но и услуги по размещению, питанию, трансферу, кроме того, обычно включены обзорные экскурсии по городам посещения и другие культурно-развлекательные мероприятия. Примерами таких тематических туров могут служить гастрономические туры во Францию с посещением винодельческих хозяйств (Бордо, Шампань и пр.), гастрономические туры в Швейцарию с демонстрацией тонкостей производства сыров, туры по фабрикам народных промыслов городов Золотого Кольца России.
В Оренбурге существуют предприятия, посещение которых может быть интересно для широкого круга туристов. Например, это фабрика Оренбургских пуховых платков (ОАО «Ореншаль»), машиностроительный завод (ОАО «ПО «Стрела»), швейная фабрика «Ореана» (ЗАО «Ореана»), обувная фабрика «Юничел» (ЗАО «Обувная фирма «Юничел»), Хладокомбинат (ООО «Оренбургский хладокомбинат»), Хлебозавод (ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»), Молокозавод (ОАО концерн «Оренбургмолоко») и т.д. На начальном этапе развития промышленного туризма в нашем регионе необходимо и достаточно создать набор экскурсий на данные предприятия.
Развитие же тематических туров по промышленному Оренбуржью – дело далекой перспективы.
По составу группы экскурсантов промышленный туризм можно разделить на экскурсии для школьников; экскурсии для смешанных групп; экскурсии для профессионалов.
Промышленные экскурсии для школьников – это организация регулярных экскурсионных туров на промышленные предприятия, в которых экскурсантами являются организованные группы учащихся. Кроме общепознавательных, экскурсанты преследуют учебные и профориентационные цели.
Промышленные экскурсии для смешанных групп – это посещение предприятий сборными группами экскурсантов с познавательными целями. Такие экскурсии популярны в странах Европы и США. Например, Завод Фольксваген, Вольсбург, Германия, Гитарная фабрика Гибсон, Мемфис, США.
В России в числе доступных экскурсантам производств – кондитерское объединение «Любимый Край», Ленинградская область, фарфоровый завод «Мануфактуры Гарднеръ», Московская область, «Томское пиво» в Томске.
Промышленные экскурсии для профессионалов – это организация экскурсий на ведущие предприятия той или иной отрасли промышленности для бизнесменов или специалистов отрасли с целью изучения особенностей и инноваций производства, получения опыта успешных предприятий, поиска партнеров для бизнеса или объекта может служить визит на завод «Эйркрафт Индастриз», Куновице, Чехия делегации Оренбургской области с целью детального ознакомления с производством самолетов и обсуждением способов решения задач, связанных с эксплуатацией новой для региона техники.
На начальном этапе развития промышленного туризма Оренбуржья экскурсии могут быть ориентированы на школьников. Во-первых, учащихся достаточно просто организовать, во-вторых, делясь своими впечатлениями с родителями, школьники будут разрушать стереотип «закрытого производства» и тем самым способствовать появлению спроса на экскурсии для смешанных групп. Промышленные экскурсии для профессионалов организуются индивидуально.
Таким образом, промышленный туризм является перспективным направлением развития индустрии туризма. Потенциал для этого развития есть у многих индустриальных регионов страны. На начальном этапе промышленный туризм может быть представлен набором экскурсий на промышленные предприятия, которые ориентированы на группы школьников.
1.2 Установление цены на туристский продукт и формирование рынков сбыта в области промышленного туризма
Формирование цен на туристские услуги считается одним из центральных вопросов коммерческой деятельности туристских организаций. Помимо издержек, формирующих себестоимость туристского продукта, при формировании цен на туристские услуги учитывают потребительский спрос, цены и наличие конкурентоспособных туристских продуктов, законность цен с точки зрения позиции государственных органов, наиболее выгодное сочетание величины издержек, объема производства и прибыли.
Для определения цены необходимо найти точку соприкосновения между доходностью деятельности организации и спросом на ее услуги. Кроме того, спрос на туристские услуги зависит от времени года, привлекательности и качества предлагаемых услуг. Динамика спроса и цены на услуги взаимозависимы. Ценообразование включает не только политику цен, но и применение скидок, дифференцированных цен на туристские услуги.
Стоимость или цена туристского продукта подтверждается калькуляцией. Поскольку для туристских организаций не разработана типовая инструкция по калькулированию себестоимости тура, то форма калькуляции устанавливается в туристских организациях самостоятельно.
Таблица 1.
Калькуляция тура на группу из_человек по маршруту _
Наименование показателя Значение показателя
% В стоимостном выражении
на группу на 1 чел.
1. страхование туристов
2. визовое обслуживание
3. транспортное обслуживание
4. проживание
5. питание
6. экскурсионное обслуживание
7. прямые затраты на обслуживание туристов
8. косвенные расходы туроператора
9. затраты по реализации тура
10. полная себестоимость тура
11. НДС
12. прибыль туроператора
13. стоимость тура
В калькуляцию включаются те расходы, которые входят в обязательную программу тура.
Величина страхового взноса зависит от тарифа. Существуют четыре разновидности тарифов, которые основываются: на условиях посольств, которые могут определить минимальную величину страховой суммы; сроке поездки; количестве человек в группе (возможны скидки от 5 до 20%); возрасте (старше 60 лет страховая сумма может быть увеличена в два раза).
Калькуляционная статья «Транспортные расходы» включает стоимость проезда до страны пребывания и обратно, трансфер, стоимость транспортного обслуживания туристов во время тура. В калькуляцию включаются те транспортные расходы, которые входят в обязательную программу тура. Стоимость трансфера напрямую зависит от классности заказываемого вида транспорта: могут использоваться заказные автобусы, легковой транспорт. Стоимость авиаперелета служит важной составляющей продажной цены тура. Например, в семидневных турах в европейские страны доля авиатарифа составляет около 50%. Авиакомпании, которые являются членами Международной ассоциации авиационного транспорта (ИАТА), при перевозке туристов применяют несколько видов льготных тарифов.
ИТ-тарифы. Это льготные тарифы, которые предоставляются по индивидуальным и групповым комплексным турам для туроператоров.
АРЕХ-тарифы. Это наиболее льготные тарифы, которые предоставляются по групповым турам для туроператора на условиях полной предварительной оплаты и без права аннуляции.
Туроператор и авиаперевозчик могут использовать условия «блок- чартера». «Блок-чартер» предполагает выделение авиаперевозчиком туроператору определенного количества мест на рейсовом самолете по льготным ценам, но без права аннуляции этих мест.
Наиболее выгодны для туристов условия авиачартера, которые широко используются в организации массовых туров по серийным маршрутам. Авиачартер означает аренду туроператором самолетов международной авиакомпании для выполнения необходимого количества рейсов по согласованным маршрутам и датам. Цена авиачартерной перевозки одного пассажира зависит от арендной цены самолета, степени загрузки его пассажирами и количества выполненных рейсов.
Калькуляционная статья «Расходы на проживание» рассчитывается исходя из стоимости номера, от класса гостиницы, расселения, сезона заезда, количества человек в группе и предоставляемых групповых скидок, количества суток проживания. Классность определяется по звездочной системе. Наиболее высокие по классности гостиницы (пять и четыре звезды) имеют соответственно более высокие цены на проживание. В некоторых гостиницах могут применяться системы доплат к цене размещения, например, за проживание в номере с видом на море, с балконом и т.д., в соответствии с требованиями туриста они также должны быть заранее включены в стоимость обслуживания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонец В.Г. Приоритетные маркетинговые стратегии развития промышленного туризма // Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом. 2017. С. 76- 80.
2. Волков С.К. Промышленный туризм: обзор немецкого опыта и перспективы для российских регионов // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. №5. С.68-75.
3. Кадыров Р.В., Мударисов Р.Г. Промышленный туризм как креативный маркетинг // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. №8. С. 88-94
4. Григоренко Т.Н., Казьмина Л.Н. Приоритеты в области развития внутреннего и въездного туризма России на современном этапе // Вестник Национальной академии туризма. – 2015. – № 4(36). – c. 14-16.
5. Корешков М.В., Деревнина С.Е. Промышленный туризм: знакомство с производством // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. – № 9-10. – c. 42-43.
6. Косякова А.А. Перспективы развития промышленного туризма в России // Научная мысль. – 2016. – № 1. – c. 56-59.
7. Медяник А.В., Тарабановская С.В. К вопросу о значении промышленного туризма в развитии региона // Тенденции науки и образования в современном мире. – 2016. – № 18-3. – c. 30-33.
8. Струзберг Г.В. Современное состояние и перспективы развития промышленного туризма // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. – 2013. – № 3. – c. 147-151.
9. Скляренко С.А., Панченко Т.М., Селиванов И.А., Головенко М.В. Перспективы развития промышленного туризма в России // Российское предпринимательство. – 2011. – № 10-1. – c. 146-150.
10. Otgaar A. Industrial tourism: Where the Public Meets the Private. - Rotterdam : Erasmus University of Rotterdam, 2014. – 260 p.
11. Industrial tourism – trends and opportunities Boros, L. Industrial tourism – trends and opportunities / L. Boros, Z. Martyin, V. Pal // Forum Geographic / ed. by Studiisicercetari de geografiesiprotectiamediului. – Hungary, 2013 – P. 108-114
12. Яшалова Н.Н., Акимова М.А., Рубан Д.А., Бойко С.В., Усова А.В., Мустафаева Э.Р. Перспективы регионального развития промышленного туризма в свете анализа основных экономических показателей российской туриндустрии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – № 2. – c. 195-213.
13. Никулина Ю.Н. Роль промышленных экскурсий в становлении конкурентоспособного специалиста // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 8(ч.1). – c. 589-593.
14. Jia Y. Analysis and Suggestions on Chinese Industrial Tourism Development // International Business Research. – 2010. – p. 169-173.
15. Jonsen-Verbeke M. Industrial heritage: A nexus for sustainable tourism development // Tourism Geographies. – 1999. – p. 70-85.
16. Никулина Ю.Н., Струзберг Г.В. Промышленный туризм в системе взаимодействия вузов и предприятий: содержание и перспективы развития. / Монография. - М: Издательство «Перо», 2015. – 188 c.
17. Дмитриев Г.С. Хабаровский край – территория развития промышленного туризма // Молодой ученый. – 2016. – № 15-1. – c. 60-62.
18. Кадыров Р.В. Предприятия полимерного производства Татарстана как рекреационный ресурс промышленного туризма: постановка проблемы // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – № 10. – c. 123-125.
19. Тимофеев Н.В. Концепция развития промышленного туризма как способ повышения экономического благосостояния Санкт-Петербурга (на примере судостроительного кластера) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2014. – № 2. – c. 142-145.
20. Струзберг Г.В., Докашенко Л.В. Потенциал Оренбургской области в сфере промышленного туризма // Новый университет. Серия: Экономика и право. – 2014. – № 4. – c. 122-125.
21. Bran F.,Manea G. The industrial tourism // Quality - Access to Success. – 2012. – № 3. – p. 1-6.
22. Bujok P., Klempa M., Jelinek J., Porzer M., Rodriguez Gonzalez M.A.G. Industrial tourism in the context of the industrial heritage // Geojournal of Tourism and Geosites. – 2015. – № 1. – p. 81-92.
23. Copic S., Dordevic J., Lukic T., Stojanovic V., Dukicin S., Besermenji S., Stamenkovic I., Tumaric A. Transformation of industrial heritage -an example of tourism industry development in the Ruhr area (Germany) // Geographica Pannonica. – 2014. – p. 43-50.
24. Frew E.A. Industrial tourism theory and implemented strategies // Advances in Culture, Tourism and Hospitality Research. – 2008. – № 2. – p. 27-42.
25. Garaca V., Trifkovic A., Curcic N., Vukosav S. Aspects of industrial heritage tourism: Case of Novi Sad // Revista de Cercetare si Interventie Sociala. – 2014. – № 44. – p. 181- 198.
26. Hospers G.-J. Industrial heritage tourism and regional restructuring in the European union // European Planning Studies. – 2002. – № 10. – p. 397-404.
27. Jia Y. Analysis and Suggestions on Chinese Industrial Tourism Development // International Journal of Business Research. – 2010. – № 3. – p. 169-173.