Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества с окружающей средой обострилась и приобрела колоссальные масштабы. Избежать экологической катастрофы можно только благодаря деятельности людей, основанной на глубоком знании законов природы, с учетом бесчисленных взаимодействий в естественных сообществах, понимании того, что человек является лишь частью природы. Такое взаимодействие жизнеспособно, если у каждого человека имеется достаточный уровень экологического сознания, формирование которого начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни.
В этих условиях большое значение приобретает формирование экологического сознания младших школьников в системе общего начального образования. Идеи приобщения школьников к природе получили дальнейшее развитие в теории и практике советского школьного образования в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Бас, А. М. Степанова, Е. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс. и другие). Учебные пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко долгое время были очень полезны практикам школьного образования; по учебнику С.А. Веретенниковой обучалось не одно поколение учителей.
Младший школьный возраст характеризуется тем, что в сознании ребенка происходит первичное формирование наглядного образа мира и морально-экологической позиции личности, определяющей устойчивое отношение ученика к социальной и природной среде, а также к самому себе.
Для младших школьников характерно уникальное единство знаний и опыта, которое позволяет им закладывать фундамент для формирования прочной основы в области сознания для ценных отношений с природой.
Таким образом, при формировании экологического сознания младших школьников важна парадигма личностно-ориентированного экологического обучения и воспитания, которая наиболее полно раскрывается при обращении к региональному компоненту образования. В Национальной доктрине развития образования Российской Федерации переход к обучению, ориентированному на учащихся, признан одним из актуальных направлений повышения качества образования.
Исходя из того, что задача формирования экологического сознания младших школьников сейчас является актуальной, и с учетом ее недостаточной теоретической разработки и методического обеспечения, мы определили тему исследования: «Формирование экологического сознания младших школьников при изучении природы родного края на уроках окружающего мира».
Объект исследования – экологическое сознание младших школьников.
Экологическое сознание рассматривается нами как сложное личностное образование, которое сочетает в себе экологическую культуру, систему экологических знаний и экологическое поведение и является целью и результатом экологического воспитания и сочетает в своей структуре ценностно-мотивационный, информационно-когнитивный, операционно-деятельностный компоненты.
Предмет исследования – педагогические условия формирования экологического сознания младших школьников при изучении природы родного края.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и на практике проверить эффективность педагогических условий формирования экологического сознания младших школьников при изучении природы родного края на уроках окружающего мира.
Гипотеза – процесс формирования экологического сознания младших школьников будет иметь положительную динамику при обеспечении следующих педагогических условий:
- учет возрастных особенностей младших школьников;
- взаимосвязь экологической культуры, системы экологических знаний и экологического поведения;
- сочетание в структуре экологического сознания ценностно-мотивационного, информационно-когнитивного, операционно-деятельностного компонентов.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• рассмотреть и охарактеризовать понятие «экологическое сознание» личности
• проанализировать особенности экологического сознания детей младшего школьного возраста
• изучить процесс формирования экологического сознания младших школьников при изучении природы родного края на уроках окружающего мира;
• организовать и провести диагностику уровня сформированности экологического сознания младших школьников;
• разработать и внедрить в практику проект формирования экологического сознания младших школьников при изучении природы родного края на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности;
• провести повторную диагностику уровня сформированности экологического сознания младших школьников при изучении природы родного края на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1) Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2) Обобщение полученного материала из разных источников.
Таким образом, в данной работе нам необходимо будет рассмотреть методы восприятия и особенности формирования экологического воспитания у младших школьников. Потому что именно в младшем школьном возрасте закладываются основные экологические знания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Экологическая культура и экологическое сознание: различение понятий, структура, принципы формирования
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Общество не выживет без экологического сознания. Это сознание должно проникнуть во все области науки, техники и производства и изменить их так, чтобы они способствовали выживанию человечества, не его гибели. Сущность экологического сознания является отражением реально практических отношений общества. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры. Процесс формирования экологической культуры рассматривается как единство трех проблем: широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания; приобретение экологического подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества; формирование экологического сознания [9].
Рассмотрим основные понятия исследования.
Наиболее широкое понятие - экологическая культура. Существуют различные трактовки к определению этого понятия.
Анализ основных подходов к проблеме экологической культуры показывает очевидную сложность и многозначность самого явления культуры, что доказывается большим количеством определений и толкований понятия культуры вообще и экологической культуры, в частности.
В теоретическом плане экологическая культура начала формироваться как учение и система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления в последней четверти ХХ века. Феномен экологической культуры изучался всесторонне (теоретически и экспериментально).
Экологическая культура была определена В. А. Игнатовой, доктором педагогических наук, как одна из частей общечеловеческой культуры, отдельная ее черта, которая отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Проблемы становления культуры как воплощенного единства с природой получили развитие в трудах Е. В. Никоноровой, Э. В. Гирусова, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула, В. И. Данилова-Данильяна, О. Н. Яницкого и др. При этом одним из первых проблему экологической культуры поднял известный многим исследователь и мыслитель В. И. Вернадский. Разрабатывая концепцию взаимосвязи биосферы и ноосферы, он предсказал, что дальнейшее развитие природы и человека должно строиться как процесс коэволюции, т.е. взаимовыгодного единства.
Формирование экологической культуры есть воспитание у человека осмысленного принятия среды обитания, уверенность в необходимости бережного отношения к природе, рационального использования ее даров и богатств, понимания важности приумножения естественных ресурсов.
Сам же термин был введен в научный обиход Л. Н. Коганом, который под экологической культурой трактовался как «сопричастность культурно-духовных и природных основ развития человеческой цивилизации» [26]. По мнению Льва Наумовича Когана, экологическая культура - это часть общей культуры человечества, представляющая собой передачу от старшего поколения младшему разнообразных умений, навыков - опыта, также подразумевается итог этого самого процесса: сформировавшиеся впоследствии ценности, нормы, взгляды и традиции.
По мнению Э.В. Гирусова экологическая культура представляет собой «особенно сложное явление, включающее огромное многообразие составляющих – как в образе мышления, так и в сфере практической деятельности, - радикально отличающихся от тех, которые были характерны для прежнего типа культуры, с ее направленностью на волевое преобразование природы во имя потребностей человека» [9]. Философ Е.Н. Никанорова определяет экологическую культуру как новый тип культуры с переосмысленными ценностями, которые ориентированы на поиск механизма связи с природой.
В литературе встречаются и другие определения данного понятия. Так, по мнению И. А. Воедиловой, «экологическая культура представляет собой совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе» [6].
В.И. Жиркова дает такое определение: экологическая культура – это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в мыслях и действиях каждого" [29].
Е. С. Кривошеева дает следующее определение: «экологическая культура – это сложное личностное образование, включающее в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам современной экологии» [21].
По мнению П. О. Ермолаевой, под экологической культурой следует понимать особый «срез» общей культуры общества, транслирующий гармоничный способ взаимодействия общества с окружающей средой и характеризующий осознанный подход к природе и практическое участие в улучшении природопользования [14].
Итак, на сегодняшний день экологическая культура личности – понятие, которое не имеет конкретного определения и общепринятого толкования. Мы под экологической культурой будем понимать органичное единство экологического сознания, эмоционально-психологических состояний и практической деятельности.
Экологическая культура характеризуется следующими основными признаками:
• экологическая образованность, экологическое сознание, стремление к сохранению и улучшению географической среды и ее составляющих как основу существования общества;
• способность применять экологические знания на практике и в быту;
• умение видеть фактические экологические проблемы и находить их приемлемые решения и т.д.
Важно и то, что экологическая культура многонациональна в значительной степени. Это единица культуры, традиции любого народа или нации, включающая в себя взаимодействия с природой, культуру международных взаимоотношний отношений, областную культуру труда, имеет тесную взаимосвязь с видом местной природы, с историко-географической обстановкой, с традициями народа, сложившимися на протяжении нескольких веков [2].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аджамоглян А.Г. Особенности экологического воспитания старших школьников (на армянском языке). Аннотация диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. Ереван, 2000
2. Андреев М. Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 7. – С. 143-145
3. Асатрян Л. Основы управления экологическим образованием (на армянском языке). «Артагерс», 2006. 331 с.
4. Белявский, Г. А. Основы экологических знаний / Г. А. Белявский, Р. С Фурдуй. Учебник. – Москва: Просвещение, 2016
5. Бурова Л.И. Система изучения природы детьми младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1997
6. Воедилова И. А. Экологическая культура как новое качество культуры // Астраханский вестник экологического образования. – 2012. – № 1. – С. 90-92
7. Гавриленко, А. Как учить экологическому прогнозированию / А. Гавриленко // Начальная школа. - 2017. - №12. - С. 42-45
8. Гайнуллова, Ф.С Природоведческая литература как средство формирования естественнонаучных понятий/Ф.С.Гайнуллова//Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы научно-практической конференции преподавателей , аспирантов, магистрантов, студентов («Дни науки МГПУ-2015») /Сост. и отв.ред.: Н.П Ходакова, А.В.Калинченко.- М.:Спутник+,2015.-С.147- 150
9. Гирусов Э. В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело. – 2010. – № 3. – С. 6-11
10. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества. М.: Начальная школа. -1989
11. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2013. – 418 с.
12. Дубовый, В. И. Экологическая культура: учеб. пособие / В. И. Дубовый. – Херсон: Гринь Д. С., 2016
13. Егорова Т. Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников: Стихотворный материал на экскурсиях в природу // Начальная школа. — 2010. — № 4. — С. 66−68.
14. Ермолаева П. О. Особенности формирования экологической культуры российских и американских студентов (кросс-культурный проект): автореф. дисс. … канд. социол. наук. – Казань, 2011. – 26 с
15. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дис….д-ра пед. наук. М., 1986.
16. Зверев И.Д. Экология в начальном образовании. – М.: Просвещение, 2009
17. Каландаров К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования. – М.: Гуманитарный центр «Монолит». – 1999. – с. 48
18. Ковальчук, И. Т. Проблемы экологического образования и воспитания / И. Т. Ковальчук // Педагогическая мысль. - 2015. - №4. - С. 80-85
19. Колесник, Н. А. Экологическое воспитание обучающихся на основе «глубинной экологии» / Н. А. Колесник, В. В. Грубинко. Методические рекомендации для студентов педагогических учебных заведений и учителей. – Тернополь: Изд-во ТДПУ им. В. Гнатюка, 2012.
20. Костенко Е. Г. Использование игр на уроках окружающего мира: Серия дидактических игр / Е. Г. Костенко. — М., 2011. — 130 с.
21. Кривошеева Е. С. На пути к экологическому сознанию // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2011. – № 1. – С. 177-183
22. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. - М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
23. Лебедь, С. Г. Формирование экологической культуры обучающихся 7- 11 классов в процессе изучения курса экологии / С. Г. Лебедь автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 2014
24. Лихачев, Б. Т. Экология личности / Б. Т. Лихачев // Педагогика. -1993. - № 2. - С. 19-24
25. Медведев В. И. Экологическое сознание: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по пед. псих. и эколог. направлениям и спец. М.: Логос, 2001. — 375 с.
26. Мельников Н. Н. Социально-экологические основы гармонизации взаимодействия общества и природы (региональный аспект): дис. Социально-экологические основы гармонизации взаимодействия общества и природы. Канд. соц. наук: 22.00.04. - Самара, 2015. - 159 с.
27. Миронов А.В. Актуальные вопросы экологического образования школьников / А.В. Миронов // Начальная школа плюс до и после, 2013. - С.3-8
28. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образование педвузов. – М., Педагогическое общество России. – 2002
29. Региональный опыт экологического образования и просвещения / Анисимова Т.С., Бобровская М.А., Герасимова Г.А., Григорьева Е.Н., Гаянкова И.В. и др.; под ред. Кривошапкиной О.М. - ISBN 978-5-0009-0047-5 изд. - Киров: МЦНИП, 2015. - 106 с.
30. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Ереван. Изд-во «Луйс», 1978
31. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: Природоведения. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 2007.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации.- 3-е изд. Перераб.-М.: Просвещение, 2016.
33. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты / И.В. Цветкова. – М.: Академия развития, 2012.