Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время развития малого и среднего бизнеса возить грузы небольшими партиями становится выгоднее. Транспортные компании, которые оказывают подобные услуги, сами занимаются комплектацией партий грузов и обеспечивают их качественную доставку.
ООО «ГлоубЭкспрессСервисиз» (далее ООО «ГЭС») является одной из таких транспортно-логистических компаний.
В условиях современной экономики невозможно представить себе предприятие логистического сектора, которое в своей деятельности не будет стремиться к постоянному развитию. В этой связи считается особо важным применение корректной стратегии по совершенствованию деятельности различных структур компании. Продуманная стратегия – это основа будущего компании, учёт сложностей и неблагоприятных моментов. Ведь российский рынок логистических услуг является уникальным и переложить на него буквально опыт европейских компаний просто невозможно.
Выбор методики для совершенствования деятельности сегодня стал важнейшим фактором для компаний, заинтересованных в собственном развитии, для улучшения своих позиций на рынке предоставляемых услуг, опережения конкурентов, стремления достичь определенных поставленных целей и получить повышенную прибыль. Реализация прорывных стратегий для компаний с многотысячной клиентской базой возможна только на основе принятия управленческих решений по результатам анализа актуальных данных, накопленных в компании за определенный промежуток времени. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы подчёркивается закономерностью взаимодействия и взаимозависимости качества закупочной деятельности компании и эффективности её работы в целом.
Но даже чрезвычайно эффективное управление закупками логистических услуг не может быть единственным показателем успешной деятельности компании, так как закупочная деятельность неразрывно связана с наличием или отсутствием спроса на различные услуги. И именно это определяет целесообразность совершенствования закупок по определенному виду перевозок.
Поскольку в настоящий момент потребность в перевозке сборных грузов стабильно развивается, то рассматриваемому предприятию вне всякого сомнения следует в первую очередь ориентироваться на оптимизацию закупок услуг именно в этом направлении. В этой связи актуальность выбранной темы также не вызывает сомнений.
В данной работе рассматриваются основные вопросы, связанные с оптимизацией закупок логистических услуг по перевозке грузов на примере деятельности ООО «ГЭС».
Объектом исследования данной работы являются логистические услуги по перевозке грузов.
Предметом исследования является оптимизация закупок логистических услуг по перевозке грузов на примере деятельности ООО «ГЭС».
Практическая значимость данной работы заключается в комплексном подходе к раскрытию обозначенного выше вопроса для дальнейшей возможности непосредственного применения результатов исследования в ходе оптимизации закупок логистического оператора ООО «ГЭС».
Цель работы сводится к разработке рекомендаций по совершенствованию закупок логистических услуг по перевозке грузов на примере хозяйственной деятельности предприятия ООО «ГЭС».
В процессе достижения поставленной цели в работе последовательно решаются следующие задачи:
- исследовать методические подходы к организации закупок логистических услуг при перевозке грузов;
- охарактеризовать организацию перевозок грузов транспортно-логистическими компаниями;
- проанализировать типовой процесс закупок логистических услуг при перевозках грузов;
- охарактеризовать деятельность предприятия ООО «ГЭС»;
- проанализировать существующий процесс закупок логистических услуг при перевозках грузов в ООО «ГЭС»;
- разработать предложения по совершенствованию управления закупоками логистических услуг по перевозке грузов в условиях работы рассматриваемого предприятия.
При решении отмеченных выше задач используются следующие методы:
- системный подход;
- ситуационный подход.
Информационной базой, используемой в данной работе являются материалы периодической печати, интернет-ресурсы, материалы учебной литературы и нормативные документы ООО «ГЭС». Теоретические основы логистических услуг по перевозке грузов рассмотрены во многих работах, среди которых особенное внимание заслуживают работы Сергеева В.И., Гаджинского А.М., Неруш Ю.М., Герами В. Д., Колик А.В. и других ученых.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В работе использовано формул, таблиц, рисунков, список использованной литературы содержит наименований.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ
1.1. Организация процесса перевозок грузов транспортно-логистическими компаниями в современных условиях рынка
Транспортировку товарно-материальных ценностей транспортно-логистическими компаниями рассмотрим на примере организации перевозок сборных грузов.
Перевозка сборных грузов – это вид транспортировки мелкогабаритных грузов различных заказчиков на одном транспортном средстве и в одном направлении.
Основные отличительные признаки сборного груза следующие: [7]
- каждая грузовая единица (кузов грузового автомобиля, ж/д контейнер и др.) характеризуется таким показателем, как максимально допустимый вес. Если предъявляемый к перевозке груз по весу обладает меньшим значением данного показателя, то его можно считать сборным;
- каждая грузовая единица характеризуется таким показателем, как максимально допустимый объем. Если предъявленный груз меньше данного значения – то это сборный груз;
- если груз в выбранной грузовой единице по всем остальным показателям можно перевозить совместно с каким-либо другим товаром, то этот груз также может называться сборным.
Перевозки сборных грузов позволяют грузовладельцам существенно уменьшить складские запасы и ускорить оборачиваемость капитала. Достоинство перевозки сборных грузов заключается также и в том, что каждый из участников общей поставки сокращает свои расходы на транспортировку. Недостаток данной перевозки – это почти гарантированное увеличение срока доставки.
Следует учитывать, что средний уровень сервиса транспортно-логистических компаний, гарантирующих регулярную ежедневную или еженедельную отправку со своих складов, значительно выше, чем у других транспортных предприятий.
ООО «Глоуб Экспресс Сервисиз» (далее ООО «ГЭС») в состоянии обеспечить регулярность отправок сборных грузов. Данное обстоятельство оказалось решающим при выборе компании, на примере которой проводятся соответствующие расчеты в данной работе.
Хотелось бы отметить, что сегмент рынка доставки сборных грузов отличается от традиционного необходимостью тщательного расчета пространства транспортного средства для совместной перевозки грузов с разными характеристиками.
Внутренние перевозки сборных грузов в плане организации несколько проще международных. Тем не менее, учитывая уникальность географического и геополитического положения нашей страны, при организации внутренних перевозок сборных грузов необходимо предусматривать довольно широкий спектр особенностей и нюансов.
Рассмотрим основные особенности услуг по доставке сборных грузов.
Осуществляемые современными логистическими компаниями грузоперевозки такого типа – максимально удобная и востребованная на рынке услуга.
Несмотря на то, что каждая транспортная фирма имеет собственную схему грузоперевозок, в целом процессы перевозки сборных и генеральных грузов аналогичны.
Рассмотрим основные этапы перевозки сборных грузов: [25]
1. Прием заявок на перевозку.
2. Получение грузов от заказчиков.
3. Транспортировка полученных грузов на консолидационный склад.
4. Консолидация грузов на складе.
5. Проведение складской обработки товаров перед отправкой: маркировка, упаковка, переупаковка, взвешивание.
6. Формирование партий сборных грузов по направлениям доставки с учетом специфики перевозимых товаров.
7. Построение рационального маршрута доставки.
8. Подготовка и оформление требуемой сопроводительной документации.
9. Осуществление перевозки.
10. Распределение заказов по адресатам. Доставка груза на склад временного хранения или склад грузополучателя. Также клиенты могут заказать транспортировку по схемам «от двери до двери» либо «от двери до склада».
11. Хранение на складе (если требуется).
Необходимо подчеркнуть, что страхование также входит в обязательный комплекс услуг транспортно-логистических компаний по перевозке сборных грузов.
Нормативы в отношении сборных грузов применяются те же, что и для любых других, к примеру:
- Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
- Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности»;
- Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов»;
- Отраслевые правила морских, автомобильных, железнодорожных, авиационных контейнерных перевозок;
- Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
- Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП). Customs Convention on the International Transport of Goods under Cover of TIR Carnets (TIR Convention). Женева, 14 ноября 1975 г.
Особая роль автомобильного транспорта в перемещении сборных грузов объясняется тем, что значительно разветвленная сеть автомагистралей позволяет составить оптимальный маршрут между грузоотправителями и грузополучателями.
Также среди преимуществ грузового автомобильного транспорта по сравнению с другими видами можно выделить следующие: [9]
- Обеспечение партионности. Использование подвижного состава различной грузоподъемности и грузовместимости позволяет дробить одну и ту же заявку на несколько партий (как удобно клиенту);
- Возможность организации работы с «колес». Погрузо-разгрузочные операции можно совершать из одного транспортного средства сразу в другое, минуя складские операции;
- Доставка «от двери до двери». Позволяет перевозить груз со склада грузоотправителя до склада грузополучателя, минуя промежуточные перевалки с одного вида транспорта на другой;
- Скорость, гибкость, мобильность, надежность.
В настоящее время автомобильный транспорт является «главным перевозчиком» грузов России. [12]
Рационализация документооборота при перевозках сборных грузов важна для любого хозяйствующего субъекта. При этом предприятие-заказчик может быть участником товарного рынка или рынков предоставления различных услуг – транспортных, информационных и других.
С учетом того, что ООО «ГЭС» оказывает транспортные услуги предприятиям, осуществляющим свою деятельность на товарном рынке в области ритейла (розничной торговли), рассмотрим специфику документооборота в данном рыночном сегменте.
Связи и корреспонденции между участниками процессов, происходящих на товарном рынке, отражаются не только на перемещениях и видоизменении материального потока, но и в документальном и юридическом сопровождении всех производственно-экономических процессов. [31]
В современных условиях информационная поддержка логистики предприятий, работающих в товарном рыночном сегменте, предполагает тесное взаимодействие на каждом этапе осуществления цепи поставок между всеми участниками.
Уже сегодня большинство транспортных компаний, оказывающих услуги по транспортировке сборных грузов, для привлечения клиентов делают ставку не столько на снижение цен, сколько на расширение списка оказываемых услуг. Кроме непосредственно грузоперевозок многие компании предлагают своим клиентам экспедиторское сопровождение груза, услуги страхования, оформление всех необходимых транспортных документов и так далее. Таким образом, стоимость перевозки для клиента складывается не только из тонно-километров, но и включает в себя стоимость пакета дополнительных услуг, которые порой превосходят непосредственно стоимость перевозки.
Еще одним «трендом времени» стала борьба транспортных компаний за «постоянного клиента». Нынешняя рекламная стратегия подавляющего большинства перевозчиков направлена не столько на поиск новых заказов, сколько на создание «программ лояльности» по отношению к уже существующим заказчикам. Для этого разрабатываются различные системы бонусов и скидок, основной целью которых является «удержание клиента». Помимо скидок многие компании применяют «гибкий подход» к каждому конкретному подряду. [24]
В течение последних нескольких лет рынок перевозки сборных грузов в России растет существенными темпами. По мнению экспертов, этот рынок грузоперевозок растет намного быстрее остальных сегментов. Однако все те же эксперты считают, что данное повышение является временным. В ближайшие несколько лет сегодняшние темпы могут существенно снизиться.
Обзор рынка сборных грузов стоит начать с причин его роста. Представители ведущих логистических операторов России считают, что главной причиной увеличения объемов сборных грузоперевозок является произошедшая смена моделей логистики. Еще одним фактором, способствующим увеличению объема сборных грузоперевозок, можно назвать снижение издержек в цепи поставок за счет консолидации грузов различных отправителей. Среди других причин роста этого рынка, наблюдаемого в период 2015 по 2020 год, можно отметить:
• увеличение объема доставок товаров, реализованных в интернет-магазинах;
• территориальную экспансию крупных торговых сетей.
Для того чтобы спрогнозировать дальнейшие перспективы этого сегмента логистических услуг, стоит внимательно проанализировать показатели последних 5 лет. В течение этого срока большая часть сборных грузоперевозок пришлась на междугородное сообщение. На этот сегмент пришлось около 65%. Еще 33% — это внутригородские сборные грузоперевозки. При этом на международные сборные перевозки в период с 2015 по 2020 год пришлось не больше 2% рынка. [15]
Таким образом, можно сделать вывод, что драйвером роста этого рынка стала интернет-торговля. Также стоит отметить фактор торговых сетей. Для них теперь выгодно погрузить на одно транспортное средство большое количество совершенно разных товаров. За счет этого обеспечивается не только экономическая эффективность, но и значительное снижение сроков доставки.
Именно фактор торговых сетей, а точнее их географическое распространение по всей стране, и поспособствовал высокому показателю междугородных перевозок. Теперь сборные грузоперевозки считаются наиболее быстрым и рентабельным способом регулярной доставки товаров, реализуемых в торговых сетях. Собственно, то же самое можно сказать и об интернет-магазинах, для которых свойственно продавать небольшие партии товаров. Отдельная доставка такой продукции зачастую будет стоить дороже самого товара. Естественно, такое положение дел не устраивает покупателей, для которых сборные грузоперевозки также являются наиболее приемлемым способом получения интересующего их товара.
Перечисленные нюансы стали причиной того, что в течение последних пяти лет крупнейшие логистические операторы кардинально изменили модель своей работы и начали в большей степени ориентироваться на рынок транспортной логистики. Благодаря этому, на начало 2020 года сборные грузоперевозки занимали около 20% в общем объеме автомобильных транспортировок на территории России.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
2. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 №223-ФЗ.
4. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности».
5. Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».
6. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП). Customs Convention on the International Transport of Goods under Cover of TIR Carnets (TIR Convention). Женева, 14 ноября 1975 г.
7. Андерсен Б. Бизнес–процессы. Инструменты совершенствования. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2014г. – с. 154-178.
8. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Олимп–Бизнес, 2017г. – с. 22-27.
9. Гаджинский А. М. Логистика: учебник. – 21-е изд. – М.: Дашков и К, 2017г. – с. 235-246.
10. Гайданенко А. А., Гайданенко О. В. Логистика: Учебник для бакалавриата. – М.: КноРус, 2016г. – с. 29-32.
11. Герами В. Д., Колик А.В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для академического бакалавриата – М.: Издательство Юрайт, 2019г. – с. 117-124
12. Дыбская В.В., Зайцев, Е.И. Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес–процессов в цепях поставок: учебник. – М.: Эксмо, 2016г. – с. 539-541.
13. Евтодиева Т. Е., Иванова, Н. В., Ралык, Д. В. Управление закупками в коммерческой деятельности: учебное пособие – Самара: СГЭУ, 2017г. – с. 26-37.
14. Кублашвили О.В. Автоматизированные системы документационного обеспечения управления: учебное пособие. – М.: [б. и.], 2009г. – с. 5-45.
15. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. – М.: Юрайт, 2018г. – с. 53-58.
16. Лукинский В. С., Лукинский В. В., Плетнёва Н. Г. Логистика и управление цепями поставок: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2018г. – с. 32-40.
17. Майборода М.Е. Грузовые автомобильные перевозки: учебное пособие. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008г. – с. 3-11.
18. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: учебник для вузов – М.: ЮНИТИ: Банки и биржи, 2018г. – с. 20-43.
19. Ньюман Э. Кален П. Розничная торговля – СПб.: Питер, 2018г. – с. 25-26.
20. Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для студентов высших учебных заведений. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2008г. – с. 432-437.
21. Плетнева Н.Г. Управление рисками в логистике. – СПб.: Издательство СПбГИЭУ, 2017г. – с. 99-103.
22. Просветов, Г. И. Математические методы в логистике: задачи и решения: учебно-практическое пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2016г. – с.33-35.
23. Саркисов С.В. Управление логистикой: учебное пособие. – М.:2017г. – с. 154-159.
24. Сергеев В.И. Управление цепями поставок: учебник для магистров и бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014г. – с. 260-279.
25. Сток Дж.Р. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2015г. – с. 552-556.
26. Буленко Ю. А. Оценка эффективности и возврата инвестиций от внедрения системы электронного документооборота / Ю. А. Буленко // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. №8. 2016г. с. 92-97.
27. Дадашев Б. Э., Серёдкин, И. В. Подсистема автоматизации закупочной деятельности на базе СЭД DIRECTUM // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №6. 2016г. с. 13-18.
28. Иванов А.Е. Транспортные услуги. // Российский экономический журнал. №3. 2016г. с. 25-27.
29. Изотов О.А., Кириченко А.В., Кузнецов А.Л. Технологические решения для организации отправок сборных грузов посредством контейнерных транспортно-технологических схем // Журнал «Вестник» ГУМиРФ им. Адмирала С.О. Макарова. 2019г. с.12-15.
30. Рейтинг транспортно-логистических компаний [Электронный ресурс]: статья / Информационный портал «Infoline.ru». – URL: https://infoline.spb.ru/news/?news=160781 (Дата обращения: 21.04.2020).
31. Рынок сборных грузов замедляет темп [Электронный ресурс]: статья / Информационно-аналитическое агентство «SeaNews». – URL: https://seanews.ru/2019/04/26/ru-rynok-sbornyh-gruzov-zamedljaet-temp/ (дата обращения 01.04.2020г.).
32. Специфика сборных грузов и способы оптимизации их доставки (международные перевозки) [Электронный ресурс]: статья / Информационно-аналитический ресурс «Внешнеторговый агент». – URL: https://www.vneshtorgagent.ru/index.php/stati/124-spetsifika-sbornykh-gruzov-i-sposoby-optimizatsii-ikh-dostavki-mezhdunarodnye-perevozki/ (Дата обращения: 15.05.2020г.).
33. Особенности, этапы и стоимость перевозки сборных грузов [Электронный ресурс]: статья / сетевое издание «Комсомольская правда» – 2016г. – URL: https://www.kp.ru/guide/sbornye-gruzy.html/ (Дата обращения: 12.04.2020).
34. Автоматизация работы с документами: от простого к сложному [Электронный ресурс]. – 2014г. – URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/30552/ (дата обращения: 25.05.2020).
35. Интеллектуальная система управления цифровыми процессами и документами [Электронный ресурс]: Официальный сайт ООО "ДИРЕКТУМ". – URL: https://www.directum.ru/products/directum (Дата обращения: 27.05.2020).