Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном обществе, в период размывания границ гендерных ролей мужчины и женщины и зарождающейся вследствие этого конкуренции между ними, полями их деятельности; несостоятельности мужчин, бывших мальчиков, в роли отца, мужа – опоры, защитника, главы «семейной крепости», женщин, девочек – в роли матери – хранительницы семейного очага, домашнего уюта, источника тепла и света; увеличения числа разводов и снижения рождаемости, одним из важных, перспективных и актуальных вопросов является вопрос гендерного воспитания.
Именно гендерное воспитание предполагает корректное, гармоничное усвоение детьми гендерных ролей, что, по сути, определяет всю их дальнейшую жизнь, формирует их дальнейший стиль жизни, поведенческие установки. Гармоничное усвоение детьми гендерных ролей подразумевает в будущем гендерное равенство, отсутствие гендерных предрассудков и дискриминации по половому признаку.
Необходимость использования гендерного подхода в обучении и воспитании школьников отмечают многие отечественные педагоги, такие как Владимир Филиппович Базарный, Шалва Александрович Амонашвили, Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Александрович Сухомлинский и другие.
Одним из базовых принципов ЗСТ (здоровьесберегающих технологий) Владимира Филипповича Базарного является параллельное обучение девочек и мальчиков по основным предметам в разных классах. Это обусловлено научно доказанной разницей в развитии психофизиологии полов. Он считает, что для полноценного развития девочек и мальчиков образовательный процесс должен быть построен на основе научных данных об особенностях развития полов и с точки зрения образования и здоровья обучение должно базироваться на основе естественных потребностей девочек и мальчиков.
Шалва Александрович Амонашвили на вопрос «Должно ли преобладать гендерное разделение в воспитании?» отвечал: «Девочка родилась, чтобы быть женщиной, мальчик – чтобы быть мужчиной. Это разные роли. И, соответственно, ценность у каждого человека, в зависимости от половой принадлежности, своя. Женщина, в первую очередь – мудрость и терпение. Мужчина – защитник семьи, главное слово в семье, кормилец. Видите, роли разные? Мужчина – защитник без страха. Не озлобленный и справедливый. Женщина – это атмосфера в семье. Ну и самый главный совет, конечно, это сделать ребенка счастливым. Независимо от пола».
Основатель русской школы Константин Дмитриевич Ушинский протестовал против патриархального подхода в воспитании, он стоял на позициях общего воспитания девочек и мальчиков, выступал за равноправие мужчин и женщин.
Василий Александрович Сухомлинский же подчеркивал необходимость полового воспитания юношей и девушек на основе гармонии и взаимоуважении. Юноши должны получать мужское, а девушки – женское воспитание.
Мальчики и девочки по-разному развиваются, чувствуют, мыслят, по-разному воспринимают информацию и реагируют на нее, выбирают разные модели игр и т.д. Опираясь на знания об этих и других различиях, гендерный подход помогает гармонично развиваться детям в соответствии с их половой принадлежностью, в соответствии с ней выбирать и играть определенную роль в отношениях с людьми, в обществе. В то же время, педагогика нуждается в уточнении своих позиций в вопросах гендерного воспитания младших школьников. Актуальность исследования проблемы гендерного подхода в воспитании обусловлена потребностью реализации гендерного подхода в современной отечественной системе образования с одной стороны, а с другой – недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы и отсутствием ее системного описания в отечественной педагогике.
Понимание сущности, целей, задач, принципов и методов гендерного воспитания, его значимости, места в общей педагогической системе очень важно в каждодневной воспитательной работе с учащимися. Важно внутреннее искреннее стремление учителей-педагогов к формированию тех личностных качеств в своих подопечных, которые подчеркивают принадлежность ребенка к определенному полу.
Исходя из всего вышеперечисленного, я считаю, что в настоящее время школы нуждаются в разработке и внедрении системы гендерного воспитания во всю педагогическую – урочную и внеурочную, – деятельность. Так как, наблюдая за работой педагогов начальной школы, можно заметить, что учителя испытывают некоторые затруднения в организации работы таким образом, чтобы ребенок получал представление о своей половой принадлежности, усваивал определенные поведенческие паттерны, относящиеся к его полу. Правда, стоит помнить, что выстраивание жестких представлений о мужественности и женственности, о мужских и женских ролях ограничивают возможности выбора и степень человеческой свободы. Поэтому, в идеале, нужно придерживаться «золотой середины», стремиться к равновесию. Выстраивание жестких рамок верования в правильную мужественность и женственность действует как барьер для гендерного равенства.
Объектом исследования является гендерное воспитание младших школьников.
Предметом исследования – средства и методы в формировании гендерных представлений у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы: показать необходимость формирования гендерных представлений у младших школьников.
Гипотеза: целенаправленное и систематическое формирование гендерных представлений у младших школьников во внеурочной деятельности будет способствовать усвоению обучающимися своей гендерной роли, а также формированию умения выстраивать свои отношения, свое поведение в соответствии с ней.
Задачи:
1) Раскрыть понятие и сущность гендерного воспитания;
2) Изучить современное состояние проблемы гендерного воспитания младших школьников;
3) Исследовать подходы к формированию гендерных представлений у младших школьников во внеурочной деятельности;
4) Рассмотреть психофизиологические особенности развития девочек и мальчиков;
5) Выявить особенности в воспитании девочек и мальчиков;
6) Провести практическую работу по формированию гендерных представлений у младших школьников во внеурочной деятельности;
7) Обобщить результаты исследования.
Методы, используемые в процессе исследовательской работы:
• Анализ педагогической и методической литературы по теме исследования.
• Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование, опрос, наблюдение, анализ поведения обучающихся в жизненных ситуациях.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут помочь учителям начальных классов организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом гендерных особенностей обучающихся обоих полов.
Заключение
В результате проведенного исследования можем сформулировать следующие выводы.
В настоящее время в образовательном процессе большое внимание уделяется гендерному аспекту в обучении. От уровня сформированности гендерных установок зависит психологический настрой детей, то, как они воспринимают постоянно возникающие в процессе обучения образы мужчин и женщин.
Гендерное воспитание – это относительно социально-контролируемый процесс развития девочек и мальчиков в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладении умениями и навыками соответствующего поведения.
Целью гендерного подхода в образовании является изменение традиционных культурных ограничений развития личности в зависимости от пола, что непосредственно связано с созданием условий для максимального раскрытия способностей мальчиков и девочек.
Гендерное воспитание и образование в своей основе направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации, а способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне нее.
Поэтому для наиболее успешной и эффективной организации воспитания с учетом гендерного подхода необходимо соблюдение ряда условий:
• выявление различий мальчиков и девочек и их учет в процессе гендерного воспитания;
• использование эффективных форм, методов с учетом гендерного подхода.
Констатирующий этап эксперимента показал необходимость проведения целенаправленной работы на основе учета гендерных характеристик младших школьников.
Изучение опыта учителей начальных классов показало, что проблема гендерного воспитания остается актуальной в настоящее время. Нами была разработана и проведена внеклассная работа с применением средств и методов гендерного воспитания.
После проведения ряда занятий нами было проведено повторное исследование гендерных представлений младших школьников с целью выявления изменений в уровне гендерной воспитанности младших школьников после проведенной работы.
Анализ изменений в системе гендерных представлений у детей показал необходимость внедрения гендерного подхода в процесс воспитания мальчиков/девочек в школы, куда приходят не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения.
Результаты исследования полезны как в теоретическом, так и практическом аспектах решения данной проблемы.
В ходе работы поставленная цель достигнута, задачи решены.
Результаты исследования могут быть полезны учителям, планирующим внедрение гендерного подхода к обучению учащихся.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андропова Н.П. Воспитание культуры взаимоотношений младших школьников: гендерный аспект. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – 2007
2. Бужигеева М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения//Педагогика. 2002. – № 8. – 29-35 с.
3. Бурова Л. И., Капустина Е. Ю. Особенности социально-педагогической деятельности по формированию гендерных ролей у младших школьников // Вестник ЧГУ. – 2017.– № 1 – С. 162-168
4. Власов, Н. Воспитание мужества / Н. Власов. - М.: Донбас: Книжное Сталино, 2015. - 134 c.
5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
6. Гендерная психология / под ред. И. С. Клециной. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2009. — с. 317
7. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы. - Москва: ИЛ, 2017. - 368 c.
8. Градусова Л.В. Гендерная педагогика / Л.В. Градусова. – М. : Флинта: Наука, 2011. – 176с.
9. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика [Текст] : учебное пособие / Л. В. Градусова. – Москва : Флинта, 2011. – 176 с.
10. Грошев И.В. Психология половых различий / И.В.Грошев. – Тамбов, 2013
11. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2012
12. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 29 с.
13. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 7-9 лет в семье и школе: Пособие для школьных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.
14. Дыбина О.В. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Москва: ТЦ Сфера, 2015. 200 с.
15. Евтушенко, И.Н. Формирование компетенции педагогов к осуществлению гендерного воспитания / И.Н. Евтушенко // Проблемы подготовки учителя для современной российской школы: сборник материалов. – М., 2007. – С.39-43.
16. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.
17. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2010. – 138 с.
18. Каменская, Е. Н. Гендерный подход в педагогике [Текст] : дис. … докт. пед. наук : 13.00.01 : защищена 18.10.2006 : утв. 02.03.2007 / Каменская Елена Николаевна. – Ростов на Дону, 2006. – 258 с.
19. Котова С.А. Индивидуальный образовательный маршрут ученика как средство повышения доступности и качества начального образования // Герценовские чтения. Начальное образование. Т.8. №1. 2017. С.7-14.
20. Кулагина Л.А. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. М.: Издат. центр «Сфера», 2001
21. Мусатова О. В. Особенности гендерного самосознания современных младших школьников // Гендерные исследования в гуманитарных науках : сб. ст. по материалам III Междунар. заоч. науч.-практ. конф. — Новосибирск : СибАК, 2015. — № 3. — С. 18–26
22. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 7–е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2002
23. Пирелли Бенестад Э. Э. Гендерная принадлежность: дети, подростки, взрослые и роль терапевта // Консультирование необычных: Нарративный подход и квир-сообщество. — URL: http://narrlibrus.wordpress. com/2009/02/11/esben-esther
24. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. М.: Просвещение, 2011. 80 с.
25. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм–Еврознак, 2012.
26. Радзивилова М.А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ. Фундаментальные исследования. 2013
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2016
28. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для студентов и воспитателей. М.: Издательство. Института Психотерапии, 2009
29. Шалпук Е.Б. Гендерное воспитание младших школьников // Электронное периодическое издание НАУКОГРАД г. Москвы.– 2014. – [Электронныйресурс]. URL: http://naukait.ru/attachments/article/1921/shalpyk_eb_moscow_fest14.pdf
30. Штылёва Л .В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании. // Женщина в российском обществе № 3 (19)-2000. С.61-66
31. Шустова, Л. П. Формирование гендерной толерантности / [Текст] : дис. … докт. пед. наук : 13.00.01 : защищена 21.11.2006 : утв. 04.05.2007 / Шустова Любовь Порфирьевна. – Москва, 2006