Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях современного общества речевое развитие приобретает всё большее значение. Речевая культура лежит в основе успешной коммуникации, а также в основе различных видов деятельности и взаимоотношений с людьми. Анализ сложившейся ситуации позволяет говорить о том, что в настоящее время существенно возрастает количество детей, и даже взрослых с речевыми нарушениями. Отмечается тенденция к постоянному росту числа лиц с различными дефектами, недоразвитием речи, тяжёлыми речевыми нарушениями. При этом нарушения речи касаются не только устной, но и письменной речи [1].
Речевые нарушения является серьезной проблемой современной логопедии и дефектологии, поскольку негативно отражаются на дальнейшем психическом и социальном развитии человека, на степени его адаптации к окружающей среде. При этом, нарушения, выявленные в детском (дошкольном, младшем школьном возрасте), существенно ограничивают возможности социализации личности, включения ее в различные социально-значимые виды деятельности, затрудняют становление межличностных отношений и развития коммуникативных навыков. Кроме того, существенно нарушается дальнейшее психическое развитие ребенка, дефект негативно отражается на формировании личностных качеств, на самооценке ребенка [4].
При этом современные исследования указывают на то, что в основе многих речевых нарушений, как устной, так и письменной речи носителей родного языка, в частности, русского языка, лежит нарушение психофизиологических механизмов [5].
Вместе с тем, полноценное владение всеми компонентами русского языка (устной, письменной речи), в современном обществе имеет все большую значимость. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский, что во многом и актуализирует необходимость его изучения, как взрослыми, так и детьми. Русский язык широко востребован, как на территории РФ, так и за ее пределами, а значит потребность в свободном владении им высокая. Знание русского языка всегда было и остается объективной необходимостью как для граждан РФ, так и для других лиц, временно или постоянно проживающих на территории РФ. Русский - это язык, без знания которого невозможна полноценная учёба в общеобразовательных учебных заведениях, а также дальнейшее поступление в образовательные учреждения профессионального, среднего и высшего уровней. Работа, приобщение к духовной и культурной жизни других народов, общение с представителями разных национальностей на территории Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья также требует знания русского языка. Более того, изучение русского языка важно и по иным причинам. Многочисленные, внесшие весомый вклад в развитие мировой культуры и литературы шедевры созданы на русском языке, на нем же написаны множественные фундаментальные научные труды, в том числе мирового значения [29].
Проблема исследования. Необходимость в изучении русского языка и свободном владении им, как в устной, так и письменной форме, не вызывает сомнения. Однако не вызывает сомнения тот факт, что русский язык является одним из наиболее сложных языков, которые особенно трудно даются иностранным студентам, билингвам, и даже носителям языка. При этом, если у иностранцев и билингвов, проблема состоит в основном в недостатке речевого общения с носителями языка, социального опыта, то в случае речевых нарушений, возникающих у носителей языка, проблема скрывается в основном в психофизиологических нарушениях. Решение этой проблемы требует комплексной диагностики, специально организованной коррекционной работы. при этом обязательно нужно учитывать психофизиологические механизмы развития патологии.
Степень разработанности тематики. Изученность и разработанность тематики находится на низком уровне. В настоящее время методика коррекции речевых нарушений у носителей языка с учетом психофизиологических нарушений, только разрабатывается. Довольно хорошо изучены общие диагностические, педагогические и дидактические принципы, особенности данного направления. Однако в методике до сих пор существует ряд трудностей, которые требуют тщательного всестороннего анализа и дальнейшего поиска путей их преодоления
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что у носителей русского языка с речевыми нарушениями существуют психофизиологические механизмы развития этих нарушений.
Объект исследования – речевые нарушения у носителей русского языка.
Предмет исследования – психофизиологические механизмы развития речевых нарушений у носителей русского языка.
Цель исследования – изучить психофизиологические предпосылки развития речевых нарушений у носителей русского языка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития речи в онтогенезе.
2. Проанализировать психофизиологические механизмы речевой деятельности.
3. Привести характеристику психофизиологических предпосылок речевых нарушений у носителей русского языка.
4. Провести исследование психофизиологических предпосылок нарушений устной и письменной речи у современных носителей русского языка.
Методы исследования. В работе использованы теоретические и практические методы. В основу положен анализ литературных источников, научных публикаций, методических разработок, обобщение педагогического и методологического опыта. Полученные данные анализировались, обобщались, систематизировались. Из практических методов применялись: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость. Проведенные исследования могут быть использованы для организации диагностической и коррекционной работы с детьми и взрослыми, имеющими нарушения устной и письменной речи.
Практическая значимость. Результаты могут быть использованы для организации работы по преодолению речевых нарушений у носителей русского языка. Могут быть использованы для диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи. Результаты могут быть полезны логопедам, дефектологам, коррекционным педагогам.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования психофизиологических предпосылок речевых нарушений у современных носителей русского языка
1.1. Особенности развития речи в онтогенезе
Важная роль в психическом развитии ребенка отводится речевой деятельности. Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. Основное речевое развитие ребенка приходится на дошкольный возраст (по сути, дошкольный возраст, является сенситивным периодом для речевого развития) [2].
Рассматривая речевое развитие в онтогенезе, целесообразно выделить основные этапы развития речи. Основными этапами формирования речи являются [14]:
1 этап - узнавание неречевых звуков;
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу;
4 этап - дифференциация слогов;
5 этап - дифференциация фонем;
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
7 этап – развитие слоговой структуры слова.
8 этап – расширение и активизация словарного запаса.
9 этап – формирование лексико-грамматической структуры, интонации, выразительности речи.
10 этап – развитие связной речи.
После того, как ребенок научился распознавать неречевые звуки, он начинает распознавать речевые звуки. В первую очередь ребенок осваивает звукопроизношение. В основе правильного звукопроизношения, восприятия и анализа речи ребенка лежат условные рефлексы [28]. Основные рефлексы формируются в течение первого года жизни
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Августова Ю.В. Историко-педагогический аспект развития практико-ориентированного образования в отечественной педагогике // Вестник ПГГПУ. – 2020. - №3. – С.95-100.
2. Алмазова А.А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова Анна Алексеевна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
3. Баранов С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников. Учебник для студентов учреждений высшего образования. - М.: Академия (Academia), 2015. - 947 c.
4. Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи / А.Н. Васильева. - М.: КомКнига, 2018. - 242 c.
5. Величенкова О.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников (+ CD-ROM) / О.А. Величенкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 124 c.
6. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Каро, 2009. - 256 c.
7. Внукова Л.А. Загадочная природа. Хрестоматия для дополнительного чтения для младших школьников / Л. Внукова. - М.: Ранок, 2013. - 918 c.
8. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.
9. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – 3-е изд. / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова – М.: Академический проект, 2019. – 256 с.
10. Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности //Т. О. Гордеева М.: Издательство Психология в вузе. - 2015. -№ 4. - C. 3 - 27.
11. Грибова О.Е. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи / О.Е. Грибова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c.
12. Даньшина Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи / Даньшина. - М.: АРКТИ, 2018. - 358 c.
13. Дунаева Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: моногр. / Н.Ю. Дунаева. - М.: Владос, 2017. - 936 c.
14. Ефросинина Л.А. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников. 1–4 классы. Учебное пособие / Ефросинина Л.А.. - Москва: Мир, 2015. - 144 c.
15. Зикеев А.Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1. Развитие речи. Грамматика: Учебник / А.Г. Зикеев. - М.: Владос, 2013. - 143 c.
16. Карпова Е.В. Акцентуации характера в структуре мотивационной сферы личности школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2017. - №6. – С.220-226.
17. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз, 2017. - 224 c.
18. Ларин А. Н. Социализация младших школьников как научно-педагогическая проблема // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - № 3 (61). - С. 199-204.
19. Левченко, И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи. Развитие памяти / И.Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 157 c.
20. Логинова Е.А., Юдина С.А. Особенности развития неречевых психических функций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2015. - №1. - С. 208-211.
21. Макарычева И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности // Вестник науки и образования. – 2018. – Т.1. - №4(40). – С. 82-86.
22. Макарычева И.А. Оценка уровня мотивации у младших школьников // Вестник науки и образования. – 2018. –Т.1. - №5(41). – С. 105-108.
23. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. - М.: Высшая школа, 2013. - 168 c.
24. Постникова А.А. Особенности развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом // Современные инновации. – 2018. - №5(30). – С. 76-78.
25. Рыжова Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи: учебн. пособие. - М.: Речь, 2011. - 357 c.
26. Савенков А.И. Маленький исследователь. Коллективное творчество младших школьников / А.И. Савенков. - М.: Академия развития, 2017. - 128 c.
27. Сухарева Л.С. Как помочь младшему школьнику по чтению / Л.С. Сухарева. - М.: Ранок, 2019. - 633 c.
28. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема / М.Н. Терещенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2018. – № 9. – С. 58–61.
29. Филиппова, О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / О.В. Филиппова. - М.: Феникс, 2019. - 402 c.
30. Чукавина И.А. Задушевное чтение. Хрестоматия для младших школьников / И.А. Чукавина. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, Neoclassic, 2014. - 288 c.