Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день, практически во всех развитых странах госу-дарство становится ответственным за проблемы, возникающие у граж¬дан вследствие нетрудоспособности или же наступления пожилого и преклонного возраста. Все страны используют разнообразные формы и методы решения указанных проблем, обеспечивая построение эффек¬тивной пенсионной системы и пенсионного обеспечения в частности.
На данный момент инвалидность среди трудоспособного населения является отрицательным моментом в демографическом развитии Российской Федерации. Неблагоприятной чертой служит ухудшение состояния здоровья и рост инвалидности трудоспособного населения, представляющий реальную угрозу национальной безопасности. Сохранение и восстановление трудоспособности человека является важной задачей государства. При проведении экспертизы трудоспособности выделяются медицинские и социальные критерии. Медицинские критерии включают своевременно установленный, правильный и полный клинический диагноз с учётом выраженности морфологических изменений, степени функциональных нарушений, тяжести и характера течения заболевания, наличия стадии декомпенсации, осложнений. Социальные критерии определяют трудовой прогноз при определенном заболевании и конкретных условиях труда пациентов, отражают всё, что связано с его профессиональной деятельностью (напряжение, профессиональные вредности и др.) [2].
С экономической точки зрения, каждый случай инвалидности приводит к денежным затратам не только самих граждан, но и государства. Для расчета экономических затрат возможно оценить расходы государства на социальное обеспечение инвалидов, в частности пенсии по инвалидности и другие социальные пособия и выплаты.
Данная тема довольно актуальна в наше время, поскольку в государ-ство, позиционирующее себя как социальное, обязано обеспечить защи¬ту уязвимым слоям населения, в частности, инвалидам. Из этого следует цель исследования: дать общее представление о системе пенсионного обеспечения инвалидов в Российской Федерации.
Состояние пенсионное обеспечение инвалидов рассматривали в своих работах: В.М.Батий, С.А.Берташ, В.М.Васильчиков. Н.Г.Ковалева и Э.К.Наберушкина в своих работах выделили специфику существующих инноваций в сфере обеспечения инвалидов.
На сегодняшний день на территории России создано достаточно большое количество организаций, целью которых является организация социальной работы с пожилыми и инвалидами. Их приоритетные формы работы нуждаются в изучении в связи с возможностями дальнейшего развития и повышения качества обслуживания.
Объект исследования –инвалиды, как социальная группа.
Предмет исследования – пенсионное обеспечение инвалидов.
Цель исследования – проанализировать проблемы пенсионного обеспечения инвалидов на примере деятельности ГАСУ СО МО «Климовский дом-интернат».
В процессе достижения цели были решены следующие задач:
1. Рассмотреть понятие, содержание, функции, принципы государственного управления в сфере пенсионного обеспечения инвалидов.
2. Выделить правовые основы государственного управления в сфере пенсионного обеспечения инвалидов.
3. Провести характеристику деятельности ГАСУ СО МО «Климовский дом-интернат».
4. Выделить особенности деятельности по пенсионному обеспечению инвалидов на примере деятельности ГАСУ СО МО «Климовский дом-интернат».
5. На основе проведенного исследования сделать выводы и дать рекомендации по работе.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал ГАСУ СО МО «Климовский дом-интернат».
В основе методологии исследования лежит социально – культурный подход, принцип гуманизма, системности, антропологический подход.
В процессе исследования использованы следующие методы: метод логического анализа процесса социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами; структурно - функциональный метод, позволяющий изучить положение пожилых людей и инвалидов в специфических условиях; метод анализа нормативно – правовых документов и научных публикаций; анкетирование, анализ документов.
1.Теоретико-правовые основы государственного управления в сфере пенсионного обеспечения инвалидов
1.1. Понятие, содержание, функции, принципы государственного управления в сфере пенсионного обеспечения инвалидов
Пенсионная система России является результатом исторического развития страны и отражает совокупность юридических норм, специаль¬но созданных государственных, а также частных подсистем, призванных своевременно обеспечить нуждающихся граждан достойными пенсион¬ными выплатами.
Согласно определению, из экономического словаря Борисова А. Б., пенсией признается «денежное обеспечение, регулярные денежные вы¬платы, предоставляемые гражданам при достижении пенсионного воз¬раста, в связи с инвалидностью, при потере кормильца и в других преду¬смотренных законом случаях». Пенсия может быть выплачена за счет пенсионного и страхового фондов, которые образуются как внебюджет¬ные государственные фонды и страховые, частные пенсионные фонды предприятий.
Новый уклад по формированию пенсий в России сформировался в результате принятия современного Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В законе также отражены новые положения, затра-гивающие пенсионные права граждан и расчет размеров пенсии в си¬стеме обязательного пенсионного страхования.
Важно отметить, что в новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за со¬циально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком - инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.
На современном этапе развития российского общества существует четыре разновидности пенсионного обеспечения. К ним относятся:
- страховая пенсия;
- накопительная пенсия;
- пенсия по государственному пенсионному обеспечению;
- пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению.
До 2015 года существовало понятие трудовой пенсии по старости, теперь же она разделена на страховую и накопительную пенсии.
Страховая пенсия может назначаться по старости, по инвалидности, а также по случаю потери кормильца. Пенсия же по государственному пенсионному обеспечению дается за выслугу лет, по старости, по инва-лидности, по случаю потери кормильца, а также назначаются социаль¬ные выплаты.
Таким образом, классификация пенсий показывает, что граждане, которые признаны в установленном порядке инвалидами, имеют право на один из видов пенсий:
- на страховую пенсию по инвалидности;
- на пенсию по государственному пенсионному обеспечению по ин-валидности;
- на социальную пенсию по инвалидности.
Инвалидом в Российской Федерации признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций орга¬низма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефек¬тами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Регулирование порядка и раз¬мера пенсионного обеспечения реализуется посредством деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации .
Страховая пенсия по инвалидности устанавливается и выплачивает¬ся лицу, который признан инвалидом I, II, III группы и имеет хотя бы один день страхового стажа. При этом, не важна трудовая жизнь инвалида и причины, по которым назначается инвалидность. Для того, чтобы полу¬чить такой вид пенсии, необходимо обратиться в территориальный ор¬ган Пенсионного фонда с необходимым пакетом документов.
Социальная пенсия по инвалидности полагается инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам и лицам, со-вершившим преднамеренное причинение вреда собственному здоро¬вью, которое привело к инвалидности и в случае, если гражданин не имеет трудового стажа. Получить данный вид пенсии возможно. если гражданин постоянно проживает на территории Российской Федерации и у него в наличии имеется выписка из акта МСЭ, подтверждающая группу инвалидности на соответствующий срок.
Государственное пенсионное обеспечение по инвалидности имеют возможность получить военнослужащие, граждане, награжденные зна¬ком «Жителю блокадного Ленинграда», граждане, пострадавшие в ре¬зультате радиационных или техногенных катастроф, участники Великой
Отечественной войны и космонавты. При этом также не учитывается наличие трудовой деятельности у гражданина.
Для того, что гражданин был признан инвалидом соответствующей группы, ему необходимо пройти ряд процедур, которые осуществляются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Толь¬ко после того, как Бюро МСЭ устанавливает и подтверждает факт нали¬чия оснований для установления группы инвалидности, гражданину назначается размер пенсионного обеспечения.
Помимо основного вида пенсий инвалиду полагается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также пакет социальных гарантий, услуг, ко-торые гражданин может использовать для оздоровления. Указанные суммы ежегодно проходят индексацию.
На 1 января 2019 года в Российской Федерации 11,9 млн. граждан, признанных инвалидами, из них: 1,4 млн. - инвалиды I группы, 5,4 млн. - II группы, 4,5 млн. - инвалиды III Группы и 670 тыс. - дети-инвалиды. Это означает, что на 1000 здоровых человек в среднем приходится 81 инва¬лид.
Данные о размере пенсионного обеспечения на 2019 год представ¬лены в таблице 1.
Таблица 1 - Размер пенсионного обеспечения инвалидов в 2019 году после ин¬дексации (2,9 %)
категория инвалидности размер пен¬сии, рублей
социальная пенсия
инвалиды III группы 4403
инвалиды II группы 5180
инвалиды I группы 10360
несовершеннолетние инвалиды 12430
инвалиды II группы, признанные таковыми с рождения 10359
инвалиды I группы, признанные таковыми с рождения 12432
страховая пенсия по инвалидности
инвалид III группы, не являющийся опекуном 2491
инвалид III группы, являющийся опекуном 1 ребенка 4152
инвалид III группы, являющийся опекуном 2 детей 5813
инвалид III группы, являющийся опекуном 3 и более детей 7474
инвалид II группы, не являющийся опекуном 4982
инвалид II группы, являющийся опекуном 1 ребенка 6643
инвалид II группы, являющийся опекуном 2 детей 8304
инвалид II группы, являющийся опекуном 3 и более детей 9965
инвалид I группы, не являющийся опекуном 9965
инвалид I группы, являющийся опекуном 1 ребенка 11626
инвалид I группы, являющийся опекуном 2 детей 13287
инвалид I группы, являющийся опекуном 3 и более детей 14948
инвалиды II группы, получившие травму на войне 12950
инвалиды I группы, получившие травму на войне 31081
военнослужащий инвалид III группы, получивший заболевание на войне 6604
военнослужащий инвалид II группы, получивший заболевание на войне 10360
военнослужащий инвалид I группы, получивший заболевание на войне 25901
инвалид III группы, участвовавший в ликвидации последствий техно-генного характера или пострадавший от природных катаклизмов 5504¬
11008
инвалид II группы, участвовавший в ликвидации последствий техно-генного характера или пострадавший от природных катаклизмов 12950
инвалид I группы, участвовавший в ликвидации последствий техно-генного характера или пострадавший от природных катаклизмов 25901
инвалид III группы, являющийся ветераном великой отечественной войны 6604
инвалид II группы, являющийся ветераном великой отечественной войны 10360
инвалид I группы, являющийся ветераном великой отечественной войны 25901
инвалид III группы, переживший ленинградскую блокаду 4403
инвалид II группы, переживший ленинградскую блокаду 7770
инвалид I группы, переживший ленинградскую блокаду 20721
Помимо денежного эквивалента, инвалиды как льготная категория граждан имеют возможность получить комплекс социального обеспече¬ния. В него входят медикаменты и лекарства, необходимые по состоянию здоровья, санаторно-курортное лечение, а также стоимость проезда до лечения и обратно.
По личным соображениям, лицо может отказаться от набора соци-альных услуг полностью или частично. В этом случае оно имеет право на денежную компенсацию данных услуг, которая на сегодняшний момент составляет 1 048,97 р. в месяц. В случае полной или частичной замены набора социальных услуг гражданин должен до 1 октября текущего года подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда, и с 1 января следующего года он сможет получать выбранный пакет социаль¬ных услуг .
Стоит сказать, что сегодня особо остро стоит вопрос о социальной поддержке инвалидов и «включении» их в современное общество. Важ-нейшей категорией в этой сфере выступает реабилитация инвалидов. Исходя из ст. 9 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реабилитация представляет собой «систему медицинских, психологических, педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных на устранение или возмож¬но более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вы¬званных нарушением здоровья со стойким расстройством функций ор¬ганизма» . Конечным итогом реабилитации должны стать восстанов¬ление статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Социальная адаптация инвалидов - очень сложный и многоплано¬вый процесс. Современный социум должен направить свои усилия на то, чтобы инвалидам было комфортно существовать в обществе: ходить в магазины, ездить в общественном транспорте, посещать учреждения со¬циального характера, культурной среды и т.п.
Таким образом, пенсионное обеспечение играет одну из основных ролей и является важнейшей формой социальной поддержки инвали¬дов. Закон о социальной защите инвалидов устанавливает систему га-рантированных государством экономических, правовых мер и мер соци-альной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоле¬ния, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможно¬стей участия в жизни общества. В комплексе защитных мер указанный закон выделяет и материальное обеспечение инвалидов, которое вклю¬чает в себя денежные выплаты по различным основаниям, компенсации в случаях, установленных законодательством РФ. Но на практике, зача¬стую, этих мер оказывается недостаточно. Ведь пенсия по инвалидности является основным или одним из основных источником средств суще¬ствования лиц с ограниченными возможностями. Именно поэтому, раз¬работанные государством меры по поддержке инвалидов должны по¬стоянно совершенствоваться, видоизменяться в соответствии с запроса¬ми общества и его развитием, чтобы каждая категория граждан ощущала себя важной частью данного общества.
Проведенное исследование поз¬волило ознакомиться с понятием пенсионного обеспечения в Россий¬ской Федерации, с его видами, особенностями медико-социальных со¬ставляющих
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы « КонсультантПлюс».
2. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Российская газета, 1993, 26 февраля.
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №50, ст.4872.
4. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №32, ст.3198.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Рос¬сийской Федерации» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы « КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №52, ст.5488.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №32, ст.3936.
9. Аракчеев В.А. Пенсионное право в России / В. А. Аракчеев. - М.: Юридический центр, 2016. - 435 с.
10. Бакунович А.В., Брюхова Ж.В. Пути решения проблемы поддержания социальной сферы в условиях дефицита бюджета // Вопросы науки и образования. 2017. № 4. С. 58 - 61.
11. Борисов А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2003. 895 с.
12. Бронников, В. А. Современные основы социальной и психологической реабилитации в учреждениях социального обслуживания/ В. А. Бронников, М. С. Надымова // Социальное обслуживание. - 2009. - N 2. - С.5-34.
13. Бутуева, З. А. Анализ оказания медико-социальной помощи инвалидам в нестационарных учреждениях социального обслуживания (на примере городского центра социального обслуживания г. Улан-Удэ) / З. А. Бутуева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2019. - Вып. 5. - С. 281-285.
14. Василевич, А. С. Организация работы с пенсионерами/ А. С. Василевич.- Смоленск, 2011.- 105 с.
15. Василенко, Н.Ю.Основы социальной медицины/ Н.Ю. Василенко.- Владивосток.: Изд-во Дальневосточного Университета, 2009.- 129 с.
16. Васильев Ю.А., Шильцова Т.А., Ахеджак-Нагузе С.К. Экономическая оценка востребованности реабилитационных мероприятий детей-инвалидов с врождённой патологией челюстно-лицевой области // IX Всемирный конгресс Международного фонда «Расщелины губы и неба». 31 августа - 04 сентября. - 2015. -Т. 1. - № 1. - Москва, Россия, И.М. Сеченов. Первый Московский государственный медицинский университет. - С. 62-63.
17. Васильев, В. Заботимся о ветеранах не к «дате», а каждый день/ В. Васильев // Социальное обеспечение. - 2009. - N 5. - С. 7-8.
18. Виды пенсий в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/moscow/news~2017/04/l7/l34109 (дата обращения: 04.05.2021 г.).
19. Воронцова, М. В. Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами: учебное пособие: учебное пособие для студентов факультетов социальной работы / М. В. Воронцова, Т. А. Дубровская, Н. Ф. Коротенко. - Таганрог: Фил. РГСУ, 2011. - 355 с.
20. Всемирная Организация Здравоохранения. Всемирный доклад об инвалидности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.who.mt/disaЫHties/world_report/2018. (дата обращения: 04.05.2021 г.).
21. Гаврилова, Е. В. Психосоциальная работа с пожилыми людьми в центре социального обслуживания/ Е. В. Гаврилова, О. И. Кононова// Работник социальной службы. - 2010. - N 3. - С.82-99.
22. Гладкова, М. Качество жизни пожилых людей / М. Гладкова, Т. Егорова, О. Семенцова // Социальное обеспечение. - 2011. - N 7. - С. 27-29.
23. Глуханюк, Н.С. Поздний возраст и стратегии его освоения / Н.С. Глуханюк, Т.Б. Гершкович - М.:Московский психолого-социальный институт, 2009. – 112 с.
24. Гончарова, Л. Здравница на дому / Л. Гончарова // Соц. обеспечение.- 2012.- № 6.- С. 20-24.
25. Дементьева, Н.Ф. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан / Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. — М.:ЦИЭТИН, 2009. – 135 с.
26. Дмитриев, А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста / под ред. Э. К. Васильевой. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1980. - 103 c.
27. Ерусланова, Р. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учебное пособие : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности "Социальная работа" / Р. И. Ерусланова; Рос. гос. социал. ун-т сервиса. – М.: Дашков и Ко, 2009. - 129 с.
28. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения. М., 2002. - С. 513.
29. Зливко А.П., Джаникян В.А., Кривогорова В.С. Государственная поддержка инвалидов в РФ // Вестник магистратуры. 2016. № 6-3 (57). С. 105-107.
30. Колесникова Г. И. Медико-социальная экспертиза : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. - М.: Юрайт, 2019. □ 179 с.
31. Кучма М.И. Социальная поддержка детей-инвалидов и льготы в сфере труда их родителям // Справочник кадровика, 2002, №6, с.68.
32. Лепихов М. И. Право и социальная защита населения (социальное право). - М., 2000. - С. 123.
33. Лещенков Ф.А. Пенсии и льготы для инвалидов I, II и III групп в соответствии с законодательством Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2015. № 4. С. 47-54.
34. Методология расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения; утв. приказом Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минфина России, Росстата от 10 апреля 2012 г. №192/323н/45н/113. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 902344829.
35. Овчарова Л.Н., Горина Е.А. Развитие адресной социальной поддержки нуждающихся в России: барьеры и возможности // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 5-21.
36. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации: открытые данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/opendata/. (дата обращения: 04.05.2021 г.).
37. Пенсия по инвалидности в России в 2021 году [Электронный ресурс]. - Режим до¬ступа: https://vesbiz.ru/pensya/pensya-po-invalidnosti.html (дата обращения: 04.05.2021 г.).
38. Положение инвалидов. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/stati stics/population/disabilities/# (дата обращения: 04.05.2021 г.).
39. Поломошнов А.Ф. Военные реформы и военный потенциал России // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2015. № 1 -3 (15). С. 64-75.
40. Похвощев В. А. Методологические основы профессиональной реабилитации и содействия занятости людей с ограниченными возможностями здоровья / В. А. Похвощев. - М. : МИР, 2017. - Т. 8, № 2. - С. 330-336.
41. Прожиточный минимум для инвалидов в 2019 году - 1,2,3 группы, доплата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: brakexpert.ru .>prozhitochnyj-minimum3.
42. Регионы России: общая численность инвалидов. Knoema.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://knoema.ш/iscbmsc/регионы-россии-обш,ая- численность-инвалидов?tsId=1001020 (дата обращения: 04.05.2021 г.).
43. Реформа пенсионной системы и экономическое мышление населения России. / Т.А. Шильцова, Е.Н. Лесниченко, И.С. Лебедева. - Современная экономика: проблемы и решения.: Журнал. 2014. - вып. 5 (53). - С.86-95.
44. Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics. (дата обращения: 04.05.2021 г.).
45. Сатарова Е.А. Государственная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов // В сборнике: Научные исследования: теория, методика и практика. 2017. С. 341 - 345.
46. Семенчин Е.А., Соколова И.В. Информационная безопасность: Учеб. пособие. Краснодар, 2012. 89 с.
47. Соколова И.В., Матвеев А.С. Угрозы продовольственной безопасности России в условиях ужесточения санкций // Эпомен. 2018. № 15. С. 152-161.
48. Соловьев А.К. Реформа пенсионной системы Российской Федерации: проблемы и решения // Экономика и управление: проблемы и решение. 2014. № 7 (31). С. 26-31.
49. Социальная защита. Министерство труда и социальной защиты населения. [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/social (дата обращения: 04.05.2021 г.).
50. Статистика. Федеральный реестр инвалидов. [Электронный ресурс]. URL: https://sfri.ru/stat/ (дата обращения: 04.05.2021 г.).
51. Уровень инвалидизации в Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/stati stics/population/disabilities/ (дата обращения: 04.05.2021 г.).
52. Фаршатов И. Жилищные льготы для инвалидов и ветеранов- пенсионеров // Российская юстиция, 2002, №2, с.14.
53. Федеральная служба государственной статистики РФ: положение инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/l3964 (дата обращения: 04.05.2021 г.).