Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время популярны паззлы (от англ. – игра на выдержку), где картинки разделены на множество частей (от 32 до 250). Автор – английский гравер Д. Спилсбари[12]. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому их лучше проводить с более старшими детьми. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Интересны игры ещё и тем, что дети решают игровую задачу (узнают время года, признаки и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А. С. Пушкина, И. Никитина, Д. Родари). Учат детей слушать, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление [12]. Огромное педагогическое значение имеют игры-предположения («что было бы, если бы …? была все время весна? не было воды? и т.д.) разработанные А. И. Сорокиной: они развивают логическое мышление, воображение [12].
Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения. Так, объяснение новой игры лучше начать с создания игрового образа, по 18 окончании игры необходимо повысить эмоциональный настрой ребенка, подчеркнув, как интересно им было играть вместе, подбодрив проигравших, отметив тех, кто выиграл. Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть и являются составной частью занятия, а в раннем возрасте – основной формой организации учебного процесса [57].
В современной педагогической практике дошкольного воспитания роль взрослого в дидактической игре обычно крайне сужена. Она сводится к тому, что педагог объясняет игру и руководит её ходом, не участвуя в ней сам. Критерием хорошей дидактической игры считается самостоятельность детей. Однако задача взрослого состоит не только в том, чтобы донести до детей правило действия и контролировать его выполнение, но и в том, чтобы сделать его увлекательным, субъективно значимым, осмысленным. А это возможно только при непосредственном участии взрослого в игре. Специфика участия взрослого в игре с правилом и важнейшее условие её развивающего эффекта состоит в совмещении двух ролей – участника и организатора игры. В роли участника взрослый мотивирует игровые действия детей, задаёт субъективную значимость правила. В роли организатора он вводит правило в жизнь ребёнка, помогает соблюдать принятые правила действия. Эти роли в сущности своей различны и даже противоположны: одна предполагает эмоциональную включенность в игру, совпадение с позицией ребёнка, погруженность в игровую ситуацию, другая, напротив – отстранённость, анализ и контроль действий детей, удержание позиции старшего, учителя. Но только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли и произвольность в их единстве. И та, и другая роль в отдельности не может обеспечить развивающего эффекта [31].
Таким образом, игра становится средством развития произвольности дошкольника лишь в том случае, если взрослый является одновременно и участником, и организатором игры [19].
Играя, ребенку предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда. Ни в коем случае не следует форсировать выполнение работы, упрекать детей в том, что они чего-либо не умеют. Важно не только чему-то научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение [12].
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Игровой метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков, умений, на формирование умственной способности, поведения и личностных качеств [12]. Существуют различные классификации методов обучения: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов [12]. Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника [12].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и средн. педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 2-е издание, стереотип. М. : Академия, 2020. 160 с.
2. Виноградова, Н.А. Дидактическиеигры для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. М. : Айрис-пресс, 2019. 128 с.
3. Волкова, Л.С. Логопедия: учеб.для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова. М. :Владос, 2009. 703 с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. С.Пб. : Детство-Пресс, 2007. 480 с.
5. Екжанова Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. - М.: КАРО, 2013. - 336 с.
6. Екжанова Е.А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых). - М.: Логос, 2014. - 96 с
7. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2013. - 272 с.
8. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2016.
9. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Екатеринбург: 1999. 306 с.
10. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб.-метод. пособие / Н.С. Жукова. М. : Соц.-полит. журн., 1994. 96 с.
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 3-е изд., исправ. и доп. М. : Академия, 2001. 416 с.
12. Коноваленко, С.В. Профилактика и коррекция нарушений чтения, письма и счета в играх [Текст] / С. В. Коноваленко // Дошкольная педагогика. — 2015. — №3. — С. 13-16.
13. Короткова, А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова // Логопедия №1. 2004. С. 26-27.
14. Короткова, Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников / Н.А. Короткова // Ребёнок в детском саду. 2006. №4. С. 79-87.
15. Кукушкин, И.И. Классификации нарушений развития детей в структуре виртуального каталога исследований [Текст] / И. И. Кукушкин // Дефектология. — 2015. — №1. — С. 32-41.
16. Кулганов, В.А. Ошибки воспитания и невротизация детей [Текст] / В. А. Кулганов // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 54-57.
17. Кучмезова, Н.В. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ [Текст]: методические рекомендации / Н.В. Кучмезова, И.А. Лигостаева. – М.: Сфера, 2015. – 64 с. – (Библиотека логопеда).
18. Лосев, П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / П.Н. Лосев. М. : ТЦ. Сфера, 2005. 112 с.
19. Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб университета , 2013. - 52 с.
20. Менджерицкая Д.В. Роль игры в знакомстве детей с окружающей жизнью // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 23-25.
21. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.В. Короткова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 245 с.
22. Нартова, И. Развиваем мелкую моторику [Текст] / И. Нартова // Дошкольное воспитание. — 2015. — №4. — С. 83-86.
23. Нищева, Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общм недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нишева. С.Пб. : Детство-пресс, 2015. 16 с.
24. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева, И.А. Смирновой – 2-е изд., испр. и доп. С.Пб. : Детство-пресс, 2006. 47с.
25. Петрова, Е. В. Формирование коммуникативной компетенции у детей с задержкой психического развития. - М.: Школьная Книга, 2012. - 320с.
26. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка: учеб. пособие / С.В. Плотникова. М.: ФЛИНТА, Наука. 2018. 129с.
27. Поддьяков, Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. - СПБ: Речь, 2013. - 144 с.
28. Пономарева, Т.И. Формы работы с детьми на дошкольном логопедическом пункте. Логопедическая сказка-спектакль «Приключения поросят» [Текст] / Т. И. Пономарева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №5. — С. 53-54.
29. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. - М.: Академия, 2013. - 284 с.
30. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.
31. Развитие, воспитание и обучение школьников с задержкой психического развития: Хрестоматия / Авт.-сост. Л.Б. Баряева и др. - СПб.: Речь, 2010. - 338 с.
32. Разумова, Л. И. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Л.И. Разумова. - М.: АРКТИ, 2015.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. -468 С.
34. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах. - М.: Академия Развития, 2013. - 416 с.
35. Рыжова О.С. Наглядное моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // В сборнике: исследования молодых ученых: психолого-медико-педагогические проблемы современного образования. Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции. - 2017. - С. 122-126.
36. Сафронова, Е.М. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и в норме: общее и различное [Текст] / Е. М. Сафронова // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 6-11.
37. Серебренникова, М.В. Развитие образного строя речи детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Серебренникова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 44-48.
38. Сингаевская О.В. Развитие связной речи дошкольников / О.В. Сингаевская, А.В.Соболева // Практ. психолог и логопед в шк. и ДОУ. - 2016. - № 2. - С. 17-22.
39. Смирнова Е., Гударева О., Современные дети: особенности игры и психологического развития. //Дошкольное воспитание. - 2019.- №10 .- С. 63-71.
40. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебн. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности дошк. образование / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2015.
41. Сорокина, Н. А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями. - М.: Владос, 2013. - 116 с.
42. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: МОДЭК,2014. - 224 с.
43. Стародубцева, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубцева. М. : Академия, 2017. 256 с.
44. Тенкачева Т.Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста // Специальное образование. – 2014. – № 1. – С. 68–78.
45. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2019. - 159 с.
46. Тихонова Г.А. Занятия по обогащению словаря, формированию лексико–грамматических категорий и навыков связной речи // Логопед в детском саду. – 2019. – № 6–7. – С. 76–81.
47. Триггер,Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой
48. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 5-е изд., стереотип. М. : Академия, 2001. 336 с.
49. Ушакова, О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста / О.С Ушакова // Детский сад от А до Я. 2015. №2. С. 9.
50. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 5-е издание. М. : Айрис-пресс, 2008. 213с.
51. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М. : Просвещение, 1989. 223 с.
52. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: в 2 ч. Ч. 1: Первый год обучения (старшая группа) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М. : Альфа, 1993. 103с.
53. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 1. Первый год обучения (старшая группа) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М. : Альфа, 1993. 103 с.
54. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М. : Гном-Пресс, 1999. 80 с.
55. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учебное пособие / С.Н. Цейтлин. М. : ВЛАДОС, 2000. 240 с.
56. Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. М. : Просвещение, 2014. 206с.
57. Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А. Зимина. М. : Академия, 2003. 240с.
58. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. М. : Просвещение, 1999. 300с.