Фрагмент для ознакомления
2
Другие вопросы в области физического воспитания (наряду с прикладными научными исследованиями в области спорта) занимают менее 7%. Таким образом, было установлено, что бюджетные расходы на развитие физической культуры и спорта увеличиваются, в течение исследуемого периода происходит перераспределение финансирования в пользу физической культуры, прикладные исследования в области физической культуры и спорта традиционно финансируются на минимальном уровне, а диверсификация в пользу частных инвестиций протекает крайне медленно.
Основным механизмом финансирования массового спорта в Российской Федерации являются государственные и муниципальные программы. Программно-ориентированный подход на сегодняшний день является одной из наиболее эффективных технологий распределения бюджетных средств [3, 4]. Преимущества программного подхода в государственном и муниципальном управлении сферой спорта заключаются в следующем:
- целенаправленность в распределении ресурсов и повышение эффективности их использования для решения конкретных задач;
- гибкость программы как документа для планирования деятельности и ресурсов, возможность корректировки деятельности и ресурсов в зависимости от внешних и внутренних условий неопределенности;
- большая социальная направленность планирования, которая подразумевает приоритетный учет интересов человека и общества, ориентацию планов на удовлетворение их потребностей .
Тем не менее, государственные и муниципальные программы, проводимые в Российской Федерации, имеют ряд недостатков, которые снижают их эффективность в управлении массовым спортом. В частности, наиболее насущными являются следующие проблемы:
- планирование, ориентированное на программу, в основном предназначено для улучшения существующих систем управления, а не для решения новых проблем;
- финансирование программ основано не на поставленных целях и запланированных результатах, а на остаточном принципе, основанном на наличии бюджетных средств, что полностью нарушает принцип программно-ориентированного подхода;
- программы практически не включают внебюджетные источники финансирования спорта;
- не существует адекватных методов расчета экономичности программ;
- низкая эффективность при разработке программ, требующих быстрых решений.
В результате основные мероприятия и проекты по развитию широкого спорта остаются недофинансированными. Программы не достигают запланированных результатов. Для российской экономики финансирование спорта, в том числе массового спорта, еще не является приоритетом. В этих условиях основными механизмами активизации массового спорта являются деятельность местных органов власти по пропаганде здорового образа жизни и организации массовых спортивных мероприятий, а также активизация внебюджетных источников финансирования. Анализ систем управления спортом в разных странах позволяет нам вносить определенные предложения:
1) на юридическом уровне необходимо предоставлять налоговые льготы организациям и компаниям, которые финансируют и развивают массовые виды спорта на местах, а также инвестировать свои средства в организацию массовых спортивных мероприятий;
2) необходимо усовершенствовать механизмы организации массовых спортивных мероприятий, чтобы повысить их значимость и обеспечить более широкое освещение в средствах массовой информации; в то же время необходимо сосредоточиться на массовом характере мероприятия, а не на выявлении сильнейших;
3) необходимо разработать новые подходы для стимулирования населения к участию в массовых мероприятиях, в том числе путем публикации соответствующих атрибутов, наградных продуктов и подарков; сотрудники и студенты, которые систематически посещают спортивные мероприятия, должны предоставлять финансовые стимулы и компенсировать затраты на подготовку к соревнованиям .
Рациональное целевое использование выделенных государством денежных средств и комплексное решение проблем массового спорта позволит обеспечить его устойчивое развитие. Интеграция зарубежного и российского опыта в государственной поддержке массового спорта должна проводиться с учетом научно обоснованных рекомендаций в экономике, финансах, потребительском поведении.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. // Российская газета. 2007. № 4539. 8 дек.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях»
3. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (с изменениями на 16.10.2020)
4. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года // Собрание законодательства Российской Федерации, сборник № 33 от 17.08.2009, ст. № 4110.
5. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года»
6. Агаев Р.А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как нормативно-правовая основа физического воспитания студенческой молодежи / Р.А. Агаев, А.П. Смирнов, Ш.А. Керимов, Н.В. Щеголева // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 2018. - С. 477-480.
7. Агаев Р.А. Информационно-правовое обеспечение процесса реализации концепции развития студенческого спорта в условиях вуза / Р.А. Агаев, Н.В. Щеголева, Ш.А. Керимов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2018. - Т. 13. - № 2. - С. 551-558.
8. Аганов С.С. Экспериментальные исследования технологических основ развития физической культуры у обучающихся в вузах ГПС МЧС России / С.С. Аганов, Ш.А.О. Керимов // Монография. Санкт-Петербург, 2020. – 148 с.
9. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности российских футбольных клубов / А. А. Алиев, О. В. Литвишко, А. И. Юсифова, А. А. Фатеева // Вестник университета. – 2021. – № 5. – С. 85-92. – DOI 10.26425/1816-4277-2021-5-85-92.
10. Бобровский Е.А. Влияние профессионального спорта на популяризацию футбола в России // Региональный вестник. – 2019. – № 23 (38). – С. 50–52.
11. Болозин А.А. Массовый спорт и его значение для современной российской молодежи // Гуманитарий Юга России. 2018. Том. 7. № 2. С. 54-60.
12. Бородина Ж.Н., Гильметдинова, З.М. Проблемы правового регулирования профессионального спорта // Евразийский юридический журнал. – 2019. – № 2 (129). – С. 147–150
13. Воронина В.Т., Корогодина Е.А., Корчагина Н.Л. Спонсорские и телевизионные контракты как способ заработка в профессиональном спорте // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т. 9. – № 1 (30). – С. 126–128
14. Головинова И. Ю. Финансирование студенческого спорта в США и расходы на подготовку молодых спортсменов / И. Ю. Головинова, В. С. Николаева // Наука-2020. – 2020. – № 5(41). – С. 147-151.
15. Дмитриев Г.Г. Современные тенденции в профессиональной и физической подготовке военнослужащих вооружённых сил Норвегии (по материалам зарубежной и отечественной печати) / Г.Г. Дмитриев, И.В. Корчагин, Ш.А. Керимов, О.И. Белоус // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 2018. - С. 331-335.
16. Ефремова А. Г. Особенности финансирования физической культуры и спорта в России и за рубежом / А. Г. Ефремова, А. А. Набоких // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 6. – С. 174-181.
17. Заболотских, Л. Ю. Альтернативные источники финансирования спортивной деятельности / Л. Ю. Заболотских, Г. А. Андросова // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2020. – № 4(29). – С. 48-50.
18. Карлина А.А., Устина Н. А. Совершенствование процесса разработки и реализации муниципальных программ как механизма стратегического управления социально-экономическим развитием // Вестник современных исследований. - 2018. - № 7 (22). - С. 442-447
19. Карлина А.А., Сескутова И.А. Проблемы повышения эффективности реализации государственной политики в сфере культуры на региональном и местном уровнях // Вестник Международного института рынка. - 2017. - № 2. - С. 103-108.
20. Карпенко Л.А. Методика занятий художественной гимнастикой спортивно-массового направления с девочками 6-9 лет / Л.А. Карпенко, Ю.Р. Нигматулина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 4 (158). – С. 126-130.
21. Карпенко Л.А. Спортивно-массовое направление в развитии современной художественной гимнастике / Л.А. Карпенко, Ю.Р. Нигматулина // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 2. – С. 42- 44.
22. Керимов Ш.А. Исторические предпосылки создания Международного совета военного спорта и основные направления его деятельности / Ш.А. Керимов, Г.Н. Блахин, В.В. Рябчук // В сборнике: Физическая культура и спорт в профессиональном образовании. Межвузовский сборник научнометодических работ под редакцией действительных членов Петровской академии наук и искусств. Санкт-Петербург, 2017. - С. 64-68
23. Кирьянова Л.А., Морозова Л.В. Эффективность правового регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта в России // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2019. – Т. 10. – № 5 (42). – С. 73–76.
24. Кожин В.В., Горшкова С.В. Трансформация неформальных норм спорта высших достижений в субинститут «профессиональный спорт» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – № 2. – С. 67–70.
25. Куванов В.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа / Е.Н. Коростелев // Теория и практика физической культуры: Ежемесячный научнотеоретический журнал. / под ред. Л. Лубышевой. – М.: 05, 2017. – 21-22 с
26. Мазурина А.В., Алпацкая, Е.В., Лихачев, О.Е. К проблеме подготовки специалистов в условиях глобализации и коммерциализации профессионального спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 12 (178). – С. 175–180.
27. Михайленко, Н.О. Занятия физической культурой со студентами в условиях пандемии / Н.О. Михайленко, А.А. Скороходов, Я.А. Кульков // Научные исследования и инновации : сб. ст. V междунар. научно-практ. конф. (Саратов, 10 апреля 2021 г.). – Саратов : Изд-во НОО «Цифровая наука», 2021. – С. 346-352.
28. Моха А.А. Особенности организации физкультурно-спортивной деятельности детей и подростков / А.А. Моха, Л.В. Шамрай, А.Х. Юсупов, А.А. Скороходов // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта. Межвузовский сборник научнометодических работ. Санкт-Петербург, 2020. – С. 168-169.
29. Намазов А.К., Газиева И.С. Массовый спорт за рубежом // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2016. - № 11 (1). - С. 433-437.
30. Нигматулина Ю.Р. Методика занятий художественной гимнастикой спортивно-массового направления с девочками 6-9 лет : дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.04 / Нигматулина Юлия Рамильевна; НГУ им. П.Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург, 2018. – 222 с. 1
31. Нигматулина Ю.Р. Современное состояние художественной гимнастики спортивно-массового направления / Ю.Р. Нигматулина // Совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в условиях современного вуза : материалы I всерос. конф. с междунар. участием (Белгород, 2-3 апреля 2012 г.). – Белгород : Изд-во Издательский дом «Белгород», 2012 – С. 337-339.
32. Опалев М.А. Государственное регулирование в сфере физкультуры и спорта: основные проблемы и тенденции // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. – Серия: Политология и социология. – 2019. – № 1. – С. 89–94.
33. Опалев М.А., Гаджиев Д.М., Мостовая Н.В., Болгов А.Н. Анализ реализации государственной программы Волгоградской области «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области // Культура физическая и здоровье. – 2020. – № 1 (73). – С. 25–28
34. Перькова Е.Ю. Анализ динамики и структуры источников финансирования физической культуры и спорта в России // Наука и практика регионов. - 2019. - № 2 (15). - С. 31-35.
35. Платонов В. Организационно-управленческие модели подготовки спортсменов высокой квалификации в условиях политизации и коммерциализации олимпийского спорта / В. Платонов, Т. Есентаев // Наука в олимп. спорте. – 2015. – № 2. – С. 19–26.
36. Репкин С. Б. Организационно-экономическая модель спорта в Китае / С. Б. Репкин // Вестн. Белорус. гос. эконом. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 119–125
37. Скороходов А.А. Инновационные формы обучения физической культуре, спорту и туризму в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого / А.А. Скороходов, П.Е. Шувалов, М.И. Бибинова // Актуальные проблемы физической культуры студентов медицинских вузов. 2021. С. 371-375.
38. Степыко Д.Г., Грачева, Д.В., Александров, Д.С., Фарзалиев, Д.А., Голова, А.А. Диверсификация финансирования профессионального спорта в России (на примере футбола) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 2 (180). – С. 375–381.
39. Сущенко В.П. Возможности реализации опыта международного военно-спортивного сотрудничества в системе профессиональной подготовки специалистов / В.П. Сущенко, Ш.А. Керимов, С.С. Аганов // В сборнике: Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта. межвузовский сборник научно-методических работ. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Санкт-Петербург, 2020. - С. 273-276.
40. Сущенко В.П. Организация физической подготовки рядового и сержантского состава Вооруженных СИЛ США / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, Ш.А. Керимов // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 2018. - С. 443-447.
41. Федорченко Н.В. Фандрайзинг, как источник формирования бюджетов спортивных организаций // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 7-8 июня 2018 г.) / под общ. ред. Г.Н. Голубевой. – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2018. – С.143-145
42. Чернобровкина Е. Б. Особенности финансирования физической культуры и спорта в России и за рубежом / Е. Б. Чернобровкина // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – № 7(59). – С. 63-70.
43. Штерц А. В. Российский футбол как аллюзия на отечественную экономику // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края. – 2018. – № 10. – С. 207–215
44. Щеголев В.А. Основные направления изучения и обобщения опыта Международного военноспортивного сотрудничества / В.А. Щеголев, И.В. Корчагин, Ш.А. Керимов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2017. - Т. 12. - № 1. - С. 439-442.
45. Chaker A.-N. Bonne gouvernance dans le sport. Une etude europeenne [Эффективное управление в спорте. Исследование европейского опыта]. — Strasbourg: Editions du Conseil de l’Europe, 2004.
46. Hallmann K., Petry K. Comparative Sport Development: Systems, Participation and Public Policy. Springer Science & Business Media, 2013.
47. Plumley D., Wilson R., Ramchandani G. Towards a model for measuring holistic performance in professional football clubs // Soccer and Society. – 2017. – V. 18, No. 1. – Pp. 16–29
48. Левченко Г. Н., Зайцев О. С., Гарцев А. В. Алгоритм реализации финансирования проектов в сфере спорта // Актуальные исследования. 2020. №15 (18). С. 97-101. URL: https://apni.ru/article/1097-algoritm-realizatsii-finansirovaniya-proektov
49. Howe Jeff (June 2006). The Rise of Crowdsourcing. Wired. – [Electronic resource]. – URL: http://www.wired.com/wired/archive/ 14.06/crowds.html
50. Ingold D. Money for Medals: Inside the Performance-Driven Funding of U.S. Olympic Teams / D. Ingold, E. Novy-Williams // Bloomberg. – 2016. – August 5.
51. Kwak D. H. Sport in Korea: History, development, management / D. H. Kwak, Y. J. Ko, I. Kang, M. Rosentraub. – Routledge, 2017. – 266 р
52. Reconnaissance du caractère de haut niveau d’une discipline: elaboration du projet de Performance Fédéral 2017/2020. – Paris: Ministere de la ville, de la jeunesse et des sports, Secretariat d’etat aux sports, 2015. – 18 р
53. The JOC activities 2016. – Tokyo: Japanese Olympic Committee, 2017. – 20 p
54. United States Olympic Committee: annual report. – Colorado Springs: USOC, 2015. – 17 р.
55. Xiaoqian H. An analysis of Chinese olympic and elite sport policy discourse in the post-Beijing 2008 Olympic Games era / H. Xiaoqian. – Loughborough University Institutional Repository, 2015. – 442 р.
56. Заседание Совета по развитию физической культуры и спорта [Электронный ресурс]. Открытый доступ URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64162
57. Сравнительный анализ системы управления сферой физической культуры и спорта в Российской Федерации и за рубежом. URL: https://www.imi-samara.ru/wp-content/uploads/2019/04/Симашенков_Буков_97-102.pdf