Фрагмент для ознакомления
2
Для становления позитивного отношения к ценностям необходим опыт их эмоционального переживания и рефлексия. Рефлексия помогает вспомнить, выявить, осознать, ведь без механизмов познания человек не может определить и присвоить знания, которые в последствии станут ценностными, которые будут выражаться в ценностных ориентациях, качествах, чувствах, основанных на эмоциональном переживании.
Для педагогов значимость рефлексии важна и интересна, поскольку она осуществляется на стыке психологии и педагогики. Когда на занятии по курсу ставится проблема, задается проблемный фон через зрительные образы, выразительное изложение материала, обязательно возникает обратная связь. И начинается диалог, совместное обсуждение ситуации. Нравственная беседа, диалог, дискуссия, диспуты, деловая игра – это всегда личностный контакт, личностное общение между собеседниками в основе которого лежит событие, сопереживание, сотворчество, взаимопонимание, открытость и доверие.
Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, в то время как в дискуссионном обучении – 75 %, а в деловой игре – около 90 %.
Важными методами по воспитанию ценностного отношению к здоровью остаются следующие методы. Метод убеждения, который реализуется через проблемно-ценностное общение, направленное на формирование мировоззрения, системы нравственных качеств, изменение взглядов, мнений, оценок, установок. Существенным и необходимым в этом методе имеет практика показательного примера (исторические факты, статистика, житие святых и т. д.).
Метод упражнения позволяет учащимся накапливать опыт правильного поведения, самостоятельность в решении задач, развивать положительные привычки. Он предполагает разбор поведенческих ситуаций.
Метод примера предполагает воздействие на сознательное поведение учащихся системой положительных примеров для формирования духовно – нравственного идеала, который в дальнейшем может послужить стимулом и средством для самовоспитания и самосовершенствования. Пример может быть как положительный так и отрицательный. Позитивный пример, наполненный идейным содержанием, – это качественно – образцовые действия, поступки (возможно, вся жизнь человека), личностные качества людей, приемы и способы духовно – нравственного совершенствования. Следующий метод – метод нравственной беседы – яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.
Метод разъяснения применяется для работы с конкретной группой или отдельным человеком, которые требуют более усиленной аргументации в формировании ценностных установок.
Если с младшими школьниками достаточно сказать: «Поступать нужно так», или «Все так делают», то при работе со школьниками необходимы разъяснения, почему важно и необходимо делать так и не иначе. В некоторых случаях со старшими подростками полезны предостережения и наставления, обращающие внимание на недостатки или вредное влияние некоторых предметов, явлений и действий.
Педагог, организовывая познавательную деятельность на основе проблемно-ценностного общения во внеурочной деятельности, должен помнить, что свою целостность личность обретает только в поступках, в деятельности. Самостоятельное ценностно-ориентированное действие является важнейшим критерием личностного роста человека. Этому способствуют выполнение исследовательских проектов, например, по теме: «Ценностное отношение к здоровому образу жизни» и выход с результатами проектной деятельности в пространство школы и в иные учреждения, например, учреждения культуры и спорта.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. – Т.1. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980.
2. Асипова, Н. А. Формирование ценностного отношения к здоровью как основная задача школьного и семейного воспитания / Н.А. Асипова, Г.Т. Карабалаева // Известия Кыргызской академии образования. – 2014. – № 2(30). – С. 18-21.
3. Баранов, A.A. Основные направления укрепления здоровья детей / А.А.Баранов // Магистр. – 2009. – № 3. – С. 24 – 29
4. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: ЧИППКРО, 2014.
5. Батчаева, К.Х.Д. Формирование ценностного отношения к здоровью у старшеклассников в условиях образовательной школы / К.Х.Д. Батчаева // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2(51). – С. 123-125
6. Бачинин, И.В. Формирование ценностного отношения к здоровью у обучающихся в процессе духовно-нравственного воспитания / И.В. Бачинин, Е.Н. Бородина, С. Т. Погорелов // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 3. – С. 105-114
7. Березовская Р.А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник СПбГУ. – 2011. - №. 1. - С. 221-226.
8. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн; под ред. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1990
9. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: МГУ,1990. – с. 27
10. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007
11. Бурцев В.А. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности / В.А.Бурцев., Е.В. Бурцева., С.С. Русакова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. – С. 186
12. Бурцев В.А. Инновационные технологии личностно-ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного вида спорта / В.А. Бурцев., Г.Л.Драндров., Е.В.Бурцева. // В сборнике: Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2013. – С. 81-84
13. Вайнер, Э.Н. Основы демографического воспитания школьников: беседы классного руководителя / Э.Н. Вайнер // Здоровье детей. – 2007. – №1. – С. 14–20
14. Варфоломеева, Т.В. Социологическое исследование отношения подростков к здоровому образу жизни / Т.В. Варфаломеева, Н.С. Алпатова, Д.В. Мазуренко // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. – С. 20–29
15. Васильева Ю.С. Формирование ценностного отношения к природе и здоровью у обучающихся 5-х классов во внеурочной деятельности / Ю.С.Васильева., И.Д .Борченко.// В сборнике: Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы XVII Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 153-158.
16. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ.ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990
17. Вершинина, И.В. Становление и развитие ценностного отношения к здоровью у старшеклассников средней общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Вершинина. – М., 2006.
18. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2017.
19. Даниленко, О.И. Душевное здоровье и культура. Психология здоровья: учебник для вузов / О.И. Даниленко; под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 2016
20. Делор, Ж. Здоровье: скрытое сокровище / Ж. Делор. – Белград: Изд-во ЮНЕСКО, 2016
21. Демочко, С. В. Популяризация здорового образа жизни в образовательных учреждениях [Текст] / С. В. Демочко // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – № 30. – С. 90-92.
22. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебно-методическое пособие [Текст] / В. А. Деркунская – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 84 с.
23. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2006
24. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. – М.: URSS, 2010
25. Дудченко, З. Ф. Проблема понимания здорового образа жизни [Текст] / З. Ф. Дудченко // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2016. – № 1. – С. 52-54.
26. Елизарова И. С. Организация внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов: проблемы и подходы / И. С. Елизарова // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 4.
27. Жерякова, С. В. Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века [Текст] / С. В. Жерякова // Молодой ученый. – 2015. – № 5. – С. 462-467.
28. Жуковин, И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы [Текст] / И. Ю. Жуковин // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. – Красноярск: РИО КГПУ, 1999. – 187 с.
29. Загуменных М.А. Гафнер В.В. Культура безопасности: содержание, понятие и вопросы формирования. Грани педагогики безопасности: материалы всероссийской научной студенческой конференции с международным участием, Екатеринбург, 11 декабря 2015 г. / сост. и ред. В. В. Гафнер, А. Н. Павлова; ФГБОУ ВО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2015.
30. Закон Российской Федерации "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования" от 17.12.2010. № 1897 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
31. Закон Российской Федерации "Федеральный закон об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2012
32. Зинченко, В.П. Психологические основы здоровья / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2012
33. Каган, М.С. Философская теория ценности. – СПб.: Петрополис, 1997
34. Казначеев, В.П. Здоровье нации, просвещение, образование / В.П. Казначеев. – М.: Кострома: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов. КГПУ, 2006.
35. Калью, П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация / П.И. Калью. – М., 1988
36. Колесов, Д.В. Педагогика как фактор здоровья / Д.В. Колесов // Известия Российской академии образования. – 2001. – № 1
37. Котова, И.Б. Опыт формирования ценностного отношения к здоровью у старших школьников / И.Б. Котова, Е.Н. Сухомлинова // Гуманизация образования. – 2012. – № 2. – С. 36-42
38. Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи "Письмо о внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" от 14.12.2015 № 09- 3564
39. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1995
40. Парсонс Т. Человек в современном мире / Т. Парсонс / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1985.
41. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. Питер, 2006.
42. Равен, Дж. Валеологическая компетентность в современном обществе / Дж. Равен. – М.: Когито-центр, 2018. – с. 14
43. Ротенберг, В. С. Мозг. Обучение. Здоровье / В.С. Ротенберг, C.М. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1989
44. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А. Ядова. – Л.: Наука, 1979.
45. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. Официальный сайт. – Режим доступа: http://government.ru/docs/all/102075
46. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. -М.: ИНФРА-М, 1997
47. Шмойлова Н.А. Ценностное отношение к здоровью и самоактуализация личности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2007. – № 3. – С. 50-69.
48. Яталова, П. Д. Сборник диагностических материалов: / П. Д. Яталова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 342 с.